ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
«История. Методические основы образовательной деятельности»
Оглавление
ТЕМА 1. Общие вопросы методики обучения истории в современной школе. 3
ТЕМА 2. Методы и приемы и средства обучения. 4
ТЕМА 3. Процесс формирования исторических знаний. 7
ТЕМА 4. Формы организации процесса обучения истории. 9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 11
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика обучения истории как педагогическая наука. Понятие «методика». Предмет, задачи обучения истории, основные факторы (цели обучения, содержание и структура исторического образования, процесс обучения, познавательные возможности учащихся, результаты обучения). Связь методики с другими науками (педагогикой, психологией, историей). Современные методы педагогического исследования (научное исследование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение).
Становление и развитие методики обучения истории. Зарождение историко-методической науки. Историческое образование в XIX веке. Развитие методики обучения истории в ХХ веке. Школьное историческое образование в России в XX веке: 1917-начало 30-х годов; введение самостоятельных курсов истории в 30-50-е годы; преподавание истории в военное время; школьное историческое образование и совершенствование теории и практики в 60-80-е годы; зарождение новой системы исторического образования и методики преподавания истории в 80-90-е годы. Государственная политика в области образования начала XXI века (2000-2012 гг.) и концепции современного исторического образования в условиях реализации ФГОС.
Нормативная основа преподавания истории в современной школе.
Государственный стандарт исторического образования, его назначение. Структура государственного стандарта: цели задачи, содержание, требования к уровню подготовки выпускника. Особенности государственного стандарта по истории для основной средней школы, полной средней школы (базовый и профильный уровни).
Федеральный государственный образовательный стандарт: его назначение, структура. Системно-деятельностный и компетентностный подходы как основа нового стандарта. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа) и фундаментальное ядро общего образования. Базисный учебный план школы: его значение, структура и содержание. Федеральный, региональный и школьный компонент учебного плана. Примерные программы по учебным предметам (История 5-9 кл.).
Цели, задачи и предмет исторического образования в системе среднего (полного) образования. Структура школьного образования и преподавание истории в основной и полной средней школе. Обучение на базовом и профильном уровне. Основное и дополнительное историческое образование.
Учебные комплексы и планирование обучения в школе. Учебники и учебно-методические комплекты по истории. Особенности школьных учебников для основной средней школы и полной средней школы. Картографические пособия и исторические карты, хрестоматии, практикумы, рабочие тетради по истории, методические пособия для учителя истории и т.д.
Планирование преподавания истории в 5-9-х и 10-11-х классах средней школы. Вариативность программ. Рабочая программа и календарно-тематический план учителя истории. Тематическое и поурочное планирование.
1) Дайте характеристику структуре и содержанию учебного курса «Всемирная история». Сформулируйте цели исторического образования в соответствии с ФГОС.
2) Заполните таблицу: Реализация требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в учебном курсе «Всеобщая история».
Положение Федерального закона «Об образовании в РФ» |
Цели и задачи курса «Истории» |
|
|
3) Проанализируйте «портрет выпускника» (ФГОС). Какие из перечисленных качеств формируются в ходе освоения курсов «Всеобщая история» и «История России»?
4) Составьте сводную таблицу, отражающую отличительные признаки построения учебных программ и их структурные компоненты.
Программа (авторский коллектив) |
Принципы построения |
Структурные компоненты |
Цели курса, (обозначенные в пояснительной записке) |
Содержание программ |
|
|
|
|
|
5) Составьте тематическое планирование (тема на выбор слушателя). Заполните таблицу: Поурочное планирование темы.
Тема урока |
Задачи |
Тип урока |
Оборудование |
План изучения нового материала |
Основные факты и понятия |
Задания для учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
Методы и методические приемы обучения истории. Понятие о методах обучения истории. Вариативность понятия «метод». Метод как совокупность правил, определяющих приемы и способы действий. Критерии определения метода. Общие методы обучения истории. Конкретные методы: методы преподавания, методы учения.
Метод устного обучения истории. Роль и функции устного слова в обучении истории. Характеристика устных приемов обучения истории. Требования к устному изложению исторического материала. Роль беседы в обучении истории. Школьная лекция и требования к ее проведению. Методика проведения семинаров в средней школе. Приемы повествования: повествование, сюжетный повествовательный рассказ, образное повествование, конспективное повествование, информативное сообщение. Приемы описания: картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика.
Печатные источники и их роль в изучении истории.
