Образовательно-воспитательные занятия в ГПД в помещении
Оценка 4.6

Образовательно-воспитательные занятия в ГПД в помещении

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Образовательно-воспитательные занятия в ГПД в помещении

В ГПД в период между обедом и самоподготовкой проводятся общеразвивающие занятия в помещении. Задача таких занятий – подготовить учеников к самостоятельной учебной работе, которая потребует активной умственной деятельности. Не секрет, если общеразвивающие занятия не отвечают элементарным требованиям отдыха, то снижается качество результатов самоподготовки. Общеразвивающие занятия должны предоставлять детям возможность удовлетворить потребность в движении, общении, эмоциональной разрядке, а также развивать детскую любознательность посредством включения познавательных элементов в содержание занятия.

Общеразвивающие занятия непродолжительны, поэтому их проведение должно быть чётким и динамичным. Так как занятия проводятся в помещении и пространство, занимаемое группой, ограничено, то организация занятий предполагает применение более простых форм организации.

Часто педагоги включают в систему общеразвивающих занятий конструирование, обучение игре в шахматы, изучение иностранного языка, чтение художественной литературы, лепку и рисование. Однако следует помнить, что гигиенисты и физиологи приравнивают такие занятия по интенсивности умственной деятельности к урокам, а это значит, что введение их в режим продлённого дня перед самоподготовкой нецелесообразно, хотя познавательная ценность такого рода занятий не вызывает сомнения.

Образовательно-воспитательные занятия в помещении не должны утомлять учащихся, поэтому проводить их следует в игровой форме, а объём познавательного материала должен быть сравнительно небольшим. На таких занятиях воспитатель не должен требовать от детей соблюдения такого порядка, как во время уроков или внеклассных бесед, не должен подавлять активность и самостоятельность детей. Наиболее приемлемо проводить такие занятия в течение 15–35 минут.

Определим виды образовательно-воспитательных занятий в ГПД

Правиловедческие занятия

Правиловедческие занятия – это форма организованного изучения правил поведения в школе и обществе. На этих занятиях ученики постепенно приучаются приводить свои поступки в соответствие с нормами, принятыми в обществе. Данный вид занятий направлен на осознание детьми своих гражданских обязанностей и прав.

При организации занятий педагог должен помнить, что на их проведение затрачивается небольшое количество времени. В ходе проведения и организации правиловедческих занятий в ГПД педагог должен организовывать игровые ситуации разного рода (игры, инсценировки, практикумы), благодаря которым создаётся обстановка, близкая по своему содержанию к жизненной, требующая соблюдения определённых требований. Данный вид деятельности направлен на обучение выполнению тех или иных правил поведения детьми. В ходе занятия воспитатель акцентирует внимание учеников как на нравственной, так и на правовой стороне соблюдения правил.

Благодаря разграничению и противопоставлению добра и зла в поступках людей педагог настраивает детей на правомерное поведение в какой бы то ни было обстановке. Нравственные идеи, лежащие в основе правил, проходят через чувственное восприятие учеников и встраиваются в систему убеждений. У учащихся начальных классов знания о правах и обязанностях усваиваются посредством освоения понятий «можно» и «нельзя». Постепенно у детей формируется правильное отношение к правам и обязанностям в жизни человека.

В рамках правиловедческих занятий школьников необходимо обучать не только правилам поведения в школе, но и правилам уличного движения, противопожарной безопасности, правилам поведения в общественных местах, на природе, в лесу, на воде, правилам пользования городским, железнодорожным, водным транспортом, библиотекой, коммунальными услугами, правилам хорошего тона.

Все вышеперечисленные правила в необходимой мере информируют детей о том, как нужно вести себя в различных случаях. Исследования учёных и передовая педагогическая практика подтверждают целесообразность многопланового подхода к обучению школьников правилам поведения. Постепенное формирование у детей привычки правомерного поведения ведёт к снижению нарушений порядка, уменьшает количество случаев уличного и бытового травматизма.

Искусствоведческие занятия

Искусствознание – многогранное занятие: оно сочетает в себе разнообразную познавательно-игровую деятельность, которая знакомит детей с распространёнными видами искусства.

