Школы Эстонии после распада СССР
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Школы Эстонии после распада СССР

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
12.01.2020
Школы Эстонии после распада СССР

Финская система образования часто приводится как пример для школ, как эталон будущего. У соседки Финляндии Эстонии положение дел в образовании идёт ничуть не хуже, о чем свидетельствуют международные рейтинги.

Финская система образования

Как менялись эстонские школы после распада СССР и каким путём они идут в своём развитии рассказывает Валдмаа Сулев. Он ведёт свою педагогическую деятельность в Эстонии с 1979 года. Он прошел путь директора, методиста, является автором большого количества учебных пособий и соавтором действующих государственных стандартов в сфере образования.

По его словам, эстонское общество отличается высоким уровнем демократии, что позволяет его членам обсуждать возникающие проблемы и выносить решения. Это же касается и школ: администрация и учительский состав сами определяют многие выходы из ситуаций.

В эстонских школах задан ориентир по использованию родных языков в обучении. До 9 класса все имеют право обучаться на том языке, которым они пользуются в повседневной жизни, в том числе на русском. Это исключает языковую проблему в получении образования. В старших классах взят курс на организацию 60% образования на эстонском языке.

Пропускать школу эстонские дети могут только по медицинским причинам. Обучаться заочно в школе Эстонии невозможно.

Ответственность за образование чётко разделена между участниками образовательного процесса: государство обеспечивает условия обучения, учителя разрабатывают учебные программы, администрация занимается общими вопросами и проблемой реализации программ. Школы имеют право сами определять, какие предметы и в каком классе будут изучаться, главное - реализовать заданные государством стандарты.

Финансирование школы получают из муниципалитетов, при этом расходы на зарплаты и учебники несёт государство. Бюджетом школа распоряжается самостоятельно. Минимальный размер зарплат установлен по всей стране, однако директор имеет право назначить разные суммы разных учителям. Никто не знает, сколько зарабатывает коллега, так как вопрос охраны частной информации строго соблюдается во всех сферах жизни эстонцев.

С 2006 года Эстония отказалась от ведения бумажной документации. Вместо этого всё ведётся в цифровом варианте. Учитель имеет доступ к информации по успеваемости ребёнка только по своему предмету. Также он не владеет информацией о социальном статусе родителей и условиях проживания учеников.

Очень важной частью образования является участие Эстонии в образовательной программе Erasmus+, которая полностью оплачивает учителям и ученикам поездки по Европе в образовательных целях. Таким образом дети практикуют знание иностранных языков и могут ощутить себя частью всего мира.

образовательная программа Erasmus+

Составление рейтингов школ, которые влияют на концентрацию сильных учеников в отдельных заведениях, уходит в прошлое. Главным фактором качественности школы является не успеваемость её подопечных, а общее благополучие.

Ранее по окончанию школы выпускники сдавали единый итоговый государственный экзамен, результаты которого одновременно позволяли поступление в ВУЗы. Однако некоторые высшие учебные заведения стали вводить испытания по дополнительным предметам. Сейчас в стране три обязательных госэкзамена, которые сдаются в конце средней школы: математика, родной и иностранный язык.

В одно время Эстония столкнулась с острой нехваткой учителей. Тогда государство разработало программу "Назад в школу". Смысл её заключался в том, что на должность учителей приглашались все желающие, при этом наличие профильного образования не требовалось. Желающим проводился инструктаж, и после начала работы выяснялось, что; именно эти учителя становились у учеников любимыми, а общая успеваемость повышалась. Многие считают, что это случилось из-за ответственного отношения работников и их личного энтузиазма.

Эстонцы считают самоопределение сильной чертой своего общества. Все очень ответственно относятся к своим решениям, поэтому необходимость в контроле не такая большая. Учителям не требуется ежегодно проходит аттестацию и повышать квалификацию, а также исключено учебное ранжирование в должностях. Они сами несут ответственность за качество преподавания, и чувство ответственности не позволяет выполнять свою работу плохо.

Испытывая дефицит учителей и учеников, люди настроены к ним очень трепетно и бережливо. Эстония ведёт свою политику улучшения образования, и уже сегодня она готова делиться результатами своих наработок.