Спортивный час введён в режим учебного дня, чтобы предоставить школьникам отдых после нескольких уроков и прибавить сил для последующей учебной деятельности.
Если учесть, что в школе с продлённым днём наблюдается недостаток свободного времени, когда дети могли бы проявить свою двигательную активность, недопустимо тратить время на пассивную прогулку. Именно активный, а не пассивный отдых считается наиболее эффективным. Во время отдыха дети должны заниматься физическими упражнениями, участвовать в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Каждодневный активный отдых обеспечивает детям младшего школьного возраста 40–45% суточного объёма движений.
Спортивный час – это проводимые в режиме учебного дня занятия физическими упражнениями на открытом воздухе. Спортивный час предоставляет школьникам возможность активного отдыха, который необходим для снятия усталости от учебной деятельности, а также способствует повышению двигательной активности детей. Занятия, которые проводятся на открытом воздухе, очень важны с оздоровительной точки зрения.
Спортивный час – одна из форм физического воспитания, которая способствует решению следующих задач:
К специфическим задачам спортивного часа относятся:
Согласно многочисленным исследованиям, активный отдых на воздухе, представляющий собой игры малой и средней подвижности и длящийся 1,5 часа, оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние центральной нервной системы школьников, как и отдых в течение 1 часа. В результате у детей улучшается умственная работоспособность и подвижность нервных процессов.
Отдых в помещении, а не на открытом воздухе не оказывает такого положительного воздействия на работоспособность учащихся. Эффект от такого отдыха даже ниже, чем от неорганизованного отдыха на улице.
Спортивный час весьма успешно способствует решению задач по воспитанию интереса и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, а также даёт детям знания о подвижных играх и эстафетах, формирует у школьников умение организованно играть в коллективе.
Место спортивного часа как вида физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы тесно связано с закономерностями работоспособности учащихся в течение учебного дня.
Так, для всех школьников характерно повышение работоспособности с 8 до 11 часов, а затем её постепенное снижение и интенсивный спад к 14 часам. Вместе с тем заметно снижается подвижность нервных процессов. При этом нужно отметить, что у младших школьников уровень работоспособности в принципе ниже, а период максимальной работоспособности короче.
Таким образом, в школе с продлённым днём, работающей в одну смену, наиболее подходящее для проведения спортивного часа время – после 12 часов, то есть время, когда работоспособность начинает снижаться. Целесообразно проводить динамическую паузу после сна, а для учащихся 2–4 классов можно выбрать время до и после подготовки. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.
К проведению спортивного часа выдвигаются следующие требования:
Необходимо с особой заботой и вниманием относиться к тем учащимся, которые не уверены в своих физических силах или вызывают своей неуклюжестью смех других детей. Следует оградить таких ребят от насмешек товарищей и пренебрежительного отношения. А также педагог должен следить за тем, чтобы в группе не проявлялось зазнайство и демонстрация физического превосходства.
В ГПД ходят учащиеся, временно или на постоянной основе освобождённые от уроков физвоспитания по состоянию здоровья. К таким детям нужно относиться с участием, их не следует лишать возможности двигаться, ведь они в этом особенно нуждаются. Таким детям можно предложить особую программу участия в занятиях, разработанную при помощи школьного врача и учителя физкультуры. В отдельных случаях можно сдерживать их активность, но при этом заниматься физическим развитием. Например, им можно предложить роль ведущего, судьи или ответственного.
При всём своём разнообразии физкультурно-оздоровительная работа должна быть доступной младшим школьникам с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Доступными можно считать следующие виды движений:
Содержание спортивного часа, которое включает в себя естественные виды движений (ходьба, бег и др.), подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, соответствует учебному материалу программы по физической культуре для 1–4 классов и дополняет его, а также способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт детей и в целом оказывает содействие их моторному развитию.
