Сами по себе дислексия, дисграфия и дискалькулия никак не влияют на другие умения и общий интеллект человека, поэтому считаются изолированными. Несмотря на то, что эти нарушения включены в Международный классификатор болезней МКБ-10, доктора на территории стран СНГ очень редко ставят детям такие диагнозы. Скорее всего это обусловлено тем, что на постсоветском пространстве не сформировалась практика диагностики и лечения рассматриваемых нарушений. Дети, которые испытывают сложности с чтением, письмом и счётом, сразу же отправляются к дефектологу, а в медицинскую карту записывается диагноз умственной отсталости или задержки развития. Однако в настоящее время ситуация меняется, и в медицинских кругах разрабатываются методики их лечения.
Диагноз ставится обычно в возрасте 7-9 лет, когда у ребёнка уже сформированы навыки чтения и письма, хотя распознать начало болезни можно ещё до начала школы. Причины для их развития могут быть разные. Самая частая из них - нарушение фонематического слуха. Ребёнок слышит громкость речи и понимает интонацию слов, но фонемы распознать не может. Так, для него слоги "ба-ба", "па-па" и "ма-ма" будут звучать одинаково. Справиться с этой проблемой помогает поход к логопеду - он помогает ребёнку развить фонематический слух.
Симптомами описываемых болезней могут быть следующие:
Помогают решить вышеуказанные проблемы логопеды и нейропсихологи, которые имеют в своём арсенале специальные способы решения. Очень редко случается, что дислексия, дисграфия и дискалькулия переходят в тотальные формы. Сначала врачи выясняют, как хорошо у ребёнка развиты отдельные функции, которые в итоге составляют навык письма и чтения, диагностируют, какие из них нарушены, а после этого подбирают комплекс упражнений, выстраивающий в мозге нейронные связи, которые за них отвечают.
Например, если проблема кроется в вестибулярном аппарате организма, то ребёнок не может сфокусироваться на строчках из-за нарушения работы глаз.
Длительность занятий не так важна, как их регулярность: лучше заниматься каждый день по пять минут, чем раз в неделю в течение сорока. Поэтому родители должны контролировать выполнение заданий, если они даются на дом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.