Основные принципы позитивного воспитания – слушать ребенка, принимать и подтверждать его эмоции. Только таким образом родитель помогает своему чаду расти. Если же он не слушает его, накладывает различные запреты, то происходит торможение развития эмоционального интеллекта.
Это связано с тем, что представление о собственном «Я» базируется на осознании своих эмоций и осознании самого себя. Если же ребенок не может выразить то, что чувствует и если окружающие не признают за ним право на чувства, то очень быстро он перестает осознавать, какие в действительности чувства он испытывает. И здесь два варианта – либо ребенок вообще перестает чувствовать, либо будет пользоваться т.н. «разрешенными» эмоциями.
С точки зрения позитивного родительства надо выслушивать и принимать любые эмоции своего ребенка, ведь только так можно помочь ему осознать себя как личность. Взрослый должен сопровождать ребенка, он должен учить его направлять и контролировать свою энергию.
Надо быть готовым к тому, что любой ребенок очень интенсивно выражает свои эмоции. Он может кричать, кататься по полу, ругаться, бросаться вещами. Что делать в таком случае: успокаивать или позволить ребенку выпустить пар?
На самом деле ни того, ни другого делать не надо. Эти эмоции не являются гневом, это – эмоциональный срыв, который объясняется стрессом. Чаще всего в таком состоянии ребенок оказывается в конце дня, когда его мозг уже просто устал от дневной нагрузки.
В данной ситуации задача родителя – научить своего ребенка самостоятельно успокаиваться. Для этого нужно уметь принять его эмоции, и стараться не оказывать воздействия на ребенка в состоянии стресса.
Первое, надо констатировать наличие проблемы. Например, можно сказать, что «у тебя был тяжелый день». Обычно такая фраза оказывает успокаивающее действие. Следующий этап – помощь ребенку в обозначении словами того, что он чувствует, ведь эмоция является физиологической реакцией организма, за счет которой передается какое-то сообщение. Родителю необходимо услышать это сообщение, понять его, благодаря чему сообщение поймет и сам ребенок.
Развитие эмоционального интеллекта невозможно, если ребенка постоянно окружают одни запреты, однако и вседозволенность тоже недопустима.
Необходимо так задавать вопросы и представлять информацию, чтобы ребенок понял, что у него есть возможность выбора.
Надо также учитывать, что дети учатся, когда подражают нам. По этой причине целесообразно самим проживать и дать возможность детям прожить тот опыт, которому хочется их научить. Это означает, что детям не надо предоставлять поток объяснений, различных указаний и советов, главное – возможность получить нужный опыт.
Отличное упражнение для развития эмоционального интеллекта – попросить детей рассказать о том, что чувствуют и думают персонажи прочитанной книги или увиденного фильма.
У ребенка также очень высокие потребности в контакте. Если они не удовлетворены, то это негативно сказывается на формировании нейронных связей. Именно отсюда приступы ярости, неадекватного поведения, плача без видимой на то причины. Что надо сделать родителю – это обнять своего ребенка, сказать, что вы его любите, поиграть вместе с ним. Благодаря таким действиям вырабатывается «гормон счастья» и ребенок успокаивается.
Родители часто испытывают чувство бессилия перед бурными эмоциями детей, так как в большинстве случаев сами не получили в детстве необходимого эмоционального сопровождения. Как только они видят вспышку гнева у ребенка, то сами погружаются в свою историю и заново переживают похожие моменты из своей жизни. Для того чтобы справиться с проблемой, они просто прибегают к насилию, так как кажется, что это лучший способ «успокоить» ребенка.
Для преодоления таких проблем рекомендуется начать медитировать. Желательно изучить специальные дыхательные техники, которые позволяют контролировать свои эмоции. Снижению уровня гнева помогает и простая смена деятельности, иногда для успокоения просто достаточно пойти и выпить воды. Этот процесс снизить напряжение, так как клетки мозга получат воду, а движение губ успокоит.
Гнев является реакцией на несправедливость и фрустрацию. Как правило, ребенок хочет, чтобы его гнев признали. Здесь задача родителей заключается в умении описать словами то, что вызвало у ребенка гнев, при этом надо не преуменьшать значения его высказываний и суждений.
Помните, что маленькие дети просто не способны выражать словами свои чувства, они выражают их своим поведением. Поэтому родителям надо уметь находить причины такого поведения и решать их, а не блокировать эмоции, которые уже являются следствием какого-то события.
Если эмоции ребенка понимают и сопровождают, то происходит формирование нейронных сетей. И когда человек вырастает, то он уже умеет более безопасно и спокойно переживать свои эмоции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.