Перед Новым годом российский министр просвещения Ольга Васильева подвела итоги реализации национального проекта «Образование». Если верить словам чиновника, то за прошедший год многого удалось добиться и многое удалось сделать. Однако при наложении высказываний министра на реальную картину возникает множество вопросов, о чем успело заявить уже множество экспертов в области образования.
При комментировании последних результатов исследования функциональной грамотности школьников PISA Васильева заявила, что российская школа успешно движется вперед. А если обратиться к результатам исследования, то можно заметить, что рейтинг российских школьников существенно упал в области естественных наук, математики, чтения. В частности, Россия в рейтинге опустилась на 4-й десяток.
Данные PISA свидетельствуют и о том, что российские ученики практически не способны применять полученные знания на практике, в том числе даже для решения элементарных бытовых задач, например, при расчете суммы для оплаты счетов за электроэнергию.
Также наблюдается яркое противоречие подходов в школьном образовании с требованиями современной экономики, которая ждет от специалистов, что они сами будут способны искать информацию в различных источниках, анализировать ее и сопоставлять. А для этого ученики не должны заучивать наизусть тексты из учебников, им необходимо самостоятельно искать нужную информацию. В России же в новом Федеральном государственном образовательном стандарте достаточно жестко и четко определен перечень тем, которые должны изучать учащиеся школ, а также закреплен перечень учебников, которые можно использовать в школе.
Цель принятых решений – максимально стандартизировать учебный процесс, поэтому при переходе из одной школы в другую ученики смогут спокойно продолжить учебный процесс.
Критике подвергается и стремление втиснуть в образовательный стандарт как можно больше новых научных знаний, в результате чего существенно увеличивается учебная нагрузка на детей. Однако министр просвещения не видит проблему и удивляется, почему «ученикам начальной школы приходится тратить 3-6 часов для выполнения домашней работы».
Отмечается и тенденция откинуть школу назад в плане воспитания духовно-нравственных ценностей. Эксперты обращают внимание, что очень много параллелей можно провести с Советским Союзом, только немного сменились лозунги. Особенно странно слышать от министра просвещения фразу, что «российская культура зиждется на христианстве», ведь Россия – многоконфессиональная и многонациональная страна.
В итоге выступление О. Васильевой очень грамотно прокомментировал профессор МГУ, академик РАО А. Асмолов, который сказал, что «выступление министра просвещения – это отчет хозяйственника, за которым невозможно увидеть образовательную политику. О. Васильева забывает, что основная задача школы – развитие личности ребенка, его индивидуальности и создание условий для его самореализации».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.