СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и задачи методики преподавания русского языка как науки. Связь методики преподавания русского языка с другими науками: философией, педагогикой, психологией, лингвистикой, психолингвистикой, социолингвистикой.
История методики обучения русскому языку.
Методика преподавания русского языка как учебная дисциплина.
История методики преподавания русского языка и ее перспективы.
Русский язык как учебный предмет. Значение русского языка в системе среднего образования. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: стратегия обучения, подходы к обучению, цель и задачи обучения русскому языку.
Цели и задачи обучения русскому языку. Государственный образовательный стандарт. Образовательные стандарты первого и второго поколения (ГОС и ФГОС). Особенности ФГОС.
Содержание обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении. Критерии отбора содержания обучения русскому языку: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический, межпредметных связей. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися: знания о языке и речи, языковые и речевые (нормативные и коммуникативные) умения и навыки. Критерии отбора состава умений и навыков: логико-познавательный, частотно-нормативный, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функциональный.
Структура современного курса русского языка. Программы и учебники. Принципы построения курса русского языка в учреждениях общего среднего образования.
Принципы обучения русскому языку. Понятие «принцип обучения». Дидактические и специальные принципы обучения русскому языку.
Основные дидактические принципы обучения русскому языку (обзор): развивающего и воспитывающего характера обучения; научности содержания обучения и методов учебного процесса; систематичности и последовательности обучения; преемственности и перспективности обучения; доступности обучения; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного при организации учебного процесса; прочности результатов обучения; учёта индивидуальных особенностей обучающихся; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности школьников; межпредметных связей.
Специальные принципы обучения русскому языку: общеметодические и частнометодические.
Общеметодические принципы: экстралингвистический, функциональный, структурно-семантический, межуровневых и внутриуровневых связей, нормативно-стилистический, исторический.
Частнометодические принципы (специфичны для каждого из разделов школьного курса русского языка).
Средства обучения русскому языку. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Классификация средств обучения русскому языку.
Учебник как ведущее средство обучения. Основные функции учебника: информационная, трансформационная, систематизирующая, воспитательная. Структурные компоненты учебника: теоретические сведения, иллюстративный материал, аппарат организации работы, аппарат ориентировки. Особенности учебников по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Пособия, дополняющие учебник. Учебный комплекс по русскому языку, его основные компоненты.
Средства компьютерного обеспечения обучения русскому языку. Средства наглядности в обучении русскому языку.
Средства зрительной наглядности (печатные и экранные), слуховой наглядности, зрительно-слуховой наглядности. Специфика выбора средств обучения с целью организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках русского языка.
Методы обучения русскому языку. Метод обучения как педагогическая и методическая категория. Различные классификации методов обучения русскому языку: в зависимости от этапов обучения, от источника получения знаний, от характера учебно-познавательной деятельности учащихся и др.
Классификация методов обучения русскому языку в зависимости от этапов работы над учебным материалом: методы формирования понятий (познавательные); методы формирования умений и навыков (практические); методы контроля за уровнем знаний и степенью сформированности умений и навыков.
Выбор методов обучения от содержания лингвистического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Упражнения по русскому языку. Разные подходы к классификации упражнений: по преобладающему виду деятельности учащихся, по этапу усвоения языкового материала, с целью формирования речевых умений и др.
Процесс обучения русскому языку как система. Характеристика процесса обучения русскому языку, развития и воспитания обучающихся средствами предмета. Формы организации процесса обучения по русскому языку. Планирование работы по русскому языку Содержание понятия «процесс обучения русскому языку». Планирование работы по русскому языку. Цели и задачи планирования учебного материала. Календарные, календарно-тематические, поурочные планы работы учителя русского языка.
Современный урок русского языка. Типология уроков русского языка. Структура уроков русского языка: характеристика этапов. Характеристика этапов макроструктуры русского языка. Структура уроков различных типов. Последовательность действий учителя при подготовке к уроку. Анализ урока русского языка.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку. Классификация педагогических технологий. Характеристика эффективных для обучения русскому языку технологий. Проведение уроков русского языка с использованием персональных компьютеров. Виды компьютерных программ по русскому языку. Методика составления лингвистического сценария для компьютерной программы по русскому языку.
