Педагогика сотрудничества С.Л. Соловейчика
Оценка 4.8

Педагогика сотрудничества С.Л. Соловейчика

Оценка 4.8
10.12.2021
Педагогика сотрудничества С.Л. Соловейчика

Симон Соловейчик известен как создатель так называемой педагогики сотрудничества. Его наработки были основаны на трудном детстве и юности, которые пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы. Вопреки общепринятой советской методике, искореняющей "пороки" человека (лень, трусость, слабоволие) и внушающей такие нормы общества, как коллективизм и пренебрежение своими чувствами, он создал свою систему. Его идеалами были доброта, внутренняя свобода и личные моральные ценности.

С. Соловейчик стал отцом троих детей, автором нескольких книг и сценаристом программы "Час ученичества". В своих трудах он описывал собственный опыт в воспитании сыновей и дочери. При этом современные педагоги отмечают то, насколько сильно его убеждения соответствуют сегодняшним реалиям, в отличие от реалий советских.

Основным моментом в его методике было понятие внутренней свободы, из которой развивались нравственные и умственные черты. Притом педагог не приравнивал свободу ко вседозволенности. По его убеждениям, свобода - это право выйти из рамок и интересоваться вещами вне вещей, и подобное стремление учителя и родители должны поощрять. Свободе нельзя научить, её можно только показать своим примером и хорошим отношением к ребёнку.

Хороший педагог не принуждает детей к чему-либо, не подчиняет его жёсткой дисциплине и не оказывает психологического давления. Интерес ребёнка к учёбе легко загубить постоянными придирками и принижениями. по убеждениям Соловейчика, учёба должна быть развивающей, но не нагружающей - и этот баланс не всегда соблюдается.

В своих трудах педагог развивает идеи западных психоаналитиков и выделяет три основных компонента воспитания: родителей, детей и их взаимоотношения.

Самые маленькие дети нуждаются в том, чтобы родители признавали их потребности и желания. Их вера в то, что в мире царит справедливость, служит им своеобразной защитой от страха. С возрастом они изучают и другие стороны жизни, но в начале им необходим барьер. При этом в дальнейшем не стоит рисовать перед глазами ребёнка идеалистическую картину мира: не все люди в жизни будут относиться к нему доброжелательно, и он должен быть готов к такому повороту событий. Вместо этого стоит научить его верить в лучшее и хранить надежду на то, что он сможет справиться перед трудностями на его пути.

Одна из главных целей воспитания - это подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Это должно происходить постепенно, проходя несколько этапов. Родителям придётся подавить излишнюю тревогу, которая вынуждает их оберегать своих детей от всего плохого. Однако при попадании в сложные ситуации дети учатся справляться с ними. И даже если дети при гостях не ведут себя как образцы для подражания, не стоит их за это винить: чаще всего на людях они всегда ведут себя плохо, таким образом взаимодействуя с окружающими. Это скорее хорошо, чем плохо, и вам нужно это принять.

Вам стоит помнить, что ребёнку не нужно изучать что-то конкретное. Вся наша жизнь - это не занятие одним и тем же делом. Гораздо важнее научиться постоянно развиваться в каких-либо делах, обучаясь чему-то новому. И детская беготня по двору - это тоже развитие, физическое и психическое. С другой стороны, обилие дополнительных секций не способствует многостороннему обучению, хотя и направлено на это. Если вы не видите огня в глазах и искреннего желания продолжать обучение - не стоит подавлять волю ребёнка, иначе он может совершенно потерять интерес к чему бы то ни было. Любознательность - главный показатель счастливого ребёнка, и он важнее, чем успеваемость в школе или беспрекословное послушание.