Любопытный подросток, который с блеском в глазах поглощает новые знания, отличается пытливым умом и хочет заниматься саморазвитием — это фантастика? Конечно же нет. Но как сделать так, чтобы мечта всех родителей стала реальностью?
Выстраивать доверительные отношения, правильно мотивировать и вдохновлять.
Вот несколько идей, которые помогут ребёнку увидеть в процессе обучения не неприятную рутину, а самое увлекательное занятие на свете.
Ребёнок часто не в состоянии осознать, зачем его заставляют заниматься тем или иным делом. Будем откровенны, даже взрослые периодически задаются этим вопросом. Но если у старшего поколения хотя бы есть волшебное слово «надо», то младшие таким объяснением не удовлетворятся.
Школьные предметы кажутся бессмысленными и ненужными многим детям. Но как же доказать им ошибочность этого мнения? Поговорите о перспективах.
Заинтересовать ребёнка может далеко не любая цель: «иностранный язык пригодится тебе, чтобы получить высокооплачиваемую должность» — так себе мотивация. Сосредоточьтесь на ближайшем будущем. Хотите, чтобы ваш сын или дочь выучили английский? Объясните им, что благодаря знанию языка они смогут смотреть мультфильмы и сериалы в оригинале. А если ваш ребёнок мечтает стать блогером, то начните с рассказа о том, что англоязычный контент на YouTube имеет больший охват аудитории, собирает больше лайков и приносит больше подписчиков.
Хорошо аргументированная цель может в разы повысить успеваемость подростка. Только не забывайте соблюдать баланс между сложностью поставленной задачи и её достижимостью: ребята любят бросать себе вызов, но быстро сдаются, когда сталкиваются с настоящими трудностями.
И ещё немного об иностранных языках. Ничто так не вдохновляет детей на их изучение, как шанс познакомиться с такими же подростками из других стран и обсудить свои увлечения. Отличным способом наладить контакт с носителями языка является совместная работа на коллаборативных ресурсах.
Можно рассказать и о посткроссинге: люди из разных уголков мира присылают друг другу открытки и короткие письма, и ваш ребёнок может с удовольствием присоединиться к этому глобальному движению. Рассказ сверстника из другой страны о своей жизни скорее разожжёт искру интереса к чужой культуре, языку и обычаям, чем параграф в учебнике географии.
Во многих заграничных школах распространены кросс-культурные проекты. Ученики не просто готовят доклады и собирают информацию — они связываются со школьниками из других стран, узнают их мнение по тому или иному вопросу, ищут особенности, сходства и отличия интересующего их явления. В итоге ребята не только занимаются исследованиями, находят друзей и укрепляют межкультурные связи, но и заметно улучшают уровень своего владения иностранным языком.
Если вы действительно заинтересованы в повышении успеваемости своего ребёнка, предложите ему поразмышлять о своих сильных и слабых сторонах. Осознанный подход к предмету — уже половина успеха. Пускай подросток назовёт те аспекты, которые ему даются легко, и те, которые вызывают наибольшие затруднения. Может быть у него уже есть готовый план действий, но что-то мешает его реализовать?
Только в таком диалоге можно выяснить, что ребёнок думает об учёбе, какие шаги он предпринимает, что он хорошо запоминает, а какие вещи ему не даются. Главное, внимательно слушайте, не перебивайте (даже если очень хочется) и поменьше беритесь что-то решать за своего сына или дочь. Лучше просто подтолкнуть подростка к самостоятельному поиску вариантов действий и решений.
Сразу запомните одну вещь: успехи не делятся на достойные и недостойные. Любое достижение вашего ребёнка должно быть положительно оценено. И не важно, занял подросток первое место на районной олимпиаде по физике или получил похвалу от учителя за красивый рисунок.
Вспомните, как обидно нам самим было слышать: «Пятёрка по истории? Какая разница, если у тебя по русскому языку сплошные тройки» или «Тут нечем гордиться: тебе этот предмет просто легко даётся».
Разумеется, никто не запрещает указывать на недостатки, но делать это стоит в меру и не умаляя достоинства. Почаще говорите: «Ты сегодня отлично постарался! А те предметы, оценки за которые не радуют, мы обязательно подтянем». Поддержка родителей и понимание, что приложенные усилия не прошли даром — лучшая мотивация для школьника.
Часто в делах мы отодвигаем ребёнка на второй план, ожидая, что он просто будет выполнять роль подчинённого или пассивного наблюдателя. Особенно такая тенденция прослеживается у некоторых учителей: все действия на уроке сводятся к тому, что дети должны молчать и слушать, впитывая новую информацию.
Но такой подход в корне неверный. Гораздо больших успехов можно добиться, если разрешить ребёнку управлять своей жизнью и самостоятельно нести ответственность за те или иные действия. Путь проб и ошибок труден, но ужасно увлекателен. Родители и педагоги не всегда смогут вовремя прийти на помощь, а, значит, многое зависит от умения принимать решения без чужой подсказки.
А ещё помощь другим отлично поднимает самооценку и настроение.
Предложите подростку обучить вас чему-либо или на один день поменяйтесь ролями. Преподаватели могут ввести в классе систему кураторства, когда более успешные ученики помогают освоить программу отстающим и при этом сами глубже вникают в предмет.
Для вас и вашего сына или дочери не должно существовать запретных тем, которые не принято обсуждать в семейном кругу. Молчание рождает недоверие, но не гасит интерес к беспокоящему вопросу.