Для проведения соревнований лучше всего подходят игровой и соревновательный методы. Соревнования между классами, борьба за честь своего класса помогают сплотить детский коллектив и повышают интерес к занятиям физическими упражнениями в целом и спортивному часу в частности, обогащают отдых учащихся положительными эмоциями, способствуют повышению подвижности нервных процессов. Соревновательный метод, таким образом, обеспечивает более быстрое и эффективное снятие умственного утомления.
Спортивный час как одну из основных форм физического воспитания можно условно разделить на три части:
1. Подготовительная часть (10–15 мин).
Начинается с момента прибытия детей на игровую площадку. Содержание этой части занятия: построение, организационные указания воспитателя, ходьба и медленный бег 300–500 м по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения (во время ходьбы, или в кругу, или в играх типа «Товарищ командир!»).
Ходьба и бег в начале спортивного часа являются эффективным средством для активизации и тренировки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Такие виды движений способствуют более быстрому насыщению крови кислородом, улучшают кровообращение и лимфообращение, избавляют от застойных явлений. Ходьба, бег и общеразвивающие упражнения выступают как подготовительные действия перед последующей двигательной активностью.
2. Основная часть (30–40 мин).
Состоит из общих для всей группы подвижных игр и эстафет, спортивных развлечений, а также самостоятельных подвижных игр и спортивных развлечений.
Коллективные подвижные игры и эстафеты несут в себе большой эмоциональный заряд и способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности. Такой отдых является наиболее полезным. Активные движения помогают развивать быстроту, ловкость, скоростно-силовые качества, силу и выносливость, а также обогащают двигательный опыт школьников и их знания о подвижных играх.
Самостоятельные и парные игры и спортивные развлечения, а также игры и развлечения в небольших группах более полно удовлетворяют индивидуальные склонности школьников к разного рода двигательным действиям и способствуют дальнейшему отдыху.
3. Заключительная часть (5–7 мин).
Обеспечивает организованное окончание активного отдыха. Содержание этой части включает в себя: построение учащихся, спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание. Нужно привести организм детей в относительно спокойное состояние, чтобы последующая учебная деятельность (самоподготовка) была эффективной.
Спортивный час обязательно включает в себя организованный приход детей на игровую площадку и возвращение в школу.
Структура любых занятий физическими упражнениями и спортивного часа в частности диктуется мотивами психофизиологического и педагогического характера.
Проведение спортивного часа требует грамотной дозировки физической нагрузки. Если нагрузки недостаточно, нужный физиологический эффект не будет достигнут, а значит, снизится ценность активного отдыха; чрезмерные физические нагрузки могут вызвать утомление, что негативно скажется на последующей учебной деятельности.
Следует помнить, что уровень физической подготовки школьников может различаться. Если у кого-то из ребят появляются признаки утомления (поверхностное частое дыхание, покраснение лица, обильное потоотделение), следует снизить интенсивность нагрузки. Для этого можно предложить упражнение на восстановление дыхания: 4 шага – вдох, 4 шага – выдох (повторить 4–6 раз).
Оценить физическую нагрузку более точно помогает частота сердечных сокращений. У 3–4 учащихся с разным уровнем физической подготовки определяется ЧСС в течение 10 секунд и умножается на шесть. ЧСС удобно измерять в области запястья. После 4 минут бега частота пульса школьников должна находиться в пределах 140–170 ударов в минуту.
Необходимо стремиться к тому, чтобы во время спортивного часа дети занимались в спортивной форме.
Если спортивный час проводится на улице, следует придерживаться температурных режимов, установленных для данной территории местными органами здравоохранения и просвещения.
Воспитатель организует и проводит спортивный час в группе или классе. К обязанностям воспитателя относятся:
Учитель физкультуры оказывает воспитателю помощь при организации спортивного часа: помогает подобрать практический материал (подвижные игры, эстафеты, спортивные игры и развлечения и проч.), консультирует по вопросам методики проведения спортивного часа.
