Труд, учеба, игра - важные виды деятельности школьника. Основная функция игровой деятельности – развлекательная: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. Кроме того, в игре происходит освоение правил общения, преодоление трудностей, самопознание, усвоение социально – культурных ценностей и т.д. Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность по желанию ребенка ради удовольствия от самого процесса, а не только результат; творческий, часто импровизированный, характер; эмоциональная приподнятость, соперничество, конкуренция; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности входят:
- целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В современной школе игровая деятельность используется в качестве: самостоятельной технологии; как элементы более обширной технологии; технологии внеклассной работы. Игровая форма урока создается при помощи игровых приемов и ситуаций.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.
Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.
К другим особенностям игры относятся активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Выделим наиболее важные функции игры.
1. Социокультурное назначение игры. Игра - средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
2. Функция межнациональной коммуникации. И.Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
3. Самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
4. Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
5. Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, в отношения свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации:
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых присутствует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
По содержанию игры с готовыми правилами разделяют на все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игры и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения содержания. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
По спектру целевых ориентаций выделяют игры:
Игровые технологии направлены на: расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в знакомой и незнакомой ситуации на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучение общению. Игровые технологии имеют свои особенности в применении в разные возрастные периоды для развития детей. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует лучшей социализации школьников.
Многие учителя, работающие с учащимися подросткового возраста, когда обостряются потребности в создании собственного мира, стремлении к взрослости, бурно развивается фантазия, стремятся помочь школьникам в сложных процессах самоутверждения, развития речевой деятельности, общения. Поэтому популярными становятся приемы и методы активного и интерактивного взаимодействия, групповая и коллективная деятельность, а также учебные деловые и ролевые игры. Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Главным условием создания игровой ситуации является включение воображения, фантазии. Тем самым на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий, развивается способность создавать системы типичных образов окружающих предметов и явлений. В играх отдельные предметы становятся взаимосвязанными, знания не воспринимаются изолированно, а образуют взаимосвязи. Одной из важнейших единиц игры является пробуждение творческого потенциала ребенка. Творчество проявляется в замысле, выборе средств его реализации, определении ролей, формулировке правил. Дети становятся авторами сюжета, режиссерами, актерами, костюмерами. Пробужденный творческий потенциал позволит ребенку в процессе учебы в школе обрести тот механизм, который обеспечит успешность общения с одноклассниками и учителем, интерес при выполнении развивающих заданий.
Деловая игра – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций. Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Цель деловой игры - обучение отдельных личностей или групп принятию решения. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей школьников недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке. Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. Деловая игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением представителей различных подсистем организации.
В учебном процессе применяются модификации деловых игр:
- имитационные,
- операционные,
- ролевые,
- деловой театр и т.д.
Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые качества школьников, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.
Отличительные свойства учебных деловых игр:
1. моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
2. поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
3. наличие конфликтных ситуаций;
4. обязательная совместная активная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
5. использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
6. контроль игрового времени;
7. элементы состязательности;
8. правила, системы оценок хода и результатов игры.
Технология организации деловой игры
Технология организации деловой игры состоит из этапов:
- подготовки;
- проведения;
- анализа;
- обобщения.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры включает в себя выступления экспертов, обмен мнениями, защиту учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Организационно-деятельностные игры.Одна из основных характеристик организационно-деятельностной игры – активная, деятельностная включенность в работу всех участников (коллективная мыследеятельность).
Методика разработки деловых игр включает:
1. обоснование требований к проведению игры;
2. составление плана ее разработки;
3. написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
4. подбор необходимой информации, средств обучения, создающий игровую обстановку;
5. уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
6. разработку способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Вариант структуры деловой игры:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной модели;
- постановка главной задачи группам, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации; предложение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы (рефлексия); оценка результатов работы.
Вариант описания учебной деловой игры:
1. Исходные компоненты игры: объект имитации; цели игры; комплект ролей; продолжительность игры;
2. Правила игры: строгое соблюдение регламента; на этапе индивидуальной работы запрещается коммуникация между участниками игры; согласование по оценке поведения участников; согласования по выработке коллективного решения;
3. Инструкции участникам игры: инструкция ведущему; инструкция участникам; инструкция экспертам, и т.д.
Сценарий проведения игры: расписание этапов игры (строгое соблюдение временных рамок); определение вида деятельности участников на каждом этапе; подведение итогов игры.
Ролевая игра - процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности. Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Цель ролевой игры в устранении несоответствия между отдельно взятой личностью и окружающим ее миром. Возможны два варианта снятия этого несоответствия: изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру или преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо личности. Ролевая игра (разыгрывание ролей или сюжетно-ролевая игра) представляет собой особую группу игровых методов АСПО, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Основная цель их - обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности или рамках реально существующих социальных ситуаций взаимодействия. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметной компетентности учащегося.
Ролевая игра – это метод интерактивного взаимодействия, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации. Существенными признаками ролевых игр выступает:
- наличие модели ситуации; набор и описание индивидуальных ролей;
- несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли; игровое взаимодействие участников игры;
- наличие общей цели у всех ее участников; вариативность решений; - наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
- наличие управляемого со стороны ведущего эмоционального напряжения участников.
Ролевая игра по своим потенциальным возможностям позволяет сформировать у обучаемых рефлексивное отношение к собственным способам действий. Реализация этих потенциальных возможностей требует специальных средств организации игры.
Ролевое взаимодействие осуществляется не просто как общение в заданных обстоятельствах, а как столкновение противоположных позиций. Проигрывание определенной сценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся: обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях; установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению; пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Ролевая игра – форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Свойство ролевой игры – улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его. Содержание роли – основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.
Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:
- роль конкретного взрослого;
- роль профессии обобщенного типа;
- роль детей;
- этнографические роли;
- семейные роли;
- роли сказочного, карнавального характера.
Другой компонент игры – правила. Они могут разрабатываться как педагогом, так и педагогом совместно с детьми. Участники игры должны быть заранее (до начала игры) ознакомлены с правилами. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила.
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
- имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
- ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры:
- воображение путешествия;
- дискуссии на основе распределения ролей,
- пресс-конференции,
- урок-суд и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.