Научитесь подбирать правильные слова и уменьшите градус эмоций: подросток сам в состоянии сформировать мнение, а излишне негативное или восторженное отношение к предмету обсуждения может заставить его усомниться в вашей компетентности и в том, что поговорить именно с вами было хорошей идеей.
Позвольте ребёнку спрашивать обо всём: смело говорите о наркотиках, депрессии, суицидах, взаимоотношении полов, контрацепции и гражданской позиции. Согласитесь, в наше время делать вид, что этих вещей не существует, просто нелепо. Скорее всего подросток уже прекрасно осведомлён, что его не нашли в капусте и что в мире не все в одинаковой мере счастливы и равны.
Если вы не желаете, чтобы сверстники, интернет и посторонние люди объяснили что-то раньше вас — станьте тем, кому доверяют. Не осуждайте, не ругайтесь и не избегайте беседы. А если вас навязчиво преследует страх перед какой-то темой, лучше получить консультацию у психолога.
Современная жизнь — постоянная гонка со временем, в которой «дольше» часто является синонимом «хуже». Результатов нужно достичь как можно быстрее, получить удовольствие тоже. Неудивительно, что дети приобретают навык многозадачности, но теряют умение сосредотачиваться. Снижение концентрации — главная беда нового поколения.
Подстроиться под такой ритм и не потерять интерес поможет постоянное чередование занятий. Идея такого построения учебного процесса не нова: она называется вальдорфской системой обучения и была придумана в Германии ещё в начале XX века. Главное здесь — поддерживать динамику и не позволять себе замедляться. Но и не забывать про отдых! Принуждать ребёнка монотонно выполнять задание на протяжении нескольких часов обычно неэффективно да и, будем откровенны, абсолютно негуманно.
Здесь на помощь родителям приходят идеи другой системы — системы Монтессори. Её основательница была уверена, что малыш будет расти самостоятельным и инициативным только в том случае, если у него есть свобода выбора.
Пускай ваш ребёнок сам решит, какие дополнительные занятия он хочет посещать в свободное время, или сам выберет тему научно-исследовательской работы. Присматривайте за ним со стороны, но не спешите брать всё в свои руки: вероятнее всего, ваш сын или дочь справятся без посторонней помощи.
Ещё один важный принцип Монтессори — самодисциплина и организованность. Часто бардак в комнате и нежелание делать уборку говорит о том, что ребёнок находится в состоянии стресса. А хорошо организованный быт и поддержание порядка действуют сродни медитации: помогают собраться с мыслями, почувствовать спокойствие и контроль. Но прийти к этому не так легко, понадобится некоторое количество времени для формирования привычки и активное участие родителя.
Бытует мнение, будто бы современная молодёжь не любит читать. Это распространённое заблуждение: пока взрослые по старинке проводят время с книгой или журналом, молодые люди наслаждаются просмотром комиксов, новостей и статей с экранов смартфонов и ноутбуков. А ведь абсолютно не важно, напечатан текст на бумаге или существует только в электронном виде — важна привычка читать сама по себе.
Без чтения невозможно обучение. Читающий ребёнок не просто быстрее осваивает школьную программу и лучше воспринимает новую информацию, но ещё и «прокачивает» свою логику и когнитивные способности.
Как помочь подростку, который всеми силами избегает чтения и предпочитает смотреть видео и смешные картинки, полюбить текст?
Недостаточно просто накупить гору книг. Тем более нет никакого смысла насильно принуждать ими интересоваться. Вместо позитивного эффекта ребёнок скорее пойдёт наперекор воле родителя и просто возненавидит чтение. Гораздо лучше подать хороший пример и начать регулярно читать самому: дети легко копируют поведение взрослых. Пускай совместное наслаждение литературой станет для вас семейной традицией, а не обязанностью и наказанием.
Кстати, о копировании: вы знали, что в древности, когда не было ни школ, ни педагогов, главной формой обучения было простое подражание? Дети включались в работу наравне со взрослыми, наблюдали за ними и старались повторить их действия.
И не спешите утверждать, что мы далеко ушли от первобытных племён, а мир стал настолько сложен, что подобный способ неприменим. Нам есть чему поучиться у наших предков.
Не пытайтесь адаптировать всё на свете, специально придумывая «детские» варианты времяпрепровождения. Позвольте ребёнку заниматься серьёзными делами вместе с вами. И не важно, что это будет за занятие: вместе можно и готовить, и делать уборку, и чинить что-нибудь. Не ограничивайтесь одними домашними хлопотами, посвятите сына или дочь в свои увлечения, даже если это программирование или реконструкция исторических костюмов. Кто знает, может быть благодаря вам у ребёнка появится новое хобби.
Самый последний пункт одновременно и самый важный. Невозможно круглосуточно быть идеальным родителем: иногда нет сил вникать в проблемы ребёнка, когда голова пухнет от своих собственных, а насильно засадить за уроки проще, чем организовать увлекательный учебный процесс.
Не сдавайтесь! Прощайте себе педагогические огрехи и не судите себя слишком строго. Изменения не происходят мгновенно, поэтому наберитесь терпения.
И не превращайте воспитание своего любимого чада в утомительную обязанность: подходите к процессу как к увлекательному действию и возможности провести вместе больше времени.
Ведь для того, чтобы полюбить учёбу, нужно полюбить учить и учиться самому.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.