В ГПД прежде всего решаются задачи по укреплению здоровья школьников, развитию их физических способностей, формированию и совершенствованию жизненно важных навыков.
В течение 9–10 часов бодрствования дети находятся в школе, и в таких условиях следует помнить об опасности гиподинамии, которая может повлечь за собой различные нарушения здоровья. Успешной мерой предупреждения гиподинамии являются ежедневные занятия на воздухе: после утомительных уроков у детей появляется возможность активно двигаться. Кроме того, занятия на открытом воздухе выступают средством закаливания. На таких занятиях в работу вовлекаются большие группы мышц, осуществляется нагрузка на дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы организма, что положительно сказывается на функционировании всех органов и внутренних систем. В результате различных упражнений совершенствуются физические качества: сила, выносливость, быстрота движений, ловкость. Такие виды физической активности, как ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, подвижные и спортивные игры, физический труд, являются основой физической подготовки школьников и способствуют формированию у них жизненно необходимых двигательных навыков. Учащиеся ГПД получают физическую подготовку к овладению в будущем любой производственной специальностью, которая потребует от них не только знания, но и координацию, точность, быстроту движений.
Учёными доказана корреляция между правильным физическим воспитанием и умственным развитием детей.
На современном этапе в группах продлённого дня в школе сложилась отработанная оздоровительно-образовательная система послеурочных занятий на воздухе. Это значит, что в ходе различных видов деятельности происходит не только улучшение физических данных детей, но и обогащение их духовного мира. Система занятий на воздухе для младших школьников должна строиться на основании потребностей растущего организма в разного рода двигательной деятельность и учитывать при этом содержание учебного плана школы.
Система занятий на открытом воздухе складывается из прогулочных, экскурсионных, игровых, физкультурно-оздоровительных занятий и занятий физическим трудом. Все эти занятия связаны в систему необходимостью двигательной деятельности, которая направлена на восстановление сил школьников посредством активного отдыха. В режиме ГПД для занятий на воздухе отводится от 2 до 2,5 часов ежедневно.
Послеурочные занятия на воздухе обладают большим познавательным потенциалом, и потому имеют своей целью не только оздоровление детей и их физическое воспитание, но и воспитание умственное.
Благодаря своей лёгкости, свободности и непринуждённости в выполнении разнообразные физические действия способны вызвать у детей восхищение, наслаждение красотой движений человека и другие эстетические чувства.
Различные моральные и волевые качества могут сформировать у детей только в ходе занятий на воздухе. Систематическое проведение таких занятий служит подспорьем для проявления у младших школьников жизненно важных нравственных и гигиенических привычек. Так, во время общеразвивающих занятий на воздухе у детей закладываются основы культуры физического труда за счёт выработки правильной осанки и рабочей позы; умение использовать собственный вес и инерцию тела. Также у детей складывается представление о своих мускульных возможностях, о значении темпа и ритма работы, об экономичном расходовании сил и т.п.
Регулярные и систематические занятия на воздухе эффективно и всесторонне готовят детей к жизни.
Сформулируем важные с точки зрения школьной гигиены установки, которых следует придерживаться при организации общеразвивающих занятий на воздухе:
Педагогическая практика показывает, что дети 6–7 лет достаточно быстро привыкают к однажды заведённому порядку и стараются его придерживаться. Воспитатели ГПД, таким образом, стараются не только объяснять школьникам, для чего нужны порядок и дисциплина, но и постоянно упражнять детей в их соблюдении.
Организации полноценного физического воспитания учащихся в полной мере содействует медицинский персонал школы. Чтобы укрепить здоровье детей, способствовать их физическому развитию и повышать двигательную подготовленность школьников, медперсонал участвует в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, своевременно и правильно распределяет детей по медицинским группам.
Экскурсия является составной частью системы занятий на воздухе, одно из общеразвивающих занятий в ГПД. Экскурсия может проводиться в течение 40 минут – во время прогулки или во время занятия.
К отличительным особенностям экскурсии как формы воспитания относятся:
Экскурсия в ГПД носит оздоровительно-воспитательный характер и тем самым отличается от учебных экскурсий, которые организуются в исключительно учебных целях.
Цель экскурсии в ГПД:
Задачи экскурсионных занятий:
При решении поставленных задач в ходе организации экскурсии необходимо учитывать следующие требования:
Экскурсии в ГПД по содержанию познавательного материала можно разделить на обществоведческие и природоведческие.
Природоведческие экскурсии призваны знакомить детей с многообразием окружающей природной среды, а также с преобразующей ролью человека и взаимодействием между человеком и природой. Особое место отводится роли природы в жизни людей и формированию у младших школьников общественно ценного отношения к природе и её охране.
Примерные темы природоведческих экскурсий:
Объясняя природоведческие понятия, следует уделять особое внимание роли природной среды в жизни людей и формированию ценностного отношения к ней.
Обществоведческие экскурсии помогают лучше познакомиться с трудовой деятельностью людей, живущих в данной местности. Такие экскурсии используются педагогами для того, чтобы сделать профессиональную работу с детьми глубже, психологически и нравственно подготовить их к труду. Можно предложить следующие темы обществоведческих экскурсий:
Глубокое и всестороннее знакомство младших школьников с разного рода деятельностью взрослых способствует правильному пониманию роли труда в жизни социума, а также помогает детям найти своё место в жизни.
Решение, какой вид экскурсии предпочтительнее, педагог принимает в зависимости от местных условий. Краеведческие экскурсии зачастую проводятся в микрорайоне школы один раз в неделю.
Методика проведения экскурсии в ГПД состоит из трёх этапов:
Подготовительный этап.
