Проблема школ, которые находятся за чертой больших городов, стояла всегда. Но кажется, что именно в России сельские школы находятся в наибольшем упадке, но так ли это на самом деле? Как же обстоят дела в других государствах?
Основная беда сельских школ в Соединённых Штатах — отсутствие денег. Всё дело в том, что бюджет учебных заведений включает в себя финансирование из местных средств, бюджета штата и непосредственно государственных средств. Главным образом деньги выделяет регион, а основной источник его дохода — налоги на землю и недвижимость. Поэтому школы в более дорогих и густонаселённых городах снабжаются ресурсами гораздо лучше, чем школы из бедных аграрных областей.
Правительство тоже вносит свою лепту в образовавшийся разрыв: денег из государственного бюджета для городских школ выделяется больше, чем для деревенских. Общественное объединение The Rural School and Community Trust пришло к выводу, что в 2017 году на долю сельских школ пришлось всего 17% финансирования, в то время как сельским является каждое четвёртое учебное заведение.
Сказывается такое положение дел на всех участниках образовательного процесса: дети пользуются устаревшим материалом, а педагогам приходится тратить всё свободное время на то, чтобы актуализировать его. Проблема осложняется ещё и низкой скоростью, а иногда и полным отсутствием интернета за городом. Более 19 миллионов жителей США не имеют возможности выйти в сеть — а это почти треть граждан. Крупные корпорации, такие как Microsoft, называют сложившуюся ситуацию глобальной катастрофой.
В итоге сельские школы становятся непривлекательным местом работы. В таких заведениях педагогам платят меньше, а обязанностей у них гораздо больше: чтобы закрыть нехватку кадров, преподавателям иногда приходится взваливать на свои плечи по несколько предметов, а после уроков самостоятельно организовывать досуг детей. Да и общение с ребятами часто не идёт гладко: приезжая из больших городов, молодые специалисты не всегда могут найти подход к детям, для которых работа в поле может стать уважительной причиной прогулов. Получается замкнутый круг.
Ученикам из деревень сложнее поступить в университет, они ограничены в возможностях самореализации и самообразования, а позже — в карьерном росте.
Но правительство США не опускает руки, пытаясь не допустить закрытия сельских школ. В тех местах, где содержать учебное заведение становится невозможно, они открывают «однокомнатные школы»: здесь ребята (обычно малыши) ходят на уроки вместе, без разделения на уровни и классы. Такая форма организации обучения была популярна в начале прошлого века, а своё название получила потому, что весь учебный процесс происходит в одном помещении.
Догнать Финляндию в вопросах качества образования очень сложно: страна множество раз поднималась на первое место в мировых рейтингах образовательных достижений учащихся.
Финские школы являются практически недостижимым стандартом, поражая умы иностранцев. К примеру, здесь есть ученическое такси, которое отвозит ребят на учёбу и привозит обратно, не требуя за это оплаты. Бесплатно и само обучение, родители не вкладываются ни в ремонт в классе, ни в покупку учебников. А ещё тут почти не нагружают домашними заданиями и позволяют самовыражаться: никакой обязательной школьной формы — только нравящаяся ученикам одежда. Можно бегать по коридорам в носках и сидеть на партах. Учителям тоже дана полная воля: занятия проводятся в том формате, который приятнее педагогу, преподаватели избавлены от всей бумажной волокиты, а единственное требование к ним — приходить и учить.
Учебные заведения в Финляндии придерживаются принципа равных возможностей. А это значит, что нет никакой разницы, из какой семьи происходит ученик и каков заработок его родителей. Школа выдаст ребёнку все необходимые принадлежности и организует проезд, и тут не важно, расположена ли она в центре столицы или в удалённой от цивилизации деревушке. Учреждения образования в большинстве своём имеют один уровень, среди них нет престижных или непопулярных, а классы не делятся на успевающие и отстающие. Несколько лет тому назад в школы зачисляли не по желанию родителей, а только по месту жительства. Даже сейчас, когда закон изменился, очень малое количество семей пользуется этой свободой выбора.
