Роль и место рисунка в изобразительном искусстве. Цели и задачи учебного академического рисунка, требования, предъявляемые к нему. Рисование как определенный вид деятельности человека. Создание художественного образа.
Рисунок как вид графики. Рисование с натуры. Рисование по памяти и представлению. Творческий рисунок. Цели и задачи творческого рисования. Виды академического рисунка. Длительный рисунок, методическая последовательность его выполнения. Наброски, их цели и задачи.
Изобразительные материалы и техники рисунка. Материалы, инструменты и оборудование для рисунка. Требования к их качеству и подготовка их к работе. Основные требования к организация рабочего места рисующего.
Форма контроля: зачёт в форме теста.
Шкала оценивания:
«зачтено» - 70-100% правильных ответов;
«не зачтено» - 69% и менее правильных ответов.
Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективах и их применение в рисунке. Раскрытие понятий: точка зрения, угол зрения, линия горизонта, плоскость горизонта, предметная плоскость, картинная плоскость. Два основных вида перспективы: фронтальная и угловая.
Закономерности светотени. Понятие о тоне, тональном масштабе, светотеневых отношениях. Использование светотени для убедительной трактовки объемной формы. Значение освещения для выполнения объемной формы рисунка.
Изучение простых форм геометрических тел (шара, куба, цилиндра и т.д.). Линейно-конструктивный рисунок.
Использование наблюдений перспективы при работе над рисунком.
Изображение куба, основанное на перспективе квадратов, его образующих. Рисунок куба в центральной и угловой перспективах.
Последовательность построения тени от точки и прямой на плоскость. Теневые поверхности куба.
Цилиндр как простое геометрическое тело вращения (путем вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон). Основания цилиндра-окружности. Высота цилиндра. Пропорции цилиндра. Начало изображения цилиндра с его основания-окружности. Окружность в перспективе представляется эллипсом. Рисунок эллипса. Последовательность изображения вертикально стоящего цилиндра и горизонтального. Зависимость распределения светотени на цилиндре от расположения источника света. Светотеневой рисунок цилиндра.
Светотеневой рисунок как логическое продолжение линейного рисунка. Особенности рисования предметов, освещенных различными источниками света. Свет. Блик. Полутень. Собственная тень. Рефлекс. Падающая тень. Последовательность ведения тонального рисунка.
Правильная шестигранная призма–многогранник. Основание призмы - правильный шестиугольник, строящийся на основании окружности. Боковые грани – прямоугольники. Последовательность рисования правильного шестиугольника с помощью описанной окружности. Способ рисования правильного шестиугольника на выделении в шестиугольнике центрального ядра – прямоугольника. Рисунок правильного шестиугольника в перспективе: изображение горизонтального и вертикального шестиугольника. Построение вертикального шестиугольника на основе прямоугольника. Рисунок правильной шестигранной призмы.
Линейный рисунок шара в перспективе. Последовательность выполнения линейно-конструктивного рисунка шара с тремя сечениями. Зависимость распределения светотени на шаре от расположения источника света. Светотеневой рисунок шара.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Основные этапы работы над натюрмортом. Композиционное и линейно-конструктивное построение натюрморта из нескольких предметов. Зрительный и геометрический центр картинной плоскости. Соответствие натюрморта и выбранного формата. Величина изображения группы предметов к плоскости выбранного формата. Равновесие в композиции. Использование метода сравнения предметов, входящих в натюрморт. Анализ конструкции предметов быта как сочетание простых геометрических тел. Изучение конструкции драпировки.
Тональное решение постановки. Светотеневое решение формы предметов с учетом их пространственного положения. Передача материального различия предметов. Выделение переднего плана. Обобщение рисунка на заключительном этапе.
Выполнить натюрморт из предметов быта (2-3 предмета) с драпировкой, соблюдая основные этапы работы. (Пример выполнения задания: Приложение 3).
Материалы: карандаш, лист бумаги формата А2.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Последовательность выполнения рисунка натюрморта, составленного из предметов быта.
