Что вызывает критику у родителей в учебниках по литературному чтению?
Оценка 5

Что вызывает критику у родителей в учебниках по литературному чтению?

Оценка 5
01.01.2022
Что вызывает критику у родителей в учебниках по литературному чтению?

В адрес издательства школьных учебников и самих авторов часто приходят письма от родителей, в которых они критикуют содержание литературных произведений, включенных в учебник. Они также часто просят добавить или убрать какие-то тексты, при этом в большинстве случаев не могут мотивировать свою просьбу.

На претензии таких родителей попыталась ответить Елена Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, автор букваря и учебников по русскому языку и литературному чтению. Учебник Матвеевой по литературному чтению для 1-4 классов имеет гриф Министерства просвещения России и входит в перечень учебников, который рекомендован для применения в общеобразовательных учреждениях.

Матвеева пишет, что многие родители недоверчиво относятся к рассказу В. Драгунского «Что я люблю и чего не люблю». Текст написан в юмористическом стиле, который отлично понимает практически каждый ребенок. Однако некоторые родители думают несколько иначе и предлагают исключить из произведения определенные строчки. В частности, предлагается удалить следующий фрагмент авторского текста: «Чего не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света. Еще не люблю, когда приходят гости, вставать на стул и читать стихи».

Родитель, который написал это письмо, посчитал, что автор недоброжелательно отзывается о профессии стоматолога. По второму моменту, который касается чтения стихов на стульчике, родитель пишет, что здесь автор учит детей не подчиняться взрослым. В результате складывается парадоксальная ситуация: детям рассказ очень нравится, а родители выступают против него. Как считает Е. Матвеева, взрослые просто забыли о своих детских страхах и на текст произведения смотрят исключительно со своей точки зрения.

Однако наибольшее возмущение у родителей вызывает стихотворение Саши Чёрного «Крокодил». При чтении этого стихотворения перед детьми ставится задача попытаться передать оттенки различных настроений, для чего им нужно найти наиболее интересные и ключевые фразы. В результате этого задания дети узнают выражения, носящие оценочный характер, например: «я угрюмый крокодил», «негры сцапали меня», «плачу, плачу целый день и дрожу от злости», «к проклятым сторожам». Конечно, ряд слов в этом стихотворении может показаться неприемлемым, но как считает автор учебника, родители просто слишком серьезно воспринимают текст и даже не пытаются разобраться, почему эти фразы использует поэт.

И как отмечает Е. Матвеева, такой текст позволяет детям узнать разные варианты мировосприятия, а ирония в данном контексте не приводит к ожесточению читателей, а, наоборот, заставляет их сочувствовать и переживать главному герою стихотворения.

Многие родители негативно относятся и к тому, что в учебнике встречаются произведения И. Бунина, А. Ахматовой, рассказ А. Чехова «Ванька», повесть Л. Толстого «Детство». Причина недовольства – произведения слишком трагичны и депрессивны, поэтому способны негативно повлиять на душу ребенка.

Однако все тексты, которые присутствуют в учебниках, подбираются с учетом возраста учеников и их уровня образования. С помощью таких произведений формируется самостоятельность личности, которая способна разбираться в текстах, наполненных духовно-нравственным смыслом.

Родители также забывают, что литература призвана обеспечивать всестороннее духовное развитие ребенка. Она учит его сопереживать героям, понимать глубокие жизненные смыслы, раскрывать скрытый смысл произведений.

По этой причине неслучайно, что и в русской, и зарубежной литературе притча является ведущим жанром, которая в доступной форме способна раскрыть читателю смысл его жизни. Благодаря притчам формируются нравственные идеалы, а в душе ребенка культивируется потребность в совершении добрых поступков.

Е. Матвеева призывает не рассматривать литературу только в качестве развлекательного чтения, ведь она способствует формированию гармоничной личности, способной переживать страданиям других, преодолевать собственные страхи и уметь находить выходы из самых затруднительных ситуаций.