На данном этапе педагог должен удачно выбрать объект экскурсии. Особое внимание следует уделить маршруту. Экскурсии не следует проводить по одним и тем же местам. Нужно постараться организовать экскурсию так, чтобы в маршрут были включены новые места для игр, новые отрезки пути, остановки для отдыха, вспомогательные объекты изучения, чтобы изменился порядок движения.
Протяжённость маршрутов определяется возрастом воспитанников; в начальных классах она составляет 2–3 км. Перед тем как проводить экскурсию, воспитатель должен самостоятельно оценить маршрут, убедиться, что он не опасен. В случае необходимости можно договориться с экскурсоводом.
Педагогом составляется план экскурсионной работы, в который включается схема объектов и маршрутов экскурсий, составленная с опорой на возраст детей.
Чтобы придать экскурсионным занятиям новизну, следует менять источник информации. Для этого можно привлечь родителей школьников и других взрослых, учащихся старших классов и самих детей. Общение с разными людьми способствует обогащению знаний о жизни других людей, возбуждает любопытство и уважение к ним, повышает авторитет окружающих людей в глазах учащихся младших классов.
Основной этап.
Перед тем как начать экскурсию, воспитатель сообщает её тему, цель, знакомит с маршрутом, распределяет между детьми обязанности, проверяет одежду и обувь детей и оценивает их соответствие погоде и времени года. Воспитатель также проводит инструктаж: предупреждает о необходимости быть осторожными на некоторых этапах маршрута.
Временами бывает целесообразно прервать экскурсию на некоторое время, чтобы собрать детей и ещё раз им объяснить требования.
Во время экскурсии необходимо грамотно чередовать познавательную и двигательную активность. Дело в том, что продолжительная познавательная активность может утомить детей и вызвать у них чувство апатии, поэтому следует сократить её до 20 минут или даже разделить на самостоятельные фрагменты.
Если дети заметно устали, теряют интерес к происходящему и становятся непослушными, нужно переключить их внимание на новый вид деятельности. Если же смена деятельности не дала должного результата, занятие можно вообще прекратить.
Опыт педагогов свидетельствует, что на самочувствии детей благоприятно отражаются вовремя организованные подвижные игры. Улучшается дисциплина, и дети начинают внимательнее слушать воспитателя.
Значительным подспорьем в выборе и организации подвижных игр могут стать предложения самих учащихся. Дети добровольно примут участие в играх. К тому же можно проводить несколько игр одновременно. Подвижные игры должны соответствовать определённым требованиям:
Можно взять с собой на экскурсию мячи, скакалки, зимой – санки, которые понадобятся при организации самостоятельных игр младших школьников.
Ценность экскурсионной деятельности заключается в том, что во время экскурсии можно собирать разнообразные материалы: раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка или музея; образцы полезных ископаемых, горных пород, почв; образцы растений для гербариев; образцы насекомых для коллекций. Также может осуществляться сбор материалов, способствующих раскрытию местной истории и экономики. В дальнейшем все экспонаты передаются музею.
Заключительный этап.
На заключительном этапе экскурсии воспитатель предлагает детям проверить чистоту одежды и обуви. Он также подводит итоги и даёт краткую оценку поведению учащихся.
Экскурсионные занятия в ГПД, таким образом, содейтсвуют выполнению многих задач: предоставляют возможность для активного отдыха на открытом воздухе, развивают познавательные интересы детей, воспитывают любовь к природе, уважение к людям труда и др.
Общественно полезный труд способствует воспитанию у детей трудолюбия, стремления к созиданию, творческой инициативы и прочих нравственных качеств. Кроме того, правильно организованные во внеурочное время занятия общественно полезным трудом помогают укрепить здоровье детей, ведут к улучшению функционального состояния нервной системы, повышают активность школьников, помогают соблюдать гигиенический режим ГПД. Так же, как прогулочные, игровые, экскурсионные и спортивные занятия, общественно полезный труд должен быть частью активного отдыха на открытом воздухе.
Занятия общественно полезным трудом обычно проводятся после выполнения домашних заданий, но можно организовать такие занятия и непосредственно после учебных занятий, то есть до самоподготовки.
Эффективность воспитательной работы определяется подбором видов труда и места трудовой деятельности, при этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Труд младших школьников в первую очередь должен быть осмысленным, посильным и, насколько это возможно, разнообразным. Дети будут трудиться охотнее и с бо́льшим интересом, если им доступно разъяснить цели и общественное значение их труда. Если дети убеждены в полезности сделанной работы, у них появляется чувство морального удовлетворения, что в дальнейшем способствует формированию положительного отношения к труду.
Возможности ГПД позволяют прививать детям необходимые навыки самообслуживания, приёмы ручной работы с разнообразными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, принимать участие в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.
С опорой на содержание можно выделить следующие виды общественно полезного труда:
Самообслуживание способствует формированию первых трудовых навыков. Цель самообслуживания состоит в воспитании у детей хозяйской заботы о нуждах семьи, коллектива, стремление поддержать чистоту и порядок в классе, школе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. В ходе занятий детей приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеться, сложить свои вещи в определённом месте, пришить пуговицу, почистить одежду и обувь и т.д. Младших школьников привлекают к выполнению небольших поручений, как то: дежурство по классу и в столовой, уборка классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уход за растениями в классных комнатах, на учебно-опытном участке школы. Дети могут также заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и проч. Самообслуживание вносится воспитателем в общий план работы ГПД. Воспитатель предусматривает виды работ, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, место и сроки проведения занятий, а также материальное обеспечение.
Общественно полезная работа может быть организована как по бригадам, так и в индивидуальном порядке. Перед тем как приступить к практическим занятиям, детей знакомят с особенностями предстоящей работы, обращают их внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, на охрану окружающей среды. Перед учащимися ставят задачу выполнения задания в установленный срок.