Основными задачами при рисовании натюрморта из простых геометрических предметов являются:
построение изображение на плоскости;
Для первых натюрмортов необходимо подбирать предметы с хорошо видимыми очертаниями.
Рисунок начинается с композиционного размещения изображения. Предварительно рассмотрев натюрморт с разных точек зрения, надо выбрать наиболее интересную, с которой формы предметов смотрятся более выразительно. Большую роль в этом играет освещение. Искусственное верхнебоковое освещение позволяет выявить контрастную светотень на предметах переднего плана, выделить композиционный центр. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы. Начинающим художникам садиться против света не рекомендуется.
Компоновать группу предметов следует так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого необходимо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит от выбора точки зрения, которая влияет на компоновку
натюрморта в задуманном формате.
Далее тонкими линиями намечается общий характер формы предметов, их пропорции. Обозначаются тени. На этом этапе можно определить уровень горизонта, что поможет передать правильное соотношение между предметами и плоскостью стола. При построении предметы прорисовываются так, будто они прозрачные или сделаны из проволоки, т.е. обозначается каркас каждого из них. Выявляя конструктивную основу формы предметов необходимо внимательно проверить перспективу.
Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени – тона. Приступая к выявлению этого объема тоном, необходимо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Установив эти два полюса, обращают внимание на полутени, а также сравнивают по тону собственные падающие тени. Рисунок надо вести от темного к светлому, постепенно усиливая тон и сохраняя тонально-пространственные отношения, т.е. чем ближе предмет, тем он виден контрастнее, ярче.
При проработке форм предметов производится ряд аналитических действий. Уточняется каждая деталь предмета, выявляется ее структура, передаются характерные особенности материала, прорисовываются тени. Такой подход к работе поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.
На заключительной стадии работы необходимо обобщать рисунок, т.е. прищуренными глазами посмотреть на натуру, и сравнивая с ней рисунок, проверить его общее состояние, подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне (подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). Иными словами, вновь вернуться к первоначальному восприятию натурной постановки, к цельности зрительного восприятия.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Голова человека – сложная природная структура. Анатомическое строение черепа человека. Особенности рисования черепа. Деление черепа – костной основы скелета головы на два отдела – мозговой и лицевой череп. Пластические особенности черепа. Определение больших поверхностей и плоскостей черепа, большой его формы. Передняя часть черепа, боковая поверхность черепа, задняя тыльная поверхность, крыша черепа. Передача анатомического строения черепа, объемно-пространственной формы, фактуры и светотеневых отношений. Внешняя форма головы, ее структурные и пространственные связи обусловлены костной основой – черепом. Изучение строения черепа. Изображение черепа, его конструктивных особенностей.
Выполнить линейно-конструктивные зарисовки черепа человека (2-3 изображения) в фас, профиль и три четверти на одном листе бумаги формата А2. (Пример выполнения задания: Приложение 4).
Материалы: карандаш, лист бумаги формата А2.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Для того, чтобы грамотно нарисовать голову человека, необходимо знать строение черепа. Череп определяет основные пропорции головы, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, форму лба, скул, верхней и нижней челюсти, лицевой угол и т.д. Для получения наиболее полного представления о трехмерном строении объемов черепа необходимо выполнить несколько длительных рисунков. Это могут быть фас, профиль и три четверти.
При выполнении рисунка следует обратить внимание на нахождение больших поверхностей и плоскостей черепа, на его большую форму. Большую форму черепа можно представить в виде, яйца или призмы (простой геометрической формы). При этом необходимо выделить переднюю часть черепа, которая начинается внизу от лобных бугров. Условной границей передней части выступают височные линии и передняя часть скуловых костей, а также передняя часть верхней и нижней челюстей.
Боковые поверхности черепа начинаются вверху от границы крыши черепа и включают в себя все поверхности, находящиеся сбоку. Задняя тыльная поверхность черепа образуется затылочной и частью теменных костей.
