Задание.
Рассмотрите приведенные ниже примеры из опыта работы по внедрению модели трудового и профессионального воспитания учащихся.
Пример 1.
«КАДЕТСКАЯ СУББОТА — «ШТУРМ» ПРОФЕССИИ»
(из опыта работы педагогического коллектива СШ №68 (Беларусь)
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений образования как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей и молодежи.
Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально. Конечной целью профориентации среди учащихся общеобразовательных школ является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда.
В условиях учреждения общего среднего образования разработан образовательный проект, в котором представлены условия внедрения модели воспитательной работы учреждения образования в шестой школьный день, направленной на профориентацию учащихся.
Реализация данного проекта будет содействовать эффективной, насыщенной и интересной организации воспитательной работы в учреждении общего среднего образования в шестой школьный день, реальному профессиональному самоопределению и будет способствовать достижению следующих результатов:
Процесс профессионального самоопределения состоит из нескольких последовательных стадий: первоначального ориентирования учащихся на выбор профессии, определения профессиональных намерений и профессионального самоопределения человека в жизни. Очевидно, что именно в учреждениях общего среднего образования необходимо вести целенаправленную и планомерную работу по первоначальному ориентированию учащихся на выбор профессии.
Цель проекта — внедрение модели «Кадетская суббота — «ШтурМ» профессии», направленной на формирование гражданских компетенций учащихся и осознанный выбор профессии.
Объектом проекта является модель организации воспитательной работы учреждения образования.
Предмет проекта — условия внедрения модели воспитательной работы, направленной на формирование гражданственности и патриотизма и осознанный выбор профессии.
Задачи проекта:
Реализация данного проекта будет содействовать эффективной, насыщенной и интересной организации воспитательной работы в учреждении общего среднего образования, реальному профессиональному самоопределению, а также будет способствовать достижению следующих результатов:
В разработке и реализации проекта используется целый ряд методов, позволяющих всесторонне изучить проблему организации воспитательной работы как фактора совершенствования деятельности по повышению воспитательного потенциала учреждения образования по воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся и их профессионального самопределения. Данные методы представляют комплекс теоретических и эмпирических методов, соединение которых способствует полномерному изучению выделенной проблемы.
В работе над проектом используются такие теоретические методы как абстрагирование, анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование, проектирование. Используются и методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, тестирование, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности, анализ школьной документации.
В ходе работы над разработкой и реализацией проекта:
I.Нормативное обеспечение проекта:
II. Материально-техническая база государственного учреждения образования «Средняя школа №68 г. Минска»:
Средняя школа №68 г. Минска расположена в трехэтажном здании и корпусом мастерских. В школе функционирует 30 учебных кабинетов, из них 2 — компьютерные классы, 1 лингафонный кабинет, 2 — классы трудового обучения. Также есть методический кабинет, спортивный зал, столовая, школьные мастерские (слесарная, столярная и кабинет домоводства), библиотека, книгохранилище. В школе созданы необходимые условия для проведения занятий по интересам, факультативных занятий.
III. Информационные:
IV. Кадровые:
I ЭТАП — ПРЕДПРОЕКТНЫЙ (подготовительно-диагностический)
Реализация: сентябрь 2014 года-декабрь 2014 года
Результативность данного этапа заключается в разработке модели воспитательной работы в шестой школьный день, направленной на формирование гражданственности и патриотизма учащихся, их социальной и культурной позиции, на формирование мировоззрения учащихся как граждан Республики Беларусь.
II ЭТАП — ОСНОВНОЙ (этап внедрения)
Реализация: январь 2015 года-декабрь 2016 года
Результативность: внедрение модели в образовательный процесс, повышение качества работы по формированию гражданственности и патриотизма и профориентации учащихся через эффективное взаимодействие с социальными партнерами.
III ЭТАП — ЗАВЕРШАЮЩИЙ ( РЕГУЛЯТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ)
Реализация: январь-cентябрь 2017 года
Результативность данного этапа заключается в возможности транслировать положительный опыт учреждения образования по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся через организацию воспитательной работы и взаимодействие с социальными партнерами.
Организация воспитательной работы в государственном учреждении образования направлена на создание условий и возможностей для самореализации, саморазвития учащихся, профессионального самоопределения и основывается на следующих принципах:
На основании представленных принципов была разработана и внедрена в деятельность учреждения образования модель профориентационной работы. Все направления воспитательной работы (гражданско-патриотическое воспитание, трудовое воспитание, гендерное и семейное воспитание, воспитание культуры быта и досуга, эстетическое и нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, культуры безопасного поведения, культуры самопознания и саморегуляции) вплетены в мероприятия, организуемые в рамках шестого школьного дня «Кадетская суббота — ШтурМ профессии».
Формы и направления работы разнообразны и актуальны для обучающихся и их законных представителей, ведущее к осознанному выбору профессии:
Создание модели трудового и профессионального воспитания способствует качественной и эффективной организации воспитательной работы школы, позволяет не только направить работу педагогического коллектива школы на реализацию основных направлений воспитательной работы, но и помогает определить место субъектов образовательных отношений и социальных партнеров в воспитательном пространстве.