Успех воспитательной работы в первую очередь зависит от единства требований к детям со стороны школы и семьи. Чтобы такое единство сформировалось, педагоги школы беседуют с родителями об обязанностях школьников по самообслуживанию как в группе, так и дома.
Учащиеся ГПД нередко принимают участие в работе по охране природы. На прогулках и экскурсиях дети узнают о правилах поведения в лесу, поле, на водоёмах, знакомятся с лекарственными, ядовитыми и прочими растениями, с животными родного края, а также мерами по их охране. В связи с этим создаются уголки живой природы, проводятся тематические вечера и праздники.
На занятиях общественно полезным трудом важно научить детей бережно и ответственно относиться к природе. Младшие школьники могут работать совместно с учащимися, старшими по возрасту, например: принимать участие в посадке деревьев поблизости от школы, в борьбе с зимующими вредителями сада, в укрытии декоративных растений, в уходе за насаждениями в скверах и во дворах, в изготовлении скворечников и кормушек для птиц и т.д.
В процессе труда на цветнике, учебно-опытном участке, в саду, дендрарии, питомнике есть возможность выработать у детей жизненно необходимые практические навыки. Младшие школьники в ГПД обычно занимаются выращиванием цветочных растений.
Совместная работа младших и старших школьников может быть полезна в достижении воспитательных целей. Необходимо усложнять задания помощью младшим учащимся, а также серьёзной опытнической работой, выполнением тех видов работ, которые считаются наиболее трудоёмкими.
Режим ГПД предусматривает специальные трудовые занятия, которые проводятся на территории школы. В осеннее время дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной площадке и других школьных территориях. Зимой требуется очищать от снежных заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. С наступлением весны у школьников появляются такие занятия, как уборка снега от стен школы, прокапывание канав для вешних вод, разбрасывание слежавшегося снега, уборка мусора после зимы.
Немало объектов общественно полезного труда можно обнаружить в микрорайоне школы. Работа по благоустройству способствует воспитанию у детей хозяйственности и аккуратности, у них постепенно возникает чувство сопричастности к заботам своего села, города.
Формирование таких качеств, как бережное отношение к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитие навыков рачительного хозяйствования является органичной и весьма значимой частью процесса трудового воспитания школьников. Экономическое воспитание в ГПД следует осуществлять согласно возрастным особенностям воспитанников, а также в соответствии с работой, планируемой в группе, школе, микрорайоне.
Чтобы организовать труд должным образом, руководителям школы следует внимательно отнестись к его оснащению. В том случае, если в школе есть рабочая комната для занятий по труду, в ней также можно проводить кружковые занятия. Кроме того, кружковая работа может проводиться в помещениях внешкольных учреждений, домов культуры, домоуправлений и проч. Если кружковые работы для воспитанников ГПД проводятся в мастерских, то учитель труда должен осуществлять руководство и следить за соблюдением необходимых правил безопасной работы.
Воспитателям следует рекомендовать родителям продолжать целенаправленное трудовое воспитание дома. Если взрослые и дети будут вместе трудиться по хозяйству, это поможет закрепить приобретаемые школьниками умения и навыки, а также поспособствует превращению труда в привычку, которая станет потребностью, а не обузой.
Педагоги, работающие в ГПД, во время родительских собраний должны выносить на обсуждение вопросы, связанные с приучением младших школьников к труду. Воспитателям при этом следует выполнять единую программу подготовки молодого поколения к трудовой жизни.
Главные условия организации труда детей:
Деятельность учащихся можно считать коллективной, если выполняются следующие условия:
С опорой на эти условия строится методика организации трудового процесса. Физический труд следует планировать еженедельно (выбирать один из дней). Желательно, чтобы было от 1 часа до 2,5 часов между уроками и сном (в подготовительных классах) или после самоподготовки.
В качестве объектов детской трудовой деятельности могут выступать: пришкольный участок, территория вокруг школы и её благоустройство, природоохранительный труд, сбор вторичного сырья, работа в микрорайоне школы, помощь престарелым, одиноким и инвалидам, помощь детским учреждениям.
Общая работа предполагает обязательный интерес к процессу труда и его результатам друг у друга. Такая работа является поводом для обмена мнениями и критическими замечаниями, она приносит общую радость, когда всё получается должным образом, а также способствует общению в ходе совместной деятельности.
К физкультурно-оздоровительные занятия в ГПД можно отнести:
Оздоровительные цели, которые ставятся перед общеобразовательными учреждениями, предполагают создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении. Реализовать эту потребность учащиеся могут путём ежедневной двигательной активности в объёме не менее 2 часов. Такой объём двигательной активности достигается путём включения школьников в комплекс мероприятий для каждого учреждения: гимнастика перед учебными занятиями, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, спортивный час в ГПД, уроки физкультуры, внеклассные спортивные занятия и соревнования, дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой.
Систематический активный отдых и подвижные игры на открытом воздухе положительно сказываются на функциональном состоянии детского организма, а также оказывают закаливающий и оздоровительный эффект. В тех случаях, когда выход на улицу по тем или иным причинам невозможен, необходимо обеспечить учащимся условия для двигательной активности в хорошо проветриваемом помещении, а также позаботиться о наличии в рекреациях простого физкультурного оборудования (маты, стенки, обручи, шары, кегли и проч.). Если во время активного отдыха будет звучать музыка, младшие школьники смогут заниматься аэробикой и танцевать.
Следует также учитывать индивидуальное развитие двигательной активности каждого учащегося.
