Как помочь ребёнку полюбить учёбу?
Оценка 5

Как помочь ребёнку полюбить учёбу?

Оценка 5
24.01.2020
Как помочь ребёнку полюбить учёбу?

Любопытный подросток, который с блеском в глазах поглощает новые знания, отличается пытливым умом и хочет заниматься саморазвитием — это фантастика? Конечно же нет. Но как сделать так, чтобы мечта всех родителей стала реальностью?

Выстраивать доверительные отношения, правильно мотивировать и вдохновлять.

Вот несколько идей, которые помогут ребёнку увидеть в процессе обучения не неприятную рутину, а самое увлекательное занятие на свете.

Ставьте чёткие цели

Ребёнок часто не в состоянии осознать, зачем его заставляют заниматься тем или иным делом. Будем откровенны, даже взрослые периодически задаются этим вопросом. Но если у старшего поколения хотя бы есть волшебное слово «надо», то младшие таким объяснением не удовлетворятся.

Школьные предметы кажутся бессмысленными и ненужными многим детям. Но как же доказать им ошибочность этого мнения? Поговорите о перспективах.

Что поможет полюбить учебу?

Заинтересовать ребёнка может далеко не любая цель: «иностранный язык пригодится тебе, чтобы получить высокооплачиваемую должность» — так себе мотивация. Сосредоточьтесь на ближайшем будущем. Хотите, чтобы ваш сын или дочь выучили английский? Объясните им, что благодаря знанию языка они смогут смотреть мультфильмы и сериалы в оригинале. А если ваш ребёнок мечтает стать блогером, то начните с рассказа о том, что англоязычный контент на YouTube имеет больший охват аудитории, собирает больше лайков и приносит больше подписчиков.

Хорошо аргументированная цель может в разы повысить успеваемость подростка. Только не забывайте соблюдать баланс между сложностью поставленной задачи и её достижимостью: ребята любят бросать себе вызов, но быстро сдаются, когда сталкиваются с настоящими трудностями.

Общайтесь

И ещё немного об иностранных языках. Ничто так не вдохновляет детей на их изучение, как шанс познакомиться с такими же подростками из других стран и обсудить свои увлечения. Отличным способом наладить контакт с носителями языка является совместная работа на коллаборативных ресурсах.

Можно рассказать и о посткроссинге: люди из разных уголков мира присылают друг другу открытки и короткие письма, и ваш ребёнок может с удовольствием присоединиться к этому глобальному движению. Рассказ сверстника из другой страны о своей жизни скорее разожжёт искру интереса к чужой культуре, языку и обычаям, чем параграф в учебнике географии.

Вдохновение для изучения языка

Во многих заграничных школах распространены кросс-культурные проекты. Ученики не просто готовят доклады и собирают информацию — они связываются со школьниками из других стран, узнают их мнение по тому или иному вопросу, ищут особенности, сходства и отличия интересующего их явления. В итоге ребята не только занимаются исследованиями, находят друзей и укрепляют межкультурные связи, но и заметно улучшают уровень своего владения иностранным языком.

Анализируйте причины успехов и неудач

Если вы действительно заинтересованы в повышении успеваемости своего ребёнка, предложите ему поразмышлять о своих сильных и слабых сторонах. Осознанный подход к предмету — уже половина успеха. Пускай подросток назовёт те аспекты, которые ему даются легко, и те, которые вызывают наибольшие затруднения. Может быть у него уже есть готовый план действий, но что-то мешает его реализовать?

Только в таком диалоге можно выяснить, что ребёнок думает об учёбе, какие шаги он предпринимает, что он хорошо запоминает, а какие вещи ему не даются. Главное, внимательно слушайте, не перебивайте (даже если очень хочется) и поменьше беритесь что-то решать за своего сына или дочь. Лучше просто подтолкнуть подростка к самостоятельному поиску вариантов действий и решений.

Не обесценивайте достижения

Сразу запомните одну вещь: успехи не делятся на достойные и недостойные. Любое достижение вашего ребёнка должно быть положительно оценено. И не важно, занял подросток первое место на районной олимпиаде по физике или получил похвалу от учителя за красивый рисунок.

Не обесцениваете достижения

Вспомните, как обидно нам самим было слышать: «Пятёрка по истории? Какая разница, если у тебя по русскому языку сплошные тройки» или «Тут нечем гордиться: тебе этот предмет просто легко даётся».

Разумеется, никто не запрещает указывать на недостатки, но делать это стоит в меру и не умаляя достоинства. Почаще говорите: «Ты сегодня отлично постарался! А те предметы, оценки за которые не радуют, мы обязательно подтянем». Поддержка родителей и понимание, что приложенные усилия не прошли даром — лучшая мотивация для школьника.

Позвольте принимать решения

Часто в делах мы отодвигаем ребёнка на второй план, ожидая, что он просто будет выполнять роль подчинённого или пассивного наблюдателя. Особенно такая тенденция прослеживается у некоторых учителей: все действия на уроке сводятся к тому, что дети должны молчать и слушать, впитывая новую информацию.

Но такой подход в корне неверный. Гораздо больших успехов можно добиться, если разрешить ребёнку управлять своей жизнью и самостоятельно нести ответственность за те или иные действия. Путь проб и ошибок труден, но ужасно увлекателен. Родители и педагоги не всегда смогут вовремя прийти на помощь, а, значит, многое зависит от умения принимать решения без чужой подсказки.

А ещё помощь другим отлично поднимает самооценку и настроение.

Позвольте ребенку принимать решения

Предложите подростку обучить вас чему-либо или на один день поменяйтесь ролями. Преподаватели могут ввести в классе систему кураторства, когда более успешные ученики помогают освоить программу отстающим и при этом сами глубже вникают в предмет.

