Особенности трудового и профессионального воспитания учащихся образовательных учреждений в контексте компетентностного подхода
Оценка 4.7

Особенности трудового и профессионального воспитания учащихся образовательных учреждений в контексте компетентностного подхода

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Особенности трудового и профессионального воспитания учащихся образовательных учреждений в контексте компетентностного подхода

В период рыночных отношений общество предъявляет особые требования к человеку как труженику. Современная ситуация в обществе своеобразно отражается на ценностных ориентациях подростков: меняются установки на материальное благосостояние, хотя у старшеклассников в последние годы мотив «хорошо оплачиваемая работа» уступает место «интересной и нравственной работе». Растёт число подростков, нуждающихся во временной работе.

Образовательные учреждения призваны решить задачу, связанную с оказанием учащимся помощи в выборе профессионального жизненного пути. По вопросам теории и методики профориентации, учащихся ведущими педагогами и психологами к настоящему времени уже проведены глубокие специальные исследования (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.).

Отмечено, что вовлечение подростков в труд, требует новых подходов, самостоятельного финансирования, активизации служб социальной помощи семьям и детям. Современный учащийся завтра займёт место в общественном производстве, и значение его будет зависеть от того, насколько он окажется подготовленным к трудовой деятельности.

Особенности воспитания обучающихся на различных ступенях основного общего образования

К особенностям воспитания обучающихся относятся:

  • создание педагогических условий для личностного и нравственного самосовершенствования, начальной профессиональной подготовки и профессиональных проб;
  • формирование мировоззренческих представлений (социальный опыт);
  • повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • развитие ученического самоуправления;
  • предоставление возможностей для творческой и профессиональной самореализации в объединениях по интересам;
  • учет влияния СМИ, Интернета, молодежных субкультур.

Очевидно, что назрела необходимость активно использовать экономическую, производственную, социокультурную и образовательную инфраструктуру города (региона) в создании детско-взрослых интеллектуальных производств на базе современных образовательных учреждений, предприятий.

Для повышения эффективности процесса трудового и профессионального воспитания педагогам важно знать и учитывать в работе особенности развития личности учащихся.

Возрастные особенности учащихся основного общего образования

I ступень общего образования. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование у учащихся стремления трудиться в коллективе, бережного отношения к материальным ценностям (вещам), ответственного отношения к учебе как основному виду деятельности.

II ступень общего образования — формирование творческого отношения к труду, самоутверждение в процессе трудовой деятельности, направленность деятельности на создание общественно полезных продуктов.

III ступень общего образования (сюда можно отнести учреждения профессионально-технического и среднего специального образования) —профессиональное самоопределение, формирование профессиональных трудовых умений, развитие мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду.

Наряду с этими процессами формируется культура умственного труда личности — духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально.

Именно поэтому важную роль в школьном образовании играет трудовое и профессиональное воспитание, которое направлено на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности.

Концептуальные положения трудового и профессионального воспитания учащихся образовательного учреждения отражены в нормативных правовых документах системы образования, а также в исследованиях ученых педагогов, психологов, социологов (П.Р. Атутов, А.И. Кочетов, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский и др.).

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, овладение природными и социальными явлениями, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей. Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. В основе трудового процесса лежит умственная и физическая активность человека, которая определяется целью, предметом, средствами и результатами деятельности. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для учащихся естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание предусматривает личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта; эстетизацию труда, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и образовательном учреждении элементарных представлений о трудовых обязанностях. Оно тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремление и умение участвовать в трудовом процессе. Интеллектуальная собственность зависит от культуры умственного потенциала человека, где особое значение приобретает социальная значимость продукта труда.

В условиях школьного образования решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
  • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
  • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
  • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Профессиональное становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетентностей, обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Содержание и условия воспитательной работы по формированию культуры трудовой деятельности и культуры умственного труда личности

Содержание воспитательной работы по формированию культуры трудовой деятельности в современных условиях направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности.

Перечислим условия воспитания культуры трудовой деятельности:

  • оптимальное сочетание различных видов трудовой активности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве);
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности;
  • развитие творческого подхода к профессиональной деятельности;
  • взаимодействие учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы по развитию трудовой активности обучающихся;
  • планирование результатов трудовой деятельности, направленных на формирование профессионального и личностного развития;
  • формирование у обучающихся основ экономического мышления.

Содержанием воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личности является воспитание таких базовых компонентов, как потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления как деятельности. В данном контексте деятельность образовательного учреждения направлена на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствования; самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления. К условиям воспитания культуры умственного труда личности относятся:

  • непрерывный характер учебной деятельности;
  • создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии;
  • педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации.

