Что ждет российское школьное образование?
Оценка 4.7

Что ждет российское школьное образование?

Оценка 4.7
01.02.2022
Что ждет российское школьное образование?

Российские частные и государственные предприятия и бизнес-компании остро заинтересованы в приходе квалифицированных кадров, поэтому многие организации активно сотрудничают не только с высшими учебными заведениями и школами и готовят кадры исходя из своих интересов.

Некоторые предприятия мыслят более масштабно и предпочитают открывать собственные учебные заведения. Например, Сбербанк полностью содержит Хорошевскую прогимназию в Москве, бизнесмен В. Мошкович открыл школу-пансион «Летово».

И это не единственные примеры, так как ведущие предприятия страны и частные корпорации отлично понимают, что школьное образование – это эффективный социальный лифт, который позволяет талантливой молодежи получить достойное образование и в дальнейшем устроиться на высокооплачиваемую работу.

Однако в школьном образовании имеется множество проблем, о которых активно говорят педагоги, чиновники и родители. Считается, что современная школа значительно отстает от реалий сегодняшнего дня и по многим параметрам уступает западноевропейским учебным заведениям.

В тоже время исследование «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» показало, что по уровню школьного образования Москва занимает 5 место среди самых крупных городов мира. А по достижениям учеников на различных международных предметных олимпиадах российские школьники находятся на 4 месте, впереди только ученики из крупных азиатских городов. В пользу Москвы говорит и тот факт, что образование является общедоступным, а на международную олимпиаду может пробиться ученик из любой школы.

Конечно, ситуация в регионах России складывается по-другому, но это не значит, что столица по своему уровню образования значительно опережает другие российские города.

Приятной тенденцией является и то, что в Москве с каждым годом все больше становится т.н. «топовых школ». Для того чтобы в них попасть, детям предстоит выдержать серьезные испытания, однако в случае поступления существенно повышается вероятность дальнейшей учебы в сильнейших российских вузах.

Кроме того, многие частные школы предлагают талантливым детям стипендии, поэтому обучение в таких заведениях не является только уделом детей из обеспеченных семей. Однако это не означает, что в престижных частных школах действует отбор только по размерам кошелька родителей. Напротив, такие заведения заинтересованы в привлечении талантливых детей, с которыми интересно работать.

Что ждет школу завтра?

Что ожидает российскую школу в кратко- и среднесрочной перспективе, предсказать достаточно сложно, так как какая-то единая правильная модель развития просто отсутствует. Даже наиболее успешные образовательные системы такие, как финская и корейская, кардинально отличаются друг от друга. И если в Южной Корее ученики проводят на уроках свыше 30 часов в неделю и многие из них дополнительно занимаются с репетиторами, то в Финляндии на учебное время отводится не более 25 часов, а дополнительных занятий просто не предусмотрено.

С учетом же стремительного изменения рынка труда одной из основных задач современной школы является необходимость «научить детей учиться», то есть они должны самостоятельно уметь получать нужные им знания.

Можно также утверждать, что будущая реформа школьного образования связана с индивидуализацией образовательных программ, то есть к ученикам будет все активнее применяться персональный подход. Еще один момент – неизбежная массовая цифровизация школы и внедрение в систему обучения компьютерных технологий.

Модернизация средней школы

Важность начальной и старшей школы всем абсолютно понятна, а вот со средними классами (5-7 классы) ситуация не столь однозначная. Как правило, на этот возраст обращается меньше внимания, однако именно в этот период дети должны научиться понимать самих себя и узнать, чего они хотят от образования дальше.

Во многих странах именно в средних классах акцент делается на максимальное развитие детей, закладку фундаментальной базы. Главная задача на этот период – познакомить школьников с максимально возможным количеством направлений человеческой деятельности, чтобы ученики смогли дальше сделать более осознанный выбор.

Одним из способов решения проблемы является введение курсов по выбору. А вот в Финляндии для этого ввели метапредметное обучение, что предполагает изучение какого-то региона с различных точек зрения (истории, природы, географии, знаменитых жителей и т.д.). Также на первом этапе детям можно сначала предлагать ознакомительный курс какого-то предмета, а только потом переходить к его углубленному изучению. Так, во многих западных странах существует дисциплина science (наука), в рамках которой одновременно изучаются основы химии, физики и биологии. И только после этого курса дети переходят к более глубокому изучению интересных им предметам.

Однако проблема заключается в том, что учителям крайне сложно готовить такие курсы, так как от них требуется знание не только своего предмета, но и смежного. По этой причине большинство таких курсов являются авторскими методиками, а их разработкой занимаются педагоги очень высокого уровня.

Конкуренция за талантливыми школьниками

Между ведущими школами существует настоящая конкуренция за рейтинги, финансирование, а главным ресурсом их достижения являются, конечно же, талантливые ученики. Для этого школы стараются как можно раньше перехватить наиболее способных учеников, для чего проводят наборы в классы с углубленным изучением какого-либо предмета, начиная с 7 и даже 6 класса. При этом многие школы начинают готовить детей к профильному обучению уже на стадии начальной школы.

Родители, как и их дети, отчетливо понимают ценность профильного обучения, поэтому только в Москве около 80% учеников 7-11 классов уже обучаются в профильном классе.

Для ученика старших классов выбор профиля является первым шагом к индивидуализации обучения. В дальнейшем персональная траектория обучения может реализовываться за счет многоуровневой подготовки, включающей в себя различные курсы и дополнительные образовательные программы. Этому способствует и действующий госстандарт, который позволяет ученикам 10-11 классов отказаться от изучения определенных предметов. Обязательными остаются только русский язык и иностранный, математика, история, литература, астрономия, ОБЖ, физкультура и один предмет на выбор из естественно-научного направления.

Система курсов по выбору считается одним из самых эффективных инструментов для персонализации образования. Однако одномоментно внедрить такую систему крайне сложно, поэтому ученики в настоящее время вынуждены преимущественно довольствоваться различными кружками и факультативами.

В тоже время в среднесрочной перспективе имеются все возможности и предпосылки для создания эффективной персонализированной системы обучения в старших классах, что, несомненно, положительно отразится на уровне подготовки выпускников школ.