Крыша черепа условно располагается впереди от лобных бугров вдоль продолжения височных линий и охватывает всю верхнюю часть черепа, включая поверхности лобной и двух теменных костей.
На занятиях по рисованию обычно создаются изображения с передачей не только анатомического строения скелета черепа, но и объемно- пространственной формы, а также светотеневых отношений. При этом фону уделяется минимальное значение. Он или опускается, или вводится частично только перед освещенной частью модели. Включение падающей тени способствует передаче пространства в рисунке. Рекомендуется выполнять рисунки с натурального черепа, у которого хорошо воспринимается форма. При построении изображения, рисующие должны обращать внимание на опорные точки, которыми являются: венечный выступ, надпереносье, теменные и лобные бугры, боковые выступы надбровных дуг и скуловых костей. Особое внимание уделяется лобной кости, от построения которой зависят индивидуальные особенности формы лба.
Полезно выполнить несколько кратковременных линейно- конструктивных рисунков, зарисовок и набросков черепа с разных положений и ракурсов. Такие рисунки выполняются различными материалами: мягким карандашом, углем, сангиной, ретушью. Подобные упражнения способствуют накоплению необходимых знаний, умений и навыков в области пластической анатомии и их практическому использованию при создании изображения головы человека.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона. Композиционное размещение рисунка головы на формате листа. Конструктивный рисунок обрубовочной головы. Передача пропорций головы, пропорций отдельных частей, объема постановки с помощью светотени (минимальная проработка).
Выполнить рисунок гипсовой головы обрубовки по Гудону. (Пример выполнения задания: Приложение 5).
Материалы: карандаш, бумага формата А2.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Процесс рисования гипсовой головы: компоновка изображения на листе бумаги, определение основных пропорций лицевой части, определение местоположения и нанесения на рисунок вспомогательных линий построения, моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени.
Выполнить рисунок гипсовой головы античной скульптуры. (Пример выполнения задания: Приложение 6).
Материалы: карандаш, бумага формата А2.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Принципы создания портретной характеристики модели. Характерные особенности формы головы человека в зависимости от пола и возраста. Особенности портретного изображения человека. Определение общей формы головы и ее пропорции. Передача характера строения живой формы натуры, находящейся в определенном повороте. Построение перспективы различных поверхностей и их изменения в зависимости от избранных точек зрения. Выявление с помощью основных светотеневых отношений характерной формы головы.
Выполнить 3-4 наброска головы человека с натуры. (Пример выполнения задания: Приложение 7).
Материалы: карандаш, уголь, сангина, бумага формата А3.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Анатомический анализ скелета человека применительно к задачам учебного рисунка. Основные закономерности строения человеческого тела: пропорциональное соотношение частей и целого, характер формы костей и их влияние на пластическую характеристику тела человека. Анатомический анализ мускулатуры.
Условия и характер, при которых выполняется рисунок: положение зрителя по отношению к натуре, высота линии горизонта. Конструктивные оси – основа изображения человека. Изображение основных пропорций частей человека, трехчастное строение конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа. Учет особенностей фигуры человека от пола и возраста человека.
Характерные черты выразительности фигуры человека в движении. Пропорции человеческой фигуры.
Выполнить 6 набросков фигуры человека с натуры (мужская, женская, детская фигуры, стоящие, сидящие, в движении). (Пример выполнения задания: Приложение 8).
Материалы: карандаш, уголь, сангина, бумага формата А3.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Основным объектом изучения и изображения в академическом рисунке является фигура человека, передача которой требует от рисующего глубоких знаний перспективы, пропорций, пластической анатомии человека.
Начинать изучение желательно с мужской фигуры человека, т.к. хорошо
развитая мускулатура позволяет лучше усваивать закономерности анатомического строения, формирования частей тела.
Рассмотрим последовательность работы над рисунком фигуры человека с опорой на одну ногу.