Очередным этапом работы было проведение конкурса на название проекта. Из предложенных вариантов лучшим стал проект 8 «Б» класса с названием «ШтурМ». Сегодня штурм это: Ш — школа, т — творчества, у — учебы, р — развития, М — молодежи. Причем на каждое направление воспитательной работы модели было дано свое определение. Школа Молодежи имеет свои туры, в зависимости от направления воспитательной работы.
Так, если брать гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание, то это Школа Молодежи товарищей уважающих Родину, трудовое воспитание и профориентацию, то Школа трудолюбивой, умеющей, работающей Молодежи, для гендерного и семейного воспитания — Школа трепетно уважающей родителей Молодежи, для эстетического и нравственного воспитания — Школа творческой, успешно развивающейся Молодежи, для направления работы по формированию здорового образа жизни и безопасного поведения — Школа твердости, умелости, решительности Молодежи, для направления культура самопознания и саморазвития — Школа требовательной, убедительной, реализующейся Молодежи.
Было определено, что один год обучения в кадетском классе — один тур, который может состоять из множества минитуров различной продолжительности. Таким образом, учащиеся каждый год проходят новый тур Школы Молодежи.
Данный подход предопределил направления деятельности в рамках модели «Кадетская суббота — ШтурМ профессии».
Был создан дискуссионный клуб во главе с руководителем методического объединения классных руководителей. На заседании клуба определяются темы дискуссий, планируется приглашение гостей. Учащиеся в течение недели подготовки к очередной дискуссии знакомятся с материалами по выбранной тематике не только в интернете и библиотеке школы, но и библиотеке Академии МВД. Посетить дискуссионный клуб могут не только его члены, но и любой учащийся, родитель. На заседаниях дискуссионного клуба рассматриваются такие темы, как: «Во сколько лет должна наступать ответственность за правонарушения», «Нужна ли смертная казнь», «Как не попасть в беду» и т.д.
С целью воспитания личности способной не только принимать решения в ситуации морального выбора, но и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, государством, создан орган школьного соуправления «Совет справедливых». Цель Совета — вовлечение учащихся в активную, социально-значимую деятельность, а задачи: воспитание у учащихся активной гражданской позиции, профилактика противоправного поведения учащихся, создание условий оперативного решения вопросов, связанных с нарушением прав человека, формирование чувства ответственности за совершённые поступки, распространение идей защиты прав человека. Состав «Совета справедливых» сформировался после проведения среди учащихся анкетирования, в ходе которого дети должны были выбрать человека среди сверстников и учителей, которому они доверяют. После чего в состав «Совета справедливых» вошли старшеклассники из юридического класса, которые будут оказывать правовую поддержку, а также педагог-психолог и педагог социальный, функцией которых является социально-педагогическое и психологическое сопровождение деятельности Совета.
К работе по правовому просвещению учащихся школы были привлечены курсанты Академии МВД, которые в течение всего учебного года в рамках часов информирования и в субботу для учащихся школы проводят занятия по изучению основ административного и уголовного Кодекса. Учащиеся правовых классов не просто изучают нормативные документы, но и анализируют, сопоставляют, дискуссируют по актуальным проблемам в подростковой среде.
Аналогичным образом действует и школьный «Субботний родительский клуб». В течение недели классные руководители предоставляют педагогу-психологу запросы родителей на изучение определенных правовых вопросов, далее проводится анализ и составляется примерная тематика заседаний родительского клуба, приглашаются специалисты. Тематика заседаний «Субботнего родительского клуба» направлена не только на вопросы, связанные с воспитанием, но и на изучение правовых вопросов жизнедеятельности семьи в целом.
Ежемесячно редколлегия школьной газеты «ШтурМ» выпускает специальный правовой выпуск, в котором представлены следующие рубрики:
Каждую четвертую субботу месяца проводятся заседания Клуба молодого избирателя. Целью деятельности Клуба молодого избирателя является формирование правовой и политической культуры подрастающего поколения, развитие их деловых качеств и гражданской инициативы. Работа Клуба является одним из направлений деятельности по повышению уровня информированности молодых избирателей о выборах, формирования у них гражданской ответственности, повышения интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов. В ходе участия в деятельности Молодежной палаты учащиеся изучают структуру и деятельность органов управления жизнедеятельности района, вопросы реализации молодежной политики, принимают участие в разработке районных программ в области защиты прав и законных интересов молодежи.
Членами Клуба молодого избирателя «Я — молодой избиратель» запланировано проведение различных мероприятий, правовых игр «Человек. Государство. Закон», информационных часов, проведение книжных выставок, конференций и др. Предполагается в текущем учебном году наладить выпуск информационного бюллетеня «Информ-дайджест — 68».
В рамках реализации модели «Кадетская суббота — ШтурМ профессии» создана подмодель «Школа — центр профориентационной работы «Молодежь — будущее страны».