Организация и проведение подвижных игр, в т.ч. эстафет, должны соответствовать следующей методике:
Когда воспитатель удостоверится, что дети хорошо поняли содержание и правила игры, он может в зависимости от условий игры разделить учащихся на команды или выбрать водящих. В некоторых играх школьники (особенно учащиеся 2–3 классов) могут сами выбирать водящих или делиться на команды. Дежурным поручается расставить предметные ориентиры, начертить линии, необходимые по условиям игры; раздать спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, самокаты, коньки, лыжи и проч.).
После того, как учащиеся разделятся на команды, будут выбраны судьи (из тех учеников, которые по каким-либо причинам освобождены от занятий физическими упражнениями), воспитатель даёт команду начать игру. На протяжении игры задача воспитателя – следить за её ходом, за соблюдением правил и поведением детей, их эмоциональным состоянием, а также активизировать малоподвижных участников. Воспитатель может при необходимости вносить в игру коррективы и делать соответствующие замечания. В процессе подвижной игры особое внимание уделяется воспитанию у школьников таких моральных качеств, как коллективизм, товарищество, взаимопомощь, честность, активность, стремление и воля к победе, умение учитывать интересы коллектива и подчиняться правилам игры. Во время подведения итогов игры воспитатель должен отметить как положительные примеры поведения детей в ходе игры, так и нежелательные факты.
Необходимо помнить, что спортивный час не должен превращаться в обыкновенную прогулку. В корне ошибочным следует считать мнение некоторых воспитателей, что для детей полезнее такой отдых, когда в их игры никто не вмешивается, и детям нужно дать «свободу» действий. Подобное мнение объясняется тем, что воспитателю в таком случае проще гулять с детьми и следить за дисциплиной.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в группах продлённого дня напрямую зависит от состояния материальной базы школы: игровых площадок, спортивного инвентаря и мест для его хранения.
Школа, организующая ГПД, должна иметь пришкольный участок для проведения отдыха учащихся. Чтобы организовать спортивный час наиболее эффективно, пришкольный участок следует разделить на секторы – отдельные игровые площадки для разных классов. Отдельная постоянная площадка для игры, принадлежащая каждому классу, способствует организованности учащихся, помогает воспитателю лучше контролировать детей и более успешно проводить занятия физическими упражнениями. В таких условиях отдых школьников будет более полным, а наличие собственной площадки научит детей следить за чистотой и порядком на месте для игр.
Игровые площадки с асфальтовым покрытием считаются более удобными, т.к. на них можно проводить игры и эстафеты даже после дождя, что едва ли возможно на травяных или земляных площадках. Асфальтовое покрытие позволяет наносить разметку, необходимую для проведения игр, эстафет, спортивных развлечений. Линии можно наносить разными красками, что поможет детям ориентироваться в разметке. Кроме того, яркие краски придадут игровой площадке праздничный вид и сообщат детям положительные эмоции.
Для успешного проведения активного отдыха детей недостаточно одной лишь красочной разметки площадок. Игровые площадки должны быть оборудованы различными видами конструкций: горки, лестницы, стремянки и т.д. Данные конструкции вносят разнообразие в двигательную деятельность детей, предоставляя им возможность лазать, перелезать, пролезать, ползать, преодолевать препятствия, упражняться в равновесии, скатываться с гор, делать висы и упоры, переворачиваться на перекладинах, метать в цель и др. Размещение конструкций должно осуществляться с учётом свободного места для проведения подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений. Наилучшее размещение конструкций – по периметру площадки.
Зимой разметка для игр скрывается под снегом, а конструкции уже не вызывают у детей такого интереса, как осенью или весной. Содержание спортивного часа меняется: на первый план выступают снег, лёд, ледяные дорожки и горки. Бо́льшая часть занятий отводится под катание на лыжах и коньках, а также под проведение соответствующих игр и эстафет: катание с горки на санках, лыжах, фанерах, скольжение на ногах по ледяной дорожке.
В зимнее время, таким образом, игровые площадки должны быть оборудованы горками, катками, ледяными дорожками, лыжнёй.