Педагог должен уметь оценить состояние детей и в случае необходимости внести правки. К примеру, можно уменьшить чрезмерное возбуждение в детском коллективе, если попросить детей принять стойку на одной ноге. Ребёнку трудно сделать это, будучи в перевозбуждённом состоянии, но, когда состояние устойчивости будет достигнуто, учащийся будет готов к дальнейшей продуктивной деятельности. В таких ситуациях также не стоит забывать об индивидуальных особенностях детей: некоторым достаточно того, чтобы воспитатель постоял рядом, положил руку на плечо, возможно, пошептался с ребёнком.
Таким образом, в современных общеобразовательных учреждениях одной из серьёзнейших проблем является недостаток двигательной активности. Эту проблему нельзя решить при помощи лишь уроков физкультуры. Физкультурно-оздоровительная работа, которая проводится в ГПД, способствует удовлетворению потребности детского организма в движении, а также укреплению здоровья школьников и их хорошему самочувствию.
Под прогулкой понимается педагогически организованная форма активного отдыха детей. Прогулка способствует решению следующих задач: восстановление умственной работоспособности, физическое воспитание, расширение кругозора школьников, развитие познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Основной задачей прогулки является оздоровительная задача, которая осуществляется в совокупности с различными проявлениями познавательной, художественной, общественно-идеологической деятельности учащихся в разного рода играх, в творчестве и общении детей.
Немаловажным условием прогулки является проведение этого занятия на воздухе, то есть за пределами школьных помещений, в непосредственном контакте с природой, с людьми, с воспитателем и друг с другом в совершенно иной, при этом более естественной обстановке. Прогулка позволяет создать уникальные по своим воспитательным возможностям условия, в которых личность ребёнка находится в тесной связи с жизнью в различных её проявлениях. Именно в этом заключён главный воспитательный смысл прогулки.
Воспитатели ГПД часто полагают, что прогулка – это свободный, неуправляемый отдых детей на воздухе, во время которого каждый сам выбирает себе занятие по вкусу, а воспитатель лишь следит за детьми и не обеспечивает профилактику травматизма. Некоторые педагоги видят в прогулке средство борьбы с гиподинамией и сосредотачивают своё внимание на оздоровительной стороне этого занятия, и потому организуют в основном игры в мяч, спортивные эстафеты и т.д. Нередко в ежедневном плане воспитателя вовсе не разработаны содержание и методика прогулок, а также нет представления о системе прогулок в перспективном плане воспитательной работы.
Если педагог узнает сущность такой организационной формы занятости детей, как прогулка, её оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, он непременно оценит её и включит в перечень своих методических средств.
Независимо от вида, прогулка имеет определённую методическую структуру:
Разновидностей прогулок более двухсот, само собой, в повседневной школьной практике все виды не используются. Каждая прогулка имеет свою цель, соответствующее содержание и методику.
Прогулки можно объединить в две основные группы: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные. Первая часть названия сообщает о преобладающих целях прогулки, которые и определяют её содержание. Вторая часть уточняет руководящую и направляющую роль воспитателя.
Оздоровительно-воспитательные прогулки достаточно часто используются в условиях продлённого дня. Их можно классифицировать на:
Спортивные прогулки обладают неоспоримым оздоровительным значением, и поэтому их желательно проводить чаще. Во время велосипедных или лыжных прогулок отрабатываются также навыки пользования велосипедом и лыжами. При этом нужно следить, чтобы не возникало перегрузки детей, а прогулки не превращались в тренировочные или соревновательные занятия.
Осаночные прогулки способствуют закреплению у детей знаний о правильной осанке при ходьбе, отрабатывают походку.
Игровые прогулки содержат в себе элементы поиска, выполнения задания, соревнования. Эти прогулки делятся на:
Во время поисковых прогулок учащиеся выбирают маршруты для будущих прогулок, интересные объекты и места, где можно организовать коллективные игры, ведут сбор природных материалов для гербариев, коллекций, труда и т.д. Следопытская прогулка предполагает выполнение разного рода игровых заданий: чтение следов на снегу, обнаружение пакетов с заданиями, поиск спрятанного предмета. Целевые прогулки связаны с раздачей поздравлений, извещений, приглашений. Состязательные прогулки содержат в себе состязание между группами учащихся с учётом правил игры.
Маршрутные прогулки предполагают постоянно изменяющиеся маршруты движения. В зависимости от пожеланий группы маршруты могут быть укороченными или удлинёнными. Микрорайон школы и прилегающие территории предоставляют воспитателю широкие возможности для организации маршрутных прогулок, в результате которых школьники будут хорошо ориентироваться в районах, прилегающих к школе. Маршруты следует обновлять по мере освоения.
Темповые прогулки позволяют варьировать темп движения группы. В зависимости от имеющегося времени прогулки могут изменяться по скорости или прерываться.
Вольные прогулки проводятся с учётом пожеланий учащихся. Дети самостоятельно выбирают цель, форму организации, маршрут, темп движения. Частое проведение таких прогулок нежелательно, так как прогулка может превратиться в бесцельное времяпрепровождение.
Вышеназванные оздоровительно-воспитательные прогулки являют собой лишь незначительную часть того многообразия, которым располагает педагогическая практика.
Образовательно-воспитательные прогулки выделяются в отдельную группу, потому что предполагают в первую очередь достижение познавательных целей. Именно они получили наибольшее распространение в режиме продлённого дня. Таки прогулки близки к экскурсиям, но в отличие от последних не требуют детальных объяснений тех или иных явлений действительности. Наблюдения учащихся произвольны, участие взрослых в них минимально; объектами наблюдений могут стать любые предметы или явления, вызвавшие интерес детей. Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделить на:
Ознакомительные прогулки служат для поверхностного знакомства младших школьников с отдельными предметами и явлениями окружающего мира. Прогулки этого вида могут сопровождаться краткими пояснениями или же замечаниями о том, на что следует обратить внимание. Наблюдение может проводиться в плановом и в неплановом порядке, при этом охватывается значительное количество разнородных объектов и явлений.
