Выпускникам общеобразовательных школ ближайшего десятилетия придется жить в условиях высокотехнологической среды, чувствовать характерную для современности динамику условий жизненной и профессиональной среды, испытывать не только взлеты, но и падения, реализовывать собственную личностную, гражданскую и профессиональную идентичность. В ответ на эти «вызовы времени» (информационный, технологический, экологический, динамический, нравственный, мировоззренческий) кардинально изменилась совокупность базовых требований общества и государства к выпускнику образовательного учреждения. Эта система требований (ожиданий, общественный и государственный заказ на образование) находится в постоянном совершенствовании. Выпускник современной школы должен обладать универсальными способностями и компетентностями, позволяющими: уверенно демонстрировать хороший уровень в рамках «знания, умения и навыки»; применять знания в новых для себя практических ситуациях, ставить и решать задачи в ситуациях неопределенности и недостатка информации; владеть современными технологиями работы с информацией; активно участвовать в коллективной деятельности и коммуникации и осуществлять самообразование в новых областях знания и практики (обладать «умением учиться»); осуществлять самоопределение (личностное, мировоззренческое, социальное, профессиональное) в различных жизненных ситуациях; быть человеком и гражданином. В современном обществе большую значимость имеют коммуникативные умения.
Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик. Современные исследователи, опираясь на информационный подход, выбирают ведущие источники информации и реальные объекты, и выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации. И в связи с этим ученые выделяет следующие коммуникативные умения: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое). Эти умения могут приобрести школьники в процессе организованной учителем на уроке групповой работе. История развития групповых форм обучения уходит в древность.
Групповые формы обучения складывались еще в древности на территориях Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Важная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей. Исследования показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. При совместной деятельности в малых группах проявляется активность тех учащихся, которые по разным причинам не могут публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе могут занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся, обучения их рефлексии, способам организации. Например, создание группы, постановка целей, смена режима работы, способствует включению в работу группы каждого ученика. К групповым способам обучения относятся: классно –урочная система, лекционно – семинарская система, дидактические игры, метод проектов.
В рамках классно-урочной системы класс делится на небольшие группы, каждая из которых в своем темпе и своим способом овладевает учебным материалом. За счет организации коллективного познавательного процесса повышается производительность труда школьников, их самостоятельность и познавательная активность, происходит осознанное и более прочное усвоение учебного материала, самооценка, повышается объективность в оценке себя и других.
Единого подхода к классификации групповых форм работы не существует.
Согласно Сластенину В.А. группы бывают:
бригадные - организуется деятельность специально сформированных групп для выполнения определенных заданий временных групп учащихся; звеньевые - организуется учебная деятельность постоянных групп учащихся; кооператитвно-групповые - организуются деятельность групп учащихся, выполняющих часть общего объемного задания;
дифференцированно-групповые - организуются временные или постоянные группы учащихся в зависимости от учебных возможностей, обученности учащихся;
парные - организуются группы для освоения нового материала, контроля знаний (могут быть временные или постоянные).
Бригадно-групповая форма работы
Объяснение нового материала на уроке (класс делится на несколько групп, каждой группе дается определенное задание по закреплению учебного материала, где необходимо разобраться во всех деталях); выполнение задания по частям (каждый ученик занят выполнением своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание выполняется другим учеником, (любое задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой)); завершение задания (общее обсуждение задания, если задание было одинаковым для всех групп (проблемная или конкретная ситуация, задача, серия задач и др.), если задания были разные, рассматриваются задания каждой группы; индивидуальная проверка учителем отдельных учащихся (тест, контрольная работа, опрос и т.д.)
Звеньевая групповая работа
Учащиеся постоянно действующей группы получают индивидуальное задание и обучаются в собственном темпе, выполняя собственное задание. Члены группы могут помогать друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий. Итоговый контроль проводят сами ученики, специально назначенные эксперты-оценщики. Каждую неделю учитель отмечает количество тем и заданий, пройденных учениками, успешность их выполнения в классе и дома, отмечая успехи группы. При данной форме организации обучения у учителя освобождается время на уроке на индивидуальную работу с отдельными группами учащихся, нуждающимися в дополнительной помощи.
Кооперативно-групповая работа
Учебный материал разбивается на фрагменты: логические, смысловые блоки. Каждая группа работает над своим блоком темы. Затем учащиеся, состоящие в разных группах, встречаются как эксперты и обмениваются информацией по данному вопросу, сверяя позиции, взгляды, точки зрения. Эксперты, возвращаясь в группу, знакомят остальных с новой информацией. При этом необходимо внимательно слушать партнеров по группе, делать записи в тетрадях. Каждый ученик заинтересован в добросовестном выполнении задания в связи с отчетом за свою часть своего задания.