В ходе искусствоведческих занятий перед школьниками в основном раскрываются две категории – прекрасно и безобразное. Приобщение к миру искусства становится для детей источником радостных переживаний. Искусство, используя особые средства, отражает окружающую действительность и тем самым прославляет и утверждает прекрасное.

Познание красоты осуществляется посредством механизма чувственного восприятия. В процессе организации искусствоведческих занятий главной задачей педагога является воспитание у детей правильного отношения к прекрасному, потребности в нём, способности увидеть и оценить его. Во время таких занятий школьники овладевают способами образного выражения своих мыслей при помощи слова, песни, танца, рисунка, драматизации. Чтобы разнообразить занятия, используются активные виды художественно-эстетической деятельности. Несмотря на непродолжительность, регулярно проводимые искусствоведческие занятия способствуют расширению эстетического кругозора, благодаря чему процесс всестороннего эстетического развития детей идёт более интенсивно. Благодаря таким занятиям дети начинаю свободно ориентироваться в видах искусства и основных изобразительных средствах, узнают выдающихся представителей разных искусств и наиболее известные их произведения.

В процессе организации искусствоведческих занятий воспитатель не должен форсировать расширение общеэстетического кругозора детей и подбирать содержание материала в соответствии с возрастными особенностями и у учетом особенностей восприятия младших школьников. Непременным условием повышения эффективности воспитательного воздействия выступает постепенное и систематическое накопление школьниками эстетического опыта.

Руководство чтением

Одной из форм активного отдыха является детское чтение. С чтением связано приобретение новых знаний, нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения. В детском возрасте именно от педагога зависит, войдёт ли чтение в привычку, разовьётся ли у детей любовь к чтению.

Пропаганду чтения можно считать одним из наиболее ценных занятий в ГПД. Цель таких занятий – помочь учащимся сориентироваться в мире книг, задать направление их читательским интересам. Задача воспитателя – развивать у учащихся положительное отношение к чтению как средству самообразования и активного отдыха, формировать устойчивую потребность в чтении и способность работать с печатными текстами разного характера.

В режиме ГПД чтение является обязательным режимным моментом. Так как снижение читательских интересов детей является на данный момент актуальной проблемой, необходимо помнить об этом при построении системы общеобразовательных занятий в помещении.

В режиме ГПД целесообразно регулярно отводить время для детского чтения, но не реже одного раза в неделю (день устанавливает воспитатель). Занятия детским чтением не сводятся к простому чтению книг в группе и не являют собой урок внеклассного чтения. Цель таких занятий заключается в том, чтобы пропагандировать чтение, направлять его и руководить чтением детей.

В ходе занятий от педагога требуется создавать условия, которые будут способствовать развитию читательской активности учащихся, а также указывать, как и при помощи чего её можно реализовать.

Методика проведения занятия основывается на организованном общении каждого из детей с источниками чтения, которые систематически меняются. Учащиеся избирательно относятся к поиску книг и журналов с учётом увиденного и услышанного на уроке.

Успех занятия во многом зависит от кооперации воспитателя и школьного библиотекаря: библиотекарь обеспечивает занятие достаточным количеством книг, журналов, плакатов, репродукций, некоторые занятия проводит сам или же приглашает на занятие помощников-старшеклассников. Библиотекарь учит детей выбирать книги, пользоваться справочниками, помогает проводить обзоры книг и журналов.

Продолжительность занятий, пропагандирующих чтение, должна составлять до 35 минут. За этот период каждый учащийся – самостоятельно или в составе группы – имеет возможность что-либо прочесть или посмотреть, познакомиться с будущим объектом чтения, обсудить с товарищами выбор произведения и т.д.

На занятиях по руководству детским чтением следует демонстрировать богатство выбора книг. Участие детей в организации занятий (в роли пропагандистов книг, чтецов, рассказчиков), детские оценки книг вызывают у детей интерес к чтению и стремление найти соответствующую книгу.

Руководство чтением детей предполагает учёт их возрастных и индивидуальных особенностей и соответствующую ориентацию их деятельности на расширение читательского кругозора путём ознакомления их с разнообразными произведениями. Процесс руководства чтением состоит из четырёх взаимосвязанных частей: планирование, организация, регулирование и контролирование.