Учет возрастных особенностей в процессе формирования культуры умственного труда личности предполагает определение в качестве ведущей деятельности на II ступени общего среднего образования — учебно-познавательную деятельность, на III ступени общего среднего образования — развитие интеллектуальной культуры личности в процессе учебно-познавательной деятельности, при этом возрастает роль самообразования и самовоспитания.

Содержание воспитательной работы по профессиональному становлению личности

Содержание воспитательной работы по профессиональному становлению личности направлено на самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие); формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.

Учет возрастных особенностей профессионального становления личности на II ступени предполагает получение первоначальных представлений о профессиях, формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. С обучающимися на III ступени общего среднего образования проводится системная работа по начальной профессиональной подготовке.

Содержательная основа трудового воспитания

Содержательную основу трудового воспитания учащихся составляют различные виды труда.

  • Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Физический трудпредусмотрен на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
  • Общественно полезный труд. Также содержательную основу трудового воспитания учащихся, составляют различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Общественно полезный трудорганизуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в учреждении образования и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу. Производительный труд предполагает участие воспитанников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. Приобщение их к производительному труду не теряет своей актуальности и целесообразности. В тех образовательных учреждениях, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.
  • Производительный труд во внеучебной работе организуется руководителем учреждения образования, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, в хозяйствах, на территории которых находятся учреждения образования, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.
  • Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; волонтерская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удовлетворения.
  • Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающий труд учащихся в условиях учреждения образования включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе (гимназии), столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств и др.

Таким образом, содержание трудового воспитания в школьном образовании определяется теми задачами, которые четко сформулированы в государственных нормативных правых документах страны, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

Трудовое воспитание направлено на формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов. В основе трудового воспитания лежит деятельность, включающая умственную и физическую активность по достижению конкретных результатов.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

  • подчинение труда детей образовательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащиеся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
  • сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащихся. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей;
  • доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;
  • разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от одноклассника выполнения взятого обязательства;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Таким образом, очевидно, что трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Условия трудового воспитания:

  • оптимальное сочетание различных видов трудовой деятельности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве);
  • развитие трудовой активности в процессе организации общественно полезного труда;
  • сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм трудовой деятельности;
  • обеспечение соответствия содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • развитие творческого подхода к профессиональной деятельности;
  • взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями производственной, социокультурной сферы.

Следует отметить, что решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей, педагогических условия, правил организации и психологического содержания детского труда.

Несомненно, труд учащегося имеет свою специфику. Прежде всего, он отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, в воспитательных целях. Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, учащиеся должны включаться в общественное производство.

Педагогическими условиями эффективности детского труда:

  • раннее приобщение к труду;
  • труд должен иметь глубокую нравственную основу;
  • труд должен приносить радость;
  • предоставлять выбор в трудовой деятельности;
  • творческий характер труда;
  • смена труда и отдыха;
  • руководство со стороны взрослых;
  • научить самостоятельно ставить задачи, продумывать ход работы, прогнозировать продукт труда, уметь дать самооценку;
  • труд необходимо стимулировать через различные виды поощрений;
  • учет возрастных, психолого-физиологических и физических особенностей и возможностей ребенка;
  • учет интересов и мотивов деятельности.

Подготовить ребенка к труду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Формирование у учащихся психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности, как игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Следует отметить, что готовность ребенка к труду является основным критерием готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Поэтому учащиеся нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

  • профессиональное просвещение (профинформация);
  • профессиональная диагностика;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный отбор;
  • профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение учащимся определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города, региона в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов и др.), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в образовательных учреждениях во многом зависит от возрастных особенностей обучающихся. На 1-й ступени образования формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На 2-й ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Учащимся предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На 3-й ступени профессиональные интересы учащихся более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.

Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом. Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения учащихся школы, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми могут руководствоваться учащиеся, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принципы профессиональной ориентации

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение данного принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа в свободное от учебы время (по мере возможности) и многое другое.

Принцип развития. Данный принцип отражает идею выбора такой профессии, которая дает личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.д.

Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Связь профориентации с трудовой подготовкой учащихся — это принцип, предусматривающий создание системы трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.

Принцип систематичности и преемственности в профориентации обеспечивает про ориентационную работу с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс. Взаимосвязь учреждения образования, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

Воспитательная направленность профориентационной работы состоит в необходимости ее осуществления в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы — принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые, будучи эффективными в одной группе, могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода; оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы; соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона, страны) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

В настоящее время важно использование возможностей разработки региональных программ профориентационных маршрутов в образовательных учреждениях, включающих перечень производств, социокультурных объектов, как потенциальных рабочих мест для будущих выпускников и согласование между образовательными учреждениями и профориентационными объектами:

  1. участков, территорий, цехов для посещения и возможной пробной работы учащихся общеобразовательных учреждений;
  2. ответственных на обозначенных участках, территориях, цехах за обеспечение занятости молодежи, безопасность пребывания и условий возможного труда;
  3. дней и времени пребывания на производственном объекте;
  4. ответственных за координацию, сопровождение учащихся к профориентационному объекту.