Дифференцированно-групповая работа
Разнородные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая группа получает задание (задания дифференцированы по уровню сложности), которое может быть подзаданием большой темы, над которой работает класс. В ходе работы в группе ведется дискуссия, обсуждаются варианты решения проблемы, выстраивается логика исследования, учащиеся пользуются справочной и нормативной литературой. После выполнения задания каждая группа составляет доклад, который подлежит презентации.
Парная работа
Группы из 4 человек могут разбиваться на пары и выполнять часть группового задания, после выполнения которого обсуждают результат в группе. В парах учащиеся работают над учебным текстом, обсуждают его, выделяют главные мысли, составляют план, ищут решение задачи, работают над словарем и нормативными документами, ведут аннотацию статей. Учащиеся могут обсудить и поспрашивать друг друга по новому или заданному на дом материалу.
Групповая форма по содержанию заданий может быть:
однородной - единое содержание групповой работы;
дифференцированной - различные задания у каждой группы; комбинированной – используются как единые, так и различные задания.
Групповая форма по составу подразделяется на: работу в малых группах постоянного состава; работу в малых группах переменного состава.
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять.
Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод "один - вдвоем - все вместе" для быстрого взаимодействия.
Рекомендации по организации работы с малыми группами:
1. Начинайте групповую работу не торопясь. Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.
2. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.
3. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
4. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу. Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе.
5. Не ожидайте, что дети сумеют хорошо работать в группе без вашей помощи. Одним из способов дать им возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение "наблюдателей", отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет "наблюдателей" дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. "Наблюдатели" должны отмечать признаки определенного поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.
6. В ходе работы группы вам и наблюдателям стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:
- уважение к правам и мнениям других людей;
- каждому члену группы дается равная возможность высказать свое мнение;
- готовность к компромиссу и сотрудничеству;
- поддержка других людей;
- готовность слушать;
- конфликт.
Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение? Коммуникативные навыки: смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?
7. Выбирайте размер группы. По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе.
Групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом. Групповая работа может применяться для решения практически всех дидактических задач. Она целесообразна при проведении практических работ, ролевых игр, при подготовке и проведении учебных конференций, диспутов.
Групповыми технологиями в педагогической практике называют:
- групповую организацию учебных занятий (на принципах дифференцирования);
- межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Групповые технологии как коллективная деятельность представляют эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно – познавательных процессов, коммуникацию, общение, обмен способами действий и взаимопонимание, распределение начальных действий и операций для решения поставленной задачи, рефлексию, через которую устанавливаются отношения участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. Технология организации групповой работы в классе требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.
По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником: можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
По выбору лидера. Лидер в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими лидерами. Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их лидерами.
По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
При комплектовании групп класс разбивается на группы по 3-4 человека (можно заранее при подготовке к уроку). Вначале группы не стоит делать большими, в каждой группе должен быть сильный, средний, слабый ученики, мальчики и девочки.
Группы сами определяют функции каждого при выполнении задания, при этом предусматриваются специальные роли: организатор активной деятельности каждого ученика, отслеживает активность партнеров в группе; следящий за культурой общения и взаимопомощи внутри группы; редактор-контролирует правильность выполнения задания; лидер берет на себя ответственность за подготовку партнеров по группе к докладу или отчету по законченному заданию.
Технология организация групповой работы в классе состоит из трех этапов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности и временных рамках работы;
- раздача дидактического материала группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания;
3. Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели; дополнительная информация учителя.
Обязательные элементы групповой работы:
- постановка и осмысление цели (общегрупповое задание);
- выполнение индивидуального задания каждым участником группы в соответствии с общей целью;
- взаимная проверка результатов каждого, помощь и объяснение друг другу возникающих трудностей;
- совместное формулирование вывода на основе обобщения результатов, полученных каждым членом группы;
- соотношение вывода с поставленной в начале работы целью.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был продуктом определенной мыслительной работы. Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий.
Групповая работа не является панацеей от всех бед. Есть и проблемы, такие как: взаимоотношения детей сложно налаживать; не всегда учитель может проследить, продуктивно ли работают все учащиеся (особенно в старших, средних классах); дети много говорят не по существу и т.д. Но эти проблемы можно решить, систематически используя технологию групповой работы, хорошо представляя задачи и цели, которые нужно достичь. При работе в группе развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал учащихся, в работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя. Коммуникативные умения учащихся формируются и развиваются, часто используются ими и во внеурочной деятельности. Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала. При подготовке учителя к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и стараться максимально развить его.
1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998
2. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997
3. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – «Начальная школа плюс до и после»,№6 – 2004 г., стр. 69
4. О.В. Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. – «Начальная школа плюс до и после», №2 – 2003 г., стр.36
5. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2003. - 223 с.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятию «групповая технология».
2. Определите классификацию групповых форм по Сластенину В.А.
3. Назовите основную цель групповой технологии.
4. Определите основные этапы групповой работы.
5. Сформулируйте определение коммуникативных умений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.