Следует отметить, что в 2014/2015 учебном году состоялся 11-й выпуск классов правовой направленности. А начиналось все с того, что в 2003 году был заключен договор о сотрудничестве с Академией МВД, были открыты классы правовой направленности. Целью стало проведение профориентационной работы, направленной на ориентацию учащихся к службе в органах внутренних дел страны. Основными задачами и тогда и в настоящее время являются: информирование учащихся относительно профессий в МВД, а также видов деятельности, связанных с выбором данной профессии; повышение имиджа профессии сотрудника МВД; создание представления о содержании и порядке учебы в Академии МВД.
Совместно с руководством Академии изначально была разработана модель правового пространства школы, цель которой — создание коллективных ценностей и общей атмосферы уважения к правопорядку. Реализовываемая в школе на протяжении нескольких лет модель правового пространства явилась основой внедрения модели «Кадетская суббота — ШтурМ профессии».
Активное взаимодействие с курсантами Академии МВД Республики Беларусь натолкнуло учащихся на создание трех тур-маршрутов в рамках реализации проекта «Кадетская суббота — «ШтурМ профессии»:ШтурМ.dok;ШтурМ.BY;ШтурМ.semya.
Тур-маршрут ШтурМ.dok — это своеобразный планер кадета под названием «Честь имею…», который торжественно вручается ему при посвящении в кадеты в 5-ом классе. Планер состоит из восьми разделов:
В этом отражены некоторые обязательные мероприятия кадетской жизни (ежедневное выполнение зарядки; ежедневные водные процедуры; выполнение физических нормативов; строевой шаг; строевое пение), выполнение которых каждый кадет отмечает самостоятельно.
Выполнение мероприятий учащиеся отмечают в планере разным цветом: выполняется регулярно — зеленым цветом, иногда — желтым цветом, никогда — красным цветом.
Таким образом, мы воспитываем у учащихся ответственность, повышаем уровни самоконтроля и самооценки, учим прогнозировать и планировать свою жизнь.
Тур-маршрут ШтурМ.BY направлен на взаимодействие между собой классов правовой направленности Республики Беларусь через организацию мероприятий на базе Академии МВД, налаживание личных знакомств учащихся из разных школ и регионов Республики Беларусь, обмен опытом.
Тур-маршрут ШтурМ.semya направлен на привлечение родителей к организации воспитательной работы в классе, профориентационной работы в школе через работу родительского клуба, совместную организацию и проведение мероприятий для учащихся, через совместную деятельность родителей со своими детьми.
В рамках реализации модели «Кадетская суббота — ШтурМ профессии» создана подмодель «Школа — центр профориентационной работы «Молодежь — будущее страны»:
Педагогическим коллективом школы определена система взаимодействия участников педагогического процесса, которая включает деятельность классного руководителя, педагога-организатора, педагога-психолога, педагога социального по организации досуга учащихся, сопровождению деятельности детских общественных организаций.
Следует отметить, что учащиеся активно участвуют не только в школьных мероприятиях, но и в конкурсах, проводимых Академией МВД, что также приносит положительный результат в профориетационной работе с учащимися школы. Так, например, на базе Академии ежегодно проводится республиканский конкурс эссе «Мы выбираем путь». Он является частью профессионально-ориентационной работы, проводимой Академией МВД среди учащейся молодежи. Участники конкурса — школьники из правовых классов не только нашей школы, но и взаимодействующих учреждений общего среднего образования Беларуси. Участие в данном конкурсе помогает учащимся в осознанном выборе будущей профессии, прививает умение аргументировать свою жизненную позицию, которые достойно оцениваются.
Необходимо отметить, что ежегодно выпускники средней школы №68 становятся курсантами Академии МВД, Военной академии, что указывает на результативность представленного моделирования воспитательного пространства школы.
Безусловно, не все выпускники классов правовой направленности выбирают для себя профессию сотрудника органов внутренних дел, становятся в дальнейшем курсантами Академии МВД и других учреждений образования юридического профиля.
Таким образом, можно эффективно воспитывать у учащихся ответственность, повышая уровень самоконтроля и самооценки, предоставляя возможность прогнозировать и планировать свою жизнь.
Пример 2.
«От трудового воспитания к формированию профессиональной направленности учащихся»
(из опыта работы СШ № 35, Беларусь)
Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.
Следует отметить, что трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся, что обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, трудовое воспитание является своеобразной базой профессиональной ориентации учащихся.
Выделяют следующие функции трудового воспитания учащихся:
Учитывая вышеназванные функции, одной из основных задач учреждения общего среднего образования является подготовка учащихся к активной трудовой общественной деятельности, сознательному выбору профессии, а значит, формирование профессиональной направленности учащихся.
Организация и совершенствование профориентационной работы в учреждении образования обусловлены современными тенденциями в образовании. Основная цель профессиональной ориентации — оказать помощь подросткам в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей, а также потребностей государства в кадрах.
В настоящее время у выпускников школ достаточно широкие возможности профессионального выбора, но сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывает научно-технический прогресс, интенсивность информационного потока, который с каждым днем растёт. На современном этапе проблема профессиональной ориентации реализовывается в сочетании социально-экономического, психофизиологического, педагогического подхода.