Демонстрационные прогулки предполагают ограниченный круг объектов наблюдения. Во время этих прогулок воспитатель обязательно должен комментировать объекты и явления. Например, он отмечает своеобразие архитектурных украшений дома, обращает внимание школьников на редкое растение, мемориальную доску и т.п. Зачастую демонстрационная прогулка завершается беседой, в ходе которой детям сообщаются дополнительные сведения об увиденном.
Обзорные прогулки делятся на панорамные, видовые, объектовые. Этот вид прогулок сложнее: в процессе прогулки информационный материал подаётся в обобщённом виде. Целостное представление об окружающем мире складывается за счёт обзорного наблюдения множества взаимосвязанных объектов. При проведении панорамной прогулки важно правильно выбрать площадку, с которой будет хорошо просматриваться окружающая местность. На видовой прогулке следует обратить внимание детей на отдельные фрагменты панорамы. План наблюдений может изменяться. Объектовая прогулка предполагает элементы детализации, что позволяет подчеркнуть сложность наблюдаемого явления.
Во время названных выше прогулок школьники делают остановки на непродолжительное время, после чего продолжают движение по заранее избранному маршруту.
Практикумные прогулки представляют собой своего рода школу закрепления жизненно необходимых правил (правила поведения на улице и проч.). Наиболее часто встречаются две разновидности практикумных прогулок: регламентные и тренажные. Регламентные прогулки предполагают создание педагогических ситуаций, в которых учащиеся должны действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Во время тренажных прогулок в искусственно созданных условиях многократно отрабатываются отдельные правила. Воспитатель берёт на себя роль обучающего.
Туристские прогулки предусматривают знание воспитателем техники туризма. Чаще всего встречаются следующие разновидности:
Основное содержание прогулки-наблюдения обычно заключается в целенаправленном наблюдении за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Такая прогулка может проводиться в школьном саду, в ближайшем сквере, парке, в зелёной зоне вблизи школы.
Во время этой прогулки воспитатель обращает внимание школьников на то, какие деревья и кустарники встречаются им по дороге, какие птицы остаются в городе на зимовку. Прогулка-наблюдение может включать в себя элементы игры. К примеру, на прогулке можно провести конкурс «Кто самый наблюдательный?». Каждому из учеников предлагается за пять минут (воспитатель засекает время на часах) заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Можно усложнить конкурс, добавив задание: рассказать о названных деревьях и кустарниках.
Прогулка-практикум используется для отработки и закрепления жизненно необходимых навыков, как то: следование правилам культуры поведения, правилам уличного движения и т.п.
Воспитатель создаёт на прогулке специальную педагогическую ситуацию, в которой от детей требуется действовать согласно правилам, а также организует контроль, анализирует и оценивает действия учащихся. На прогулках-практикумах детям можно предложить научиться переходить дорогу с оживлённым движением, установить, какая дорогая к школе самая удобная и т.д.
Содержание прогулки-задания зависит от задач общественной жизни группы. Задание для такой прогулки может быть также дано в виде зашифрованного письма либо «секретного» пакета от персонажа сказки или вымышленного героя.
Прогулка-экскурсия предназначена для того, чтобы познакомить детей с историей родного района, села, города, с достижениями народа в области труда, науки, искусства, а также расширить представления младших школьников о видах производительного труда взрослых. В этих целях можно организовать прогулку-экскурсию к районной доске Почёта, к мемориальной доске или памятнику, на территорию автохозяйства, на стройку и проч. На такие прогулки следует приглашать в качестве участников ветеранов войны, шефов-производственников, родителей.
Основная задача прогулки-творчества – вызвать у младших школьников эмоциональный подъём и организовать их творческую деятельность. Творческая активность максимально проявляется у детей в результате общения с природой, а также этому содействует чтение стихов и высокохудожественный рассказ воспитателя о наблюдаемых явлениях природы. В ходе прогулки-творчества учащимся можно предложить делать зарисовки с натуры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры. Общение с природой может вдохновить детей на коллективное сочинение сказки. Можно также провести конкурс на лучшее описание выполненной композиции. Результатом такой прогулки может стать выставка осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку и даже полноценный «Праздник творчества».
Прогулка-развлечение даёт школьникам возможность для веселья, забавы, шуток, пения песен. Прогулка-развлечение предполагает организацию массовых подвижных игр, весёлых состязаний, ритмических и музыкальных игр, хороводов. На прогулке также можно предложить детям разгадывать занимательные задачи, шарады. В случае дождя можно провести под навесом игровой площадки показ фокусов.
В пособиях иногда предлагаются следующие виды прогулок:
Прогулку следует проводить один раз в неделю до самоподготовки. При подготовке к прогулке воспитателю необходимо:
В процессе подготовки и проведения прогулки воспитателю следует:
Следует обратить внимание на то, что воспитатель всегда должен формулировать две цели прогулки – познавательную и воспитательную.
Вне зависимости от характера прогулки, она должна иметь одну или более педагогических целей, предусматривающих воспитание, образование, развитие личности ребёнка или коллектива. Во время прогулки воспитатель даёт учащимся определённые знания, способствует формированию у детей новых умений и навыков, пробуждает в них интерес и любознательность. Содержание прогулки осуществляется с опорой на сформулированную цель. Проводится отбор учебной, нравственной, этической, эстетической информации с учётом возраста учащихся и уровнем подготовки педагога.
Важное значение имеют условия, в которых проводится прогулка:
На практике прогулка обычно осуществляется в течение 1–2 часов, при этом в младших классах прогулка длится дольше, чем в старших. В холодное время года следует сократить время проведения прогулки, но увеличить скорость передвижения. Если погодные условия не благоприятствуют прогулке (дождь, ненастье), то она либо вовсе не проводится, либо проводится в сокращённом виде.