Учебник как средство обучения источник знаний. Школьный учебник и его компоненты. Характеристика школьного учебника: требования, функции, компоненты. Организация работы с учебником на уроках истории. Первичные навыки работы с учебником. Задания. Памятки. Работа с иллюстрациями. Итоговые умения работы с учебником для обучающихся каждого класса.
Исторические документы в обучении истории: цитирование, комментированное чтение, анализ исторических документов учащимися, решение проблемно-познавательных задач на основе анализа документов.
Справочная литературы по истории и возможности ее использования в учебном процессе. Формирование умения пользоваться справочным аппаратом учебника, научных книг, журналов, работать со словарями и энциклопедиями.
Наглядность как средство формирования исторических знаний. Роль наглядности в решении задач исторического образования. Классификация наглядных средств обучения.
Предметная наглядность, возможности и методика ее использования на уроках.
Изобразительная наглядность. Приемы работы с произведениями живописи, портретами, фотографиями, карикатурами.
Условно-графическая наглядность, ее место в преподавании истории. Приемы использования условной наглядности.
Межпредметные и внутрикурсовые связи в процессе обучения истории. Дидактическая сущность межпредметных связей. Их роль в формировании знаний, понимании и усвоении мировоззренческих идей, формировании мировоззрения учащихся.
Основные аспекты содержания межпредметных связей при изучении курсов истории и обществоведения: по общим с другими предметами фактам, понятиям, идеям; по умениям и навыкам учебной работы, по воспитанию и развитию учащихся. Направления связей: ретроспективные, одновременные, перспективные.
Методические приемы и средства установления межпредметных и внутрикурсовых связей. Реализация преемственности в знаниях и умениях.
1) Заполните таблицу: Итоговые умения работы с учебником.
Класс |
Необходимые умения работы с учебником |
5 класс |
|
6 класс |
|
7 класс |
|
8 класс |
|
9 класс |
|
10-11 класс |
|
2) Прочитайте требования к печатным документам.
– соответствовать целям и задачам обучения истории;
– отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
– быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
– быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
– обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
На основании данных требований подберите документ для работы на уроке (тема и класс на выбор слушателя).
3) Ознакомьтесь с этапами работы с документом.
Составьте план работы с документом, который был подобран в задании 3.
4) Составьте алгоритм деятельности учителя по установлению межпредметных и внутрикурсовых связей.
Структура исторических знаний школьников. Роль исторических знаний в формировании мировоззрения учащихся. Структура и функции исторических знаний. Их роль в осуществлении образовательно-воспитательных и развивающих задач.
Основные компоненты учебного исторического материала: конкретные исторические представления, исторические понятия, закономерности исторического процесса. Роль фактов в изучении истории. Виды исторических фактов. Взаимосвязь событий и явлений в истории. Создание исторических представлений на уроках истории. Роль фактов и образов в обучении истории. методические средства и приемы формирования исторических представлений с учетом возрастных особенностей учащихся.
Методика формирования представлений об историческом времени. Хронология и периодизация в истории. Сущность хронологии и периодизации в истории. Применение методических средств и приемов изучения хронологии и периодизации. Развитие у учащихся представлений об историческом времени. Методические приемы и средства изучения хронологии в зависимости от возраста учащихся.
Методика формирования представлений об историческом пространстве. Историческая карта, ее функции и виды. Приемы работы с исторической картой. Основные знания и умения при работе с исторической картой.
Формирование понятий в процессе обучения истории. Сущность категории «понятие». Виды понятий, особенности и последовательность формирования исторических понятий. Классификация исторических понятий по ступени обобщенности исторических явлений. Логические пути формирования понятий. Методические условия повышения эффективности формирования исторических понятий. Роль представлений, терминов и определений в работе по формированию понятий. Формирование умений оперировать понятиями.
Раскрытие исторических закономерностей при изучении истории. Объективные исторические связи и закономерности общественного развития – важнейший компонент исторического материала. Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные. Понятие о закономерностях в историческом развитии. Методические приемы раскрытия закономерностей в школьных курсах истории.
Развитие когнитивного компонента исторического сознания. Процесс усвоения и его основные этапы. Восприятие исторической информации. Осмысление и понимание исторического прошлого. Запоминание исторической информации. Применение исторических знаний.
Воспитательный потенциал исторических и социально-гуманитарных школьных дисциплин. Возможности школьных курсов истории для гражданского, патриотического, интернационального, экологического, эстетического воспитания школьников. Методические пути реализации воспитательных задач школьных курсов истории. Отбор учебного материала и средств обучения с учетом их воспитательных возможностей. Связь преподавания истории с жизнью, современностью как условие реализации воспитательных задач истории. Воспитание интереса к изучению истории.