Прежде чем приступить к рисованию, необходимо внимательно рассмотреть натурщика, проанализировать его позу и сделать несколько набросков, в которых прочувствовать общее движение и соотношение главных частей теле в перспективе. После этого можно переходить к длительному рисунку.
Расчленим процесс работы на несколько этапов.
Первый этап работы требует последовательного решения следующих задач: определить местоположение и величину изображения на листе бумаги; уточнить соотношение основных линий, определяющих на плоскости положение головы, грудной клетки, таза, опорной ноги по вертикали, оценивая основные пропорциональные отношения; определить центр тяжести фигуры и через этот центр провести вертикальную линию. Внизу вертикаль попадает на опорную стопу или находится рядом с ней, а сверху пройдет через яремную впадину (или седьмой шейный позвонок). Необходимо заметить, что при опоре на одну ногу таз имеет наклон в сторону свободной от нагрузки ноги, а общий наклон торса будет в сторону опорной ноги. Наклон плечевого пояса противоположен наклону таза. Здесь же следует подчеркнуть, что если человек стоит с упором на обе ноги, то ось равновесия проходит по середине фигуры и располагается между ног. При изменении оси равновесия изменяется местоположение частей тела. Уравновешивание частей тела подчиняется зигзагообразному движению. В книге о живописи Леонардо да Винчи писал: «Если фигура опирается на одну из своих ступней, то плечо с того бока, который опирается, всегда будет ниже другого».
Второй этап – нахождение пропорций. В пропорциональном делении фигуры на части мы опираемся на закономерности анатомического строения человеческого тела. Прежде всего, фигуру человека можно разделить на две равные части по лобковой кости. Это дает возможность в самом начале построения фигуры точно определить размеры своего рисунка на листе бумаги и дальше вести работу от общего к деталям. При изучении законов пропорционального членения фигуры человека на части надо следить как за большими отношениями величин, таки за малыми. Разделив фигуру на две части по лобковой кости, наметьте величину головы, торса, ног и проверьте их соразмерность между собой. Например, голова человека по длине всей фигуры укладывается от семи до восьми раз.
Наблюдая закономерность членения человеческого тела, мы замечаем, что фигуру можно разделить на три равные части: от оси плечевого пояса до оси тазобедренного сустава, от тазобедренного до коленного и от коленного сустава до основания пола. Таким образом, мы можем определить, где проходят линии плечевого пояса, тазобедренного и коленного суставов. Линия оси плечевого пояса располагается в местах соприкосновения ключиц и кости плеча; тазобедренная ось – у верхнего края выступа наружного вертела, линия оси коленного сустава – между костями бедра и большой берцовой. Кроме этого рисующему полезно знать соразмерность отдельных частей тела человека. Например, размер ладони равен лицу, плечу, ягодицам и т.д.; размер руки равен торсу, ноге и т.д. Соблюдая пропорциональную закономерность в строении человеческого тела, художник нарисует кость плеча длиннее предплечья, локоть – на уровне нижнего края грудной клетки. Кость бедра всегда длиннее берцовых костей. Ключица равна грудине. Ступня равна голове, кисть руки – лицу.
Но у каждого человека есть свои характерные особенности. А. Дюрер писал: «В неодинаковости людей заключены также красота и безобразие: одни имеют большие головы, другие - маленькие; одни широки в плечах, другие – узки; некоторые широки в бедрах, подобно женщинам, другие узки; у некоторых длинное туловище и короткие ноги, или наоборот. Каждый должен обращать внимание на подобные вещи, если он хочет что-то сделать».
Задача третьего этапа рисования – придание изображению большей объемности и правильное перспективное построение формы. При этом можно использовать метод обрубовки формы для простых геометрических форм. Руководствуясь этим методом, необходимо увязать внешние границы формы тела с его видимыми поверхностями. Особое внимание надо обратить на правильность перспективного построения формы ступней ног на горизонтальной плоскости опоры; относительно площади опоры тела проверить правильность взаимного пространственного положения объемов таза, грудной клетки, головы. После того как рисунок определится пространственно, сопоставление формы в рисунке значительно облегчится.
