Что может быть более пугающим зрелищем, чем жизнерадостный и здоровый ребёнок, который внезапно замыкается в себе и перестаёт интересоваться учёбой, хобби и даже развлечениями? Выяснить причину не всегда легко: многие дети не желают откровенничать со взрослыми, а если и решаются на разговор, то могут сами не понимать, что заставляет их так себя вести.
Выясняем самые частые причины угасания интереса.
«После школы мы посещаем театральный кружок, потом сразу едем в спортивную секцию. Нет, гулять не успеваем: вечером нужно готовить домашние задания, а ещё репетитор придёт и сто неправильных английских глаголов перед сном тоже повторить надо».
Такой монолог немного утрирован, но главную суть передаёт: современный ребёнок катастрофически перегружен. Бытует странное мнение, что если активно (и часто насильно) не развивать своё чадо, то оно ничего в жизни не добьётся. Поэтому родители начинают прикладывать максимальные усилия с самого его появления на свет, а после вступления в школьный возраст график занятий становится настолько плотным, что времени на отдых просто не остаётся. Но такое вложение сил себя не окупает: вместо развития ребёнок может получить психическое расстройство.
Не забывайте, что часто ваш ребёнок даже не осознаёт, для чего вы водите его по кружкам и репетиторам. Для него это не «вклад в будущее», а печальная кабала настоящего: вместо игр и здорового сна мама с папой заставляют его ходить в непонятные места к непонятным людям и делать непонятные вещи — и ещё более непонятно, когда вся эта пытка закончится.
Задумайтесь о том, как составлено расписание ребёнка, отведено ли в нём место для прогулок, забав и «ничегонеделания» — именно они помогают справиться со стрессом и повышают эффективность. День и малыша, и подростка не должен состоять из сплошной учёбы.
Не забывайте, что игра — важный элемент развития мышления и поведения. Придумайте и предложите ребёнку такие игры, которые помогут ему получить навыки и знания, которые вы считаете необходимыми. И помните, что не со всеми задачами младший школьник в принципе способен справиться самостоятельно: делайте дела вместе, показывайте, как надо, а уже потом, через некоторое время, он сможет выполнить то же самое уже без вашей помощи.
Экзамены, проверки, контроли, срезы. Ребёнок зубрит фамилии и даты, формулы и исключения из правил. А в глубине души понимает, что почти ничего из этого он не сможет применить в будущем. Он теряет интерес к учёбе и в принципе не осознаёт, для чего он должен тратить время на посещение уроков.
Взрослый мир и вхождение в профессию требует от вчерашнего подростка наличия чётких знаний, умений и навыков… которые невозможно или очень сложно получить, сидя за школьной партой. Возникает парадокс необходимости образования, который угнетает ребёнка, вселяет в него тревогу и неуверенность.
Но это не только ученическая проблема. Зачастую педагоги сами не догадываются, для чего в программу включен их предмет. А нехватка времени и устаревшие нормы только усугубляют ситуацию: ребёнок не успевает делать большие и сложные домашние задания, требующие самостоятельного обучения и исследования, в итоге их за него выполняют взрослые или эти работы вовсе игнорируются. А учителей нет времени на то, чтобы разработать действительно увлекательные упражнения. Замкнутый круг.
Как решить эту проблему? Постарайтесь выбрать такое учебное заведение, в котором много внимания уделяют проектной работе и активностям вне занятий, а не только внешним сторонам обучения, вроде сдачи контрольных и экзаменов.
Награждайте ребёнка за успехи в школе. Поговорите с ним о его будущей профессии и помогите сосредоточиться на тех предметах, которые с ней связаны. А ещё напомните ему, что школа — это просто один из этапов, который нужно во что бы то ни стало преодолеть для того, чтобы стать тем, кем он хочет быть.
Экосистема закрытых учреждений, вроде школы и армии, порождает собственную иерархию и особый тип хищнических отношений. Если какой-то педагог заверяет, что в его классе нет травли, то он либо лукавит, либо не знает всей картины. Исследования показали: каждый третий ученик в мире ежемесячно сталкивается с издевательствами. Столько же подвергается избиениям. В нашей стране эта проблема особенно актуальна: если уж среди взрослых и, казалось бы, разумных людей уровень агрессии превысил все мыслимые масштабы, то что говорить о школе, в стенах которой травля существует испокон веков.
Возможно ваш ребёнок потерял интерес к жизни именно из-за конфликтов со сверстниками или преподавателями.
Как узнать об этом наверняка? Это непросто. Часто школьники не хотят рассказывать об эпизодах травли своей семье. И не потому что боятся быть наказанными. Они скорее опасаются, что в них разочаруются, увидят и поверят в тот самый (часто воображаемый) изъян, за который в классе они подвергаются унижению. Страх оказаться «неправильным», «бракованным» в глазах мамы или папы заставляет молчать.
