Российская научная педагогика: куда движется наука?
Оценка 4.7

Российская научная педагогика: куда движется наука?

Оценка 4.7
10.12.2021
Российская научная педагогика: куда движется наука?

Широкая российская общественность традиционно считает, что педагогика не является чистой наукой, несмотря на наличие всех нужных атрибутов: научных журналов, кафедр в университетах и научно-исследовательских институтах, научных степеней.

Причина этого кроется в том, что педагогика очень тесно связана с социально-философскими доктринами и политикой. По этой причине в различные исторические эпохи каждая власть формировала свой заказ к педагогике, а все педагоги всегда очень сильно зависели от власти и боялись ее.

В России, вне зависимости от исторической эпохи, педагогика всегда оставалась государственной наукой, которая при этом была достаточно сильно изолирована от мировой педагогики. Особенно это касается советского периода, когда педагогика была неотъемлемой частью пропаганды.

В Соединенных Штатах, например, ситуация с педагогикой обстоит совершенно по-другому. Здесь педагогика является уважаемой наукой и по своей значимости нисколько не уступает математике или физике. Ученые-педагоги проводят множество исследований и экспериментов, которые затем активно изучаются научным сообществом со всего мира.

Одним из самых значимых экспериментов в мировой педагогике является эксперимент 1956 года, проведенный под руководством Бенджамина Блума. В нем участвовало несколько тысяч школьников и студентов, цель – анализ различных дидактических вопросов и задач, в результате чего была определена таксономия педагогических целей. Другими словами, ученым удалось выстроить иерархию дидактических целей, которыми руководствуется педагог, когда формулирует какой-либо вопрос учащимся.

По итогам эксперимента удалось выяснить, что цели образуют пирамиду, которая включает в себя 6 уровней:

  •       Самый нижний уровень – знания. Задания и вопросы для этого уровня носят эрудиционный характер, то есть для ответа учащемуся надо обладать конкретными знаниями. Например, «Когда произошло Бородинское сражение?», «Чем питаются коровы?», «В какое море впадает Дон?».
  •       Далее идет уровень «понимания», который базируется на знаниях. Учащийся, который достиг этого уровня, должен уметь пересказывать и объяснять информацию своими словами.
  •       Уровень «применения». Он основывается на понимании и предполагает применение знаний для решения каких-либо задач. Примером таких задач могут быть следующий вопрос: «Почему тяжелый корабль из стали плавает, а металлический болт тонет в воде?».

Эти три уровня считаются мышлением низкого уровня, так как предполагают исполнительское и нетворческое мышление. Далее идут уровни, которые уже предполагают более высокое развитие мышления:

  •       Уровень анализа, который основывается на применении. Ученики, освоившие этот уровень, будут способны выделить в новой для себя системе ключевые ее элементы, а также смогут установить связи между ними. Например, учащимся может быть предложено по машинному коду определить, какой результат будет получен в результате его исполнения.
  •       Уровень синтеза и творчества, которые базируются на анализе. При достижении этого уровня учащиеся могут создать новую систему на основе разрозненных элементов. К примеру, это может быть какая-либо лабораторная установка, сложная программа, включающая в себя несколько подпрограмм. Сюда же относятся и сочинения, состоящие из нескольких сюжетных линий либо частей-разделов.
  •       Критическая оценка. Это самая верхушка пирамиды, при достижении которой ученики могут дать объективную оценку какому-либо явлению или факту, а также предложить собственные критерии оценки.

И если пятью первыми уровнями большинство людей владеют практически свободно, то критическое мышление – это уже характеристика человека, обладающего высокими компетенциями и являющегося настоящим профессионалом в какой-то области.

Кстати, именно из-за 6-го уровня пирамида Блума была под строгим запретом в советской педагогике, так как все люди жили по принципу «Партия сказала надо!». От людей не требовалось наличие критического мышления, так как надо было исполнять то, что сказала партия. Руководству Советского Союза достаточно было небольшой прослойки творческой интеллигенции, которая весьма эффективно контролировалась через творческие объединения.

К сожалению, многие современные российские педагоги продолжают оставаться в рамках ментальности педагогики 1950-1970-хх гг. и видят своей целью воспитание послушных граждан. Характерной чертой современной российской школы является и смешение педагогических целей, а также всех уровней мышления, при этом про развитие критического мышления у учеников даже никто не задумывается. Многие учителя «просто работают» и не задумываются о целях, которые они ставят перед своими учениками. Российская школа застряла на самом нижнем уровне – она просто дает определенный набор знаний, который ученики даже толком не умеют применять.

И при анализе тенденций, которые происходят в рамках всей системы образования, можно с уверенностью сказать, что основной задачей школы по-прежнему является воспитание правильных граждан, которым не свойственно критическое мышление.