Отбор книг для чтения должен осуществляться с учётом их идейно-художественной ценности, познавательности и занимательности. Произведения должны быть разнообразны в тематическом и жанровом плане: сказки, рассказы, стихотворения, басни, очерки, фантастические произведения и др.

При организации занятий по руководству детским чтением необходимо следовать определённым правилам:

  • создать непринуждённую обстановку, которая позволит каждому школьнику чувствовать себя свободно;
  • формы пропаганды чтения должны быть разнообразны, чтобы школьники оказывались в новых для себя ситуациях;
  • использовать формы деятельности, отличные от тех, что предлагаются на уроках;
  • преподносить литературные произведения так, чтобы вызвать у детей любопытство и удивление;
  • подталкивать учащихся к активному участию в занятии, обеспечивать возможность для выражения своего отношения к пропагандируемому источнику чтения;
  • поощрять самостоятельную деятельность учащихся, импровизацию, экспромт, игру при знакомстве с источниками;
  • вовлекать учащихся в занятие без принуждения, путём поручения им тех или иных ролей по плану занятия.

Разнообразие занятий обеспечивается использованием новых организационных форм. Могут быть использованы следующие формы пропаганды, способные вовлечь учащихся в активное чтение художественной и другой литературы:

  1. Чтение отдельных отрывков или целых произведений вслух в группе школьников.
  2. Выборочное комментированное чтение фрагментов произведений учителем.
  3. Чтение фрагментов произведений старшеклассниками по ролям.
  4. Чтение произведений детьми «про себя».
  5. Прослушивание аудиозаписи произведений в исполнении выдающихся мастеров слова.
  6. Прослушивание радиопередач, пропагандирующих чтение и книги.
  7. Рассказ воспитателя об интересной книге.
  8. Рассказы товарищей об интересных книгах.
  9. Оценочные рассказы старшеклассников о новинках художественной и другой литературы.
  10. Тематическая беседа, позволяющая обменяться мнением о прочитанных книгах.
  11. Отчёт активных читателей о книгах, прочитанных за лето.
  12. Организованный просмотр читательских дневников сверстников.
  13. Изучение читательских формуляров наиболее активных посетителей библиотеки.
  14. Просмотр короткометражных фильмов, пропагандирующих литературные произведения.
  15. Обсуждение литературных плакатов, связанных с творчеством тех или иных писателей.
  16. Знакомство с иллюстрациями художников к различным литературным произведениям.
  17. Тематическая выставка произведений художников-иллюстраторов.
  18. Тематическая выставка открыток, марок, посвящённых писателям.
  19. Демонстрация при помощи эпидиаскопа комплектов открыток по литературным произведениям и творчеству отдельных авторов.
  20. Демонстрация при помощи диапроектора диапозитивов, связанных с литературными произведениями или творчеством различных авторов.
  21. Просмотр комплектов журналов за предыдущие годы.
  22. Просмотр серий книг, объединённых на основании жанра или тематики.
  23. Инсценировка литературных произведений с помощью театра кукол.
  24. Драматические постановки отрывков из литературных произведений.
  25. Литературный монтаж (устный, настенный).
  26. Викторина на литературную тему.
  27. Литературный кроссворд.
  28. Литературные игры.
  29. Конкурс чтецов, конкурс любителей поэзии.
  30. Литературные концерты, приуроченные к знаменательны датам.
  31. Утренники, праздники книги.
  32. Встречи с книголюбами.
  33. Выставка любимых книг (персональная или коллективная).
  34. Выставка литературных плакатов.
  35. Посещение библиотеки с предоставлением доступа к книжным полкам.
  36. Обсуждение экранизаций литературных произведений.
  37. Обмен книгами из домашней библиотеки.
  38. Инструктаж по программе чтения на ближайший год или полугодие.
  39. Обсуждение анкеты «Что я люблю читать и почему?».

