Такие непонятные слова: дислексия, дисграфия и дискалькулия
Оценка 5

Такие непонятные слова: дислексия, дисграфия и дискалькулия

Оценка 5
15.03.2022
Такие непонятные слова: дислексия, дисграфия и дискалькулия

Сами по себе дислексия, дисграфия и дискалькулия никак не влияют на другие умения и общий интеллект человека, поэтому считаются изолированными. Несмотря на то, что эти нарушения включены в Международный классификатор болезней МКБ-10, доктора на территории стран СНГ очень редко ставят детям такие диагнозы. Скорее всего это обусловлено тем, что на постсоветском пространстве не сформировалась практика диагностики и лечения рассматриваемых нарушений. Дети, которые испытывают сложности с чтением, письмом и счётом, сразу же отправляются к дефектологу, а в медицинскую карту записывается диагноз умственной отсталости или задержки развития. Однако в настоящее время ситуация меняется, и в медицинских кругах разрабатываются методики их лечения.

дислексия, дисграфия и дискалькулия

Диагноз ставится обычно в возрасте 7-9 лет, когда у ребёнка уже сформированы навыки чтения и письма, хотя распознать начало болезни можно ещё до начала школы. Причины для их развития могут быть разные. Самая частая из них - нарушение фонематического слуха. Ребёнок слышит громкость речи и понимает интонацию слов, но фонемы распознать не может. Так, для него слоги "ба-ба", "па-па" и "ма-ма" будут звучать одинаково. Справиться с этой проблемой помогает поход к логопеду - он помогает ребёнку развить фонематический слух.

Симптомами описываемых болезней могут быть следующие:

  1. постоянная замена звуков при чтении и букв при написании, причём смена одних конкретных букв на конкретные другие;
  2. жалобы на боль в голове, потирание глаз при чтении;
  3. если ребёнок "прыгает" между строками при чтении: начинает читать одну, резко перемещаясь на соседнюю;
  4. имеет трудности с пониманием прочитанного, с трудом может воспроизвести слово, которое только что прочитал;
  5. не читает слова до конца, изменяет окончания;
  6. в письме пропускает слоги и буквы, а порой и целые слова;
  7. пытается читать слова справа-налево, зеркально пишет буквы в довольно взрослом возрасте;
  8. быстро устаёт от чтения и письма;
  9. неправильно определяет буквы, цифры и знаки;
  10. испытывает трудности с пониманием направлений "право", "лево", "верх", "низ";
  11. ошибается там, где сложностей быть не должно;
  12. ребёнок говорит, что буквы "скачут", "убегают";
  13. расположение строк вызывает проблемы.

Помогают решить вышеуказанные проблемы логопеды и нейропсихологи, которые имеют в своём арсенале специальные способы решения. Очень редко случается, что дислексия, дисграфия и дискалькулия переходят в тотальные формы. Сначала врачи выясняют, как хорошо у ребёнка развиты отдельные функции, которые в итоге составляют навык письма и чтения, диагностируют, какие из них нарушены, а после этого подбирают комплекс упражнений, выстраивающий в мозге нейронные связи, которые за них отвечают.

Помогают решить проблемы логопеды и нейропсихологи, которые имеют в своём арсенале специальные способы решения.

Например, если проблема кроется в вестибулярном аппарате организма, то ребёнок не может сфокусироваться на строчках из-за нарушения работы глаз.

Длительность занятий не так важна, как их регулярность: лучше заниматься каждый день по пять минут, чем раз в неделю в течение сорока. Поэтому родители должны контролировать выполнение заданий, если они даются на дом.