Тревожная ситуация: малыш, читающий книгу, не догадывается перелистнуть страницу — он просто не знает, как это правильно делается. Вместо этого он пытается смахнуть текст в сторону, словно перед ним не лист бумаги, а экран телефона. Вид иллюстрации и вовсе приводит в замешательство: почему картинка не становится больше, когда он пытается увеличить её жестом?
Вам кажется, что это кадры из какой-то сатиры на наше будущее? Увы, нет. Это — пугающая реальность. И ответственным родителям не остаётся ничего другого, кроме как научиться с этой новой цифровой реальностью взаимодействовать. Технологии не стоят на месте, но действительно ли они — благо? Как воспитывать малыша эпохи смартфонов?
Специалисты спешат ответить на тревожащие вопросы.
Статистика такова: 80% детей имеют постоянный доступ к гаджетам — телефонам и планшетам. Больше 50% малышей проводят со своим «цифровым другом» до 6 часов в неделю, но 17% тратят на виртуальные развлечения больше 6 часов. Чем в это время занимаются ребята? Большинство увлечено мобильными играми — таких «геймеров» 82%. Гораздо меньшее количество детей смотрит мультики, их 14%. И только 4% не напрягают глаза, а слушают песни.
Всего каких-то 5 лет назад Американская ассоциация педиатров настоятельно рекомендовала не позволять ребёнку до 2 лет пользоваться гаджетами. Но мир не стоит на месте, и в эпоху повсеместной цифровизации очень сложно следовать такому совету. Поэтому врачи пересмотрели и смягчили требования: если ваше чадо буквально с рождения окружено технологиями, то хотя бы не позволяйте ему возиться с телефоном больше 1-2 часов в день. Для дошкольников от 2 до 5 лет норма немного увеличивается, но и им нежелательно пользоваться смартфоном дольше 3 часов.
Цифровое будущее подарило родителям немного свободного времени: гораздо легче открыть сайт с яркими и бессмысленными видео или приложение с игрой, дать ребёнку планшет и спокойно заняться своими делами, зная, что теперь малыш уж точно пару часов и с места не сдвинется. Но действительно ли такое времяпрепровождение безвредно?
Исследователи из Московского государственного психолого-педагогического университета провели исследования для того, чтобы выяснить, как мобильные игры влияют на когнитивные способности дошкольника. И пришли к неприятным выводам: чем больше ребёнок проводит в виртуальном мире, тем хуже развивается его способность к познанию мира реального. Особенно сильно такой эффект проявился у детей, которым никак не ограничивали время пользования гаджетом. У бесконтрольно игравших в мобильные игры малышей ухудшилось воображение, они стали менее сконцентрированными и любопытными, пострадало также наглядно-образное мышление.
Наименьшее влияние смартфон оказал на тех, кто играл не более 6 часов в неделю. Но даже и такие ребята начали меньше фантазировать по сравнению с контрольной группой дошкольников, которые вовсе не пользовались цифровыми девайсами.
Кроме того, эксперты проанализировали три самых любимых вида игр малышей: развивающие игры, симуляторы и аркады — то есть игры, для победы в которых нужно выполнять строго определённые действия с жёстким ограничением по времени, допустим, успеть перепрыгнуть препятствие или собрать предметы.
Лучше всего на детях сказывается увлечение развивающими играми. Оно и неудивительно, ведь такие забавы являются цифровой версией обучающих и настольных игр. И точно так же, как и их реальные аналоги, способствуют стимуляции воображения и сконцентрированности, развивают интеллект. А вот аркады, наоборот, являются виновниками быстрого ухудшения когнитивных навыков ребёнка, а в перспективе могут даже стать причиной нервного срыва.
Кто из нас не складывал кубики? Эта игра знакома всем малышам, вне зависимости от их пола и места жительства. Деревянные или пластиковые, цветные или однотонные — они способны подарить удовольствие и увлечь кроху. А под силу ли такой эффект их цифровым копиям? И почему интерактивный дом для кукол — это не одно и то же, что и настоящий? А какая история лучше: та, что расскажет мама, или которую прочитает специальная программа? Постараемся дать ответы и на эти вопросы.
Выводы достаточно очевидны: когда малыш трясёт цифровую погремушку, он не способен ощутить ни реальную форму игрушки, ни сопоставить движение со звуком. От этого страдает в первую очередь моторика. В виртуальной реальности пространство для изучения строго ограничено: кукольный дом на экране вроде бы предполагает много взаимодействия, тут тебе и вся семья в сборе, и кошка на батарее греется, и девочка уроки готовит. Кликнул на кошку — она мяучет, нажал на кастрюльку на кухне — она забулькала, а если взаимодействовать с книгой, то она шелестит страницами. Но что дальше? Картинка остаётся картинкой, тут нет сюжета, нет выхода за рамки: кошка не убежит под стол, а девочка не пойдёт гулять на улицу. Всё это угнетает фантазию по сравнению с игрой с настоящим кукольным домиком, куда можно поместить разные игрушки и придумывать с ними самые невероятные истории.
Проводился эксперимент: дошколят попросили собрать изображение из фрагментов виртуально и в реальности. Если неправильно расположить часть рисунка на девайсе — этот кусочек выходит из игры. Во время взаимодействия с настоящими карточками малыши сами решали, исправить что-то или оставить всё как есть. И даже если у них не выходило составить изображение верно, то основное расположение элементов — облака вверху, деревья внизу и так далее — было правильным.
Жёсткие правила игр не прощают ошибок, а значит, заставляют ребёнка концентрироваться только на ограниченном наборе действий. Так что создателям компьютерных развлечений для детей следует серьёзно пересмотреть подход и добавить в свои работы пространство для творчества.
На этот вопрос может ответить ещё одно исследование. Малыши слушали два вида сказок: в одном случае историю читал вслух родитель, а в другом — специальное приложение. Программа позволяла не только послушать сказку, но и поставить текст на паузу, перемотать его, а ещё поиграть с персонажами.
Во второй группе дети разделились на три лагеря: одни постоянно перемещали иллюстрации, взаимодействовали с героями, другие — старались раскрасить декорации, а третьи — проматывали трек назад и вперёд. Но одна общая черта у всех этих ребят всё же нашлась: никто из них не следил за ходом повествования и не запомнил сюжет сказки.
Какой вывод сделать из всей этой информации, родители должны решить сами. Но помните, что то, каким вырастет ваш малыш, зависит от вас самих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.