Цифровое детство: чем грозит дошкольнику раннее увлечение смартфоном и мобильными играми?
Оценка 5

Цифровое детство: чем грозит дошкольнику раннее увлечение смартфоном и мобильными играми?

Оценка 5
11.10.2022
Цифровое детство: чем грозит дошкольнику раннее увлечение смартфоном и мобильными играми?

Тревожная ситуация: малыш, читающий книгу, не догадывается перелистнуть страницу — он просто не знает, как это правильно делается. Вместо этого он пытается смахнуть текст в сторону, словно перед ним не лист бумаги, а экран телефона. Вид иллюстрации и вовсе приводит в замешательство: почему картинка не становится больше, когда он пытается увеличить её жестом?

Вам кажется, что это кадры из какой-то сатиры на наше будущее? Увы, нет. Это — пугающая реальность. И ответственным родителям не остаётся ничего другого, кроме как научиться с этой новой цифровой реальностью взаимодействовать. Технологии не стоят на месте, но действительно ли они — благо? Как воспитывать малыша эпохи смартфонов?

Специалисты спешат ответить на тревожащие вопросы.

Смартфон лучшая игрушка

Смартфон — лучшая игрушка?

Статистика такова: 80% детей имеют постоянный доступ к гаджетам — телефонам и планшетам. Больше 50% малышей проводят со своим «цифровым другом» до 6 часов в неделю, но 17% тратят на виртуальные развлечения больше 6 часов. Чем в это время занимаются ребята? Большинство увлечено мобильными играми — таких «геймеров» 82%. Гораздо меньшее количество детей смотрит мультики, их 14%. И только 4% не напрягают глаза, а слушают песни.

Всего каких-то 5 лет назад Американская ассоциация педиатров настоятельно рекомендовала не позволять ребёнку до 2 лет пользоваться гаджетами. Но мир не стоит на месте, и в эпоху повсеместной цифровизации очень сложно следовать такому совету. Поэтому врачи пересмотрели и смягчили требования: если ваше чадо буквально с рождения окружено технологиями, то хотя бы не позволяйте ему возиться с телефоном больше 1-2 часов в день. Для дошкольников от 2 до 5 лет норма немного увеличивается, но и им нежелательно пользоваться смартфоном дольше 3 часов.

Цифровое будущее подарило родителям немного свободного времени: гораздо легче открыть сайт с яркими и бессмысленными видео или приложение с игрой, дать ребёнку планшет и спокойно заняться своими делами, зная, что теперь малыш уж точно пару часов и с места не сдвинется. Но действительно ли такое времяпрепровождение безвредно?смартфон и его влияние

Исследователи из Московского государственного психолого-педагогического университета провели исследования для того, чтобы выяснить, как мобильные игры влияют на когнитивные способности дошкольника. И пришли к неприятным выводам: чем больше ребёнок проводит в виртуальном мире, тем хуже развивается его способность к познанию мира реального. Особенно сильно такой эффект проявился у детей, которым никак не ограничивали время пользования гаджетом. У бесконтрольно игравших в мобильные игры малышей ухудшилось воображение, они стали менее сконцентрированными и любопытными, пострадало также наглядно-образное мышление.

Наименьшее влияние смартфон оказал на тех, кто играл не более 6 часов в неделю. Но даже и такие ребята начали меньше фантазировать по сравнению с контрольной группой дошкольников, которые вовсе не пользовались цифровыми девайсами.

Кроме того, эксперты проанализировали три самых любимых вида игр малышей: развивающие игры, симуляторы и аркады — то есть игры, для победы в которых нужно выполнять строго определённые действия с жёстким ограничением по времени, допустим, успеть перепрыгнуть препятствие или собрать предметы.

Лучше всего на детях сказывается увлечение развивающими играми. Оно и неудивительно, ведь такие забавы являются цифровой версией обучающих и настольных игр. И точно так же, как и их реальные аналоги, способствуют стимуляции воображения и сконцентрированности, развивают интеллект. А вот аркады, наоборот, являются виновниками быстрого ухудшения когнитивных навыков ребёнка, а в перспективе могут даже стать причиной нервного срыва.

Погремушка из будущего. Стоит ли отдавать предпочтение цифровым аналогам игрушек?

Кто из нас не складывал кубики? Эта игра знакома всем малышам, вне зависимости от их пола и места жительства. Деревянные или пластиковые, цветные или однотонные — они способны подарить удовольствие и увлечь кроху. А под силу ли такой эффект их цифровым копиям? И почему интерактивный дом для кукол — это не одно и то же, что и настоящий? А какая история лучше: та, что расскажет мама, или которую прочитает специальная программа? Постараемся дать ответы и на эти вопросы.

Стоит ли отдавать предпочтение цифровым аналогам игрушек

Выводы достаточно очевидны: когда малыш трясёт цифровую погремушку, он не способен ощутить ни реальную форму игрушки, ни сопоставить движение со звуком. От этого страдает в первую очередь моторика. В виртуальной реальности пространство для изучения строго ограничено: кукольный дом на экране вроде бы предполагает много взаимодействия, тут тебе и вся семья в сборе, и кошка на батарее греется, и девочка уроки готовит. Кликнул на кошку — она мяучет, нажал на кастрюльку на кухне — она забулькала, а если взаимодействовать с книгой, то она шелестит страницами. Но что дальше? Картинка остаётся картинкой, тут нет сюжета, нет выхода за рамки: кошка не убежит под стол, а девочка не пойдёт гулять на улицу. Всё это угнетает фантазию по сравнению с игрой с настоящим кукольным домиком, куда можно поместить разные игрушки и придумывать с ними самые невероятные истории.

Проводился эксперимент: дошколят попросили собрать изображение из фрагментов виртуально и в реальности. Если неправильно расположить часть рисунка на девайсе — этот кусочек выходит из игры. Во время взаимодействия с настоящими карточками малыши сами решали, исправить что-то или оставить всё как есть. И даже если у них не выходило составить изображение верно, то основное расположение элементов — облака вверху, деревья внизу и так далее — было правильным.

Жёсткие правила игр не прощают ошибок, а значит, заставляют ребёнка концентрироваться только на ограниченном наборе действий. Так что создателям компьютерных развлечений для детей следует серьёзно пересмотреть подход и добавить в свои работы пространство для творчества.

Робот-няня. Можно ли доверить программам чтение для детей?

На этот вопрос может ответить ещё одно исследование. Малыши слушали два вида сказок: в одном случае историю читал вслух родитель, а в другом — специальное приложение. Программа позволяла не только послушать сказку, но и поставить текст на паузу, перемотать его, а ещё поиграть с персонажами.

Смартфоны и воспитание детей

Во второй группе дети разделились на три лагеря: одни постоянно перемещали иллюстрации, взаимодействовали с героями, другие — старались раскрасить декорации, а третьи — проматывали трек назад и вперёд. Но одна общая черта у всех этих ребят всё же нашлась: никто из них не следил за ходом повествования и не запомнил сюжет сказки.

Какой вывод сделать из всей этой информации, родители должны решить сами. Но помните, что то, каким вырастет ваш малыш, зависит от вас самих.

11.10.2022