Школа уже с первого класса психологически готовит учащихся к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, а в последующих классах эта работа становится более глубокой и разносторонней. Этому способствует образовательный процесс, внеклассная работа, широкие возможности для связи обучения с жизнью, с трудом.
Однако изучение и анализ деятельности педагогического коллектива Средней школы № 35 г. Минска в контексте трудового воспитания и работы по профориентации показал, что этого не достаточно для осознанной саморегуляции учащимися собственной учебной деятельности, объективной оценки своих возможностей, осознанного выбора дальнейшего жизненного пути, профессиональной деятельности.
Реальность такова, что на современном этапе не все выпускники и их родители учитывают не только уровень обученности, но и сформированности склонностей к той или иной профессии. Приоритетным становится получение высшего образования, причем иногда неважно по какой специальности, так сказать «высшее образование ради получения диплома о высшем образовании». Что зачастую выражается в том, что родители не учитывают склонности, желания, мнения, потребности своих детей, а осуществляют поиск того учебного заведения, в которое «легче» поступить либо хотят воплотить свои несбывшееся мечты или же удовлетворить свои нереализованные амбиции. Иногда, к сожалению, приходится слышать не только от учащихся, но и их родителей, что «какая разница, где учиться, главное диплом, а там устроимся». Такой подход, несомненно, может привести к тому, что ребёнок в последующем будет в несколько раз сильнее ощущать свою нереализованность и потерянность и искать себя всюду, даже там, где нет ничего положительного, а в профессиональной деятельности будет чувствовать дискомфорт, вплоть до неудовлетворенности своим положением, статусом и т.д.
Учитывая тот факт, что трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях, было решено сосредоточить внимание на привитии элементарных трудовых навыков учащихся, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
Выявленные в ходе анализа противоречия стали основанием для организации тесного взаимодействия с семьями учащихся с целью создания условий для:
Не говори, что делал,
а говори, что сделал…
В соответствии с Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентно способных кадрах.
Таким образом, очевидно, что школа призвана мотивировать учащихся на саморегуляцию учебной деятельности, совместно с семьей формировать у них ориентир на реальные возможности и способности, повышать престиж и привлекательность различного рода профессий, в том числе и рабочих.
Цель проекта: ориентация учащихся на подготовку к активной трудовой общественной деятельности, сознательному выбору профессии, в том числе, к получению первичной рабочей специальности посредством моделирования воспитательного процесса.
Для реализации данной цели нами были определены следующие задачи:
Способствовать самоорганизации учащихся и осознанному выбору профессии с учетом потребностей общества и государства, в том числе, рабочей специальности.
Нами определены основные пути осуществления задач трудового воспитания, обучения и профориентации учащихся:
В ходе разработки и реализации проекта нами используются следующие методы:
Теоретические:
Эмпирические:
С учетом цели и задач приоритетными в организации деятельности по реализации проекта стали:
Нами изучены и определены основные ресурсы государственного учреждения образования «Средняя школа № 35 г. Минска имени Героя Советского Союза Д. Азизова»:
Интеллектуальные:
Технические:
Информационные:
Была изучена материально-техническая база и определено, что для подготовки и проведения мероприятий по реализации проекта в учреждении образования имеется:
В рамках выполнения задач трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся, нами разработана структура взаимодействия различных социальных институтов в рамках модели воспитательной работы по трудовому и профессиональному воспитанию учащихся Средней школы № 35 г. Минска (рис.1).
Рис.1. Структура взаимодействия различных социальных институтов
В рамках проектной деятельности определена содержательная основа трудового воспитания и обучения в Средней школы № 35 г. Минска. Это следующие виды труда:
Является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках.
Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории.
Для реализации содержания трудового воспитания совместно с родителями и социальными партнерами нами широко используются такие виды общественно полезной деятельности и формы работы, как:
Трудовые традиции учреждения образования: дежурства по школе, в столовой, в классе. Данные навыки способствуют поддержанию дисциплины, порядка, чистоты во всей школе, своевременному устранению возникших трудностей, отработке навыки самодисциплины, ответственности за порученные обязанности.
Традиционным для нашего учреждения стало открытие в летний период районного лагеря труда и отдыха.
Лагерь труда и отдыха — это всегда особая, уникальная социально-педагогическая среда, в которой легко формируются гармоничные, комфортные отношения между молодыми людьми. Педагогическими работниками школы создается благоприятная среда для осуществления трудового воспитания, создаются условия привитие трудовых навыков. Приобретение навыков рабочей специальности, общение по профилю работы, получение опыта общения с взрослыми людьми — всё это положительным образом может сказаться на развитии физического и социального иммунитета подростков, их адаптации, стрессоустойчивости.
Таким образом, очевидно, что такая форма организации конструктивного и полезного досуга учащихся (трудового и познавательного) имеет целый спектр богатейших социально-педагогических возможностей.
В силу возрастных особенностей, подросткам необходим постоянный поиск, творчество, желание проявить себя и быть лидером. Именно поэтому, ещё одной формой трудового воспитания, направленного на профориентацию учащихся, создание условий для их самоутверждения и проявления лидерских и организационных способностей — опыт проведения выездных летних лагерей.