Маршрут прогулки строится в соответствии с определёнными требованиями: он должен быть безопасным, должен содержать в себе познавательные моменты и т.д. Для учащихся младших классов в маршрут закладываются остановки. Скорость передвижения младших школьников ниже. Во время прогулки возможно движение с неравномерной скоростью. В том случае, если прогулка сокращена вследствие плохой погоды, можно повысить темп прогулки и даже преодолеть часть расстояния бегом.
В педагогической практике установлено следующее соотношение между временем и протяжённостью маршрута:
Минимальный маршрут, таким образом, рассчитан на 1,5–2 км, максимальный – до 4 км. Превышение обозначенной нормы приводит к физическому утомлению детей, что впоследствии отрицательно сказывается на результатах самоподготовки.
Педагог должен в силу возможностей использовать рельефные особенности местности, своеобразие почв и грунтов, растительного покрова, местную дорожную сеть, планировку населённого пункта, расположение улиц площадей и проч. Если не учесть все вышеперечисленные факторы, существенно снизится воспитательное качество прогулки. Ни в коем случае нельзя допустить проведения прогулок по одному и тому же маршруту. Особое значение в выборе маршрута имеет живописность местности.
На проведении прогулки сказываются также сезонные и климатические факторы. Так, на прогулке отрицательно сказывается дождливая осенняя погода, весенняя слякоть, низкие температуры зимой. При организации прогулок воспитатель должен помнить, что детей нужно беречь от простудных заболеваний, и при этом нельзя лишать детей возможности провести время на открытом воздухе. Таким образом воспитатель берёт на себя ответственность как за проведение прогулки или отказ от неё, так и за жизнь и здоровье детей.
Прогулка предполагает применение педагогических средств для включения детей в полезную деятельность, для поощрения их активности и инициативы.К такой педагогической форме, как прогулка, предъявляются соответствующие требования:
Подготовку к прогулке имеет смысл начинать с анализа предыдущих прогулок, чтобы избежать повторений. Затем следует сформулировать цель, определиться с видом прогулки, наметить её маршрут. В случае, если маршрут недостаточно хорошо знаком, воспитателю следует ознакомиться с ним более детально, чтобы избежать каких-либо неожиданностей.
Время и расстояние прогулки, места для отдыха, объекты наблюдения подбираются с учётом сил и возрастных возможностей детей. Следует уделить внимание особенностям местности, погодным условиям, времени года. Затем необходимо наметить виды деятельности школьников; определить черты личности и характера, поведенческие черты, которые будут формироваться во время прогулки; взгляды и мысли, которые воспитатель планирует передать учащимся на прогулке. Именно эта часть планирования прогулки является наиболее сложной, потому что на данном этапе от воспитателя требуется вдумчивая и серьёзная работа.
В начале прогулки воспитатель оглашает цели прогулки и требования к учащимся на время мероприятия. При необходимости детям даются определённые поручения, распределяются обязанности. Далее воспитатель следит, чтобы все учащиеся оделись и организованно вышли из школы, напоминает им о правилах поведения на улице и сообщает маршрут прогулки. Воспитателем назначаются направляющий и замыкающий из числа школьников, сам же воспитатель выбирает место среди детей так, чтобы наблюдать за группой и при необходимости приостановить движение по маршруту. Выбор места среди учащихся имеет первостепенное значение, так как именно во время движения более половины детей оказываются вне зоны видимости воспитателя.
Во время движения по маршруту воспитателем проводятся групповые и индивидуальные беседы с учащимися. Время от времени делаются остановки, чтобы обратить внимание школьников на объекты для наблюдений. Остановки также устраиваются в случае необходимости дать ответы на возникшие у детей вопросы. В младших классах остановки нужны для организации непродолжительных игр. Для таких остановок воспитатель выбирает закрытую от ветра площадку.
По завершении прогулки воспитатель проверяет присутствие всех детей, подводит итоги прогулки и даёт разрешение идти в здание школы. Здесь задача педагога – следить, чтобы дети соблюдали порядок в раздевалке и не заходили в помещение в грязной обуви.
Планируя прогулки, педагог должен помнить, что этот вид активного отдыха регулярно имеет место в режиме продлённого дня, а значит надо использовать разные виды прогулок и стараться внести в них элемент новизны.
Чтобы прогулки стали органической частью целостного образовательного процесса в режиме ГПД, они должны представлять собой педагогически осмысленную систему. Такая система прогулок вместе с системой уроков, самостоятельной учебной работы и творческих занятий определяет разнообразие отношения детей младшего школьного возраста в окружающему миру, людям и самим себе.
Игра – это особый вид деятельности, служащий для удовлетворения различных потребностей детей. Воспитание школьников невозможно без игр, так как они занимают важное место в жизни детей, в особенности младшего школьного возраста.
Младшие школьники испытывают естественную потребность в играх на открытом воздухе, характер которых в полной мере способствует совершенствованию и закреплению навыков ходьбы, бега, метания, прыжков и прочих двигательных действий. Кроме того, игры формируют у детей умение действовать в разного рода обстоятельствах и моментально принимать решение в изменяющихся условиях. В процессе игр дети учатся действовать сообща, в соответствии с интересами и требованиями коллектива.
Игра – одна из древнейших форм активного отдыха. В качестве самостоятельного вида занятий она включается в систему занятий на воздухе в режиме ГПД. Ценность игр в том, что в них содержится вся совокупность двигательной деятельности человека.
Для проведения игр на открытом воздухе нет необходимости в особом оборудовании, инвентаре или же специально оборудованной стационарной площадке.
В зимнее время можно расчистить площадку для игр от снега, построить горку, выбрать пологий склон для катания и т.д.
