«Надоело!» — что делать педагогу, когда работа становится не в радость?
Оценка 4.7

«Надоело!» — что делать педагогу, когда работа становится не в радость?

Оценка 4.7
09.08.2022
«Надоело!» — что делать педагогу, когда работа становится не в радость?

Всемирная сеть заполнена статьями и заметками, рассказывающими, какие качества жизненно необходимы учителю для эффективной работы. Но эффективность — это не краеугольный камень педагогической деятельности. Для достижения результата важно, чтобы учитель был счастлив сам по себе и доволен тем, что делает. Так какие же качества и привычки мешают приходить на урок с удовольствием?

Работа педагога — тяжёлый труд. Такая деятельность накладывает неизгладимый отпечаток на личность и поведение. Наверняка вы слышали про так называемую «профессиональную деформацию». Это она и есть. Вслед за ней приходит эмоциональное выгорание и падение той самой пресловутой эффективности как зажигать юные умы, когда в душе не хватает огня для себя самого?

Каковы причины происходящего?

Причина первая: рутина.

Работа педагога — сплошной день сурка

Работа педагога — сплошной день сурка. Каждый год одно и то же: похожие программы, одинаковые учебники и те же самые темы. Не меняется ни содержание уроков, ни дополнительные задания, а праздники — не повод для радости, а просто тематические мероприятия в плане.

Знакомо? Это может значить только одно — вас поглотила рутина. Вспомните, какими вы пришли в школу: молодой наивный педагог с жаждой действия, со страстью и горящими глазами. Более опытные учителя меньше идут на риск и предпочитают спокойно плыть по течению наработок предыдущих лет. В этом и кроется главная проблема: любой школьник понимает, что он не найдёт ничего интересного в учебном предмете, если даже на лице преподавателя проступает скука и усталость при обсуждении очередного параграфа. Так в классе падает мотивация и заинтересованность.

Что делать?

Выйти из зоны комфорта. Не бойтесь экспериментировать. Подглядите несколько приёмов у других педагогов-новаторов: записи их лекций и уроков всегда можно найти в интернете. Интересуйтесь трендами мирового образования. Воспользуйтесь современным и нравящимся подросткам форматам подачи информации: предложите ребятам записать подкаст вместо подготовки набивших оскомину рефератов или покажите им комикс вместо попытки заставить прочитать очередную главу из учебника. Попробуйте провести занятие в необычном месте. Побольше читайте разную научно-популярную литературу, а не только педагогическую: в ней иногда можно подчерпнуть удивительные факты и идеи. Саморазвивайтесь, находитесь в вечном поиске, и тогда каждый урок станет желанным как для ваших учеников, так и для вас самих.

Причина вторая: менторский тон.

Слово «учитель» испокон веков ассоциируется со строгостью

Слово «учитель» испокон веков ассоциируется со строгостью. Осанка, чёткая и внятная речь, нравоучительный холодный тон — всё это помогает концентрировать внимание класса, поддерживать дисциплину и ставить на место слишком расшалившихся ребят. Но такое поведение не всегда уместно: в личной беседе с ребёнком важно помнить, что вы не только наставник, но и просто человек. Возможно, очень важный и нужный человек, но ваша ледяная строгость заставляет ученика зажаться, отвечать на вопросы лишь по существу и не раскрывать душу. А ведь что может быть важнее для учителя, чем доверительные отношения со своими подопечными? Детям важно видеть, что наставник способен понимать их чувства и заботы.

Что делать?

Искать индивидуальный подход к каждому в классе. Не только интересоваться успехами и увлечениями детей, но и не скрывать своих: иногда ребёнку тяжело даже представить, что у его учителя есть какая-то жизнь за пределами школьных стен. Такое «очеловечивание» образа поможет сформировать более тесные отношения в коллективе. Только не перестарайтесь. Не забывайте, что вы им не ровесник, а доверительные отношения не означают всепрощение и отсутствие требований: дети должны продолжать видеть в вас взрослого и нести перед вами ответственность.

Причина третья: перфекционизм.

перфекционизм преподавателя

Делать всё дотошно и качественно, не забывать ни о чём, сосредотачиваться на цели и работать над ней не покладая рук — отличные качества для педагога, не правда ли? Не совсем. Никто не говорит, что к работе нужно подходить спустя рукава, но из урока в урок, полностью отдавать все силы подготовке к ЕГЭ, или, если ученик в беседе сообщил, что собирается поступать в профильный университет, каждую неделю спрашивать его об успехах как-то неправильно.

Современная система образования, как и много лет назад, состоит из огромного количества норм, правил и запретов. Сколько клеточек отступить и где написать дату, какую обувь можно надеть, как сидеть и поднимать руку — слишком сильная любовь учителя к порядку может заставить ребёнка всем сердцем возненавидеть школу. Да и для педагога постоянное следование правилам может стать источником стресса.

Что делать?

Дать право на ошибку: и себе, и своим ученикам. Оступиться может каждый, в этом нет никакой беды, зато пользы — предостаточно. Недаром говорят, что на ошибках учатся. В предыдущем пункте мы рекомендовали быть менее строгим к ребятам. В этом посоветуем быть менее строгим к самому себе. Иногда не нужно выполнять работу идеально — достаточно сделать её просто хорошо.

Причина четвёртая: гиперответственность.

гиперответственность преподователя

У учителя есть очень много «надо»: надо провести открытый урок, надо вымыть кабинет и повесить украшения к Новому году, надо позвонить болеющим ученикам и родителям тех, кто систематически не готовит домашние задания, надо подготовиться к новой теме, надо проверить тетради, надо сходить за покупками и приготовить ужин, надо уделить внимание семье и выгулять собаку. И ещё много таких «надо», всех их и не перечесть.

Именно позиция, что вы всем и всегда что-то должны, и приводит к срывам и выгоранию.

Что делать?

Распределить обязанности. Не нужно взваливать всё на собственные плечи: вы удивитесь, сколько вокруг людей, искренне желающих вам помочь. Ученики с удовольствием украсят кабинет сами, график дежурств поможет меньше заботиться об уборке, а в магазин сходит кто-нибудь из членов семьи — заодно и с собакой погуляет.

Причина пятая: излишняя сдержанность.

излишняя сдержанность преподавателя

Учитель не смеётся и не плачет. Учитель не умеет злиться и обижаться. Учитель никогда не ленится и всегда ведёт себя идеально, являясь примером для подражания.

Всё это очень далеко от правды. Учитель умеет всё, просто очень хорошо это скрывает. А тем временем запрятанные вглубь эмоции копятся и душат педагога. Разумеется, нужно контролировать излишне бурные чувства, но их тотальное подавление чревато множеством болезней, возникающих от нервного перенапряжения.

Что делать?

Будьте собой и прислушивайтесь к ощущениям. Мир не рухнет, если вы скажете ученику, что вас расстраивает его поведение, а особо грубого родителя попросите проявить уважение или даже прийти для беседы позже, в менее агрессивном настроении. То же самое и с теми, кто пользуется вашей ответственностью и безотказностью: можно вежливо не согласиться выполнить просьбу коллеги, если у вас не хватает времени управиться с собственными делами или просто нет желания тратить на это своё свободное время и силы. Будьте самоценностью для себя и заботьтесь о своём психоэмоциональном состоянии.

09.08.2022