Программа выездного летнего лагеря по своей направленности является комплексной и предполагает два основных вида деятельности:
Выбор этих видов деятельности обусловлен их практической значимостью. Необходимость жесткой дисциплины в век стихийной демократии вызывает у многих людей осуждение. И дети это видят в обычной жизни. Однако в условиях живой природы, дисциплина — основное условие обеспечения безопасности, что несомненно, пригодиться им в профессиональной деятельности. Следует отметить, наши дети в большинстве воспитываются в «тепличных условиях». В рамках деятельности выездного лагеря педагоги школы учат подрастающее поколение ценить природу и прививают практические навыки для длительного пребывания в лесу. А это решение экологических, гигиенических проблем, вопросов обеспечения водой, топливом и питания.
Проведению тематических смен выездного лагеря способствует сотрудничество с учреждениями образования системы ПТО г. Минска. Так, совместно с УО «Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии» проведена тематическая смена «Страна профессий», в течение которой учащиеся познакомились с такими профессиями, как: «Официант», «Бармен», «Кондитер», «Повар» (лето 2014 года). Совместно с УО «Минский государственный колледж электроники» проведена тематическая смена «Инкубатор Изобретателей», в котором каждый учащийся смог воплотить все свои инженерные мечты. Робототехника, 3D-моделирование и печать на 3D-принтере, Рисование 3D-ручкой, Программирование — это лишь малая часть программы лагеря (лето 2015 года). Летом 2016 года проведен игровой выездной лагерь для учащихся 10-15 лет, где через игровой мир учащимся было предложено примерить на себя взрослые профессии и задуматься о своем будущем.
Внедрение здоровьесберегающих технологий (отказ от табака и спиртных напитков, так как необходимо свести к минимуму пожароопасность, закаливание и зарядка) в повседневную жизнь лагеря дает хороший оздоровительный эффект и дополнительные знания по ведению и привитию здорового образа жизни. В лесных условиях любые, даже легкие травмы или недомогания способны иметь серьезные последствия, поэтому так важен постоянный само- и взаимоконтроль.
Таким образом, в выездном лагере создаются условия для осознанного выбора профессии, проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности, что в конечном результате позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности.
В рамках тематической смены школьного оздоровительного лагеря «SCHOOL_DRIVE» 2015/2016 учебного года учащиеся познакомились с профессиями «Озеленитель», «Ландшафтный дизайнер».
Традиционным для нашего учреждения стало ежегодное участие (2013-2016 гг.) в городском смотре-конкурсе «Формула сада». Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. «Театр начинается с вешалки», а школа — с пришкольного участка, потому что территория всей школы – это её лицо». Проблема благоустройства школьной территории была и остается актуальной с первых лет ее существования. Привлекая учащихся к поддержанию чистоты, уюта на пришкольной территории, мы рассчитываем, что это способствует воспитанию эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы ещё к лучшему. Школьный участок становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания, привития трудовых навыков.
Ежедневно созерцая и обследуя школьную территорию, мы отметили, что пришло время преобразить и усовершенствовать лицо школы. Так в рамках реализации описываемого проекта родился подпроект по озеленению и благоустройству школьной территории. Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазию и активность можно завершить успешно.
Участие в конкурсном движении, в мероприятиях тематических и декадных недель в учреждении образования, детские проекты технического творчества способствуют осознанному выбору профессии, реализации лидерских способностей учащихся.
И бесспорно, развитие у учащихся интереса к профессии, работа по формированию жизненных планов и профессиональных намерений осуществляется в процессе социально-педагогического и психологического сопровождения, обучения, консультирования, а также организации деловых профориентационных игр.
В процессе усвоения необходимой информации, приобретения и закрепления знаний в рамках реализации проекта у учащихся школы формируется положительное отношение к труду и людям рабочих профессий, расширяются представления об отраслях и профессиях, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений.
В свою очередь, полученные знания постепенно сформируют убеждения о необходимости развития способностей, необходимых для получения выбранной учащимися профессии.
Профессиональное воспитание учащихся в рамках деятельности специалистов СППС и взаимодействия с социальными партнерами включает различные составляющие: профессиональная диагностика, профессиональная обработка данных и отбор, профессиональная информация, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, осознанный выбор, адаптация (рис.2.).
