Практически каждому родителю приходилось слышать от своих детей фразы о том, что они их не любят, лучше бы они пропали и как они им надоели. В некоторых случаях такие фразы могут свидетельствовать о наличии у ребенка серьезных проблем, однако в большинстве случаев ребенок просто не может справиться со своими эмоциями. А такие фразы являются просьбой о помощи, так как ребенку нужна родительская поддержка.
Психолог Е. Сергиенко в своей книге «Социально-эмоциональное развитие детей» говорит о том, как понять себя и своих детей.
Для детей в возрасте до 7 лет ведущая роль принадлежит играм. Во время игры ребенок познает мир, примеряет на себя различные социальные роли, учится реагировать на разнообразные ситуации не только импульсивно, но и на основании своих эмоций. Через игры дети постепенно становятся частью социума, у них формируется определенная иерархия эмоций.
В возрасте 5-7 лет дети часто произносят фразу, что им грустно, так как «мама не играет со мной, пока я не почитаю». Здесь ребенок анализирует причину своего состояния, понимает, что ему надо сделать, чтобы развеселиться. У него появляется выбор: либо почитать книгу, сделав над собой определенные волевые усилия, и потом пойти играть с мамой, либо же остаться на более низкой ступени социальной лестницы и остаться сидеть в своей комнате.
В этом возрасте ребенок начинает также сравнивать себя с другими детьми и делает первые выводы. Например, если мама говорит, что какой-то условный Саша каждый день читает по 10 страниц, то для ребенка это не является стимулом для начала чтения. Он просто начинает думать, что Саша лучше, чем он. Ребенок приходит к выводу о том, чтобы его больше любили, ему надо больше читать. При этом ему непонятно, почему его раньше любили абсолютно «бесплатно», а теперь надо любовь «покупать».
Родителям в такой ситуации надо постараться донести до своего ребенка тот факт, что его любят вне зависимости от того, как много он читает. Также необходимо постараться всем неприятным обязанностям придать статус игры, а не читать нотации о том, как важно уметь хорошо и быстро читать.
Ученики начальной школы уже начинают мыслить по-другому, так как в их жизни учеба и школа – это новый уровень психического развития. В возрасте 7-10 лет ребенок учится воспринимать и понимать чувства и мысли других людей, то есть происходит достаточно резкий скачок в развитии его социализации.
Он уже осознал, что не является центром мира, а его самооценка во многом формируется из того, как его действия и поступки оценивают учителя и одноклассники. Очень быстро приходит осознание того, что чем выше оценка, тем больше он будет соответствовать своей новой социальной роли.
Здесь родителям крайне важно не начать оценивать своего ребенка исключительно на основе его дневника, ведь оценка – это далеко не всегда объективная оценка знаний и способностей ученика. Если же случается провал в учебе, то ребенок может потерять уверенность в себе, он будет находиться в состоянии стресса.
Родителям в такой ситуации надо объяснить ребенку, что плохая оценка – это исключительно сигнал о том, что у него имеются определенные пробелы в знаниях. Также надо стараться делать акцент больше на формировании познавательной мотивации, а не социальной мотивации, то есть желания соответствовать новой роли.
Такие фразы можно услышать уже от подростков, у которых в этом возрасте происходят биохимические изменения в организме, идет процесс полового созревания, добавляется новый груз социальной ответственности. В подростковом возрасте меняются абсолютно все уровни биологической организации ребенка: меняется строение скелета, системы кровообращения, дыхания, развивается репродуктивная система.
Если вы хотите понять, что чувствует в такой ситуации подросток, то представьте, что утром вы просыпаетесь поседевшим, а в платье, в котором вы вчера ходили, вы теперь не можете влезть. И такие периоды роста у подростка происходят по несколько раз в год.
Ситуацию ухудшает и тот факт, что в возрасте 11-13 лет происходит «ссора» коры и подкорки мозга. В 10 лет в регуляции поведения и произвольных процессов основную роль уже играет кора. Однако во время пубертатного периода резко активируется подкорка, в результате чего возбуждение начинает доминировать над торможением, а на различные раздражители появляется неадекватная реакция. Отсюда у младших подростков – неусидчивость, двигательная расторможенность, агрессивность и раздражительность.
В таких ситуациях родители часто не знают, как им общаться со своим ребенком. И это действительно трудно, ведь в этом возрасте подросток находится в пограничном состоянии между реальностью, в которой он еще ребенок, и кажущейся ему социальной зрелостью.
В первую очередь, от родителей требуется терпение. Можно попробовать вспомнить себя в этом возрасте, свои переживания и попытаться понять чувства своего ребенка. Надо быть и внимательными к эмоциональному состоянию подростка, желательно наедине объяснять ему, какие изменения с ним происходят.
Еще один важный момент – ребенок считает себя уже взрослым, у него уже есть свое мнение и свои претензии, поэтому родителям нельзя включать гиперопеку и выбирать авторитарную модель взаимоотношений. Оптимальный вариант – не умалять самостоятельность подростка и давать совет там, где это действительно нужно. Главное – дать понять ребенку, что вам можно доверять и вы можете оказать ему реальную помощь.
В 15-17 лет активные физические изменения в организме подростка уже практически завершены, однако психика продолжает меняться. В этом возрасте часто на первый план выходит эгоцентризм, поэтому для подростков важно то, как их воспринимают взрослые и насколько они соответствуют статусу взрослого.
Одновременно с этим подросток начинает вести себя так, будто все вокруг должны соответствовать его системе представлений. Кроме того, практически любой подросток стремится выделиться в социуме, при этом обычно это проявляется за счет изменений своей внешности. С точки зрения психологии, возраст 15-17 лет является самым сложным этапом взросления, а на первое место выходит стремление отделиться от родителей.
Дополнительно подростку в этом возрасте предстоит определиться со своим будущим, а это является крайне сложным психологическим процессом. Когда подросток не получает нужной ему поддержки со стороны взрослых, он может абстрагироваться от принятий решений и отдать предпочтение саморазрушительному образу жизни (прием наркотиков, алкоголя и т.д.).
Родителям надо понять, что их ребенок уже не маленький и вовсе не обязан вас во всем слушаться. Надо научиться принимать его мнение, даже если оно не соответствует вашему. Необходимо расставить приоритеты относительно того, где подросток должен слушаться, а где у него есть право принимать решение самостоятельно.
Еще один момент – желательно попытаться перейти на партнерские отношения, то есть признать ребенка абсолютно равной вам личностью. Для этого можно найти какие-то совместные интересы, вместе активно проводить время.
Нужно еще и помнить, что и в 18 лет вашему ребенку нужна ваша поддержка, ему нужно знать, что его любят и ценят. Помните, что ребенку нужно ваше реальное участие в его жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.