В хорошую погоду спортивный час должен проводиться исключительно на открытом воздухе, если погода ненастная, дождливая, на улице слишком холодно или ветрено, длительное пребывание детей на улице нежелательно, и тогда спортивный час проводится в помещении (коридоры, рекреации, классные комнаты, спортивные залы, актовый зал). В таких условиях характер активного отдыха и физические упражнения принципиально иные.
Для активного отдыха нужен спортивный инвентарь, без которого невозможны самостоятельные игры и развлечения детей и спортивный час не даст необходимого эффекта. В отсутствие спортивного инвентаря (мяча, скакалки, обруча и др.) руководителю будет трудно заставить детей двигаться во время самостоятельных игр.
Желательно, чтобы у каждой группы продленного дня был набор резиновых мячей – по 5–10 штук разных диаметров (большие, средние, маленькие); 15–20 штук коротких скакалок и 3–5 штук длинных; 10–15 обручей; 5–10 пар ракеток для бадминтона; 2–4 комплекта кеглей; набор разноцветных флажков, булав, бубнов, свистков.
Бо́льшую часть инвентаря можно хранить в классной комнате: это удобно для постоянного пользования как на спортивном часе, так и во время прогулок, а также это повышает ответственность класса за состояние и сохранность инвентаря, учит школьников заботиться об инвентаре, ухаживать за ним, своевременно ремонтировать.
Такой спортивный инвентарь, как санки, лыжи, самокаты, нужно хранить в специально оборудованном помещении с отдельными секциями для каждого класса. Допустимы и другие варианты хранения инвентаря, при условии, что он будет доступен для ежедневного использования.
I часть. Построение в шеренгу по одному. Организационные сообщения. Ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с движениями рук, ног, туловища). Бег медленный в чередовании с ходьбой.
1. Игра «Вызов».
Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15–20 метров одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть вернуться в свой город.
Правила игры.
Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.
2. Сбивание баскетбольным мячом спортивных гранат, установленных в линию на земле.
3. Игра «Держи за хвост».
Выбирается водящий – волк. Остальные игроки – овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившийся спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют песенку, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается.
Указания к игре.
Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему. Вариант игры. Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков. Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая на носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т. д.).
III часть. Подведение итогов игр. Построение учащихся на исходной линии в шеренгу. Успокаивающие дыхательные упражнения. Дежурные собирают инвентарь, группа в колонне по одному возвращается в школу.
Практика проведения спортивного часа в классе
I часть. Организационные упражнения и указания воспитателя. Общеразвивающие упражнения такие, как гимнастика до занятий, стоя за партой или около парты.
II часть. Организованные игры.
Игра «Вызов номеров».
Играющие сидят за партами. Каждый ряд – это команда. В каждой команде детям присваивают номера: сидящим за первой партой – первые номера, за второй партой – вторые номера и т. д. Воспитатель называет номер – и ребята, например, рисуют цветок, выполняют конкретное движение, быстро встают и т. п. Общий результат определяют по сумме первых, вторых, третьих мест. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз при новом задании.
Игра «Овощи, фрукты, ягоды».
Каждый ряд – команда. За каждым рядом закрепляется соответственно название «овощи», «фрукты», «ягоды». Воспитатель называет виды овощей, фруктов, ягод. Команда, к которой относится названная культура, должна встать и выполнить определённые движения. Другие команды в это время сидят. В ходе игры одни движения заменяются другими.
Игра «Что изменилось?».
На доске развешивают или расставляют картинки. Учащиеся запоминают, в каком порядке они висят (стоят). Затем детям предлагается встать, повернуться к доске спиной и выполнить 1–2 упражнения. В это время воспитатель перевешивает (переставляет) 1–2 картинки. По сигналу учащиеся садятся на место и определяют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз воспитатель предлагает выполнить другие упражнения.
III часть.
Игра «Горячо-холодно».
Дети прячут какой-либо предмет (например, теннисный мяч) в классе, а водящий под речитатив учащихся «горячо» или «холодно» должен найти предмет («холодно» дети говорят тогда, когда водящий находится далеко от предмета, а «горячо» – когда он близок к нему).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.