Подвижные игры могут быть использованы как на спортивном часе, так и во время прогулок. Зачастую игры, используемые воспитателем, уже знакомы детям из уроков физкультуры. Применяются также новые, наиболее увлекательные для школьников игры.
В рамках одного занятия следует проводить не более трёх игр.
Сперва воспитатель предлагает детям игру, которая требует сосредоточенного внимания и точности движений, но не связана с большой затратой физических ресурсов. Далее предлагается игра, во время которой надо активно бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, проявлять инициативу и взаимовыручку. Заключительная игра должна способствовать развитию наблюдательности и ориентировки.
Для укрепления здоровья и физического развития детей наиболее эффективны такие подвижные игры, как «Охотники и утки», «День и ночь», «Команда быстроногих», «Рывок за мячом», «У медведя на бору», «Мы – весёлые ребята», «Салки обыкновенные», «С кочки на кочку», «Мяч среднему» и т.
В процессе организации игр на открытом воздухе можно выделить следующие этапы:
Перед проведением игры учащиеся должны расположиться так, чтобы хорошо видеть и слышать воспитателя, который, в свою очередь, должен иметь возможность следить за реакцией детей на его рассказ. Воспитатель объясняет учащимся содержание игры: название игры, размещение играющих, правила игры, порядок, определение результатов. В случае необходимости воспитатель демонстрирует отдельные моменты или эпизоды игры при помощи отдельных учеников. После того, как воспитатель удостоверился, что все дети поняли содержание игры и правила, он делит учащихся на команды, в зависимости от условий игры выбирает водящих и судей. Дежурные устанавливают предметные ориентиры, чертят линии и проч., необходимые по условиям игры, раздают соответствующий спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки и др.). Когда всё подготовлено, воспитатель даёт команду начать игру. Во время игры он внимательно следит за её ходом, за выполнением правил и поведением детей, а в случае необходимости делает замечания, вносит коррективы в ход игры, активизирует малоподвижных участников. На заключительном этапе подводятся итоги игры.
Руководство играми детей предусматривает соблюдение определённых правил:
Во время игры учащиеся должны соблюдать требования, выполнение которых со временем станет для них привычным. Например, во время игры следует:
Переутомление может привести к снижению интереса к играм, чего нельзя допустить. Игру следует закончить, как только появятся признаки невнимательного, небрежного отношения. К игре можно будет вновь вернуться через некоторое время.
Воспитатель, который руководит игрой, должен быть требовательным, должен правильно оценивать действия участников игры, вовремя замечать нарушения правил и нетоварищеские поступки детей.
Немаловажная роль принадлежит водящему: от него зависят действия всех участвующих в игре. Чтобы сэкономить время, воспитатель может самостоятельно назначить водящего из числа наиболее активных, сообразительных учащихся, которые помогут задать игре необходимый темп. Ещё лучше, если водящего выберут сами дети. Школьники любят выбирать водящего при помощи считалок. Водящего следует выбирать после того, как дети разберутся в правилах игры и уяснят обязанности водящего.
Следует уделить внимание разделению игроков на команды. Чтобы достичь равенства сил в игре, нужно выстроить детей в шеренгу и рассчитать на первый-второй, в результате чего первые номера образуют одну команду, а вторые – другую. Таким же образом можно поделить детей и на большее количество команд.
Если при организации игр соблюдать вышеизложенные правила, игры помогут обогатить эмоциональную жизнь детей, улучшат их здоровье за счёт удовлетворения потребностей в движении, повысят эффективность воспитательной работы с детьми, позволят включить детей в активный отдых в режиме учебного дня, помогут ликвидировать гиподинамию детей.
Физкультурные минуты – кратковременные занятия физическими упражнениями. Они представляют собой активный отдых, который проводится на самоподготовке с целью уменьшения утомления учащихся, снятия нагрузки, активизации внимания детей, повышения способности к восприятию учебного материала.
Упражнения для физической разрядки можно разделить на две группы: - двигательные упражнения, проводимые под счёт;
Педагогическая практика свидетельствует, что для младших школьников наиболее эффективны упражнения второй группы за счёт того, что имеют игровую форму. Созданные на основе стихотворного текста так называемые «игры-минутки» позволяют сочетать поэтическое слово и физические упражнения.
Комплекс физкультминутки первой группы включает в себя 3–4 простых, не требующих сложной координации упражнения для рук, туловища и ног. Движения во время физкультминутки должны быть противоположны положению тела и движению рук во время самоподготовки. Таким образом, упражнения должны быть направлены на выпрямление туловища и ног, разведение плеч, поднимание головы, расслабление мышц кисти.
Чтобы своевременно предупредить снижение работоспособности школьников, физкультминутки следует проводить приблизительно через каждые 20–25 минут.
Упражнения могут выполняться стоя за партой или около неё в зависимости от вида деятельности. За 2–3 минуты можно выполнить 3–4 упражнения, повторяющихся 6–8 раз.
Воспитатель предлагает учащимся прервать работу и приготовиться к выполнению упражнений: встать за партой или около неё, выпрямиться, расстегнуть пуговицы на воротнике рубашки или платья и ждать команды. После того, как воспитатель убедится, что все готовы к выполнению упражнений, он включает магнитофон или проигрыватель и дети по команде приступают к выполнению упражнений.
При проведении физкультминуток следует учитывать следующие требования: воздух в классе должен быть чистым; выполнение движений должно быть чётким и правильным, а также согласовываться с естественным ритмом дыхания; на протяжении комплекса упражнений дети должны сохранять правильную осанку.