Контроль за уровнем знаний, степенью сформированности умений и навыков учащихся Задачи, функции контроля результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку. Особенности организации текущего, периодического и итогового контроля, критерии и нормы оценки. Итоговая аттестация по русскому языку за курс основной (ГИА) и средней (ЕГЭ) школы.
1) Дайте характеристику содержанию учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка».
2) Изложите этапы становления методики преподавания русского языка и перспективы ее развития.
3) Дайте характеристику каждой группе принципов в методике преподавания русского языка.
4) Составьте сводную таблицу, отражающую отличительные особенности каждого из охарактеризованных по единому плану познавательных методов обучения русскому языку.
5) Сделайте учебное сообщение на тему «Упражнение как вид учебной деятельности обучающихся» по плану:
6) Перечислите и дайте характеристику организационным формам урока русского языка.
7) Планирование работы по русскому языку.
8) Раскройте сущность урока русского языка как основной организационной формы обучения предмету: психологические особенности, функции урока.
9) Типология уроков русского языка с учетом разных оснований классификации. Этапы урока. Структура уроков.
10) Последовательность подготовки учителя к уроку русского языка. Анализ урока русского языка.
11) Составьте глоссарий-резюме по теме.
Цели обучения разделам науки о языке. Содержание обучения: знания о системе языка, учебно-языковые и речевые умения и навыки. Функциональный подход к обучению лингвистическим понятиям. Методика изучения единиц языка на текстовой основе.
Методика обучения фонетике. Цели, задачи, общеметодические принципы обучения фонетике. Содержание и структура курса фонетики, формируемые умения и навыки.
Частнометодические принципы обучения фонетике: опора на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв, рассмотрение звука в морфеме.
Основные виды упражнений, используемых на уроках фонетики. Методика проведения фонетико-графического разбора.
Произносительная норма. Формирование орфоэпических, акцентологических навыков и навыков интонирования фразы. Орфоэпические словари и словари ударений как средство формирования культуры устной речи учащихся. Учёт несовпадающих элементов фонетических систем русского и белорусского языков с целью предупреждения интерференции. Предупреждение орфоэпических и акцентологических ошибок.
Учёт внутрипредметных связей при обучении фонетике и орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи. Использование средств слуховой и зрительно-слуховой наглядности на уроках фонетики.
Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, задачи, общеметодические принципы обучения лексике и фразеологии в курсе русского языка. Структура и содержание курса, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения лексике и фразеологии: лексико- грамматический, системный, контекстный, лексико-синтаксический. Методика обучения лексическим понятиям. Типология лексико-фразеологических упражнений. Анализ текста на уроках лексики. Ознакомление обучающихся с текстообразующей ролью лексических явлений. Лексическая норма. Формирование у школьников умений пользоваться толковыми, фразеологическими словарями, словарями иностранных слов, синонимов, антонимов и другими. Методика предупреждения речевых ошибок, обусловленных нарушением лексической нормы. Учёт внутрипредметных связей при обучении лексике и фразеологии и другим разделам курса. Использование средств наглядности при обучении лексике и фразеологии.
Методика обучения словообразованию. Цели, задачи, общеметодические принципы обучения словообразованию. Структура и содержание курса словообразования, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения словообразованию: структурно-словообразовательный, лексико-словообразовательный, мотивационный.
Методика обучения словообразовательным понятиям.
Система словообразовательных упражнений и методика работы над ними. Методика проведения словообразовательного и морфемного разборов слов.
Формирование у школьников умений пользоваться словообразовательными и морфемными словарями.
Словообразовательная норма. Сопоставление словообразовательных средств русского и белорусского языков с целью предупреждения интерференции.
Методика обучения словообразованию частей речи.
Учёт внутрипредметных связей между обучением словообразованию и фонетике, морфологии, орфографии, культуре речи. Использование средств наглядности при обучении словообразованию.
