Давайте разберемся, почему появляются жертвы домашнего насилия и агрессоры, которые во взрослой жизни становятся семейными тиранами.
Первый и самый важный вопрос: а почему женщины терпят домашнее насилие и не уходят от мужа-агрессора? Здесь надо понимать, что в насильственных отношениях существуют различные периоды, включая и «медовый месяц». Этот «месяц» обычно возникает в самом начале отношений либо же после очередного насильственного акта, после которого пара примиряется и какое-то время живет нормально. Проблема заключается в том, что у двух людей в такой ситуации возникает ощущение, что все трудные моменты позади и у них установились нормальные отношения.
Жертва в такой ситуации предпочитает забыть, что еще совсем недавно ее оскорбляли, запрещали что-то делать или даже били. Она старается думать, что это было недоразумение, которое в дальнейшем не повторится. Это поведение как раз и является защитным механизмом, который помогает преодолеть проблему хотя бы на время.
Человек, который попадает в ситуацию насилия, переживает т.н. травматическое расщепление личности. С одной стороны, он начинает испытывать раздражение, гнев, боль, а с другой – начинает искать путь спасения в виде прощения своего обидчика. Такое расщепление в большинстве случаев является результатом детского травматического опыта, так как, будучи ребенком, человек постоянно находился в опасности и не мог ничего с этим поделать. При этом необязательно, что ребенок сам подвергался домашнему насилию, вполне возможно, он был свидетелем жестокого обращения отца с матерью.
В итоге ребенок вынужден приспосабливаться к жизни в таких условиях, у него развиваются свои механизмы адаптации к насилию, поэтому со временем он приобретает навык выживания в даже самых опасных ситуациях. И если человек во взрослой жизни попадает в схожую ситуацию, то он просто начинает использовать уже усвоенные в детстве механизмы адаптации.
Самое страшное, что ребенок, который постоянно сталкивается с домашним насилием, начинает воспринимать его как норму поведения. И когда он вырастает, то часто переносит опыт на свою семью. При этом он может стать как агрессором, так и опять жертвой. Жертва будет нормально воспринимать, что она регулярно подвергается насилию, так как ее родители поступали точно также.
В случае с агрессором ситуация практически идентична, единственное отличие – в детстве он выбрал путь не подчиняться, а защищаться. Дети в качестве защитной меры начинают обижать своих братьев и сестер, одноклассников, а во взрослой жизни переключаются на своего партнера. Таким человеком движет жажда контроля, так как он подсознательно не хочет допустить ситуации, которая может привести к страданиям. Он постоянно за всеми следит, подозревает и нервничает из-за любого пустяка.
По этой причине даже невинные слова партнера способны вызвать приступ ярости у агрессора, который тут же пытается взять под контроль ситуацию и ограничить своего партнера в действиях. К тому же агрессор обычно испытывает дикий страх потерять своего партнера, поэтому он готов сразу же примириться, однако это примирение лишь временное.
Если в семье только один партнер обладает травматическим опытом, то такая семья не будет существовать очень долго, так как второй партнер просто уйдет. Если же пару составляют партнеры, которые в детстве стали свидетелями насилия, то такая пара может существовать очень долго. Самое интересное, что в большинстве случаев пара с травматическим детским опытом будет считать себя вполне счастливой семьей, ведь они по-настоящему любят друга, а домашнее насилие привыкли считать нормой.
Родителям надо четко понимать, что при воспитании ребенка они передают ему личный опыт. Конечно, никто не хочет передавать насильственный опыт, поэтому требуется в первую очередь полностью отказаться от насильственных методов воспитания.
Это очень сложно сделать, особенно если человека в детстве воспитывали с помощью ремня и крика. Родителям надо взять себя под контроль и целенаправленно отказываться от применения насилия. Надо стараться искать компромиссные решения, учитывать интересы ребенка, слушать и уважать его мнение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.