Пропаганда чтения среди детей требует от воспитателя применения методов убеждения, в основе которых – воздействие на сознание учащихся. В результате в сознание школьников закладывается знание о ценности литературы, формируются взгляды на необходимость чтения и на получение с его помощью духовного удовлетворения. Дети, таким образом, убеждаются в практической пользе, которую может принести чтение.

Объяснение является одним из приоритетных приёмов убеждения. Воздействие на отдельных учащихся в ходе занятия осуществляется педагогом в виде просьбы.

Важной частью процесса руководства детским чтением является контролирование. Все интересующие педагога сведения об учащихся он может получить посредством постоянного целенаправленного наблюдения и эпизодических проверок. Воспитатель непосредственно наблюдает за детьми на занятиях и вместе с тем организует опосредованное наблюдение с привлечением родителей.

Результат педагогического руководства детским чтением проявляется в виде читательской активности, которая свидетельствует об отношении детей к чтению. Читательская активность проявляется через стремление младших школьников активно поддерживать замыслы воспитателя во время занятий; проявление самостоятельности в выборе книг. При этом детское чтение приобретает ярко выраженную направленность, учащиеся демонстрируют заинтересованность в чтении, а инициатива на занятиях чаще всего исходит от самих детей, дети активно обмениваются мнениями и информацией о прочитанном.

Проанализировав и критически оценив вышеизложенные показатели отношения детей к чтению, педагог может оценить свои успехи и увидеть недочёты в решении задач, стоящих перед ним в рамках пропаганды чтения. Если у ребенка проявляется читательская пассивность, задача педагога – определить характер пассивности и выявить её причины.

Также целесообразно педагогу ГПД выступить на родительском собрании и познакомить родителей со способами руководства чтением детей, дать родителям информацию о том, как вести наблюдение за ребёнком в семье. Воспитателю следует иметь представление о том, как происходит руководство домашним чтением: создаётся ли обстановка, подходящая для чтения; обеспечивается ли ребёнок книгами; есть ли возможности направлять его читательские интересы и внести в них разнообразие; каким образом поддерживается интерес ребёнка к чтению и книгам.

Если родители в должной степени проинформированы, они следят за детским чтением в соответствии с рекомендованным списком литературы, побуждают детей читать самостоятельно и пересказывать прочитанное. Родители также могут помочь педагогу в организации отдельных занятий, предоставив на время книги и журналы.

Клубные занятия

В режиме ГПД целесообразно ежедневно (30–40 минут) отводить для организационно-педагогических занятий. В основном в это время осуществляется работа кружков, занятия хора, изостудии, студии бального танца и др., а также это время может быть отведено на «Клубный час». Рассмотрим эту форму воспитательного процесса.

Клубный час отличается от кружка тем, что под кружком понимается систематическая форма внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста, которая способствует расширению и углублению знаний, полученных во время уроков, а также применению их на практике; развивает познавательные интересы и творческие способности детей.

В ГПД преимущественно распространены кружки «Умелые руки», мягкой игрушки, занимательной математики, занимательной грамматики, юных натуралистов, юных художников, шахматные и шашечные кружки. Кружок, таким образом, имеет чётко выраженную предметную направленность, удовлетворяет те или иные интересы и потребности детей в познавательной и художественной деятельности, берущей своё начало на уроках. Клуб является более сложной в методическом отношении и более разнообразной в плане содержания формой внеклассной работы.

В клубе возможны более разнообразные формы и методы занятий: беседы-споры, обсуждение книг и статей, инсценировки, игры-драматизации, заочные путешествия, конкурсы, турниры и др.

Благодаря тому, что клуб имеет несколько секций (студий), он способствует удовлетворению достаточно разнообразных интересов всех детей. Это могут быть секции с познавательной направленностью: «Почемучка», «Путешествия в мир книг», «В мире природы», «Думай, смекай, решай»; вопросы этики и воспитания решаются в секциях «Зеркало», «Школа вежливых наук»; секция «Волшебный луч» предполагает просмотр диафильмов; для оперативных дел по общественно полезному труду существуют секции «Ниточка-иголочка», «Книжкина больница», «Мастерская Деда Мороза», «Мастерская Самоделкина» и др. Как видно, секции клуба, в отличие от кружков, не связаны исключительно с содержанием учебной работы на уроках, а выстраиваются по основным направлениям воспитания в зависимости от идейной направленности и содержания.

