Впервые этот термин ввел в обиход японский детский психиатр Тамаки Сайто еще в начале 1990-х гг. Признаками хикикомори являются постепенная апатия, замкнутость, разрыв с привычными социальными связями. При этом ребенок начинает много часов проводить за компьютером, он играет в видеоигры и общается онлайн. В результате длительной изоляции подросток в итоге теряет навыки социальной жизни.
Согласно неофициальным данным, в Японии такой образ жизни ведет не менее 1 млн молодых людей в возрасте 15-35 лет.
В начале 2000-х гг. хикикомори стали появляться в Южной Корее, Сингапуре, Гонконге, затем эта проблема распространилась и на западные страны, в том числе Россию. Российская сеть «ВКонтакте» насчитывает свыше 700 тыс. активных участников, и если даже только 1% из них является хикикомори, то цифра все равно довольно внушительная.
Проблему усугубляет тот факт, что если хикикомори в обществе сначала не воспринимали, то сейчас такой образ жизни получил широкое признание, в первую очередь в молодежной среде. Однако психиатры рассматривают радикальную самоизоляцию в качестве психического расстройства, поэтому клиник, специализирующихся на этой проблеме, становится все больше.
К добровольному затворничеству приводят различные причины. Наиболее распространенная причина – постоянное давление на подростка общества, в том числе учителей, родителей, которые ждут от него достижения какого-либо успеха. Однако при сравнении себя с другими подростками может возникнуть страх, что у тебя ничего не получается. Решение проблемы – просто уйти от нее и закрыться в своей комнате.
К изоляции приводит и необходимость постоянно на публике демонстрировать определенное поведение, которое на самом деле чуждо ребенку.
Распространенными причинами также являются:
Первое, что должно вызвать подозрения в поведении ребенка, - это отсутствие желания идти на улицу играть со своими друзьями. Вместо этого подросток начинает больше времени проводить в своей комнате, при этом он не хочет общаться и с членами своей семьи.
В таких ситуациях ребенок нуждается в понимании и поддержке, которую надо проявлять постоянно. Ребенку надо помочь выйти из самоизоляции, для этого показывайте ему, что вы на его стороне, разговаривайте с ним на равных, ведите себя с ним так, как будто он уже взрослый.
О сложившейся ситуации обязательно надо разговаривать, объяснять возможные последствия затворничества. Помогите своему ребенку найти интересное для него занятие вне пределов своей комнаты.
Если все предпринимаемые меры не помогают, то желательно обратиться к психотерапевту, который поможет преодолеть ребенку его страхи и вернет ему веру в общество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.