Казалось бы, какие проблемы могут быть в такой системе?
В отдалённых северных регионах остро встаёт вопрос неукомплектованности школ. По сравнению с центральной частью страны, здесь проживает лишь малая часть жителей, а населённые пункты достаточно удалены друг от друга. И если с созданием инфраструктуры власти справляются, то найти достаточное количество учеников порой бывает сложно. К этому прибавляется ещё и проблема сохранения языка и культуры коренных народов.
Ещё одна забота финского правительства: слишком быстрое старение населения. Особенно эта тенденция ощущается в деревнях. Здесь средний возраст часто превышает 60 лет, а местные власти сталкиваются с постоянным оттоком юношей и девушек, уезжающих в большие города. Из-за нерентабельности закрываются школы и медицинские учреждения, и, в итоге, сёла приходят в упадок.
В Германии проблема диаметрально противоположная: желающих учиться предостаточно, а учить некому. В 2018 году вакантными оставались более 40 тысяч мест. Причина кроется в том, что приток иммигрантов и демографический взрыв в стране совпали с массовым уходом на заслуженный отдых множества педагогов преклонного возраста. И, несмотря на то, что профессия преподавателя считается крайне престижной и хорошо оплачиваемой, утолить кадровый голод в этой сфере пока что не удаётся.
Сильнее всего нехватка ощущается в тех учреждениях, которым выделяется меньше средств из бюджета: начальных и сельских школах. Здесь учителям приходится брать дополнительные часы, а то и вовсе работать сразу на нескольких должностях. Руководители лояльны к соискателям и с удовольствием нанимают и людей, только закончивших ВУЗ, и тех, кто уже вышел на пенсию, но даже такие меры не слишком помогают.
Каждый регион подходит к проблеме по-своему: где-то сосредотачиваются на подготовке и мотивации студентов, в некоторых землях стимулируют интерес дополнительными выплатами и повышением зарплат. В Баден-Вюртемберге, к примеру, педагогам старшей школы гарантируют различные привилегии при условии, что они начнут преподавать у детей младших возрастов.
Но потребности общества с каждым годом растут всё сильнее, и специалисты предрекают, что дефицит педагогических работников будет только увеличиваться. Страдают и те учебные заведения, которые по каким-то причинам не могут принять положенное по правилам количество школьников: при обнаружении недобора их тут же закрывают.
Франция знаменита своими протестами, но реформы главы страны Эммануэля Макрона встретили особое общественное сопротивление. Так меры, принятые в сфере образования, многие называют бессистемными и оторванными от реальности. Но такие мелочи, как запрещённые в школах смартфоны, меркнут перед действительно глобальными преобразованиями: правительство распорядилось уменьшить количество учеников в классах некоторых школ до двенадцати человек. Но где взять учителей для тех классов, которые будут сформированы? Власти предлагают укомплектовать их за счёт преподавателей сельских школ. А кто будет учить ребят в деревнях? Неизвестно. Неудивительно, что сами французы считают подобное распоряжение нелепым и не решающим никаких проблем.
Макрон, в 2017 году клявшийся, что не допустит закрытия классов и групп детских садов, сдержать обещание не смог: уже в 2018 году министр образования Жан-Мишель Бланкер подтвердил, что властям придётся ликвидировать почти 300 существующих классов.
Родители и педагоги не сидят сложа руки и активно выражают своё недовольство: без агрессии, но с присущей французам иронией. Помимо привычных пикетов и забастовок, они также ведут диалог с местными властями и устраивают весьма оригинальные провокации. Так в коммуне Экёрдрвилль активисты в шутку разместили объявление о продаже школы, а жители Рош-ле-Бопре пошли дальше и символически «продали» учеников.
Но болезненные изменения в системе образования продолжаются. Правительство планирует опробовать тактику «маленьких классов» и на начальной школе, а это значит, что в ближайшие три года Франция столкнётся с нехваткой 3–4 тысяч педагогов. И, хотя президент страны обещает, что сельские школы продолжат своё существование, доверие к нему уже подорвано.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.