Для подростков свойственно вести себя таким образом, чтобы проверить, насколько взрослые прочны и есть ли возможность обойти установленные ими ограничения. Угроза наказания в такой ситуации будет бесполезна, помогут лишь действия по совместной разработке правил и их следованию. Если поощрять желаемое поведение, то это поможет сохранить доверие в семье.
Для детей младшего возраста хорошо себя зарекомендовал прямой запрет, так как они не нуждаются в постоянном объяснении, почему следует делать то либо иное. Родительский авторитет для них пока значит многое.
По мере роста ребенок начинает активней оспаривать родительский авторитет. Любой запрет должен быть аргументированным, это же касается и правил. Таким образом родитель поможет добиться ощущения независимости у ребенка, научить, как решать проблемы и нести ответственность за свои поступки и последствия.
Для правил должны быть характерны четкость, согласованность с последствиями. В качестве примера можно привести: доступ к компьютерным играм после выполненного домашнего задания, возвращение домой не позже 9 часов вечера. При разработке правил важное значение имеет обсуждение последствий за нарушение, чтобы ребенок понимал риск их невыполнения.
Вероятность того, что подросток будет прислушиваться, возрастает при открытом с ним общении, объяснении необходимости правил и выбора в разных ситуациях. В теплой и понимающей семейной обстановке у ребенка сформируется чувство безопасности даже при совершении ошибок либо нарушении запретов. У него должна быть уверенность в том, что родители будут любить, несмотря на совершенные проступки. Это поможет ребенку проще согласиться с установленными правилами и научиться контролировать свое поведение.
Рекомендуется вырабатывать правила и ограничения вместе, что позволит найти подходящее для обеих сторон решение и понять ценность компромисса.
Если ребенок будет понимать и осознавать ограничения, то вероятность проблемного поведения существенно снизится.
Рекомендации по выработке правил:
Варианты наступления последствий при нарушении правил:
Вне зависимости от выбранных мер воспитания следует заняться закреплением правильного поведения путем рефлексии. Если наблюдается отклонение от нужного поведения, то стоит спросить у подростка, способен ли он повлиять на свое поведение. Надо напоминать о совместной выработке правил и о полученном от него согласии на следование им. Попробуйте узнать, что бы он делал на вашем месте, какие бы меры воздействия применял на ребенка. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и проанализировать ее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.