Ольга Васильева ответила на самые главные вопросы об образовании
Оценка 5

Ольга Васильева ответила на самые главные вопросы об образовании

Оценка 5
19.01.2020
Ольга Васильева ответила на самые главные вопросы об образовании

Национальный проект «Образование» существует уже на протяжении года. За это время в его рамках были открыты новые учебные заведения, центры развития способностей и «Дома научных коллабораций» на базе главных ВУЗов страны. Для младших школьников распахнули свои двери 26 технопарков «Кванториум», 16 «Сириусов», 21 IT-куб. Кроме того было создано 2049 точек роста в деревенских школах. Благодаря проекту также был разработан портал «Растим детей», а педагоги будут совершенствовать свои навыки в 45 центрах непрерывного повышения профессионального мастерства.

Совсем недавно Ольга Васильева, автор национального проекта «Образования», дала развёрнутое интервью «Российской газете», в котором ответила на самые острые и интересные вопросы читателей издания.

Мы же расскажем вам о самых важных темах беседы кратко и по делу.

О зарплатах

Проблема несоразмерного соотношения учительских окладов и надбавок будет решаться на самом высшем уровне. Пропорция «70% ­— оклад за ставку, 30% — надбавки» во многих регионах не соблюдается и часто средняя зарплата педагога, появляющаяся в отчётах чиновников, является результатом того, что учителю приходится взваливать на себя дополнительную нагрузку, работать на 1,5 ставки.

Благодаря усилиям Заместителя председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяны Голиковой разрабатываются поправки, которые позже внесут в Трудовой кодекс. Эти изменения позволят педагогам получить базовые финансовые гарантии и сформируют единую модель оплаты труда.

Министр образования о зарплатах

О нехватке учителей

В школах вакантными остаётся около 10% рабочих мест. Особенно не хватает учителей иностранных языков, математики, информатики и физики. Главная проблема в том, что молодые специалисты не спешат работать по специальности — в системе образования после окончания ВУЗа остаётся меньше половины. Почему так происходит? Вчерашние студенты боятся слишком большой нагрузки и ответственности за учеников. Бороться с этим будут при помощи внедрения системы менторства и упора на практикоориентированность. А ещё на рассмотрение Министерства образования и науки было вынесено предложение увеличить количество бюджетных мест по педагогическим специальностям на 2021/22 учебный год.

Эффективнее всего проблема решается в тех регионах, где губернаторы вкладываются в сферу образования и радеют за неё. В них нехватка кадров почти неощутима, потому что молодых специалистов привлекают социальные гарантии: дополнительные выплаты и подъемные, стабильные зарплаты и предоставление собственного жилья.

О проекте «Земский учитель»

Инициатива рассчитана не только на молодых педагогов, но и на уже опытных учителей: те из них, кто приедет работать в малые города и сёла, получат выплаты от миллиона до двух миллионов рублей в зависимости от региона. Для старшего поколения педагогов (правда, возрастом не больше 55 лет) это будет прекрасным шансом оставить свои городские квартиры и начать жить вдали от городской суеты.

Полный список требующихся специалистов можно найти на сайте проекта, но можно и связаться с Министерством напрямую.

Ольга Васильева, автор национального проекта «Образования», дала развёрнутое интервью «Российской газете», в котором ответила на самые острые и интересные вопросы читателей издания

О бумажной волоките

Учитель ответственен только за четыре документа: учебную программу, календарно-тематический план, электронный журнал и электронный дневник. Возиться с какими-либо иными бумагами он не должен. Но так как часто руководство не прислушивается к этой рекомендации, то сейчас Министерством принимаются меры по внесению этого правила непосредственно в закон в рамках поправок к ФЗ «Об образовании в РФ». А новые правила ФГОС ещё сильнее облегчат жизнь педагогам, уменьшив нагрузку по отчётности на 30%.

О ФГОС

К концу января завершится обсуждение новых школьных стандартов. В документе будет расписано содержание каждого учебного предмета: что должен узнать ученик в рамках уроков и в каком классе это должно произойти. Эти изменения не коснутся объема программы: учебная нагрузка останется на прежнем уровне. Ожидает педагогов и несколько нововведений: в программу ОБЖ добавят темы компьютерной безопасности и безопасности на транспорте, уроки технологии станут разнообразнее благодаря модулям по роботостроению. На занятиях по информатике будут учить правилам общения и безопасности в сети, а также самым востребованным языкам программирования. В ближайшем будущем планируется начать проводить ЕГЭ в электронном формате.

