Математику часто называют одной из самых сложных наук, за что её частенько недолюбливают ученики. Это чаще всего происходит из-за неправильной методики преподавания и ошибок учителя. "Царица наук" прививает умение мыслить, развивает логическое и стратегическое мышление, а кроме того - учит мыслить нестандартно и находить необычные подходы к решению задач. Многие дети, разочаровавшись в своих математических способностях, лишаются возможности развить эти и многие другие навыки. Кроме того, в современном мире становится всё больше профессий и специальностей, которые требуют знания точных наук, в том числе и математики.
Откуда же берётся заниженная математическая самооценка? Об этом говорит Юлия Давыдова, основатель онлайн-школы по математике MindSet, магистр финансов, экс инвестиционный банкир.
Очень распространённым заблуждением сейчас является разделение людей на гуманитариев и технарей, а также сравнение мыслительных способностей людей по половому признаку. Точно так же распространено мнение о разделении функций мозга по полушариям: мол, правое отвечает за логику, а левое - за творчество. Однако учёными доказано, что большинство людей на самом деле - амбидекстры, а мозг - более сложный механизм, чем его принято считать. Каждый может применить возможности своего интеллекта для того, чтобы добиться успеха в различных областях.
Как утверждает Маркус дю Сатой, профессор математики Оксфорда, каждый человек имеет способности к математике. Всё потому, что математика строится на постоянном поиске шаблонов, и если вычисления могут вызывать сложности, то выявление аналогов подвластно каждому.
Очень распространён миф о том, что девочки не имеют способности к точным наукам в общем, и к математике в частности.
Интересен эксперимент, поставленный профессором Стилом в Стэндфорде. Он разделил группу девочек китайского происхождения с примерно одинаковой академической успеваемостью на две группы. Им дали пройти тест по математике. Первую группу предупредили о том, что им не стоит ожидать высоких результатов из-за их пола. Вторую группу, наоборот, мотивировали тем, что они достигнут высокого результата, так как китайцы традиционно сильны в математике. По итогам первая группа провалила тест, а вторая великолепно с ним справилась. Таким образом была доказана важность установок.
Однако не все учителя в курсе того, что их представления устарели. Многие до сих пор умаляют способности девочек, понижая их самооценку и лишая стремления к достижению результатов.
Сегодня происходят изменения в общественном сознании, хотя происходят они достаточно медленно. Поэтому именно родители должны начать перемену в самооценке детей. Убеждение родителей в том, что их дети способны на многое, помогут справиться даже с убеждением учителя в их неуспешности.
Математику можно полюбить, поняв, для чего она нужна.
Не стоит рассказывать детям о профессиональных перспективах, ведь для них это что-то далёкое и несбыточное. Здесь стоит начать с подбора подходящего педагога и его методики работы, которые будут максимально подходить вашему ребёнку. Формированием интереса к науке занимается учитель. Неверно при этом сводить математику только к формулам и цифрам. Формулы только отражают связи, а математика может существовать совсем без них. Кроме того, в математике уместно и творчество. Одна задача может иметь несколько решений, и это вызывает азарт.
Справившись с несколькими задачами, ребёнок может получить заряд мотивации. Хороший педагог может вести работу так, чтобы уверенность ребёнка в своих силах вела его к всё большему увлечению наукой, при этом можно поощрять не только правильные ответы, но и выстраивание логики решения задачи. Самая нелюбимая часть работы школьников - работа над ошибками - тоже имеет свою ценность, если школьник справляется с ней самостоятельно.
Программа по математике в российских школах выглядит логично, но на самом деле она рассчитана на накопление знаний, и пропустив несколько тем по болезни в средней школе, ученик рискует обрести проблемы в изучении математики в будущем. Ещё одна проблема - отсутствие хороших учебных пособий. Часто они слишком сложны для самостоятельного изучения и требуют вмешательства педагога, поэтому наверстать упущенное самому становится непосильной задачей.
Хороший учитель строит обучение по такому принципу, чтобы ученик самостоятельно соединял полученные ранее знания, повторяя уже пройденный материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.