Будьте честны и открыты

Для вас и вашего сына или дочери не должно существовать запретных тем, которые не принято обсуждать в семейном кругу. Молчание рождает недоверие, но не гасит интерес к беспокоящему вопросу.

Научитесь подбирать правильные слова и уменьшите градус эмоций: подросток сам в состоянии сформировать мнение, а излишне негативное или восторженное отношение к предмету обсуждения может заставить его усомниться в вашей компетентности и в том, что поговорить именно с вами было хорошей идеей.

Позвольте ребёнку спрашивать обо всём: смело говорите о наркотиках, депрессии, суицидах, взаимоотношении полов, контрацепции и гражданской позиции. Согласитесь, в наше время делать вид, что этих вещей не существует, просто нелепо. Скорее всего подросток уже прекрасно осведомлён, что его не нашли в капусте и что в мире не все в одинаковой мере счастливы и равны.

Если вы не желаете, чтобы сверстники, интернет и посторонние люди объяснили что-то раньше вас — станьте тем, кому доверяют. Не осуждайте, не ругайтесь и не избегайте беседы. А если вас навязчиво преследует страх перед какой-то темой, лучше получить консультацию у психолога.

Будьте честны и открыты с ребенком

Чередуйте занятия

Современная жизнь — постоянная гонка со временем, в которой «дольше» часто является синонимом «хуже». Результатов нужно достичь как можно быстрее, получить удовольствие тоже. Неудивительно, что дети приобретают навык многозадачности, но теряют умение сосредотачиваться. Снижение концентрации — главная беда нового поколения.

Подстроиться под такой ритм и не потерять интерес поможет постоянное чередование занятий. Идея такого построения учебного процесса не нова: она называется вальдорфской системой обучения и была придумана в Германии ещё в начале XX века. Главное здесь — поддерживать динамику и не позволять себе замедляться. Но и не забывать про отдых! Принуждать ребёнка монотонно выполнять задание на протяжении нескольких часов обычно неэффективно да и, будем откровенны, абсолютно негуманно.

Дайте свободу выбора

Здесь на помощь родителям приходят идеи другой системы — системы Монтессори. Её основательница была уверена, что малыш будет расти самостоятельным и инициативным только в том случае, если у него есть свобода выбора.

Свобода выбора

Пускай ваш ребёнок сам решит, какие дополнительные занятия он хочет посещать в свободное время, или сам выберет тему научно-исследовательской работы. Присматривайте за ним со стороны, но не спешите брать всё в свои руки: вероятнее всего, ваш сын или дочь справятся без посторонней помощи.

Ещё один важный принцип Монтессори — самодисциплина и организованность. Часто бардак в комнате и нежелание делать уборку говорит о том, что ребёнок находится в состоянии стресса. А хорошо организованный быт и поддержание порядка действуют сродни медитации: помогают собраться с мыслями, почувствовать спокойствие и контроль. Но прийти к этому не так легко, понадобится некоторое количество времени для формирования привычки и активное участие родителя.

Читайте

Бытует мнение, будто бы современная молодёжь не любит читать. Это распространённое заблуждение: пока взрослые по старинке проводят время с книгой или журналом, молодые люди наслаждаются просмотром комиксов, новостей и статей с экранов смартфонов и ноутбуков. А ведь абсолютно не важно, напечатан текст на бумаге или существует только в электронном виде — важна привычка читать сама по себе.

Без чтения невозможно обучение. Читающий ребёнок не просто быстрее осваивает школьную программу и лучше воспринимает новую информацию, но ещё и «прокачивает» свою логику и когнитивные способности.

Как помочь подростку, который всеми силами избегает чтения и предпочитает смотреть видео и смешные картинки, полюбить текст?

Недостаточно просто накупить гору книг. Тем более нет никакого смысла насильно принуждать ими интересоваться. Вместо позитивного эффекта ребёнок скорее пойдёт наперекор воле родителя и просто возненавидит чтение. Гораздо лучше подать хороший пример и начать регулярно читать самому: дети легко копируют поведение взрослых. Пускай совместное наслаждение литературой станет для вас семейной традицией, а не обязанностью и наказанием.

Без чтения невозможно обучение

Включайтесь во взрослые дела

Кстати, о копировании: вы знали, что в древности, когда не было ни школ, ни педагогов, главной формой обучения было простое подражание? Дети включались в работу наравне со взрослыми, наблюдали за ними и старались повторить их действия.

И не спешите утверждать, что мы далеко ушли от первобытных племён, а мир стал настолько сложен, что подобный способ неприменим. Нам есть чему поучиться у наших предков.

Не пытайтесь адаптировать всё на свете, специально придумывая «детские» варианты времяпрепровождения. Позвольте ребёнку заниматься серьёзными делами вместе с вами. И не важно, что это будет за занятие: вместе можно и готовить, и делать уборку, и чинить что-нибудь. Не ограничивайтесь одними домашними хлопотами, посвятите сына или дочь в свои увлечения, даже если это программирование или реконструкция исторических костюмов. Кто знает, может быть благодаря вам у ребёнка появится новое хобби.

Будьте последовательны

Самый последний пункт одновременно и самый важный. Невозможно круглосуточно быть идеальным родителем: иногда нет сил вникать в проблемы ребёнка, когда голова пухнет от своих собственных, а насильно засадить за уроки проще, чем организовать увлекательный учебный процесс.

Не сдавайтесь! Прощайте себе педагогические огрехи и не судите себя слишком строго. Изменения не происходят мгновенно, поэтому наберитесь терпения.

И не превращайте воспитание своего любимого чада в утомительную обязанность: подходите к процессу как к увлекательному действию и возможности провести вместе больше времени.

Ведь для того, чтобы полюбить учёбу, нужно полюбить учить и учиться самому.

24.01.2020