Целью музейной педагогики является создание условий, которые позволяют развивать личность за счет ее включения в разнообразную жизнь школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Следует учитывать, что музейная педагогика носит характер дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Основой дополнительного образования является личностно-деятельностный подход к ребенку. Также в качестве его основы следует выделить педагогику сотрудничества, множество образовательных маршрутов и право на их свободный выбор обучающимися. Однако эти явления не выступают в качестве подмены урока, а лишь дополняют его, создавая оптимальные условия для социализации и самоактуализации ребенка.
Например, на уроке истории обучающимся предоставляется информация о родном городе и крае, в рамках внеурочной деятельности им открывается возможность по углублению и расширению этих знаний с последующей их реализацией в различных видах практической деятельности. Также они могут овладеть профессиональными навыками музейного работника, экскурсовода либо исследователя.
Важным моментом является возможность использования творческого потенциала детей школой и музеем. В классическом понимании школа, основанная на классно-урочной системе, транслирует знания от учителя к учащемуся. Аналогичным способом действует и классический музей, в котором осуществляется хранение культурных образцов. Если их объединить, то возникнут новые способы деятельности и откроются новые образовательные возможности.
При изучении деятельности школьных музеев прослеживается наличие множества форм и методов работы, в реализации которых используются музейные материалы. Происходит обогащение содержания деятельности за счет новых форм, которые подсказываются реалиями современной жизни. Это поспособствовало возникновению музейных проектов, интерактивных музейных площадок и появлению новых форм учебного взаимодействия в школе.
Немецким ученым Г.Фройденталем были сформулированы требования к проведению музейных занятий, которые актуальны и в настоящее время.
Требования к проведению занятий в музее:
К школьному музею предъявляются требования по органичному вписыванию в систему проводимых мероприятий. Его следует сделать местом, где происходит культурно-историческая идентификация, диалог между музейными предметами, временами и людьми.
Построение образовательного пространства следует производить в виде цепочки «музей – школа – музей». Музейные формы работы выступают в качестве места деятельности профессионального и экспертного сообщества, культурной формы, которая может подразумевать требование результата. Это направлено на вовлечение в музейный проект профессионалов, которые могут быть экспертами, и консультантов. Таким образом создается культурная форма, где результат деятельности обучающихся не является исключительно учебным итогом, а и их личным делом.
В число наиболее результативных форм работы в сфере музейной педагогики входят массовые, индивидуальные и групповые мероприятия.
Массовые формы – это походы, олимпиады, театрализованные экскурсии, краеведческие игры, викторины, поездки по другим музеям и городам, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, вечера, экспедиции, школьные конференции, дебаты, лекции.
В перечень групповых форм входят кружки, различные общества, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, издание путеводителей, журналов. Подготовка групповых форм осуществляется под контролем и руководством педагога, а съемка и монтаж видеофильмов производится силами самих обучающихся.
Под индивидуальной работой понимается деятельность с документальными архивными материалами, подготовка рефератов и докладов, запись воспоминаний, наблюдательный процесс за бытом и жизнью изучаемого народа, написание научных работ, переписка с ветеранами, выполнение познавательных заданий, разработка индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, персональные выставки обучающихся, поиск эпистолярного и литературного материала, с помощью которого экспонат «озвучивается» во время устного рассказа.
Особенностью каждой из форм является то, что они проводятся в сочетании друг с другом. Например, массовая работа приводит к образованию кружков, а сведения, полученные во время работы в кружке, могут озвучиваться на общешкольных вечерах, конференциях и пр.
Обязательным условием является создание в школе особого воспитательного пространства, позволяющего реализовывать педагогам специальные культуротворческие и музейно-образовательные программы, осуществлять экскурсионно-выставочные и клубные мероприятия, а также проводить апробацию музейных педагогических технологий.
Педагог, который работает в рамках музейной педагогики, является организатором и помощником, чья деятельность направлена на решение таких задач, как:
Перед музейным педагогом либо педагогом, который занимается музейной педагогикой, стоит сверхзадача. Она представляет собой создание условий, позволяющих выработать у обучающихся созидательную позицию, заинтересованного исследователя, а не стороннего наблюдателя. В сверхзадачу также входит формирование позиции личной ответственности за свое отношение к прошлому, настоящему и будущему наследию, позиции, позволяющей понимать и эмоционально-нравственно оценивать исторический и иной материал, а не просто его механически запоминать.
Особая эффективность в музейной педагогике принадлежит игровым технологиям, технологиям проблемного и индивидуального обучения, технологии коллективных творческих дел.
Метод проектов является одним из вариантов технологии индивидуального обучения. Благодаря такому комплексному обучающему методу предоставляется возможность по индивидуализации учебного процесса, проявлению ребенком самостоятельности в планировании, организации и контролю своей работы.
При сохранении преемственного отношения музейных уроков с традиционными урочными формами деятельности следует организовать работу в иных формах. К таковым относятся совместные проекты детей и взрослых, где взрослому может принадлежать частичная роль организатора или консультанта.
Каждый раз в ходе проведения музейного урока следует нестандартно встречать обучающихся, использовать необычные формы рассказа, подготавливать интересные игры и соответствующие теме атрибуты, а также создавать собственный образ. В зависимости от соблюдения этих требований музейный урок может восприниматься либо как скучное и неинтересное, либо как увлекательное и незаурядно мероприятие, что позволяет его сравнить со спектаклем. Важное значение приобретает режиссура с правильной расстановкой акцентов, где демонстрируются наиболее важные и интересные аспекты.
Нетрадиционные формы (технологии) проведения урока, используемые в музейной педагогике:
Основные направления деятельности музейных педагогов на современном этапе
Музейная педагогика в качестве научной дисциплины имеет особое значение, ведь с ее помощью становится доступным методологический инструментарий, предоставляющий возможности по осмыслению всех видов музейной деятельности в плане педагогики. Это направлено на повышение уровня общения музея с аудиторией, а также придания ему более высокого социального статуса.