Определим требования, которым должно соответствовать клубное занятие:

  • содержание должно отличаться новизной и необычностью, вызывать у детей восторг и удивление, а также активное стремление взяться за дело, узнать нечто новое;
  • происходит свободное общение детей между собой, а также с воспитателем и со взрослыми, принимающими участие в занятии;
  • должно стать для младших школьников своего рода школой самовоспитания.

Структура клубного часа

  1. Подготовительный этап предполагает организацию психологического настроя детей на клубный час. С целью создания соответствующего настроения можно заранее, за 2–3 дня, напомнить детям о предстоящем деле и заинтриговать их: «Не забудьте принести несколько высушенных листьев. Зачем это нужно, узнаете во время клубного часа. Это будет очень интересное дело!» Подготовительный момент предполагает также оформление помещения для занятий, подбор иллюстрированных материалов, подготовку технических средств. Здесь можно и нужно смело использовать освещение и затемнение, музыкальное сопровождение, плакаты, репродукции картин, слайды и др.
  2. Мобилизующий этап предваряет основную деятельность детей. Педагогу следует привлечь внимание школьников к теме клубного часа, переключить их внимание от предшествующих занятий, установить порядок и дисциплину, необходимые для занятия по интересам. Чтобы привлечь внимание детей, можно использовать поэтические строки, пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей – любые выразительные средства, оттеняющие тему клубного часа.
  3. Основной этап реализует главные воспитательные задачи клубного часа в деятельности детей младшего школьного возраста. Ключевая задача воспитателя – организация и поддержание общения и сотрудничества детей, регулированию которых способствуют «Правила дружной работы», «Памятки экипажам», традиционные законы и заповеди клуба.
  4. Завершающий этап требует от участников высказывания своего мнения о подготовке и проведении дела. Провести обсуждение можно по следующим вопросам:
    • Что было хорошо? А что плохо?
    • Что нового ты сегодня узнал и сделал? Чему научился сам, чему научил товарищей?
    • Кому было хорошо от наших затей, а кому плохо?
    • Что хотел бы повторить?

Клубные часы имеют большой потенциал для воспитания у детей чувства коллективизма, отношений дружбы и товарищества, навыков сотрудничества, культуры общения, самовоспитания, поэтому относиться к клубным часам как к способу организации свободного времени в режиме ГПД неправомерно.

Занятия по интересам

К концу дня дети начинают ощущать усталость и появляется необходимость в переходе от учебной работы к другим видам деятельности. Для того чтобы эта деятельность стала для школьников полноценным отдыхом, воспитателю нужно заинтересовать детей. Педагогу следует всегда иметь разнообразные интересные предложения для детей и соответствующий материал. При этом следует помнить, что некоторые дети регулярно выбирают для себя один вид деятельности (например, только рисование или только лепка).

Несмотря на то, что у ребёнка может быть какой-либо любимый вид работы, следует по максимуму использовать возможности для разностороннего развития способностей детей и их интересов. Именно эту цель преследуют занятия по интересам. Занятия по интересам способствуют воспитанию навыков целенаправленной деятельности и работы в коллективе, учат детей работать с разными материалами и при помощи различных инструментов. Данный вид занятий предполагает как индивидуальную работу детей, так и работу в коллективе.

Вовлечение детей в занятия по интересам должно быть последовательным. В первое время учащиеся не знают, чем можно заняться, и отнюдь не всегда проявляют заинтересованность в работе. И всё же в группе обязательно найдутся несколько человек, которые живот отреагируют на предложение чем-нибудь заняться. Тем детям, которые хотят просто отдохнуть, можно предложить настольные игры.

Самым простым (с организационной точки зрения) занятием является рисование. Для проведения такого занятия требуются карандаши, краски, кисточки, баночки для воды, бумага, чистые тряпочки. Педагогу может показать детям несложную технику пользования кистью, красками и водой, а также научить их начальным приёмам композиции. Детям, которые раньше других заканчивают рисунок, хочется заняться чем-то ещё. Перед тем как предложить им другое занятие, необходимо убедиться, что их работа закончена, обсудить самое удачное в работе и развесить готовые рисунки на заранее подготовленном участке стены. После рисования воспитатель может предложить детям, к примеру, заняться изготовлением цветков из бумаги.

