О чём стоит говорить и что лучше не упоминать на собеседовании
Оценка 4.8

О чём стоит говорить и что лучше не упоминать на собеседовании

Оценка 4.8
кадры
16.02.2020
О чём стоит говорить и что лучше не упоминать на собеседовании

Наверняка, идя на собеседование, вы будете абсолютно готовы к просьбе рассказать немного о себе. И всё же немного страшно: а вдруг вы сболтнёте лишнее или рекрутер сделает неправильные выводы?

Очень сильно переживать не стоит: ваш наниматель — первый, кто заинтересован в том, чтобы вы успешно выдержали испытание. Но не расслабляйтесь. Ведь некоторые фразы действительно могут стать серьёзным препятствием между вами и заветной должностью. Так что же нужно говорить, чтобы произвести хорошее впечатление и зарекомендовать себя с наилучшей стороны, а о чём лучше будет промолчать?

Несколько универсальных советов:

  • Не стоит в подробностях пересказывать историю всей своей жизни. Вряд ли рекрутера сильно заинтересует повествование о ваших успехах в начальной школе и милой привычке спать с плюшевым медведем. Сосредоточьтесь на главном: вашей карьере, профессиональных навыках и достижениях, актуальных на данный момент.
  • Ваш монолог не должен быть слишком длинным и утомительным. Упомяните о своём образовании, «гибких» и «жёстких» навыках (soft и hard skills), немного расскажите о профессиональных планах. Немаловажным будет сообщить, почему вы хотите работать именно здесь. На каждую тему отведите не больше половины минуты, а в целом не выходите за рамки двух с половиной минут.

Собеседование

1. Как рассказать о своих достижениях?

Эта информация — самая главная, так что постарайтесь вспомнить все нужные факты и отрепетировать речь заранее.

О чём стоит рассказать?

  • Трёх-пяти фактов за последние пару лет будет вполне достаточно: сообщать стоит только о тех, которые непосредственно связаны с вашими профессиональными успехами.
  • Не упоминайте ничего вскользь и не будьте слишком абстрактны: расскажите о конкретном достижении в нескольких словах.
  • Вспомните о проблемных ситуациях на вашей прошлой работе, в которых вы смогли проявить профессионализм.

О чём не стоит говорить?

  • Не пересказывайте своё резюме — наверняка рекрутер его уже прочитал. Говорите о действительно классных вещах!
  • Обязательно приводите примеры ваших достижений, не будьте голословны. В противном случае вас могут заподозрить в обмане.
  • Не стоит тратить время на рассказ о вещах, которые никак не пригодятся вам в работе. То, что вы вяжете красивые шарфы, никак не увеличит ваши шансы во время собеседования на должность программиста.

Расскажите о достижениях

2. Как рассказать о своём образовании?

Можно сказать точно: наличие «корочки» об окончании какого-либо вуза не делает вас специалистом. А вот полученный профессиональный опыт пойдёт только в плюс. Поэтому не стесняйтесь говорить не только о своих дипломах, но и о вещах, которым вы научились сами.

О чём стоит рассказать?

  • Упоминайте об опыте, полученном на предыдущей работе.
  • Расскажите, в чём эти умения пригодятся вам на новой должности.
  • Сообщите о самом важном проекте, над которым вы работали, и том, чему вы научились в процессе.

О чём не стоит говорить?

  • Не стоит начинать рассказ с детского сада, продолжать перечислением школ и заканчивать университетом. Пятёрки в школе — это, конечно, здорово, но абсолютно не важно для работодателя.
  • То же самое и с красным дипломом: хорошие отметки не делают вас лучшим в своей сфере.
  • Не стоит перечислять абсолютно все законченные курсы и посещённые конференции, достаточно упомянуть о тех, на которых вы побывали недавно. Так вы продемонстрируете рекрутеру вашу увлечённость профессиональным развитием, но не перегрузите его ненужной информацией.

Расскажите об образовании

3. Как рассказать о своих умениях?

Умения и навыки — это всегда бонусные баллы в копилке вашего профессионализма. Особенно важен этот пункт, если у вас недостаточно опыта работы.