Условия профессионального становления личности:

  • направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания;
  • профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.);
  • создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся;
  • дифференциация целей, задач и содержания трудового и профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся образовательных учреждений с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями;
  • формирование технологической грамотности и практической готовности в процессе трудового обучения и воспитания;
  • популяризация профессиональных достижений обучающихся;
  • развитие информационного обеспечения профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Основные пути решения задач трудового и профессионального воспитания:

  • в процессе получения общеобразовательной подготовки;
  • в ходе трудового обучения при освоении содержания соответствующего учебного предмета;
  • во внеучебной работе, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;
  • в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;
  • в процессе непосредственно трудовой деятельности (работа в школьных лесничествах, сбор металлолома и др.).

Содержательное наполнение процесса трудового и профессионального воспитания

Содержание трудового и профессионального воспитания включает формирование профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, ознакомление с возможностями личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности рабочих и специалистов».

Представим содержательное наполнение процесса трудового и профессионального воспитания в виде следующих блоков:

  • информационного;
  • деятельностного;
  • диагностического;
  • коррекционного.

Информационный блок составляет информация (полученная учащимися в ходе изучения учебных предметов, самостоятельной, внеклассной работы, и актуализируемая в воспитательном процессе), а также сведения (отобранные специально для решения конкретных задач формирования и развития трудовой компетентности. Учащиеся должны иметь представление:

  • о социально-экономической сфере (основах отрасли экономики): машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, лесная и деревообрабатывающая отрасли, производство строительных материалов, фармацевтика и микробиология, агропромышленный комплекс,энергетика и другие;
  • об основных профессиях и специальностях (профессия, предмет труда, средства труда, результат (продукт) труда, основные функции, условия труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания);
  • о возможности вторичной занятости;
  • о сфере образования: об основных учреждениях, о возможности получения профессионального и дополнительного образования;
  • об основных учреждениях, организациях социокультурной сферы: театры, кинотеатры, музеи, музейные (дворцово-парковые) комплексы, общественные организации (в том числе молодежные), религиозные организации и т.д.;
  • об основных учреждениях социально-бытовой сферы: учреждения торговли, учреждения бытового обслуживания населения, предприятия общественного питания и т.д.;
  • о биосфере, которая представляет собой совокупность всех живых организмов. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой» и экологосообразной деятельности человека («не навреди, а помоги»);
  • о мире техники и технологий. Техника — обобщающее наименование технических средств («средства труда»). Охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности — машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д., а также системы взаимосвязанных технических устройств. Устройство и принципы работы технических устройств (метапредметные компетенции);
  • о мире информации. Разнообразие источников информации, в том числе Интернет. Поиск, анализ, обработка и воспроизведение информации (информационно-коммуникационная компетенция);
  • о мире вещей. Вещи различаются структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Роль и место вещи в определенной системе выражаются через её отношения с другими вещами и людьми.

Деятельностный блок должен отражать содержание деятельности учащихся, а также используемые методы и формы воспитания (обучения и коррекции).

Среди форм воспитательной работы большое значение имеют естественные и социально-педагогические ситуации, коллективные творческие дела, организационно-деятельностные и деловые игры.

Отметим, что форма — внешняя сторона воспитательного процесса, эффективность которого определяется адекватностью выбранных методов поставленным задачам.

Содержание, формы и методы воспитательной работы должны соответствовать особенностям психофизиологического развития детей и быть ориентированы на их зону актуального (ближайшего) развития.

Подобно гибким технологиям на производстве в практике воспитания должны найти применение своего рода «гибкие системы образования (воспитания)». Целью таких систем является не формирование «завершенного специалиста», а развитие в нем способности к постоянному самостоятельному приобретению информации. Однако «гибкие системы образования (воспитания)» требуют и «гибкой педагогики» с такими ее гранями, как отсутствие культа директивных методов обучения и воспитания, ориентация на развитие культуры личности, а не только на развитие «запоминательных» способностей, стимулирование творчества и особенно творческого мышления, установка на образование, в полном смысле этого слова, тогда как традиционно на первом месте стоит обучение.

В процессе трудового и профессионального воспитания желательно применять имитационно-игровые ситуации, которые позволяют сделать востребованными личностные функции учащегося. Для этого познавательное, трудовое действие должно иметь определенный личностный смысл. Например, при разработке творческого проекта по трудовому обучению, учащиеся осваивают законы кинематики и динамики (Проект «Приспособление для сверления»); или биологии, химии (Проект «Современные технологии выращивания овощей»).