Методика обучения морфологии. Цели, задачи, общеметодические принципы обучения морфологии. Структура и содержание курса морфологии, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения морфологии: лексико-грамматический, парадигматический, морфолого-синтаксический.
Методика обучения морфологическим понятиям.
Типология морфологических упражнений. Методика ознакомления учащихся с текстообразующей ролью знаменательных и служебных частей речи. Морфологический разбор, методика его проведения.
Морфологическая норма. Методика работы со словарями и справочниками, фиксирующими морфологические нормы. Сопоставление морфологических систем русского и белорусского языков с целью транспозиции и предупреждения интерференции.
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением морфологической нормы, причины их появления. Предупреждение грамматических ошибок на морфологическом уровне.
Учёт внутрипредметных связей между обучением морфологии и другим разделам курса. Использование средств наглядности при обучении морфологии.
Методика обучения орфографии. Цель, задачи, общеметодические принципы обучения орфографии. Содержание и этапы работы по орфографии, обусловленность последовательности введения орфографических правил структурой орфографии и структурой курса русского языка. Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования орфографических умений и навыков.
Основные частнометодические принципы обучения орфографии: принцип сопоставления звуков, находящихся в слабой позиции, со звуками в сильной позиции; принцип сопоставления звука и его фонетического окружения; принцип учёта семантики и структуры слова и другие.
Методика обучения орфографии как системе единообразных написаний: проверяемых, непроверяемых, фонетических и других. Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами: этапы работы, критерии выбора методов и приёмов работы на каждом из этапов.
Виды упражнений по орфографии. Методика ознакомления учащихся с приёмами усвоения непроверяемых написаний. Использование текста в процессе формирования орфографических навыков. Орфографический разбор и методика его проведения.
Орфографическая норма. Роль орфографического словаря в формировании орфографических навыков.
Орфографические ошибки, причины их появления. Предупреждение орфографических ошибок. Классификация, учёт, приемы исправления орфографических ошибок. Методика работы над орфографическими ошибками.
Методика организации сопутствующего повторения орфографии при изучении неорфографических тем. Использование средств наглядности при обучении орфографии.
Методика обучения синтаксису. Цели, задачи, общеметодические принципы обучения синтаксису. Структура и содержание курса синтаксиса, формируемые умения и навыки. Частнометодические принципы обучения синтаксису: морфолого-синтаксический, интонационный.
Методика обучения синтаксическим понятиям. Типология синтаксических упражнений. Интонационно-смысловой анализ предложения и текста на уроках синтаксиса. Синтаксический разбор, методика его проведения.
Синтаксическая норма. Грамматические ошибки, обусловленные нарушением синтаксической нормы, причины их появления. Предупреждение грамматических ошибок на синтаксическом уровне, методика работы над ними.
Учёт внутрипредметных связей между обучением синтаксису и другими разделами курса. Средства наглядности, используемые при обучении синтаксису.
Методика обучения пунктуации. Цели и задачи обучения пунктуации. Содержание и этапы обучения пунктуации, обусловленность введения пунктуационных правил последовательностью формирования синтаксических умений. Природа пунктуационного умения и психологические основы его формирования. Принципы методики пунктуации: смысловой, структурный, интонационный.
Методика работы над пунктуационным правилом. Виды упражнений по пунктуации. Приёмы работы с текстом на уроках пунктуации. Структурно-семантический анализ предложения как основа анализа пунктуационного. Методика проведения пунктуационного разбора.
Пунктуационная норма. Пунктуационные ошибки, причины их появления. Классификация, учет, приёмы исправления пунктуационных ошибок. Методика работы над пунктуационными ошибками. Методика организации сопутствующего повторения пунктуации при изучении несинтаксических тем. Использование средств наглядности при обучении пунктуации.
1) Составьте учебное сообщение по теме «Методика обучения фонетике».
2) Составьте учебное сообщение по теме «Методика обучения лексике и фразеологии».
3) Составьте учебное сообщение по теме «Методика обучения морфологии».
4) Составьте учебное сообщение по теме «Методика обучения орфографии».
5) Составьте учебное сообщение по теме «Методика обучения синтаксису».
