Эффективным средством реализации на уроках компетентностного подхода формирования у учащихся ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-ориентированные задания —это дидактическая единица, в которой интегрированы содержание, процесс обучения и оценка качества образования учащихся. Они применимы и для формирования предметных знаний и умений, и для формирования ключевых компетенций. Компетентностно-ориентированные задания от заданий традиционных отличаются тем, что они моделируют практическую, жизненную ситуацию и строятся на актуальном для учащихся материале.
Авторы книги «Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования» определили требования к компетентностно-ориентированным заданиям для студентов. Во многом они подходят и для учащихся учреждений общего образования:
В структуру таких заданий обычно включают следующие элементы:
Заметим, что во многих случаях и стимул, и источник информации объединяются в один текст.
Алгоритм разработки КОЗ во многом соответствует их структуре:
Например, в статье М.Ю. Демидовой и её соавторов предложены возможные модели КОЗ, которые можно использовать при разработке заданий по физике (см. таблицу).
Модели компетентностно-ориентированных заданий
Что дано |
Что нужно определить |
Описание явления или процесса, наблюдаемого в окружающей жизни |
|
Описание технического устройства, способа применения в технике тех или иных изученных физических явлений |
|
Описание цели исследования, гипотезы опыта или наблюдения |
|
Описание результатов наблюдения или опыта в виде таблицы, графика, текста |
|
Предлагаем примеры компетентностно-ориентирванных заданий.
Рычаг. Условия равновесия рычага.
Прочтите текст и выполните четыре задания.
Ножницы известны с III века до нашей эры – найдены при раскопках памятников культуры кельтских племён. Они представляли собой два ножа, соединённых дугообразной пружинящей металлической пластиной. Подобные ножницы и в наши дни употребляют для стрижки овец. Ножницы современного типа (из двух шарнирно-соединённых ножей) появились около VIII века нашей эры на Ближнем Востоке. Ножницы —это рычаг, ось вращения которого проходит через винт, соединяющий обе половины ножниц. Действующей силой является сила руки человека, сжимающего ножницы. Противодействующей силой — сила сопротивления того материала, который режут ножницами. В зависимости от назначения ножниц их устройство бывает различным.
Задание 1. Как выглядели первые ножницы?
А. Они представляли собой два ножа, соединённых дугообразной пружинящей металлической пластиной.
Б. Они состояли из двух шарнирно-соединённых ножей.
В. Они были с пластиковой ручкой.
Задание 2. Докажите, что ножницы можно считать простым механизмом. (укажите не менее 3 признаков).
Задание 3. Чем и почему отличаются ножницы для резки бумаги от ножниц для резки металла?
Задание 4. Опытным путем определите выигрыш в силе, который дают предложенные вам ножницы.
Испарение и конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.
Прочтите текст и выполните задания.
Ба́ня — помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецкихи римских банях) или воды и пара (в русской и финской бане). Часто в это понятие вкладывается весь комплекс действий, осуществляемых человеком в бане или связанных с ней.
Задание 1. Запишите правила безопасности, которые следует соблюдать в бане (не мене трёх). Объясните, чем обусловлены именно эти правила.
Задание 2. Объясните, как в бане, не прикасаясь к кранам, определить, какой из них предназначен для холодной воды, а какой — для горячей. Почему вы считаете этот способ надёжным?
Задание 3. Объясните, почему рекомендуется при входе в парилку снимать металлические украшения? Зависит ли это (и почему) от рода металла и от массы украшения?
Задание 4. Сделайте своё объяснение о необходимости ступенек в парном помещении.
Тромбоциты, свёртывание крови. Лейкоциты. Фагоцитоз.
1) Прочтите текст и выполните задания.
Учащиеся 9 класса пошли в поход в лес. При заготовке дров Ваня и Петя поцарапали руки. Ваня сообщил о происшествии учителю, а Петя решил утаить случившееся. Учитель обработал рану Вани перекисью водорода и наложил стерильную повязку. У Вани кровь остановилась быстро, а у Пети кровь сочилась некоторое время, а на следующий день рана загноилась.
Задание: Почему у Вани кровь остановилась быстро, а у Пети нет. Почему у Пети рана загноилась? Какие меры безопасности не выполнил Петя? Дайте развёрнутый устный ответ.
Задание: Опишите одно «кругосветное» путешествие лейкоцита по организму. Как вы проходили его, какие препятствия повстречались на вашем пути, какие приключения с вами случились? Составьте свой рассказ в виде отчёта лейкоцита – путешественника.
Задание: Предположите, почему при повышении температуры у Юры у него повысился уровень лейкоцитов в крови? Покажите графически зависимость количественного содержания лейкоцитов в крови от температуры тела человека, который заболел, а затем выздоровел.
Предложенные компетентностно-ориентированные задания различаются по стилю подачи, по полноте структуры, по предметной области, но их объединяет практическая направленность: они описывают реальные жизненные ситуацию, что является существенным мотивирующим фактором для проявления активности обучаемых.
Примеры компетентностно-ориентированных заданий мы можем видеть и в исследовании PISA, которое проводится с целью поиска ответа на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?" Исследование проводится раз в три года. Проверяется математическая, естественно-научная и читательская грамотность учащихся.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В международных тестах PISA учащимся предлагаются не типичные учебные задачи по физике, химии, биологии, географии или математике, характерные для нашей школы. Школьники выполняют задания, которые близки к реальным жизненным ситуациям, связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения не только предметных знаний, но и владения общеучебными и интеллектуальными умениями.
Задания PISA, например, по естествознанию направлены на выяснение того,
Применение компетентностного-ориентированных заданий позволяет
Существует немало ограничений на применение компетентностно-ориентированных заданий. Пожалуй, самое значимое – это сложившиеся у педагогов и управленцев стереотипы о доминирующей роли заданий репродуктивных. Закреплению стереотипа способствует вполне понятная направленность в работе учителя на то, что проверяется: как правило, во время административного контроля проверяется усвоение учащимися теоретического материала и владение ими предметными умениями. Следующее ограничение: в учебниках и учебных пособиях, сборниках задач и упражнений не так много компетентностно-ориентированных заданий. Существенным ограничением является противоречие между большой затратой времени на выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий и дефицитом времени на уроке; отрицательно сказывается также перегруженность учебных программ. Вместе с тем данные ограничения в значительной мере преодолеваются теми педагогами, которые осознают свою миссию подготовки учащихся к новым условиям жизни в постиндустриальном обществе. Преодолению ограничений способствует и соответствующая образовательная среда образовательного учреждения образования, которая может быть создана инновационно мыслящим руководителем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.