Трудные эмоции детей в разном возрасте: что с ними делать?
Оценка 4.9

Трудные эмоции детей в разном возрасте: что с ними делать?

Оценка 4.9
12.02.2020
Трудные эмоции детей в разном возрасте: что с ними делать?

Практически каждому родителю приходилось слышать от своих детей фразы о том, что они их не любят, лучше бы они пропали и как они им надоели. В некоторых случаях такие фразы могут свидетельствовать о наличии у ребенка серьезных проблем, однако в большинстве случаев ребенок просто не может справиться со своими эмоциями. А такие фразы являются просьбой о помощи, так как ребенку нужна родительская поддержка.

Психолог Е. Сергиенко в своей книге «Социально-эмоциональное развитие детей» говорит о том, как понять себя и своих детей.

Как помочь дошкольникам?

Для детей в возрасте до 7 лет ведущая роль принадлежит играм. Во время игры ребенок познает мир, примеряет на себя различные социальные роли, учится реагировать на разнообразные ситуации не только импульсивно, но и на основании своих эмоций. Через игры дети постепенно становятся частью социума, у них формируется определенная иерархия эмоций.

В возрасте 5-7 лет дети часто произносят фразу, что им грустно, так как «мама не играет со мной, пока я не почитаю». Здесь ребенок анализирует причину своего состояния, понимает, что ему надо сделать, чтобы развеселиться. У него появляется выбор: либо почитать книгу, сделав над собой определенные волевые усилия, и потом пойти играть с мамой, либо же остаться на более низкой ступени социальной лестницы и остаться сидеть в своей комнате.

Как помочь дошкольникам?

В этом возрасте ребенок начинает также сравнивать себя с другими детьми и делает первые выводы. Например, если мама говорит, что какой-то условный Саша каждый день читает по 10 страниц, то для ребенка это не является стимулом для начала чтения. Он просто начинает думать, что Саша лучше, чем он. Ребенок приходит к выводу о том, чтобы его больше любили, ему надо больше читать. При этом ему непонятно, почему его раньше любили абсолютно «бесплатно», а теперь надо любовь «покупать».

Родителям в такой ситуации надо постараться донести до своего ребенка тот факт, что его любят вне зависимости от того, как много он читает. Также необходимо постараться всем неприятным обязанностям придать статус игры, а не читать нотации о том, как важно уметь хорошо и быстро читать.

Проблемы с младшими школьниками

Ученики начальной школы уже начинают мыслить по-другому, так как в их жизни учеба и школа – это новый уровень психического развития. В возрасте 7-10 лет ребенок учится воспринимать и понимать чувства и мысли других людей, то есть происходит достаточно резкий скачок в развитии его социализации.

Он уже осознал, что не является центром мира, а его самооценка во многом формируется из того, как его действия и поступки оценивают учителя и одноклассники. Очень быстро приходит осознание того, что чем выше оценка, тем больше он будет соответствовать своей новой социальной роли.

Проблемы с младшими школьниками

Здесь родителям крайне важно не начать оценивать своего ребенка исключительно на основе его дневника, ведь оценка – это далеко не всегда объективная оценка знаний и способностей ученика. Если же случается провал в учебе, то ребенок может потерять уверенность в себе, он будет находиться в состоянии стресса.

Родителям в такой ситуации надо объяснить ребенку, что плохая оценка – это исключительно сигнал о том, что у него имеются определенные пробелы в знаниях. Также надо стараться делать акцент больше на формировании познавательной мотивации, а не социальной мотивации, то есть желания соответствовать новой роли.

«Родители, я вас ненавижу!» Как реагировать на такие заявления?

Такие фразы можно услышать уже от подростков, у которых в этом возрасте происходят биохимические изменения в организме, идет процесс полового созревания, добавляется новый груз социальной ответственности. В подростковом возрасте меняются абсолютно все уровни биологической организации ребенка: меняется строение скелета, системы кровообращения, дыхания, развивается репродуктивная система.

Если вы хотите понять, что чувствует в такой ситуации подросток, то представьте, что утром вы просыпаетесь поседевшим, а в платье, в котором вы вчера ходили, вы теперь не можете влезть. И такие периоды роста у подростка происходят по несколько раз в год.

Ситуацию ухудшает и тот факт, что в возрасте 11-13 лет происходит «ссора» коры и подкорки мозга. В 10 лет в регуляции поведения и произвольных процессов основную роль уже играет кора. Однако во время пубертатного периода резко активируется подкорка, в результате чего возбуждение начинает доминировать над торможением, а на различные раздражители появляется неадекватная реакция. Отсюда у младших подростков – неусидчивость, двигательная расторможенность, агрессивность и раздражительность.

Подростковый бунт

В таких ситуациях родители часто не знают, как им общаться со своим ребенком. И это действительно трудно, ведь в этом возрасте подросток находится в пограничном состоянии между реальностью, в которой он еще ребенок, и кажущейся ему социальной зрелостью.

В первую очередь, от родителей требуется терпение. Можно попробовать вспомнить себя в этом возрасте, свои переживания и попытаться понять чувства своего ребенка. Надо быть и внимательными к эмоциональному состоянию подростка, желательно наедине объяснять ему, какие изменения с ним происходят.

Еще один важный момент – ребенок считает себя уже взрослым, у него уже есть свое мнение и свои претензии, поэтому родителям нельзя включать гиперопеку и выбирать авторитарную модель взаимоотношений. Оптимальный вариант – не умалять самостоятельность подростка и давать совет там, где это действительно нужно. Главное – дать понять ребенку, что вам можно доверять и вы можете оказать ему реальную помощь.

Проблемы со старшими подростками

В 15-17 лет активные физические изменения в организме подростка уже практически завершены, однако психика продолжает меняться. В этом возрасте часто на первый план выходит эгоцентризм, поэтому для подростков важно то, как их воспринимают взрослые и насколько они соответствуют статусу взрослого.

Одновременно с этим подросток начинает вести себя так, будто все вокруг должны соответствовать его системе представлений. Кроме того, практически любой подросток стремится выделиться в социуме, при этом обычно это проявляется за счет изменений своей внешности. С точки зрения психологии, возраст 15-17 лет является самым сложным этапом взросления, а на первое место выходит стремление отделиться от родителей.

Проблемы со старшими подростками

Дополнительно подростку в этом возрасте предстоит определиться со своим будущим, а это является крайне сложным психологическим процессом. Когда подросток не получает нужной ему поддержки со стороны взрослых, он может абстрагироваться от принятий решений и отдать предпочтение саморазрушительному образу жизни (прием наркотиков, алкоголя и т.д.).

Родителям надо понять, что их ребенок уже не маленький и вовсе не обязан вас во всем слушаться. Надо научиться принимать его мнение, даже если оно не соответствует вашему. Необходимо расставить приоритеты относительно того, где подросток должен слушаться, а где у него есть право принимать решение самостоятельно.

Еще один момент – желательно попытаться перейти на партнерские отношения, то есть признать ребенка абсолютно равной вам личностью. Для этого можно найти какие-то совместные интересы, вместе активно проводить время.

Нужно еще и помнить, что и в 18 лет вашему ребенку нужна ваша поддержка, ему нужно знать, что его любят и ценят. Помните, что ребенку нужно ваше реальное участие в его жизни.

12.02.2020