Познавательное, трудовое действие, включенное в контекст социально и личностно значимой ситуации, обретает новую мотивацию и смысловую структуру. Вместо «запомнить и ответить» возникает цель реального продукта деятельности, а процесс обучения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества, рефлексии. «Всякая игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра». Формально же элементы игры служат достижению свободного творческого состояния ее участников.

В.В. Сериковым помимо игр предлагаются задачи, связанные с жизненно смысловой сферой учащегося, трех типов:

  1. предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;
  2. конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;
  3. личностно ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Поскольку форма органически связана с содержанием, то различают формы по содержанию ведущей деятельности. Например, «урок», «воспитательный час», «дело», «воспитательное мероприятие». Особой формой являются специально организованные социально-воспитательные (социально-педагогические) ситуации (воспитательные дела).

На наш взгляд, проблемный метод изложения учебных предметов, включение в самостоятельную творческую учебно-трудовую деятельность, в сочетании с историческим подходом, использование межпредметных связей, самостоятельного поиск информации из доступных источников (включая интернет) будут способствовать развитию самостоятельность и гибкости мышления, без чего невозможно формирование творческого мышления и технологической культуры учащихся, а также формирование профессиональных намерений и первоначальной ориентировки в различных сферах труда.

Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел, каждое из которых должно обладать следующими характеристиками: необходимость, полезность, осуществимость. В любом деле выделяются следующие этапы:

  1. анализ ситуации;
  2. формирование доминирующей и сопутствующих целей;
  3. планирование;
  4. организация и подготовка;
  5. непосредственное осуществление;
  6. подведение итогов и анализ достигнутых результатов;
  7. планирование новых дел.

Необходимо, чтобы ситуации были осознаваемы учащимися как важными для их нынешней и будущей жизни.

Вышеизложенное позволяет выделить примерные формы работы, которые можно использовать по реализации содержания трудового и профессионального воспитания:

  • изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;
  • регулярный домашний и общественно-полезный труд;
  • проведение трудовых десантов, акций;
  • работа в школьных кооперативах, бизнес-компаниях;
  • беседы, лекции, профконференции, вечера-встречи с интересными людьми, производственные экскурсии, встречи-знакомства с трудовыми династиями и др.

Однако следует учитывать тот факт, что важным в работе является не разнообразие проводимых мероприятий, направленных на развитие трудовых компетенций и профориентацию, технологическую грамотность и психологическую готовность к осознанному выбору профессии. А важным является неоднократное повторение уже узнанного, первоначально сформированного, чтобы формируемые ценностные ориентации личности плавно перешли в убеждения и привычку.

С целью осознания эффективности применения программы (ее отдельных элементов) предусмотрен диагностический блок, отражающий используемые психологические и социально-педагогические методики. В настоящее время собран большой банк методик, поэтому специалистам предоставляется возможность самостоятельного выбора инструментария адекватно поставленным задачам формирования личности учащегося, как будущего гражданина-труженика, формирование технологической грамотности и практической готовности учащихся к осознанному выбору профессии.

Несомненно, что вовремя и качественно проведенные диагностические мероприятия позволяют осуществить анализ, исправить недочеты и устранить недостатки в деятельности педагогического коллектива по формированию эмоционально-личностного и социального развития учащихся, своевременно осуществить коррекцию профессиональных планов выпускников и установок родителей, формировать у них адекватное представления о трудовых перспективах каждого ребенка на коррекционном блоке процесса трудового и профессионального воспитания.

На основе вышесказанного, следует отметить, важность разработки и реализации в образовательном учреждении личностно-качественной модели трудового и профессионального воспитания.

Список источников:

  1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / Вербицкий, А.А., Ларионова О. Г. — М.: Логос. — 2009. — 336 с.
  2. Глинский, А.А. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / А.А. Глинский // Пачатковае навучанне. — 2014. — №8. — с. 6-10.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — с. 26-31.
  4. Попова, О.С. Психологическое сопровождение учащихся в процессе профессионального образования: монография / О.С. Попова. — Минск, 2010. — 212 с.
  5. Прощицкая, Е. Н. Обучение выбору профессии: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Н. Прощицкая. — Минск: Местный Литературный Фонд : Пэйпико, 2008. — 222 с.
  6. Русецкий, В.Ф. Компетентностный подход и качество общего среднего образования /В.Ф. Русецкий // Педагогическая наука и образование. — 2015. — № 3 (12). — с. 11-16.
  7. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Нар. образование. — 2003. — № 5. — с. 55-61.
13.11.2019