Изготовление цветов из бумаги предполагает обучение детей приёмам работы с бумагой, ножницами, проволокой, а также требует умения правильно складывать лист бумаги для вырезания. Именно этим займётся новая группа детей. Воспитателю же следует помнить, что нельзя переходить к новому виду работы, пока не освоен предыдущий. Со временем занятия становятся всё более разнообразными, и это позволяет совмещать в рамках одного занятия семь и более видов работы. Следует стремиться к тому, чтобы дети овладели максимально разнообразными видами деятельности.

Проведение многоплановых занятий, безусловно, требует от педагога серьёзных усилий, но это компенсируется всесторонним развитием детей и выставками их работ. В ГПД дети могут научиться владеть такими простейшими орудиями труда, как кисть, ножницы, игла, пила, напильник, плоскогубцы, молоток. Работая с ними, школьники развивают у себя волю к достижению цели, усидчивость, аккуратность, художественный вкус, интерес к технике. Трудовые усилия способствуют формированию отдельных черт характера.

Многоплановые занятия позволяют также выявить способности детей. В результате родителям можно дать совет, какие кружки и секции будут интересны их ребёнку.

Виды работ для многоплановых занятий:

  1. Рисование карандашами, красками.
  2. Рисование цветными мелками на доске.
  3. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
  4. Изготовление с помощью проволоки цветов из цветной бумаги, ваты, крошки пенопласта, клея, ниток.
  5. Изготовление аппликаций.
  6. Конструирование из бумаги, картона.
  7. Конструирование с использованием дерева и деталей конструктора, белой и цветной бумаги, проволоки, ниток, батареек, лампочек с проводами.
  8. Работа с природным материалом.
  9. Изготовление макетов из природного материала, а также бумаги, картона, пенопласта, батареек, лампочек.
  10. Изготовление учебных пособий по счёту для 1 класса с использованием катушек, цветной бумаги, фольги, бархатной бумаги, светофильтров.
  11. Изготовление ёлочных игрушек с использованием цветной, глянцевой, бархатной, креповой бумаги, картона, фольги, светофильтров.
  12. Выпиливание и выжигание.
  13. Работа с соломкой.
  14. Лепка из пластилина.
  15. Вышивание.
  16. Макраме.
  17. Составление коллажа на заданную тему с использованием различных печатных изданий.

Проведение бесед

Беседы играют очень важную роль в воспитании детей и формировании их духовного облика. Они позволяют удовлетворить любознательность ребёнка, дать информацию об окружающей действительности, о происходящем в стране и за рубежом. Беседы учат любить природу, осознавать цену человеческого труда, предоставляют примеры выполнения человеком своего долга перед Родиной.

Воспитателю следует помнить, что беседы по форме и интонации должны отличаться от уроков в классе, так как это уже не что-то обязательное, а вид отдыха. Лучше всего, если беседы будут носить характер дружеского собеседования, в котором участие педагога в зависимости от цели и темы беседы может быть более или менее выраженным. Беседа обязательно должна быть занимательной: даже сухой факт можно преподнести вкупе с сопутствующими сведениями, вызывающими определённые эмоции, и тем самым сделать его доступным для восприятия.

Беседы в зависимости от своего содержания могут различаться по длительности: от 3–5 до 15–20 мин. Следовательно, обстановка для разных бесед не должна быть одинаковой. Часть бесед может происходить во время прогулки, во время мытья рук или в столовой, если обед ещё не готов. Удобно проводить беседы в комнате отдыха, потому что там можно широко использовать наглядный материал.

Выбор тем для бесед определятся тематическим планом начальной школы и событиями, происходящими в стране и за её пределами. Детей желательно информировать о последних научных и трудовых достижениях нашего народа, это позволит им чувствовать масштаб, разнообразие и динамику жизни.

