Процедура аттестации для педагогов
Оценка 5

Процедура аттестации для педагогов

Оценка 5
14.12.2021
Процедура аттестации для педагогов

Аттестация предназначена для того, чтобы определить качество работы педагога, и кроме того - мотивировать его на профессиональное и личностное развитие.

Она бывает двух видов: на соответствие занимаемой должности и для установления квалификационной категории. Рассмотрим оба этих вида подробнее.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Это - обязательная процедура для некоторых категорий работников: например, для учителя, педагога дополнительного образования, воспитателя, логопеда, преподавателя, логопеда, социального педагога и других. Такая аттестация проводится с периодичностью раз в 5 лет. Исключения делаются для работников в декретном отпуске и тех, кто более 4-х месяцев подряд отсутствуют на рабочем месте в связи с болезнью. Для них предусмотрен особый порядок проведения аттестации.

Аттестация происходит поэтапно.

  1. Подготовительный

Это первый этап, в котором происходит формирование аттестационной комиссии. В её состав обычно входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и иногда приглашается представитель от профсоюза. Здесь же составляется вся необходимая документация.

  1. Основной

Это непосредственно заседание комиссии, на которой присутствует сам педагог. Заседание может быть перенесено или проведено без его участия, если испытуемый не может присутствовать по уважительной причине. Популярными формами проведения аттестации являются письменное и устное испытание.

  1. Заключительный

Комиссия вносит результаты прохождения аттестации в протокол. Испытуемый узнает о них после проведения голосования. Если комиссия принимает решение о несоответствие занимаемой должности, работник подлежит увольнению.

Аттестация для установления квалификационной категории

Это необязательная процедура. Педагоги могут проходить её по своему усмотрению и желанию. В ходе аттестация оцениваются профессиональные достижения педагога в его деятельности. Существует нюанс в получении высшей квалификационной категории: к аттестации работник допускается, только если имеет первую квалификационную категорию по этой же должности не менее двух лет до подачи заявления о проведении новой аттестации.

Она также состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный

 Аттестуемый подаёт заявление, где указывает свою квалификационную категорию и даёт характеристику своей педагогической деятельности. Это заявление рассматривается в срок до 30 дней, после чего формируется аттестационная комиссия из компетентных специалистов и представителя профсоюза.

  1. Основной

Комиссия проводит заседание, на которой оценивается деятельность педагога. Чаще всего это происходит в виде собеседования и письменного теста. Здесь педагог может представить все материалы, которые подтверждают результаты его педагогической деятельности.

  1. Заключительный

По итогам аттестации комиссия принимает решение об установлении или отказе в установлении категории. Решение фиксируется в протоколе, а затем, если происходят изменения в квалификации, оно вносится в трудовую книжку педагога.

У работника есть право обжалования результатов, если он считает, что во время проведения аттестации были допущены нарушения. Чтобы это сделать, педагог должен обратиться с заявлением в комиссию по трудовым спорам, которая функционирует при работодателе. Это заявление рассматривается в течение 10 дней. Если полученный результат не устраивает работника, он может направить вынесенное решение в суд. Туда можно обратиться и напрямую, но это нужно сделать в течение 3-х месяцев после того, как педагогу стало известно о выявленных нарушениях при проведении аттестации.