Рис.2. Составляющие профессионального воспитания учащихся
Содержание профориентационной работы в государственном учреждении образования «Средняя школа № 35 г. Минска имени Героя Советского Союза Д. Азизова» с учётом возрастных особенностей учащихся отражено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание профориентационной работы с учётом возрастных особенностей учащихся Средней школы № 35 г. Минска
Содержание работы | Участники | Особенности профориентационной работы |
1-4 классы | ||
|
Классный руководитель, родители, учащиеся 1-4 классов. |
Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. У учащихся формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности. |
5-7 классы | ||
|
Классный руководитель, учащиеся 5-7 классов, приглашенные специалисты, родители |
Происходит развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. В условиях допрофильной подготовки в связи с необходимостью выбора профиля обучения учащихся в старших классах уже в 5-7 классах школы с помощью указанных мероприятий учащихся готовят к осуществлению выбора профессии. Это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности. Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом школы. |
8-9 классы | ||
|
Классный руководитель, приглашенные специалисты, родители. Учащиеся 8-9 классов. |
Происходит формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. Это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания. У учащихся формируется личностный смысл выбора профессии, вырабатываются умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Реализовываются задачи профориентации через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по основам выбора профессии. В этом возрасте учащийся начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому в школе создается информационная основа для решения вопроса «Кем быть?» Происходит длительное и всестороннее изучение динамики развития личности учащегося. |
10-11 классы | ||
|
Классный руководитель, учащиеся 10-11 классов, выпускники школы, приглашенные специалисты, родители. |
Происходит формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся; развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов . Это период профильного обучения, уточнения социально-профессионального статуса. У учащихся формируется устойчивый профессиональный интерес, развиваются профессионально важные качества в избранном виде труда, развиваются нормы, ценности конкретного трудового коллектива. Реализовываются задачи через профильное обучение, «пробу» сил, дальнейшую работу по самопознанию, контроль и коррекцию профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовку к ней, саморазвитие. Продолжается изучение профессиональной направленности личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии. Старшеклассники учатся «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить коррекцию профессиональных планов и выбирать программу самовоспитания |
Нами был определены участники реализуемого проекта, разработана схема организации взаимодействия в рамках трудового воспитания и профориентации в учреждения образования, которые отражены на рисунке 3.
Рис.3. Организация взаимодействия по работе с учащимися в рамках трудового воспитания и профориентации в Средней школе № 35 г. Минска
Руководством школы определены обязанности педагогических работников по реализации проекта по трудовому воспитанию и профориентационной работе с учащимися, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обязанности педагогических работников Средней школы № 35 г. Минска по реализации проекта «От трудового воспитания к формированию профессиональной направленности учащихся»
1 | Заместитель директора по учебной и заместитель директора воспитательной работе |
Участвует в реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 «О дополнительных мерах государственной защиты детей в неблагополучных семьях», анализирует деятельность педагогов школы по профориентации несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета. |
2 | Специалист СППС | Проводит мероприятия по стабилизации ситуации в семьях подучётных учащихся, способствует профессиональному самоопределению учащихся, требующих особого педагогического внимания, состоящих на различных видах учета. Ведет учет посещения учебных занятий учащимися, анализ пропусков без уважительной причины. Ведет учет занятости в кружках, факультативах, в вечернее время. Участвует в рейдах «Досуг», «Подросток», в т.ч. в шестой школьный день, в каникулярный период, деятельность в составе Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проведение бесед, направленных на профессиональное самоопределение учащихся. Участвует и проводит тематические встречи в рамках межведомственного сотрудничества по профориентации учащихся. Проводит агитационную работу и коррекционную работу с учащимися по формированию здоровых привычек, правильных убеждений, по антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних и их родителей. Обновляет информации на стендах (правовых, воспитательных),в том числе с педагогом-психологом и по профориентации. Проводит совместные тематические занятия в шестой школьный день (групповые и индивидуальные), направленные на профориентацию учащихся. Выступает на общешкольных и классных родительских собраниях по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению. Проводит анкетирование и анализирует результаты среди учащихся и родителей в рамках профориентационной работы. Проводит коррекционную работу с учащимися и родителями по профессиональному самоопределению, осознанному выбору профессии. Оказывает содействие классным руководителям в организации профориентационной работы в 1-11 классах, проводит факультатив «Мое профессиональное будущее», курс «Твоя профессиональная карьера». Участвует в организации вторичной занятости учащихся. Проводит работу в рамках родительско-педагогического практикума «Воспитываем вместе». Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся. Данные наблюдений, анкет, тестов фиксирует в индивидуальной профориентационной карте учащегося. |
3 | Классный руководитель | Использует в работе разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников с целью педагогической поддержки самоопределения учащихся класса, учитывает и отражает их при планировании работы. Заполняет классный журнал, ведомости оценок, занятости в кружках и секциях. Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции с учащимися класса в соответствии с возрастными особенностями. Проводит агитационную и просветительскую работу по вовлечению в достойные формы досуга, в члены ПО «БРПО», «БРСМ», др. организации. Совместно со специалистами СППС помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений. Организует посещение учащимися дней открытых дверей в различных учебных заведениях г. Минска. Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия. Оказывает помощь специалистам СППС в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения. Проводит просветительскую работу с родительской общественностью в классе (индивидуальные встречи по необходимости, по запросу, в субботу — консультационная работа). Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению (рассмотрение вопроса профориентации детей на родительском собрании не менее 1 раза в год для 5-8 классов, не реже 2 раз в год для 9-11 классов). Организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами и учащимися различных учебных заведений. Несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся на занятиях, создаёт безопасные условия для учащихся. |