Четвертый этап работы над рисунком предполагает анализ анатомического устройства формы тела натурщика с выявлением его индивидуальных особенностей. Наиболее важной задачей на этом этапе является выделение на рисунке главных опорных точек в соответствии с ранее заданными положениями основных объемов. Особое внимание при этом следует обращать на положение таза и грудной клетки, на характер изгиба позвоночника в пространстве. Необходимо четко определить на рисунке строение тела во внешних контурах и в видимой части рельефа формы, особенно в местах сочленений ключицы с лопаткой, плеча с предплечьем, предплечья с кистью, таза с бедром, бедра с голенью, голени со стопой и т.д. Опорные точки в рисунке, определяющие единую связь частей тела в движении и конструктивно-пространственные представления об устройстве отдельных частей должны координировать движения глаза и руки в процессе рисования. Изображать нужно не изгибы линий, а границы формы, их взаимное пространственное положение, которое определили в самом начале рисования и наметили на листе общими границами и опорными точками.
Пятый этап работы над рисунком предполагает внимательный анализ костно-мышечной связи отдельных частей тела в общем движении, в процессе которого изображаются более точно границы формы и характер рельефа в деталях. Например, рисуя плечевой пояс и привязывая к нему руку, необходимо представлять пространственное положение грудной мышцы и мышцы спины, относительно которых передаются в перспективе дельтовидная мышца, двуглавая и трехглавая мышцы плеча и т.д. В процессе такого анализа необходимо оценивать и индивидуальные особенности развития мускулатуры натурщика.
Задача заключительного этапа рисования – обобщение формы и проработка ее тоном. На данном этапе работы над фигурой человека необходимо ясно представить себе форму в целом. Все части рисунка, все детали должны быть подчинены общей форме. Детальная прорисовка отдельных мышц и деталей фигуры должна соотноситься с восприятием фигуры в целом.
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Принципы рисования одетой фигуры человека, конструктивности построения фигуры. Мягкие материалы для исполнения на тонированной бумаге, картоне. Художественное выражение в рисунке индивидуальных черт и особенностей человека; точное определение пропорций, положение деталей одежды, пластики и конструкции тела; учиться моделировать форму фигуры и одежды в общем и в деталях.
Выполнить рисунок стоящей или сидящей фигуры человека с натуры. (Пример выполнения задания: Приложение 9).
Материалы: лист бумаги формата А3, карандаш, уголь, сангина.
Рекомендации по выполнению практического задания:
Этапы работы:
Форма контроля: выполнение практического задания.
Практическое задание для промежуточного контроля:
Шкала оценивания:
(См. Приложение 1)
«зачтено» - уровень выполнения рисунка 41-100%
«не зачтено» - уровень выполнения рисунка 40% и менее.
Основная:
Дополнительная:
Ресурсы Интернет:
Проведение итогового контроля
Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.