О зачётной системе

Во многих школах такая система существует, но в процессе выдачи аттестата все оценки всё равно переводятся в стандартные численные значения. Новый порядок выдачи аттестатов позволит любому учебному заведению оценивать успехи детей в таких учебных предметах, как ИЗО, музыка и физкультура, по системе «зачтено/не зачтено». Но это не строгое предписание: руководство само будет определять, пользоваться им или нет. Мнение министра просвещения однозначно: Васильева считает, что снижать среднюю оценку из-за отсутствия музыкального или художественного таланта нельзя.

О зачетной системе

Об обязательных ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку

Девятиклассники могут не паниковать: дополнительных экзаменов вдобавок к уже существующим не предвидится. Те же, кто в следующем году будет сдавать ЕГЭ по иностранному языку, по сути будут участвовать в тестировании новой системы. Именно на примере результатов ребят из 19 регионов России Министерство выяснит все сильные и слабые стороны экзамена. Рассматривается вариант разделения испытания на два уровня: базовый, с которым справятся ребята и городских, и сельских школ, и профильный — для тех, кто планирует поступать на лингвистические специальности.

Об уровене знаний современных школьников

В том, что дети плохо знают историю, виновата не школьная программа сама по себе: всё зависит от педагога. Если учитель любит свой предмет, его полюбят и ученики. А если полюбят, то и хорошо запомнят. Главное не перегружать ребёнка огромным количеством дат и фамилий — это убьёт интерес любого.

О сокращении количества учебников

В программе по каждому предмету среди рекомендованных учебников должно остаться не больше трёх линеек. Это станет возможно благодаря поправкам в закон «Об образовании в РФ». Теперь Министерство будет самостоятельно утверждать нормы оценки учебников и требования к ним, а, значит, сделает шаг к введению государственной экспертизы и, соответственно, отстаиванию интересов учащихся, а не издательств.

Об уроках технологии

В рамках занятий дети получают важные навыки: учатся готовить, шить, мастерить. Некоторые воспринимают запрет на привлечение детей к труду слишком буквально: речь в законе идёт об насильственной эксплуатации, а не обучению элементарному самообслуживанию. Так что такие занятия, как и дежурства учеников в классе — вклад в развитие детей и в их самостоятельное будущее.

Школьная система питания

О вторых сменах

Несмотря на все усилия, мест в школах для детей не хватает. В рамках проекта «Образование» количество мест увеличилось на 160 тысяч, но для решения вопроса их необходимо создать более миллиона. Образование должно быть доступно абсолютно всем ребятам, поэтому вторые смены — вынужденная мера, хотя сама министр не видит в них никакой проблемы и вспоминает, что и сама ходила в школу во вторую смену.  Она также упоминает положительный опыт губернатора Евгения Савченко, который организовал такую систему обучения, которая позволяет ученику заниматься в школе и учебной, и внеучебной деятельностью, а свободное время дома посвящать отдыху.

О питании в школах

Министр высказывается категорически против установки в учебных заведениях автоматов с «быстрыми перекусами». Дети должны питаться сбалансированно и правильно — с этой задачей должны справляться столовые. Но качество пищи в них зависит от руководства заведения: еда вкуснее, когда школа готовит сама, а не закупает полуфабрикаты. Вопросы питания постоянно контролируются Министерством, а 80% учеников устраивает меню в столовых. Главная же причина для нелюбви к школьным блюдам — слишком малое их разнообразие, об этом упомянули почти 40% опрошенных. Если родители действительно заинтересованы в изменении схемы питания в конкретных школах, то они могут влиять на неё самостоятельно, создавая родительские комитеты и вынося предложения на обсуждение.

О зачислении братьев и сестёр в одну школу

Закон не увеличит очереди в школы: на обычных учениках и их родителях он никак не отразится. А вот для родителей нескольких детей, особенно если семья многодетная, это распоряжение станет большой радостью: теперь не придётся до работы отводить малышей в разные учебные заведения. А для того, чтобы бороться с очередями и попытками пробиться в самую «престижную», на взгляд родителей, школу, нужно поднимать уровень образования в целом.