Рабочая группа правительственного координационного совета программы «Десятилетие детства» выдвинула предложение внедрить в российское законодательство понятие «педагогической тайны». Такое название инициатива получила по аналогии с «врачебной тайной» — запретом на разглашение данных о состоянии здоровья и диагнозах пациентов: члены совета предлагают наказывать тех педагогов, которые намеренно распространяют информацию о заболеваниях или особенностях развития учеников. И хотя Правительство ещё не высказалось в поддержку прозвучавшей идеи, она уже нашла сторонников среди родителей.
Инициатива предполагает обязать школьный персонал, получающий доступ к персональным данным детей, хранить их в тайне и не передавать информацию другим лицам без разрешения родителей или опекунов. Такая мера в первую очередь направлена на обеспечение комфортного процесса обучения для школьников с инвалидностью и психическими заболеваниями: с учётом проявляющейся тенденции повсеместного внедрения инклюзивного образования такие ребятам больше всего нуждаются в защите.
Статистика неумолима: по данным 2019 года в России проживает 670 тысяч детей с инвалидностью, и их количество постоянно увеличивается. 24,3% ребят страдают от расстройств психики, 23,2% — от болезней нервной системы, а 17,7% имеют пороки физического развития.
Полностью оградить личную жизнь учеников от вмешательства нельзя: педагоги должны учитывать диагнозы для составления индивидуальной программы, к тому же понимание особенностей поведения ребёнка помогает быстрее наладить диалог, а в случае ухудшения самочувствия ученика преподаватель сможет вовремя отреагировать, незамедлительно связаться с медиками и избежать большой беды.
Но сейчас ситуация такова, что семьи с неохотой делятся подобной информацией — она слишком легко выходит за пределы класса и даже педагогического коллектива, становясь поводом для насмешек и оскорблений. Нередки ситуации, когда небрежно упомянутый диагноз становится прозвищем ребёнка, делает его изгоем и заставляет менять учебное заведение. Для подростков такой стресс не проходит бесследно. Страдают от этого и родители.
Но с этической точки зрения «педагогическая тайна» остаётся спорным моментом, а внесение конкретных изменений в закон об образовании пока не планируется. Не решено и какие именно последствия повлечёт за собой разглашение информации.
Татьяна Батышева, главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации Министерства здравоохранения, считает, что такую инициативу следует прежде всего выносить на обсуждение широкой общественности, причём прислушиваться не только к семьям, но и к самим педагогам.
В Правительстве подтверждают: предложение о «педагогической тайне» звучало в рамках совещаний, но конкретные шаги по его реализации в ближайшем будущем предприняты не будут. Вице-премьер Татьяна Голикова настаивает, что перед тем, как принимать меры, следует учесть интересы всех сторон, а это значит, что реальным действиям будут предшествовать опросы и исследования общественного мнения.
Министерство просвещения тесно сотрудничает с Министерством здравоохранения, создавая систему, благодаря которой учителя смогут узнавать актуальные сведения о состоянии здоровья ребёнка — разумеется, если родители дадут на это разрешение. Благодаря этим данным педагоги смогут изменять индивидуальный уровень учебной нагрузки на конкретного ребёнка.
Рассматривают в ведомствах и вопрос, связанный с педагогической тайной, но упор на него пока что не делают.
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец считает, что в понятие педагогической тайны необходимо добавить не только информацию о болезнях ученика, но и более деликатные вещи: к примеру, сведения о том, что ребёнок взят из приюта. Она говорит, что этот момент требует строгого правового регулирования. Хотя с точки зрения морали абсолютно понятно, что нельзя распространять информацию, которая может нанести вред ученику, некоторые педагоги злоупотребляют свободой слова. А официальный запрет поможет им вовремя вспомнить о последствиях и не сломать ребёнку жизнь. В итоге такое решение пойдёт на пользу всем участникам учебного процесса.
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, напоминает, что подобные проекты существуют во множестве прогрессивных государств. Там разглашение личных тайн, в том числе и семейных, может закончиться для преподавателя увольнением и запретом на ведение педагогической деятельности сроком от нескольких лет до пожизненного отстранения.
Реальные меры воздействия на излишне «общительных» российских учителей существуют и сейчас. Статья 137 Уголовного кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни» предусматривает уголовную ответственность, а нарушение статьи 13.14 КоАП «Разглашение информации с ограниченным доступом» повлечёт за собой штраф от 0,1 до 1 тысячи рублей для гражданских лиц и от 4 до 5 тысяч для тех, кто исполняет должностные обязанности.
За внедрение понятия педагогической тайны ратует и уполномоченная по правам ребёнка Анна Кузнецова. Однако она не согласна с утверждением, что знание учителем диагноза школьника полезно и необходимо. Она уверенна, что только семье следует решать, сообщать педагогам о проблемах со здоровьем своих детей или нет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.