Шкала оценивания:
«отлично» - 90-100% правильных ответов;
«хорошо» - 70-89% правильных ответов;
«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;
«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
Приложение 1
Контрольный блок
Процент (уровень выполнения рисунка) | Композиционное решение | Линейно-конструктивное построение рисунка | Тональный рисунок. Светотеневая моделировка формы | Владение техническими приемами и навыками работы графическими материалами |
10%-20% | Не определены композиция и масштабность рисунка. | Линейно-конструктивное построение осуществлено без учета пропорций и расположения в пространстве, объекта рисунка, без элементарных знаний о законах линейной перспективы. | Не учтены законы светотонального взаимодействия в рисунке, пластический объем не выявлен, не расставлены световые и тональные акценты, выбран узкий тональный диапазон. Не произведен завершающий этап обобщения рисунка. Отсутствуют знания о тональной (воздушной) перспективе. | Полное отсутствие владения техникой рисования и незнание свойств графического материала |
30% | Слабо определены композиция и масштабность рисунка. | Линейно-конструктивное Построение осуществлено без учета пропорций и расположения в пространстве объекта рисунка. Не продемонстрированы знания законов линейной перспективы. | Не учтены законы светотонального взаимодействия в рисунке. Пластический объем не выявлен. Не расставлены световые, тональные акценты, выбран узкий тональный диапазон. Не произведен завершающий этап обобщения рисунка. | Недостаточное владение навыками рисования требуемых графических материалов. |
40% | Неудачно определены композиция и масштабность рисунка. | Линейно-конструктивное построение рисунка не связано с законами линейной перспективы. Нарушены пропорции. | Недостаточно выявлен пластический объем, не учтено тональное взаимодействие формы и пространства. Рисунок осуществлен не выразительно, в узком тональном диапазоне. Не расставлены светотональные акценты. Этап обобщения рисунка отсутствует. | Частичное владение навыками рисования и использования графических материалов. |
50% | Композиция определена с ошибками, с нарушением пропорций и масштабности. | Линейно-конструктивное построение рисунка осуществлено с ошибками. Глубина пространства визуально определена в рисунке. | Пластический объем Визуально определяется в рисунке. Светотональные акценты расставлены не точно в соответствии с условием задания. Обобщающий этап рисунка осуществлен не полностью. | В рисунке присутствует некоторый уровень владения навыками рисования и использования графических материалов. |
60% | Определены композиция и масштабность рисунка. | Частично учтены законы линейной и тональной (воздушной) перспективы. Основные пропорции не нарушены. Глубина пространства определяется. | Пластический объем визуально определяется в рисунке. Светотональные акценты расставлены не точно в соответствии с условием задания. Обобщающий этап рисунка осуществлен не полностью. | В рисунке присутствует определенный уровень владения навыками рисования и использования графических материалов. |
70% | Композиция, пропорции, масштабность рисунка определены. | Рисунок соотнесен с законами линейной перспективы. Линейно-конструктивное построение осуществлено с учетом пропорции и расположения в пространстве объекта рисунка. | Не полностью осуществлена светотеневая моделировка формы. Выбран приемлемый тональный диапазон. Светотональные акценты расставлены. Обобщающий этап рисунка осуществлен не полностью. | В рисунке присутствует достаточный уровень владения навыками рисования и использования графических материалов. |
80% | Точно определены композиция, пропорции и масштабность рисунка. | Линейно-конструктивное построение отражает законы перспективы. Учтены угол зрения, ракурс, характерные особенности объекта рисунка. | Осуществлена моделировка тоном основных пластических масс. Детали подчинены общей форме. Использован широкий диапазон тональных взаимодействий, расставлены световые акценты. Осуществлен обобщающий этап исполнения рисунка. | В рисунке присутствует хороший уровень владения навыками рисования и использования графических материалов |
90% | Точно определены композиция, пропорции и масштабность рисунка. | Рисунок выполнен с соблюдением линейной перспективы, учтены угол зрения, ракурс, характерные особенности объема рисунка и его пространственное положение. Точно выполнен этап линейно- конструктивного построения рисунка. | Осуществлена моделировка тоном основных пластических масс. Соотнесены между собой пропорции пластических масс. Осуществляется взаимодействие объема и пространства через светотональное решение. Заметен высокий уровень абстрагирования от двухмерности поверхности формата. Выбран широкий тональный диапазон. Светотональные акценты расставлены. Осуществлен обобщающий этап ведения рисунка. | В рисунке присутствует высокий уровень владения навыками рисования и использования графического материала. |
100% | Точно определены композиция, пропорции и масштабность рисунка. | Рисунок выполнен с соблюдением законов линейной перспективы, учтен угол зрения, ракурс, характерные особенности объема рисунка и его пространственное положение. Точно выполнено построение линейно-конструктивного рисунка. | Рисунок отличается живостью и стилистическим единством, отвечает всем требованиям образцового учебного реалистического академического рисунка. | Рисунок демонстрирует творческий подход с высоким художественным уровнем исполнения задания. |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.