Упражнения для физкультминуток со стихотворным текстом
«Паучок» (Белорусская народная песенка. Перевод Л. Яхнина)
На строки 1–2 все произвольно прыгают на двух ногах. Со словом «сломал» переходят на прыжки на одной ноге. На две последние строки исполняют подскок с поочерёдным выставлением ноги на пятку.
Паучок под лавку упал,
Ненароком лапку сломал.
В городскую лавку сходил
И другую лапку купил.
«Песенка мартышки» (В. Берестов)
С началом текста все учащиеся слегка пружинят в коленях в раскачиванием рук вперёд-назад (качели). На слова «Да-да-да!» исполняют хлопки, на две последние строки – произвольные прыжки.
Лучшие качели – гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, да-да-да!
Тот не огорчается никогда!
«Самокат» (Г. Лагздынь)
Одну ногу дети сгибают в колене (слегка пружиня), другой ногой они имитируют движение отталкивания, как при езде не самокате, при этом нога как бы скользит, но не касается пола.
Самокат! Самокат!
Самокату очень рад!
Сам качу, сам качу
Самокат, куда хочу.
«Гусь» (Кумыкская народная песенка. Перевод Н. Гребнева)
Перед игрой дети прячут руки за спину. На вопрос ведущего (1-я строка) они протягивают руки вперёд ладонями вверх, встряхивая кистями рук. На 3-ю строку продолжают движение встряхивания, на 4-ю отвечают: «Пруд». На строки с 5-й по 9-ю дети поочерёдно загибают пальцы обеих рук в порядке, указанном в стихотворении. На 10–11-ю строки разжимают кулаки, разводят руки в стороны, встряхивают кистями, поднимают руки вверх. Со словом «Вот!» дети звонко хлопают над головой.
Стихотворение носит шуточный характер, движения в игре исполняются с некоторым задором.
Где ладошка? Тут?
– Тут.
На ладошке пруд?
– Пруд.
Палец большой – это гусь молодой.
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Этот палец – печь топил,
Этот палец – суп варил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда – в живот!
Вот!
«Дождь» (Я. Дягутите)
Дети стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После 1-й строки дети начинают свободно встряхивать кистями рук.
После 3-й строки дети продолжают движение встряхивания, повернув ладони вверх.
После слов: «А тёплый дождь неугомонный льёт…» – дети снова поворачивают руки ладонями вниз, продолжая встряхивать ими.
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живы0435:
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
«Точильщики» (О. Дриз)
Дети имитируют движения точильщика. На строки 1–6 проводят ладонью правой руки взад-вперёд по ладони левой с переворотом.
С 7-й строки те же движения, но уже ладонью левой руки проводят по правой, также с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка.
Точим, точим,
Точим нож!
Будет очень
Он хорош.
Будет резать он
Припасы:
Масло, сало,
Хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
«Кулик» (Г. Абрамов)
Дети стоят, произнося текст, затем садятся на корточки. Встают, садятся, встают, садятся, встают и снова садятся, обхватив колени руками и низко опустив голову. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Потом прыгают на месте, встряхивая руками (летят) под хлопки учителя.
Влез кулик молодой
На колоду – бултых в воду!
Вынырнул. Вымок.
Вылез. Высох.
Влез на колоду –
И снова в воду!
Совсем кулик головой поник…
Да вспомнил кулик молодой,
Что у него крылья за спиной,
И полетел!
Стихотворения для проведения физкультурных минут
Рыбки плавали, плескались,
В тёплой светленькой воде.
То сомкнутся, разомкнутся,
То зароются в воде.
Вышли зайцы погулять,
Свои лапки поразмять.
Прыг – скок, прыг – скок,
Свои лапки поразмять.
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
А сама как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд.
1, 2, 3, 4, 5,
Ах, как весело играть.
Руки вверх подними
И на пальцы посмотри.
А потом их разведи и тихонько опусти.
Шёл охотник по лесу,
Топ – топ – топ.
Вдруг увидел уточку,
Хлоп – хлоп – хлоп.
Уточка летела
И тихонько села.
Руки к верху подними,
А потом их опусти.
А потом их разведи
И скорей к себе прижми.
А потом скорей – скорей
Хлопай, хлопай веселей.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход. (Встать за партой.)
Он назад шагнул сначала, (Шаг назад.)
А потом шагнул вперёд. (Шаг вперёд.)
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Птицы на юг улетают: (Движения руками от себя.)
Гуси, грачи, журавли. (Прощальные движения кистями рук.)
Вот уже последняя стая
Крыльями машет вдали (Движения руками «лететь».)
Прилетели птички, («Полёт».)
Птички-невелички.
Смотрят к нам в окошко, (Поворот головой из стороны в сторону.)
Хлеба просят крошку.
Мы им крошек насыпаем, («Сыплют крошки».)
Птички весело клевали. («Клюют».)
Вышла курочка гулять, (Руками вверх – вниз.)
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко. Ко-ко-ко.
Не ходите далеко. (Ходьба на месте, колени подняты высоко, грозит пальцем.)
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука, (Садятся, постукивают по полу.)
Дождевого червяка.
Выпили водицы полные корытца.
Ча-ча-ча, (3 хлопка.)
Печка очень горяча. (3 полуприседания.)
Чи-чи-чи, (3 хлопка.)
Печёт печка калачи. (3 приседания.)
Чу-чу-чу, (3 хлопка.)
Будет всем по калачу. (3 приседания.)
Чо-чо-чо, (3 хлопка.)
Осторожно, горячо! (3 приседания.)
Солнце спит, небо спит, (Кладут на голову руки.)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало. (Встают, руки вверх.)
Вдруг повеял ветерок, (Машут руками из стороны в сторону.)
Небо тучей заволок. (Круговое движение.)
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал. (Стучат по столу.)
Барабанит дождь по крыше.
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Не один не виден лучик. (Садятся.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.