Ориентировочно темы бесед делятся на четыре группы:

  • актуальные темы, которые отражают события, ежедневно происходящие в стране и за её пределами;
  • темы, которые преимущественно опираются на план работы учреждения образования;
  • темы, которые знакомят детей с прошлым и настоящим нашей страны, а также с трудовой деятельностью людей, окружающей действительностью, явлениями природы, жизнью животных и птиц и т.д.;
  • темы, которые основываются на вопросах и интересах детей.

Дети не могут самостоятельно как следует оценить то или иное явление в следствие отсутствия у них опыта. Теле- и радиопередачи, разговоры взрослых предоставляют пищу для детского ума и провоцируют множество вопросов. Взрослым не следует уклоняться от каких-либо вопросов, нужно, наоборот, привести все полученные детьми сведения в систему.

Деятельность группы продлённого дня не должна копировать учебную деятельность ребенка на уроке, но вместе с тем согласование тематики бесед будет способствовать более полному усвоению ряда тем школьной программы.

С детьми следует говорить о труде людей, различных профессиях, достижениях народа, значении труда их родителей. Нужно рассказывать об этом и читать, и хотя дети не сразу запомнят те или иные факты и названия, но у них сформируется общее представление.

Беседы могут быть устроены различно, с учётом выбора наиболее убедительных приёмов развития темы. Беседа может строиться в виде сообщения (о знаменательных датах, о выдающихся событиях), также может быть использовано сравнение (как трудящиеся нашей страны отмечают Первое мая и как это делается за рубежом).

Беседа может вестись о событии или явлении в его развитии. Таким образом можно построить череду бесед о Второй мировой войне. В случае выбора этой темы материал неиссякаем. Подобным образом можно проводить беседы о достижениях в различных сферах человеческой деятельности (например, освоение космоса).

В основе беседы может лежать практическая работа с детьми: если дети приносят открытки с изображением бабочек, можно предложить о них побеседовать; если собрали коллекцию шишек – обсудить, каким деревьям они принадлежат; если выращивают различные растения – можно рассмотреть форму листьев, особенности цветения. Можно провести беседу после экскурсии проведения экскурсии. По материалам бесед можно устроить викторину.

До тех пор, пока у школьников ещё не выработалась привычка к серьёзным беседам, целесообразно предлагать им темы, основанные на знакомом детям материале из жизни. В то же время важно обращать внимание на подбор для каждой темы разнообразных красочных иллюстраций и монтажей. Например, в ходе беседы «Вот оно какое, наше лето» осуществляется общее знакомство с видами полевых, садовых, огородных культур, с работами по их выращиванию и по сбору урожая. Главная цель – продемонстрировать ответную щедрость природы как результат человеческого труда и заботы. Педагог может использовать в ходе бесед пословицы и поговорки, сказки и рассказы о сельском труде. В процесе беседы «Детки на ветке» поговорить о растениях, которые рассеивают свои семена, познакомить детей с коллекциями шишек, плодов и семян различных растений. Беседа «Осенью в лесу» может быть посвящена приближении зимы и соответствующем поведении некоторых животных (изменение внешнего вида, сбор запасов корма и т.д.). Целесообразно организовывать экскурсии с последующими беседами по темам: «Какое строительство ведётся вблизи нашего дома?», «Какой транспорт обслуживает наш микрорайон?», «Сколько новых жилых домов построено в нашем микрорайоне?» и др.

Вышеизложенные темы не являются исчерпывающим списком возможных поводов для обсуждения осенью, а лишь показывают, о чём можно вести беседы с детьми в начале учебного года.

Музыкальные занятия

Музыка занимает важное место в духовной жизни и культуре людей. По мнению учёных, музыка является формой общественного сознания, педагоги же видят в ней средство воспитания человека.

Особый режим жизни и деятельности школьников в ГПД позволяет планомерно знакомить детей с лучшими образцами музыкального творчества. Музыка может выступать средством воспитания практически на всех общеразвивающих занятиях в группе. Музыкальный час призван знакомить школьников с богатством музыкальной культуры, при этом формы и методы, используемые при проведении музыкального часа, не должны дублировать уроки пения. На этом занятии преимущественно прослушиваются музыкальные композиции и разучиваются песни.