Но вы можете разрушить стену недоверия: просто как можно чаще общайтесь со своими детьми. Если на прямые вопросы про то, как прошёл день и учёба, ребёнок замолкает, отводит взгляд, уходит от ответа, а настроение у него внезапно портится, то это очень отчётливый сигнал того, что что-то не в порядке.
Участвуйте в жизни класса, чтобы получше разобраться в отношениях и вовремя заметить, что ситуация выходит из-под контроля: помогайте организовывать совместные поездки, посещайте родительские собрания и готовьте праздники. Так вы будете и погружены в атмосферу коллектива, и сможете принять экстренные меры для предотвращения беды.
С приходом в современную жизнь технологий широким массам стало доступно огромное количество информации о нас самих, наших привычках и успехах. Но мы редко задумываемся, что многое из того, что мы видим в сети, является лишь отретушированной версией реальности.
Дети мыслят ещё менее критично: для них онлайн-наблюдение за своими сверстниками и является своеобразной призмой, через которую они оценивают себя. И выходит, что по сравнению с виртуальными образами они недостаточно популярны, недостаточно красивы, недостаточно много добились в своём возрасте и, в принципе, всё их существование — один большой провал.
Ещё сильнее бьёт по самооценке родительское мнение: вспомните, когда вы в последний раз ставили своему ребёнку в пример его умного или трудолюбивого одноклассника, соседа или племянника коллеги? У некогда популярного мема про «сына маминой подруги» глубокие корни — и все они тесно переплетены с социальной тревогой.
Как бороться с детской неуверенностью в себе? Позволить делать ошибки и не всегда быть «лучшим во всём». Ошибка — это способ научиться и ценный опыт, а не провал или катастрофа. Говорите и о своих неудачах, обсуждайте их в семейном кругу, это позволит снять стигму и объяснить ребёнку, что он ничем не хуже окружающих. Делитесь эмоциями и страхами. Попробуйте обратить провалы в шутку и легче относитесь к ним. Ну и, конечно, не забывайте рассказывать ребёнку, насколько сильно вы его любите любым.
Приводите в пример тех выдающихся деятелей, которых в детстве считали бесперспективными и отстающими. А с более старшими детьми можно обсудить, что картинка в интернете — часто красивый фасад, за которым не скрывается ничего реального, и использовать такое воображаемое мерило для своей жизни достаточно абсурдно.
А вы знали, что от 10 до 15 процентов людей по всему земному шару имеют или имели трудности в обучении, связанные с дислексией, дисграфией или дискалькуляцией? И знаете ли вы, что это вообще такое?
В нашей стране об этих проблемах говорят мало, чаще обвиняя ребёнка в том, что он ленится. Или принижают его умственные способности, считая отсталым. А тем временем ни одно из этих понятий не связано с уровнем интеллекта. Дислексия, взывающая затруднения в чтении, дисграфия, мешающая ребёнку писать правильно, и дискалькуляция, которая нарушает способность считать — это комплексные проблемы, которые требуют помощи. Вполне возможно, что нежелание ребёнка учиться таковым на самом деле не является: он просто не может этого делать.
Внимательно следите за успехами и неудачами вашего ребёнка в процессе обучения, но лучше, если проблема будет выявлена ещё до поступления в школу. А скорректировать её можно, заручившись поддержкой психолога и логопеда.
Иногда стремление что-то делать угасает по достаточно простой причине: человек сам не знает, чего он хочет. Особенно это касается детей. В таких случаях поможет тренировка силы воли: научите ребёнка ждать, а не желать мгновенного результата.
Дарите большие подарки только на один из праздников, а не когда вздумается. Если ребёнок хочет заполучить что-то уж слишком сильно, скажите ему, что вы оплатите только половину покупки — вторую часть суммы он должен скопить сам.
Мотивировать к обучению тоже можно наградой: здесь способ «получишь что-то, если хорошо напишешь контрольную» отлично работает. Но не переусердствуйте, отмечайте самые крупные успехи, для достижения которых нужно выполнить череду действий.
А ещё от ребёнка можно просто отстать. Серьёзно. Нам всем иногда хочется отдыха или не хочется совсем ничего. Это в порядке вещей, если не затягивается слишком надолго. А если ваше чадо приняло решение сделать что-то самостоятельно (занялось уборкой или внезапно прочитало книгу), то не забудьте отметить этот факт. И не скупитесь на похвалу, даже если попытка не увенчалась успехом: усилие само по себе уже достойно того, чтобы быть замеченным. Только так у ребёнка сформируется стойкая ассоциация, связывающая выполнение каких-либо действий и позитивные эмоции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.