Система образования готовит человека ко взрослой жизни? Вряд ли. Особенно эта проблема стала заметна в связи с повсеместной диджитализацией: технологическое будущее уже наступило, а мы к нему до сих пор не готовы. Традиции обучения застряли в прошлом, а, значит, системе нужно срочно эволюционировать, чтобы эффективно отвечать на запрос эпохи.
Дать детям и подросткам необходимые навыки — первостепенная задача не только для учителей, но и для работодателей. Ведь кого, как не их, в первую очередь затронет дефицит квалифицированных кадров, тенденция к развитию которого намечается уже сегодня. В обозримом будущем же такая нехватка станет катастрофической и приведёт к огромным убыткам.
Единственное решение: работать на опережение и как можно быстрее помочь детям приспособиться к постоянно меняющейся среде.
Но простого набора знаний и умений окажется недостаточно. Понадобятся глубинные изменения самой формы образования, перестроение связей в единстве, сформированном школой, институтом, нанимателями, семьями, обществом и самими учащимися.
Главная проблема современного обучения состоит в том, что в некоторых быстроразвивающихся отраслях знания и навыки, получаемые в учреждениях образования, становятся неактуальными ещё до того, как закончится нормативный срок документации. Решить этот вопрос силами одних только методистов невозможно, тут требуется взаимодействие всех заинтересованных сторон и создание новой среды профессионального развития.
Часть ответственности должна лечь на плечи нанимателей и общественных организаций: именно перед ними стоит задача формирования «образовательной экосистемы», которая в будущем позволит удовлетворить потребности производства и бизнеса.
Уже существующие учебные заведения должны стать своеобразными «связующими узлами» — центрами, вокруг готовых будет зарождаться новая экосистема.
Но чтобы стать связующими узлами новой системы образования, школам и ВУЗам придётся пересмотреть свои правила:
Но не только учреждения образования должны стать главными звеньями «образовательной экосистемы». В эту цепочку необходимо включить ещё три важных элемента, которые позволят школьникам найти парадигму развития и сформируют плодотворную среду для учёбы и профессионального роста:
Такие сайты в скором времени станут самыми главными источниками информации и материалов. Благодаря им педагоги смогут отойти от функции непосредственной передачи знаний и сместить фокус обучения на другие, не менее важные аспекты — формирование эмоционального интеллекта детей и развитие их «гибких навыков».
Привычный нам формат учебных заведений не может удовлетворить растущий спрос на развитие специфических навыков: системного мышления, способности к коммуникации, творческих данных, эмоционального интеллекта и т.д. Поэтому повсеместно возникают новые узлы обучения, не связанные с глобальной образовательной системой: центры дополнительного образования и курсы. Их организуют профессионалы и эксперты, а энтузиасты и волонтёры в свою очередь концентрируются на более локальных формах: они открывают научные кафе, читают лекции в книжных магазинах и центрах досуга.
Всё чаще люди, работающие в одной сфере или имеющие общие интересы, объединяются в сообщества, цель которых — передача накопленного профессионального опыта и помощь новичкам в освоении важных умений. Именно в таких объединениях подростки смогут приобрести узкоспециализированные знания, доступ к которым раньше был затруднён из-за закрытости отраслей. Формат обучения будущего должен стать результатом сотрудничества между учебными заведениями и профессиональными сообществами, удовлетворяя потребность общества в образовании, ориентированном на практику. В результате должен сформироваться треугольник сотрудничества школа-университет-наниматель. С каждым годом всё сильнее будет востребовано кураторство, когда наставники будут взаимодействовать с обучаемыми в рамках реального проекта. Роль таких наставников должны будут выполнять сами наниматели, организующие Центры профессионального обучения на базе своих компаний.
Наступление глобального цифрового будущего невозможно ни остановить, ни предотвратить. Да и нужно ли это? Вместо этого системе образования предстоит адаптироваться к грядущим изменениям. Насколько гибким и безболезненным будет перестроение — покажет время. Но уже сегодня каждый из нас — и педагог, и ученик, и родитель, и работодатель — может своими руками заложить кирпичик в фундамент школы нового типа. В честной и открытой коммуникации между всеми связующими звеньями должно родиться понимание того, как противостоять угрозе дефицита кадров и создать то общество, которое без страха ответит на вызов времени и станет полноценной и эффективной частью мира высоких технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.