4 | Учитель-предметник | Использует воспитательный аспект предмета в рамках профориентации учащихся, обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки. Способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д. Готовит к олимпиадному движению, участию в конкурсах исследовательского характера, круглогодичной спартакиаде школьников, к районным и городским конкурсам, акциям, смотрам, в том числе связанным с осознанным выбором профессии. Способствует формированию у школьников адекватной самооценки. Проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся, организует занятия учащихся в сети допрофильной подготовки и профильного обучения. Адаптирует учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. Улучшает материально-техническую базу кабинета. |
5 | Библиотекарь школы |
Оформляет выставки методической и художественной литературы, направленные на профориентацию учащихся. |
6 | Учитель физической культуры и здоровья |
Готовит к круглогодичной спартакиаде школьников. |
7 | Педагог-организатор | Организует работу с активом учащихся в рамках деятельности ДиМОО, ПО «БРПО», «БРСМ». Готовит и сопровождает учащихся на мероприятия, конкурсы. Взаимодействует с классными руководителями во время проведения дней открытых дверей в учреждениях образования, в проведении Недели профориентации. Проводит совместно с СППС тематические профориентационные занятия в шестой школьный день. Вовлекает учащихся подучётной категории в организованные формы досуга, в т.ч. в качестве зрительской аудитории на различных профориентационных мероприятиях. Проводит агитационную работу по профориентации по линии БРПО, БРСМ через школьную газету, стенды. Развивает материально-техническую базу комнаты ДиМОО, оказывает помощь в оформлении школы, её стендов, объявлений. Проводит внутришкольные мероприятия, массовые праздники в школе с активом учащихся, способствует осознанному выбору профессии. Организует трудовые акции. Участвует в планировании, организации тематических смен выездного лагеря для учащихся. |
Следует отметить, что результатом трудового воспитания и обучения выступает такое личностное качество как трудолюбие, которое характеризуется:
Эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания в ГУО «Средняя школа № 35 г. Минска им. Героя Советского Союза Д. Азизова», а также способствует эффективности профориентационной работы в школе.
Эффективности профориентационной работы способствует и грамотно организованной управление деятельностью специалистов. Нами изучены различные подходы в изучении работы по профессиональному определению учащихся, координации деятельности педагогов и сделаны определенные выводы.
В управлении профориентационной работой важными являются вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относятся:
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
Специалистами СППС и руководством государственного учреждения образования используются следующие критерии и показатели готовности учащихся Средней школы № 35 г. Минска к профессиональному самоопределению в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения (таблица 3).
Таблица 3. Критерии и показатели готовности учащихся Средней школы № 35 г. Минска к профессиональному самоопределению в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения
Критерии | Показатели | |
7-8 классы | 9-11 классы | |
Когнитивный | 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств | |
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития | ||
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости про-фессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями | 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств | |
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения | 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей | |
Мотивационно-ценностный |
1. Заинтересованность в получении знаний. |
1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка специальных профессионально важных качеств |
Деятельностно-практический | 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей | |
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам | 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию специальных профессионально важных качеств |
Ежегодно в школе проводится анкетирование выпускников 9-х и 11-х классов по вопросам профессионального самоопределения, проводится качественный и количественный анализ показателей, что способствует осуществлять планирование профориентационной работы на следующий учебный год.
Так, анкетирование в 2015/2016 учебном году проходило в период с 15 марта по 15 апреля 2016 года при участии классных руководителей выпускных классов, специалистов СППС.
В анкетировании приняли участие выпускники 9-х и 11-х классов. Были изучены профессиональные намерения выпускников 9-х, 11-ых классов, изучен выбор ими направления профессионального образования, факторы, влияющие на выбор будущей профессии.
В ходе проведения диагностических мероприятий выявлены проблемы, возникшие при выборе профессии учащимися школы в период 2015\2016 учебного года. При обработке анкет выяснилось, что часть выпускников не знает точного названия учреждения образования, куда планирует поступать; уровень образования по избранной профессии; не могут правильно указать профессии, востребованные на рынке труда; не могут выбрать из нескольких вариантов. Данные вопросы рассматривались на совещании при директоре, педагогическом совете в июне 2016 года и учтены в планировании 2016\2017 учебного года. Для родителей учащихся разработаны рекомендации по взаимодействию с детьми в рамках их профориентации.
Проведенные диагностических мероприятии в рамках профориентации учащихся, сравнительный анализ полученных результатов позволяют выявить профессиональные планы выпускников школы, определить спектр доминирующих профессиональных предпочтений учащихся, увидеть пробелы в профессиональном самоопределении учащихся.
Анкетирование 2015/2016 учебного года показало, что абсолютное большинство учащихся 9-х и 11-х классов Средней школы № 35 г. Минска определилось с выбором профессии. Этому способствовали профориентационные мероприятия, проводимые в школе. В школе в рамках реализации проекта проводится Декада труда и профориентации, акции «7 шагов к профессии». В ходе Декады проводятся мероприятия с привлечением руководителей предприятий, представителями администрации Центрального района г. Минска, экскурсии на предприятия, где работают родители, мастер-классы, конкурсы, презентации профессий, дискуссии о выборе профессии и роли семьи в профессиональной ориентации учащихся. В учреждениях системы ПТО, ССО, ВУЗах города проводятся Дни открытых дверей, организуется посещение их учащимися школы. Учащиеся информируются об учебных заведениях г. Минска и Республики Беларусь посредством справочников для поступающих, информационных буклетов учреждений профессионального образования.