6) Составьте учебное сообщение по теме «Методика обучения пунктуации».
7) Примерный план учебного сообщения.
8) Составьте глоссарий-резюме по теме.
Теоретические понятия развития речи учащихся. Понятие «развитие речи» в методике преподавания русского языка. Место и задачи работы по развитию речи на уроках русского языка.
Основные принципы методики развития речи: принцип единства развития речи и мышления, принцип взаимосвязи развития устной и письменной речи, принцип развития речи в связи с изучением всех разделов курса русского языка.
Основные направления работы по развитию речи: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование культуры речи; развитие связной устной и письменной речи обучающихся.
Урок развития речи. Типология уроков развития речи.
Работа над нормами русского литературного языка. Значение, задачи, содержание и место работы над нормами русского литературного языка.
Методы работы по культуре речи. Типология упражнений по культуре речи, методика их проведения.
Обогащение речи школьников: обогащение словарного запаса учащихся, обогащение грамматического строя речи учащихся. Типы упражнений по обогащению словарного запаса учащихся.
Обучение различным видам речевой деятельности: обучение слушанию, обучение чтению, обучение устной и письменной речи.
Методика развития связанной речи учащихся. Связанная речь как методическое понятие. Грамматика текста в курсе русского языка. Категории текста. Тематическое единство текста. Развернутость текста. Последовательность текста. Смысловая цельность текста. Связанность текста. Законченность текста. Принципы обучения грамматике текста. Виды анализа текста. Текстовые ошибки.
Работа по стилистике на уроках русского языка. Задачи изучения стилистики. Роль, место и содержание работы по стилистике. Стилистические понятия, формируемые на уроках русского языка. Принципы и методы функционально-стилистической работы. Типология упражнений по стилистике, методика работы с ними. Стилистические ошибки.
Методика обучения созданию вторичных и первичных текстов. Изложения в системе работы по развитию связной речи учащихся. Виды изложений (по цели проведения, по способу передачи содержания исходного текста, по усложнённости языковым заданием и другие). Принцип последовательности в обучении изложениям. Методика проведения обучающих подробного, сжатого, выборочного изложений, изложения с дополнительным заданием. Критерии отбора текстов для изложений разных типов. Контрольное изложение, методика его проведения.
Сочинение как вид работы по развитию связной речи учащихся, средство самовыражения личности обучающегося. Классификация сочинений: по тематике; по типам, стилям, жанрам речи; по источнику получения информации (на основе личного опыта, по картине, на литературную тему и т. п.); по месту написания (классные и домашние) и другие. Коммуникативные умения, формируемые при написании сочинений. Способы подготовки к написанию сочинений. Методика проведения обучающих сочинений.
Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка. Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку. Контроль за сформированностью речевых умений.
Проверка творческих работ учащихся. Типология ошибок, допускаемых школьниками в творческих работах. Нормы оценки творческих работ.
1) Определите систему работы по развитию речи учащихся.
2) Определите типологию уроков по развитию речи учащихся и их особенность.
3) Системность словарной работы и типология упражнений по обогащению словарного запаса.
4) Связанная речь как методическое понятие. Цель и направления работы по развитию связанной речи обучающихся.
5) Составьте глоссарий-резюме по теме.
Содержание понятия «внеклассная работа». Цели и задачи внеклассной работы. Дидактические и специальные принципы организации внеклассной работы.
Формы внеклассной работы по русскому языку: постоянно действующие и эпизодические, групповые и массовые.
Виды внеклассной работы по русскому языку: кружки, лингвистические общества, олимпиады, конференции, лингвистические конкурсы, вечера, экспедиции, лингвистические школьные стенгазеты, радиопередачи, подготовленные учащимися, и другие.
1) Дидактический потенциал кружка.
2) Составьте примерный план мероприятий проведения декады русского языка.
3) Составьте глоссарий-резюме по теме.
Рекомендуемая литература
Основная:
Дополнительная:
Электронные о ресурсы
Проведение итогового контроля
Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.
Шкала оценивания:
«отлично» - 90-100% правильных ответов;
«хорошо» - 70-89% правильных ответов;
«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;
«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.