О чём стоит рассказать?

  • Расскажите о трёх-четырёх самых важных навыках, которые вы отлично освоили и которые помогут вам в работе. Если вы понятия не имеете, что будет входить в ваши обязанности — упомяните самые универсальные, вроде владения языками, хорошей обучаемости или умения эффективно взаимодействовать людьми.
  • Постарайтесь привести пример, как ваше умение может быть применимо на практике.
  • Расскажите, каким образом вы обучились тому или иному навыку.

О чём не стоит говорить?

  • Говорите только правду и не приукрашивайте в надежде, что быстро освоите необходимый навык в будущем. Ваша некомпетентность станет видна работодателю если не во время собеседования, то на первых этапах работы в новой должности.
  • Не рассказывайте об умениях, неприменимых в работе: музыкальный слух или вышивание крестиком будут лишними. Может быть вы очень яркая личность, но это не сыграет роли при оценке ваших профессиональных достоинств.
  • Не используйте шаблонные словосочетания. «Грамотный пользователь персонального компьютера» и «коммуникабельность» со «стрессоустойчивостью» давно набили оскомину и никем серьёзно не воспринимаются.

Расскажите об умениях

4. Как рассказать о своих профессиональных планах?

Постарайтесь подумать о том, к чему вы стремитесь, ещё до собеседования. Заодно сможете решить сами для себя, какие предложения достойны вашего внимания, а мимо каких стоит пройти. К тому же человек с чёткими целями будет гораздо более симпатичен рекрутеру чем тот, кто не определился со своими планами.

О чём стоит рассказать?

  • Внимательно прочтите всю информацию, размещённую на официальной страничке организации, узнайте её цель и миссию. Ваши планы хорошо укладываются в философию вашего будущего нанимателя? Расскажите о них!
  • Подумайте, в какой области может лежать ваше взаимодействие. Что вы можете дать компании и чего ждёте от работодателя?
  • Продемонстрируйте, что вы желаете двигаться по карьерной лестнице и у вас есть амбиции.

О чём не стоит говорить?

  • Не стоит тратить время на рассказ о жизненных целях: допустим, что вы хотите купить машину или оплатить учёбу детей. Наверное, вы уже заметили, что все «нерабочие моменты» стоит исключить из презентации. Упоминайте о них, только если рекрутер сам поднимет эту тему.
  • Не говорите о планах, которые не сможете реализовать благодаря компании. Иначе может возникнуть впечатление, будто бы ваши ценности и ценности работодателя совсем не совпадают.
  • Ни в коем случае не заявляйте о том, что у вас вовсе нет никаких внятных целей. Это будет характеризовать вас как ветреного, несерьёзного работника. Не самая лучшая черта, согласитесь.

Расскажите о планах

5. Как рассказать о причинах отклика на вакансию?

Именно благодаря ответу на этот вопрос можно найти путь к сердцу рекрутера.

О чём стоит рассказать?

  • Продемонстрируйте, что вы разделяете цели организации, назовите, какие именно.
  • Расскажите, как ваша новая работа поможет вам развиваться.
  • Поразмышляйте, какую должность в организации вы бы хотели занять в будущем. Только не метьте в директорское кресло — это наверняка оттолкнёт любого здравомыслящего человека.

О чём не стоит говорить?

  • Не ставьте финансовый вопрос на первое место. Да, все нуждаются в средствах на существование, но ваша цель — показать, что вы хотите развиваться как специалист, а не просто ищете тёплое и сытое местечко.
  • Не констатируйте факт, что вы просто ищете любую работу и ходите на все собеседования, на которые позовут.
  • Не рассыпайтесь в комплиментах коллективу. Вы приходите, чтобы трудиться, а не находить новых приятелей. Можно упомянуть профессионализм сотрудников и то, что их энтузиазм вдохновляет вас, но не стоит делать это единственной причиной.

Расскажите о причинах отклика

Пользуясь этими несложными советами, вы значительно увеличите свои шансы на успех и не попадёте в неприятную ситуацию, а рекрутеру не придётся выслушивать несущественную информацию.

Остаётся только пожелать вам удачи!