Музыка способна воздействовать как на сознание, так и на чувства детей, и поэтому восприятие музыкальных произведений искусства отличается силой, яркостью, глубиной. ГПД обладает всеми возможностями для организации музыкальной деятельности детей: прослушивание музыкальных произведений, пение, движение под музыку. Музыкальный час учит детей слушать и воспринимать музыку, расширяет музыкальный кругозор, развивает любовь к музыке и прививает интерес к ней, учит на начальном уровне разбираться в характере и содержании музыкальных произведений. С этой целью воспитатель представляет учащимся для ознакомления произведения народного творчества, музыку русских и зарубежных классиков, а также произведения современных композиторов. Прослушивание музыки следует сопровождать необходимыми пояснениями и соответствующим рассказом. Обогатить содержание занятий можно путём использования музыкальных инструментов (например, ритмических), звуковоспроизводящей аппаратуры, музыкальных телепередач.

Непременным условием многих занятий является исполнительская деятельность детей: пение, игра на простейших музыкальных инструментах, движение под музыку. Непосредственное участие детей в музыкальных занятиях благотворно влияет на формирование у школьников музыкальных интересов.

Методические рекомендации по организации и проведению образовательно-воспитательных занятий в помещении

Требования к проведению внеурочных занятий в помещении

  • Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.
  • Занятие не должно копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
  • Должны быть созданы условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.
  • Педагог должен обеспечить непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
  • При проектировании занятий использовать КСО.
  • Привлекать учащихся на добровольной основе, целесообразно чередуя ролевой функционал участников.
  • Поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
  • Создавать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
  • Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
  • Проектировать структурные части занятия таким образом, чтобы своевременно вносить необходимые коррективы при изменении в настроении детей.
  • Проводить рефлексию (как коллективный анализ, с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника).
  • Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.
  • Игровое оформление предлагаемых видов деятельности, яркая, неординарная формообразующая оболочка.
  • Опора на методы собственно досуговой деятельности (театрализация, состязательность, экспромт и импровизация, равноправный духовный контакт всех участников).

Примерный алгоритм подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

  1. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

Виды рекламы:

  • обычная, плоскостная (афиша, объявление) и объемная (тумба, шар, дом);
  • передвигающаяся (дети, дефилирующие по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди);
  • театрализованная (носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов).
  • звуковая (сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации);
  • печатная (разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.).
  1. Приглашение.

По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов.

  1. Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события.
  2. Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
  3. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.

II. Создание психологического настроя.

Создания психологического настроя непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:

  • оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены;
  • необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал;
  • музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.;
  • особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение;
  • необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления;
  • специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

III. Достижение результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

IV. Финально-аккордная часть.

Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:

  • слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;
  • сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
  • самодельные подарки и сувениры.

V. Педагогическое последействие.

Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

Список литературы:

  1. Брынзарей Ю.Г. Группа продленного дня: теория и практика. Мозырь : Белый ветер, 2015.
  2. Газман О.С. О понятии детской игры/ Игра в педагогическом процессе – Новосибирск, 1989.
  3. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. ФГОС.-Вако, 2017 г.
  4. Гурьев, А. В. Особенности планирования здоровьеформирующей деятельности в группе продлѐнного дня [Текст] / А.В. Гурьев // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 115-118.
  5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня - Москва: Просвещение, 1983 - с.192
  6. Мухин С.Ю. Нескучная продленка, или особенности организации работы в группе продленного дня / Т.П. Литвинова // Наальная школа. - 201. №8.
  7. Организация работы в группах продленного дня. Книга для учителя под редакцией кандидата педагогических наук М.Е.Кульпединовой. Москва: «Просвещение», 1999г.
  8. Подвижные игры Л.В. Былеева, И.М. Коротков. «Физкультура и спорт». 1982г.
  9. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000 г.
  11. Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова «Физкультура и спорт». 1970г.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры, - 2-е изд. – М.,1999.
  13. Юргель О.М. Организация работы младших школьников в группах и центрах обучния / О.О. Юргель // Пчатковае навучанне. 2011. №1.
13.11.2019