Цифровая эволюция: как должна измениться система образования, чтобы ответить на вызовы будущего?
Оценка 4.7

Цифровая эволюция: как должна измениться система образования, чтобы ответить на вызовы будущего?

Оценка 4.7
20.01.2020
Цифровая эволюция: как должна измениться система образования, чтобы ответить на вызовы будущего?

Система образования готовит человека ко взрослой жизни? Вряд ли. Особенно эта проблема стала заметна в связи с повсеместной диджитализацией: технологическое будущее уже наступило, а мы к нему до сих пор не готовы. Традиции обучения застряли в прошлом, а, значит, системе нужно срочно эволюционировать, чтобы эффективно отвечать на запрос эпохи.

Дать детям и подросткам необходимые навыки — первостепенная задача не только для учителей, но и для работодателей. Ведь кого, как не их, в первую очередь затронет дефицит квалифицированных кадров, тенденция к развитию которого намечается уже сегодня. В обозримом будущем же такая нехватка станет катастрофической и приведёт к огромным убыткам.

Готовит ли система образования к взрослой жизни

Единственное решение: работать на опережение и как можно быстрее помочь детям приспособиться к постоянно меняющейся среде.

Но простого набора знаний и умений окажется недостаточно. Понадобятся глубинные изменения самой формы образования, перестроение связей в единстве, сформированном школой, институтом, нанимателями, семьями, обществом и самими учащимися.

Что нужно пересмотреть в уже существующей системе?

  • Типовые задачи рождают типовые решения. Они несовместимы с развитием воображения и способностью творить самостоятельно.
  • Невозможно научить ребёнка кооперации, одновременно с этим заставляя его конкурировать с другими. Сотрудничество начинается там, где заканчивается индивидуализм.
  • Процесс обучения, лишённый эмоций, не может развить эмпатию.
  • Нельзя вырастить готового к цифровому будущему человека, если использование современных технологий в школе находится под запретом.
  • Если учить ребёнка тому, что природа вокруг нас — всего лишь ресурс, то он никогда не найдёт гармонии с окружающим миром. Дети должны напрямую соприкасаться с природой.
  • Для того, чтобы вырастить ученика, способного совершать поступки осознанно, педагогам необходимо самим стать осознанными.

Главная проблема современного обучения состоит в том, что в некоторых быстроразвивающихся отраслях знания и навыки, получаемые в учреждениях образования, становятся неактуальными ещё до того, как закончится нормативный срок документации. Решить этот вопрос силами одних только методистов невозможно, тут требуется взаимодействие всех заинтересованных сторон и создание новой среды профессионального развития.

Часть ответственности должна лечь на плечи нанимателей и общественных организаций: именно перед ними стоит задача формирования «образовательной экосистемы», которая в будущем позволит удовлетворить потребности производства и бизнеса.

Уже существующие учебные заведения должны стать своеобразными «связующими узлами» — центрами, вокруг готовых будет зарождаться новая экосистема.

Что нужно изменить в нынешней системе образования

Почему именно школы и институты?

  • Они спроектированы как особое пространство для обучения и приспособлены для всех форм деятельности, связанной с ним: как групповых, так и индивидуальных.
  • Они являются уже привычным для многих местом общения и взаимодействия.
  • Они предоставляют образовательные ресурсы, в них можно получить доступ к библиотекам и архивам.
  • Они являются подходящими и хорошо оборудованными местами для проведения образовательных и социальных исследований.

Но чтобы стать связующими узлами новой системы образования, школам и ВУЗам придётся пересмотреть свои правила:

  • Начать соответствовать основным принципам концепции непрерывного образования и стать местом, где смогут получать знания люди вне зависимости от своего возраста.
  • Изменить формы обучения, добавив в них градацию по длительности (от быстрых занятий, длящихся несколько часов или минут, до программ, не прерывающихся годами) и интенсивности (от высокой игровой, до низкой медитативной).
  • Предоставить заинтересованным организациям, инвесторам и предпринимателям доступ к процессу обучения и инструменты влияния на него. Благодаря их усилиям в систему можно будет интегрировать новые инновационные продукты, а учащиеся смогут начать получать актуальный профессиональный опыт за счёт стажировок и практики. Организации, работающие над вопросами образования, смогут наладить эффективную коммуникацию между родителями, учениками и обществом и заняться реализацией социальных проектов на базе учебных заведений. Всё это позволит сформировать у учащихся компетенции, жизненно необходимые в будущем.

школам и ВУЗам придётся пересмотреть свои правила

Но не только учреждения образования должны стать главными звеньями «образовательной экосистемы». В эту цепочку необходимо включить ещё три важных элемента, которые позволят школьникам найти парадигму развития и сформируют плодотворную среду для учёбы и профессионального роста:

  • Образовательные порталы в сети

Такие сайты в скором времени станут самыми главными источниками информации и материалов. Благодаря им педагоги смогут отойти от функции непосредственной передачи знаний и сместить фокус обучения на другие, не менее важные аспекты — формирование эмоционального интеллекта детей и развитие их «гибких навыков».

  • Городские образовательные форматы

Привычный нам формат учебных заведений не может удовлетворить растущий спрос на развитие специфических навыков: системного мышления, способности к коммуникации, творческих данных, эмоционального интеллекта и т.д. Поэтому повсеместно возникают новые узлы обучения, не связанные с глобальной образовательной системой: центры дополнительного образования и курсы. Их организуют профессионалы и эксперты, а энтузиасты и волонтёры в свою очередь концентрируются на более локальных формах: они открывают научные кафе, читают лекции в книжных магазинах и центрах досуга.

  • Профессиональные сообщества

Цифровая эволюция: как должна измениться система образования, чтобы ответить на вызовы будущего

Всё чаще люди, работающие в одной сфере или имеющие общие интересы, объединяются в сообщества, цель которых — передача накопленного профессионального опыта и помощь новичкам в освоении важных умений. Именно в таких объединениях подростки смогут приобрести узкоспециализированные знания, доступ к которым раньше был затруднён из-за закрытости отраслей. Формат обучения будущего должен стать результатом сотрудничества между учебными заведениями и профессиональными сообществами, удовлетворяя потребность общества в образовании, ориентированном на практику. В результате должен сформироваться треугольник сотрудничества школа-университет-наниматель. С каждым годом всё сильнее будет востребовано кураторство, когда наставники будут взаимодействовать с обучаемыми в рамках реального проекта. Роль таких наставников должны будут выполнять сами наниматели, организующие Центры профессионального обучения на базе своих компаний.

Наступление глобального цифрового будущего невозможно ни остановить, ни предотвратить. Да и нужно ли это? Вместо этого системе образования предстоит адаптироваться к грядущим изменениям. Насколько гибким и безболезненным будет перестроение — покажет время. Но уже сегодня каждый из нас — и педагог, и ученик, и родитель, и работодатель — может своими руками заложить кирпичик в фундамент школы нового типа. В честной и открытой коммуникации между всеми связующими звеньями должно родиться понимание того, как противостоять угрозе дефицита кадров и создать то общество, которое без страха ответит на вызов времени и станет полноценной и эффективной частью мира высоких технологий.