Практика показывает, что достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе с учащимися, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, в котором они живут, общества в целом.
Таким образом, трудовое воспитание и обучение способствует формированию устойчивой профессиональной направленности учащихся, лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания и составляет фундамент идеологического воспитания.
Опыт деятельности в рамках реализации проекта «От трудового воспитания к формированию профессиональной направленности учащихся» позволяет констатировать, что задача школы — заложить основу, прочный фундамент, на котором учащиеся будут возводить здание своей жизни. А что получится — небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.
Мы глубоко убеждены, что сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Реальная помощь, искреннее восхищение и поддержка там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей.
Практика показывает, что труд никогда не будет желанным и привлекательным для ребенка и подростка, если он не приносит переживания успеха и внутренней удовлетворенности. Вот почему педагогически целесообразно так организовать трудовые задания, чтобы их выполнение давало ощутимый результат, воспитывало сноровку, обогащало эмоционально. А это возможно при организации профессионально грамотного педагогического сопровождения.
В ходе планирования проектной деятельности нами были определены предполагаемые результаты:
Считаем, что целенаправленная деятельность в рамках организации трудового воспитания и обучения учащихся способствует результативности и продуктивности учебной деятельности, гражданскому и нравственному становлению личности, проявлению сознательной активности во внеучебной деятельности, в выборе дальнейшего жизненного пути и профессиональном самоопределении, стремлению приносить пользу, школе, городу, Родине.
Таким образом, деятельность учреждения образования по внедрению модели воспитательной работы «От трудового воспитания к формированию профессиональной направленности учащихся» будет содействовать развитию у учащихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; позволит подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.
А, самое главное, позволит обучить и воспитать личность, способную сделать осознанный выбор профессии, учебного заведения, быть в дальнейшем трудоустроенным, адаптированным в обществе, мотивированным на положительный результат, успех.
Пример 3.
(из опыта работы педагогического коллектива СШ №69 (Беларусь)
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль — это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение шестого школьного дня, где профессиональная ориентация учащихся является одним из главных направлений работы.
Цель проекта: подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Практически, это означает, что учащимся нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию — умственную или физического труда — выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
Задачи (создать условия для):
Сам проект мобилен, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из запросов детей, их подготовленности по определенному вопросу и имеющегося в наличии времени.
Методы реализации проекта | |
Теоретический | анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы; накопление теоретического и методического материала, практического приложения; обобщение полученного опыта |
Практический | диагностика, мониторинг, анализ результатов проектной деятельности, популяризация опыта |
I. Подготовительный этап | Сроки проведения: | Сентябрь-октябрь 2016 | |
Описание деятельности | № | Содержание | |
1 | диагностика интересов и запросов учащихся и законных представителей | ||
2 | формирование творческой группы | ||
3 | изучение передового педагогического опыта учреждений образования Республики Беларусь | ||
4 | изучение форм и методов организации профориентационной работы в школе учреждений образования Республики Беларусь | ||
5 | определение приоритетной модели организации профориентационной работы в учреждениях образования Республики Беларусь в шестой школьный день | ||
II. Конструктивный этап | Срок проведения: | Ноябрь 2016-май 2017 | |
Описание деятельности | № | Содержание | |
1 | планирование профориентационной работы в школе | ||
2 | реализация плана профориентационной работы | ||
3 | организация взаимодействия со средне-специальными и высшими учебными заведениями Республики Беларусь | ||
4 | организация работы всех субъектов образовательного процесса | ||
5 | создание сетевого взаимодействия учреждений образования Партизанского района г. Минска | ||
III. Рефлексивно-обобщающий этап | Срок проведения: | Июнь-август 2017 | |
Описание деятельности: | № | Содержание | |
1 | проведение мониторинговых исследований удовлетворённости участников образовательного процесса деятельностью профориентационной работы в школе | ||
2 | соотнесение результатов деятельности с целями и задачами профориентационной работы в школе | ||
3 | изучение проблем, педагогический поиск резервов и определение путей дальнейшего развития | ||
4 | совершенствование модели взаимодействия учреждений образования Партизанского района по эффективной организации профориентационной работы в школе | ||
IV. Заключительный этап | Срок проведения: | Сентябрь 2017-октябрь 2017 | |
Описание деятельности: | № | Содержание | |
1 | обмен опытом в рамках работы районных методических объединений заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей | ||
2 | создание межсетевого взаимодействия посредством интернет-ресурсов | ||
3 | сотрудничество со СМИ | ||
4 | создание веб-страницы на официальном сайте школы по организации профориентационной работы в школе | ||
5 | создание ресурсного центра по организации профориентационной работы в школе |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.