Дисциплина для подростка: баланс между правилами и наказаниями
Оценка 4.8

Дисциплина для подростка: баланс между правилами и наказаниями

Оценка 4.8
22.03.2022
Дисциплина для подростка: баланс между правилами и наказаниями

Для подростков свойственно вести себя таким образом, чтобы проверить, насколько взрослые прочны и есть ли возможность обойти установленные ими ограничения. Угроза наказания в такой ситуации будет бесполезна, помогут лишь действия по совместной разработке правил и их следованию. Если поощрять желаемое поведение, то это поможет сохранить доверие в семье.

Наказания vs правила

Наказания vs правила

Для детей младшего возраста хорошо себя зарекомендовал прямой запрет, так как они не нуждаются в постоянном объяснении, почему следует делать то либо иное. Родительский авторитет для них пока значит многое.

По мере роста ребенок начинает активней оспаривать родительский авторитет. Любой запрет должен быть аргументированным, это же касается и правил. Таким образом родитель поможет добиться ощущения независимости у ребенка, научить, как решать проблемы и нести ответственность за свои поступки и последствия.

Для правил должны быть характерны четкость, согласованность с последствиями. В качестве примера можно привести: доступ к компьютерным играм после выполненного домашнего задания, возвращение домой не позже 9 часов вечера. При разработке правил важное значение имеет обсуждение последствий за нарушение, чтобы ребенок понимал риск их невыполнения.

Вероятность того, что подросток будет прислушиваться, возрастает при открытом с ним общении, объяснении необходимости правил и выбора в разных ситуациях. В теплой и понимающей семейной обстановке у ребенка сформируется чувство безопасности даже при совершении ошибок либо нарушении запретов. У него должна быть уверенность в том, что родители будут любить, несмотря на совершенные проступки. Это поможет ребенку проще согласиться с установленными правилами и научиться контролировать свое поведение.

Рекомендуется вырабатывать правила и ограничения вместе, что позволит найти подходящее для обеих сторон решение и понять ценность компромисса.

Как создавать правила?

Если ребенок будет понимать и осознавать ограничения, то вероятность проблемного поведения существенно снизится.

Рекомендации по выработке правил:

  • Вовлечение ребенка в процесс разработки правил. Ребенок должен понимать, что его мнение важно, родители его слышат. Отлично, если им будут представлены свои варианты в отношении правил и последствий их несоблюдения.
  • Четкая формулировка правила и уверенность в правильном ее понимании ребенком. Если сказать «После фильма надо идти домой», то ребенок и родитель могут понять фразу совершенно по-разному. Следует сформулировать правило без возможности разночтения, например, «Когда фильм закончится, надо идти домой, не заходя больше никуда».
  • Распределение обязанностей. Родитель, к примеру, берет на себя обязанность обеспечивать ребенка. Подросток должен заниматься выполнением домашнего задания, еженедельной уборкой в комнате и выгулом собаки.
  • Согласованность последствий при невыполнении правил. Обратите внимание, что они должны быть сформулированы максимально четко и понятно.
  • Похвала ребенка при соблюдении. Например, «Я благодарен тебе за то, что ты регулярно поливаешь цветы».
  • Готовность к обсуждению и корректировке правил по мере взросления ребенка или повышения его ответственности. Послабления позволят ребенку понять, что вы ему доверяете и признаете право быть самостоятельным.

Подростковая дисциплина и последствия: найти общее решение

Подростковая дисциплина и последствия: найти общее решение

Варианты наступления последствий при нарушении правил:

  • Соответствие санкций нарушениям. Последствия должны заставить ребенка подумать над тем, почему наступило последствие и как его избежать в будущем. При возвращении домой позже, чем требовалось, ребенку будет назначено наказание в виде необходимости более раннего возвращения в будущем.
  • Отсутствие сотрудничества. Ребенок учится пониманию, что чужая точка зрения достойна уважения, а отношения строятся на балансе «дать-брать». Если ребенок просит возить его на занятия, то можно согласиться с условием, что он каждый день будет приходить домой в точно обозначенное время. Если правило нарушается, то и родитель перестает подвозить ребенка.
  • Нет привилегиям и бонусам. Частое использование наказания в виде лишения приятных моментов может быть чревато выработкой у ребенка «иммунитета». Эту меру стоит использовать умеренно. Порой стоит наказать подростка отсутствием доступа к интернету, общения с друзьями. Главное, чтобы он знал о возможных последствиях. Лишение приятных моментов должно быть кратковременным, ибо может наступить привыкание к сложившейся ситуации.

Вне зависимости от выбранных мер воспитания следует заняться закреплением правильного поведения путем рефлексии. Если наблюдается отклонение от нужного поведения, то стоит спросить у подростка, способен ли он повлиять на свое поведение. Надо напоминать о совместной выработке правил и о полученном от него согласии на следование им. Попробуйте узнать, что бы он делал на вашем месте, какие бы меры воздействия применял на ребенка. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и проанализировать ее.