Опыт применения сингапурской системы образования на примере школ Татарстана
Оценка 4.6

Опыт применения сингапурской системы образования на примере школ Татарстана

Оценка 4.6
08.02.2022
Опыт применения сингапурской системы образования на примере школ Татарстана

На протяжении нескольких лет в Республике Татарстан осуществляется эксперимент по использованию сингапурской системы образования. В проекте участвуют сельские школы, расположенные на значительном удалении от городов, а также ряд городских школ, в которых наблюдаются низкие учебные результаты.

Выбор в пользу сингапурской системы был неслучайным. Во-первых, в 2008 году она была признана самой эффективной в мире, а во-вторых, позволяет работать с классами, где учатся более 30 человек. В-третьих, считается, что эта система в наибольшей степени соответствует современным мировым требованиям, которые предъявляются к выпускникам школ.

Кроме того, учащиеся сингапурских школ регулярно занимают первые места на международных олимпиадах по математике и естественным наукам.

Особенности сингапурской системы

Основой системы, на которой базируются занятия в школах Сингапура, является сотрудничество учащихся и их коммуникация. К этому добавляется и строгий алгоритм развития детей, который начинает действовать еще с садика. В детских дошкольных учреждениях малыши активно работают над совместными проектами, их учат обсуждать проекты, задавать вопросы и даже вступать в споры с воспитателями.

Урок в сингапурской школе состоит из различных элементов, по этому принципу его можно сравнить с конструктором «Лего». Если обратиться к российским реалиям, то наиболее близкий термин - «структуры». Всего сингапурские учителя пользуются 250 различными структурами, каждая из них имеет свое название и достаточно жесткие рамки и условия применения. Однако все эти структуры можно объединять между собой в различной последовательности.

Учителя из Татарстана прошли обучение по этой методике непосредственно на территории Сингапура и получили соответствующие сертификаты, поэтому в уровне их квалификации сомневаться не приходится. Сейчас в республике насчитывается уже несколько сотен учителей-методистов и учителей-тьюторов. Как показывают результаты, применение системы позволяет повысить мотивацию учеников, а уроки становятся более увлекательными.

Отказ от плана урока

Это является еще одной особенностью сингапурской школы, в которой учителя не придерживаются конкретного плана. Дело в том, что сингапурская методика предоставляет уже готовый алгоритм действий, необходимо только составить «структуры» в правильной последовательности. Все, что требуется от учителя, - внести в план своего урока номера структуры, которые будут использоваться в определенный момент урока.

При составлении такого плана учителю надо четко представлять, сколько будет длиться по времени каждая структура. Также необходимо подбирать материал таким образом, чтобы ученики на задаваемые вопросы давали максимально короткие ответы. Это связано с тем, что педагогу во время урока надо опросить абсолютно всех учеников, поэтому время ответа каждого ученика не должно превышать 30 секунд. Педагог всегда засекает время ответа, для чего в каждом классе находятся часы с секундной стрелкой.

Система подсказок

Во время урока класс обычно разбивается на несколько групп либо ученики работают в парах. Далее учитель задает какой-то вопрос, а ученики должны сначала ответить сами, а затем помочь своему напарнику или группе. При этом подсказки можно делать только по команде учителя, а хорошую оценку группа получит только, если все ее участники успешно справились с заданием.

Для того чтобы обучение проходило в благоприятной атмосфере, авторы методики предлагают разделять учеников на четыре класса успеваемости. Во время урока их надо рассадить таким образом, чтобы ученики могли помогать друг другу. Например, если в классе 32 человека, то его можно разделить на 4 группы по 8 человек в каждой.

Для каждой группы дается свое задание, а педагог в этом случае выступает в качестве модератора дискуссии. Если проводится урок по математике в начальной школе, то, к примеру, ученики в группе садятся лицом друг к другу. После этого учитель раздает им примеры, каждый решает их самостоятельно, а затем по команде ученики обмениваются листочками и должны проверить правильность решения своего одноклассника.

На других уроках детям для обсуждения может быть предложен какой-нибудь вопрос, затем им дается время для ответа. После этого учитель спрашивает каждого ученика. Затем участники группы должны обсудить ответы друг друга и назвать их сильные и слабые стороны.

Как отмечают педагоги, работающие по сингапурской методике, во время урока всем ученикам приходится думать, отвечать и дополнять друг друга, а для этого надо слушать ответ своего одноклассника. Преимуществом такого подхода является возможность опросить весь класс, кроме того, у детей отлично развивается устная речь.

С помощью этой методики удобно и повторять пройденный материал и выяснять, какой материал школьники усвоили лучше, а какой требуется повторить.

Единственный недостаток сингапурской методики – нумерация детей, то есть на каждом уроке ученику присваивается какой-то номер. Это делается для того, чтобы во время урока было проще управлять учебным процессом. Дело в том, что учитель постоянно должен говорить, что надо сделать первому номеру, что второму, что третьему. На каждом новом уроке детям присваиваются разные номера, поэтому у учеников нет постоянного места в классе, ведь дислокация групп и номеров постоянно меняется, а во время урока ученики постоянно перемещаются по классу.

Однако математическая точность и четкий алгоритм действия способствует тому, что у учеников развивается математический ум, поэтому неслучайно сингапурские школьники регулярно занимают призовые места на олимпиадах по естественным наукам.

Опыт Татарстана по использования сингапурской методики оказался очень интересным. Так, за несколько лет работ по этой методике даже в самых слабых шкодах в 10 раз стало меньше учеников, которые закончили школу без аттестата.

08.02.2022