Формирование умений учащихся в процессе обучения истории. Развитие способностей и умений учащихся в процессе обучения истории. Преемственность и усложнение формирования умений и навыков. Классификация умений и навыков. Характеристика учебных умений: локализовать исторические события в пространстве и времени, соотносить процессы с периодами, объяснять исторические факты на основе всестороннего изучения источников и применения исторических знаний, определять сущность исторических явлений и давать им оценку, конспектировать, составлять тезисы и реферировать исторический материал. Развитие исторического мышления, памяти, языка, умения работать с различными источниками знаний.
Методика и этапы формирования умений учащихся в процессе обучения истории.
Этапы формирования умений и навыков. Роль памяток и логических схем в формировании умений и навыков. Формирование приемов анализа, синтеза и обобщения исторического материала в процессе обучения. Диагностика уровня сформированности умений. Взаимосвязь овладения специальными историческими умениями, навыками и развитие познавательной самостоятельности и активности в обучении истории.
1) Назовите виды исторических представлений.
2) Охарактеризуйте методику формирования исторических понятий.
3) Проанализируйте основные приемы формирования исторических закономерностей:
– прием сравнения, в ходе которого устанавливаются общие и специфические черты явлений;
– составление сравнительных таблиц;
– сравнение исторических карт;
– работа со статистическими данными;
– составление и работа с памятками.
Разработайте фрагменты уроков с использование м приемов формирования исторических закономерностей.
4) Ознакомьтесь с планом работы учителя по формированию понятия.
- определить содержание и структуру данного понятия, сформулировать его определение;
- определить логические пути формирования и этапы работы по формированию понятия;
- отобрать методические приемы и средства формирования понятия в деятельности учителя;
- отобрать методические приемы и средства формирования понятия в деятельности учащихся, адекватные целям и содержанию темы;
- определить формы усвоения теоретических знаний (понятия, принципы, теории, ценности, идеи, и т.д.);
- указать, какие приемы изучения теоретического материала целесообразно использовать для формирования знаний о понятии;
- выявить уровень познавательной самостоятельности учащихся и подготовить познавательные задания согласно данному уровню;
- определить роль межпредметных и внутрикурсовых связей в формировании теоретических знаний.
На основании данного плана составьте план работы учителя по формированию конкретного понятия (на выбор слушателя).
Урок как основная форма организации учебного процесса. Формы организации обучения и место урока среди них. Содержание урока. Основные требования к уроку истории. Дидактические требования к уроку: к содержанию, характеру, отбору и расположению материала.
Классификация уроков истории. Факторы, влияющие на структуру конкретного урока, цель урока, ее определение. Типы уроков истории по их основной дидактической цели. Основные принципы определения типа урока. Урок изучения нового материала. Комбинированный (составной) урок. Повторительно-обобщающий урок. Урок проверки и учета знаний. Выбор типа урока. Формы урока: урок-лекция; урок на основе технических средств обучения (ТСО); урок работы с текстом; урок-игра; семинар; урок-экскурсия и др. Выбор формы урока.
Структурные элементы урока. Факторы, влияющие на выбор структуры урока. Критерии оценки урока.
Структура планирования изучения истории в школе. Методика составления календарно-тематического плана. Составление плана-конспекта урока и технологической карты урока: структура, особенности составления, формы.
Инновационные подходы в преподавании истории. Инновационные подходы в преподавании истории. Их сущность и возможности использования в современной школе.
Требования, предъявляемые к педагогическим технологиям. Характеристика основных технологий: «Мозговой штурм», «Диалог культур», модульное обучение, проблемное обучение и др.
Нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса: учебные экскурсии, конференции, диспуты. Особенности учебной дискуссии как формы обучения истории. Типы и формы дискуссий на уроках истории. Правила дискуссии. Игровых технологий в обучении истории. Дидактические игры. Типология дидактических игр. Лекционно-семинарская система. Изучение истории на основе модульной технологии. Современные педагогические технологии, направленные на развитие личности учащегося: сущность, функции, черты.
Организация самостоятельной работы учащихся. Понятие самостоятельной работы. Основные формы и приемы самостоятельной работы учащихся. Репродуктивные и творческие формы самостоятельных работ. Работа обучающихся с историческим источником. Подготовка письменных и устных работ для уроков истории.
Диагностика и контроль уровня усвоения содержания исторического образования. Понятие, функции и виды диагностики исторических знаний учеников. Виды контроля. Современные методы контроля исторических знаний учащихся. Задачи, значение и содержание оценки исторических знаний, умений и навыков. Мониторинг обученности учащихся в процессе исторического образования учеников.
Планирование учителем различных видов контроля. Критерии оценки знаний и умений учащихся. Оценка качества знаний по истории выпускников средней школы. ЕГЭ по истории.
Внеурочная работа по истории. Виды и функции внеурочной работы по истории. Краеведческая работа учителя истории. Особенности организации исторических кружков, факультативов по истории. Организация и руководство школьным музеем.
1) Перечислите основные требования к современному уроку истории.
2) Определите критерии эффективности урока.
3) Дайте характеристику каждому типу уроков (типология по дидактической цели).
4) Предложите алгоритм анализа урока.
5) Посетите урок истории. Сделайте его анализ по предложенному алгоритму.
6) Какие из современных образовательных технологий наиболее приемлемы в преподавании истории?
7) Определите алгоритм создания кейса. Составьте кейс по данному алгоритму (тема на выбор слушателя).
8) Определите приемлемый для вас вариант технологической карты урока. Разработайте технологическую карту урока по выбранной теме.
9) В чем должна заключаться деятельность учителя при планировании различных видов контроля и проверки знаний и умений учащихся?
2) Разработайте лист учета и контроля по теме (на выбор слушателя). Определите виды, приемы и формы контроля. Подготовьте задания-измерители по указанной теме.
3) Изучите кодификатор и сертификацию по проведению ЕГЭ. Разработайте рекомендации по подготовке к выполнению заданий разного вида.
Литература
Основная:
1) Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе : учебник / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : Гуманитарный изд.центр Владос, 2003. - 334с.
2) Методика обучения истории: учебник для студ. / Барабанов В.В., Ванина Э.В., Лазукова Н.Н.-2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.-432с.
3) Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
4) Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Под ред. В.В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. – М.: Высшая школа, 2007.
5) Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
6) Программы и учебники по истории для средней школы (Список учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на конкретный учебный год, необходимо уточнять на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (раздел «Документы»).
Дополнительная:
1) Алексашкина Л.Н. Методика преподавания всеобщей истории в 9 классе: пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2010.
2) Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9
классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /
Л.Н.Алексашкина, Н.И. Ворожейкина; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
3) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
4) Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. – М.: Просвещение, 2012.
5) Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012.
6) Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. – М.: Просвещение, 1987.
7) Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 128 с.
8) Короткова М. В. Наглядность на уроках истории / М. В. Короткова. - М., 2000.
9) Короткова, М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М. : Гуманитарный изд.центр Владос, 1999. - 254 с.
10) Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М. В. Короткова. - М., 2003.
11) Лупоядов. В.Н. Исторические термины и понятия на уроках и дома. Подготовка к единому государственному экзамену. – Брянск, 2004.
12) Методика преподавания истории в средней школе / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А.В. Дружкова. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
13) Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические реко-
мендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М : Просвещение, 2013. – 96 с.
14) Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М., 1998.
15) Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов. — М.: Владос, 2007. — 79 с.
16) Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в
школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 72 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).
17) Тюттерина Н.В. Предметные образовательные результаты и возможность формирования универсальных учебных действий при использовании УМК по истории ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» // История. Обществознание. Экономика. Право. Инфор- мационно-методический бюллетень. Вып. 2. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012.
18) Умбеткалиева, Ж.И. Экскурсия как метод опытно-экспериментальной дея-
тельности / Ж.И. Умбеткалиева // Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И.Сечина и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 219 с. – С. 154–174.
19) Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 56с.
Электронные ресурсы
Государственные образовательные стандарты основного общего образования:
Образовательный стандарт основного общего образования по истории; Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень, Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Профильный уровень. [Электронный ресурс] // http://www.schol.edu.ru/
Библиотекарь.ru – http://bibliotekar.ru
Библиотех - Bibliotech.ru ВГУЭС – lib.vvsu.ru/books/ IQlib.ru
Библиотека гуманитарных наук «Гумер» http://www.gumer.info/
Электронная библиотечная система «Книгофонд» http://www.knigafund.ru
Электронная библиотечная система «Библиотех» http://www.bibliotech.ru
Крупнейший Портал Электронных Книг - www.book-portal.info
Проведение итогового контроля
Время выполнения заданий: 60 мин
Количество вопросов: 20 шт.
Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.
Шкала оценивания:
«отлично» - 90-100% правильных ответов;
«хорошо» - 70-89% правильных ответов;
«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;
«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.