Предмет исследования музейной педагогики – это музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс, который рассматривается в виде значительной составной части музейной работы. Элементы музейной педагогики присутствуют при организации экспозиции и иных коммуникативных форм, а также во всех сферах музейной работы.
Учет аспектов музейной педагогики важен и при отборе, комплектовании, изучении и хранении музейных предметов для того, чтобы их при возможности включить в экспозицию или использовать при проведении иных видов образовательно-воспитательной деятельности музея.
Задача музейно-педагогического исследования состоит в разработке теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее. В число обязательных для выполнения задач входит и изучение возможностей использования результатов исследований при составлении экспозиции, а также при взаимодействии с посетителями в учебных кабинетах и в экспозициях.
Музейной педагогикой осуществляется анализ потребностей разных групп посетителей с учетом их социального положения и возраста. Изучаются особенности восприятия ими экспозиции, что позволяет разработать оптимальные методики по работе с аудиторией, основанные на дифференцированном подходе. Порой вносятся важные и нужные коррективы в содержание экспозиции.
Для достижения положительного результата в современной российской музейной педагогике следует учитывать и использовать идеи и наработки предшественников. Решать все вышеперечисленные задачи следует исходя из того, что было изучено общей педагогикой, психологией и социологией. Это свидетельствует о междисциплинарном характере музейно-педагогических исследований, а также о том, что они направлены на развитие и музееведения, и педагогики.
Во многих образовательных учреждениях на общественных началах создаются музеи, которые решают задачи по созданию условий для формирования патриотического сознания обучающихся. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Создание системы по формированию интереса к истории своего населенного пункта, своей страны сделает процесс патриотического воспитания интересным, познавательным, будет способствовать повышению эффективности работы во всех областях образовательной деятельности. Школьный музей является центром реализации такой системы. Кроме того, наличие музея придаёт школе особую индивидуальность, создаёт уникальный микроклимат.
Исторические музеи. К их числу относятся военно-исторические, музеи боевой славы, музеи трудовой славы, музеи дружбы народов (интернациональные), истории школы, археологии и этнографии.
Естественнонаучные музеи. Это ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.
Литературные музеи. Рассказывают об известных писателях и их связях с местным краем, а также писателей-земляков, ярко отобразивших в своих произведениях родной край. Экспозицию составляют произведения литературных деятелей и документы, свидетельствующие об их связях с местным краем.
Различают также сельскохозяйственные, краеведческие, технические, музеи космонавтики и др.
Отдельные профильные группы составляют художественные, музыкальные и театральные музеи.
Связь с несколькими науками определяет существование музеев комплексного профиля. Обычно это комплексные краеведческие музеи, включающие отделы природы, экономики, истории и культуры местного края.
Музеи, создаваемые в память о выдающихся событиях или расположенные на месте событий, или в памятном здании, независимо от профиля, называются мемориальными.
Иногда музеем называют собрание копий документов, репродукций картин, наглядных пособий, оформленных выставок и уголков. Конечно, подобного рода выставки имеют известную познавательную и воспитательную ценность, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание темы и соответствовать профилю.
При определении профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинными памятниками, на которых будет основываться работа музея.
Экспозиции принято подразделять на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи. Разница между этими категориями достаточно ощутимая.
Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов.
Комната – это классная комната, в которой также возможно проведение школьных уроков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных памятников.
Зал – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов.
Статус школьного музея присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.
Школьный музей может возникнуть только при условии хорошо поставленной поисковой работы, в результате которой собирается материал музейного значения. Пока ребята ведут поиск, музей будет живым, интересным делом.
Успешность деятельности руководителя школьного музея, показатель уровня его профессионализма во многом определяется знанием нормативных документов различного уровня и умением применять их в повседневных практических ситуациях.
Иные распорядительные и нормативные документы системы российского образования по вопросам воспитания и дополнительного образования
Документация музея состоит из 4 разделов:
1.1. Положение (Устав) школьного музея с приложениями:
Устав или Положение о школьном музее, заверенное директором учреждения, составляется на основе типового положения РФ о школьном музее. К Положению или Уставу музея прилагаются локальные акты - о совете музея, о попечительском совете, о совместной деятельности с различными организациями (советом ветеранов, военкоматом, отделом по делам молодежи и т.д.). В Уставе (Положении) обязательно должны быть отражены:
1.2.Приказ о создании музея. Как и любое другое мероприятие (действие) в образовательном учреждении, создание музея начинается с принятия решения (приказа) о его создании. В приказе указываются цели и задачи музея, основная направленность, помещение, в котором размещается музей и др. Приказ утверждается руководителем учреждения.
1.3. Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея. В приказе указывается, на каких условиях принят руководитель, непосредственно руководителем школьного музея либо с совмещением (например, 1 ставка - педагог, 0.5 ставки – руководитель школьного музея). Также в приказе обозначается форма оплаты труда. Здесь возможны следующие варианты: оплата по ставке, по совмещению, в виде надбавок и доплат к основной ставке. Этот приказ обязательно должен быть подписан руководителем учреждения, при котором создан и работает данный музей. Копии этих приказов должны быть в музее.
1.4. Свидетельство школьного музея. Каждый школьный музей, занесенный в реестр школьных музеев должен иметь Свидетельство о статусе школьного музея. Это свидетельство музей получает в результате аттестации или переаттестации.
1.5. Договора. В музейную документацию входят копии договоров, (об аренде или предоставлении помещения (если музей находится не на территории образовательного учреждения), договоры о временном предоставлении экспонатов (например, из другого музея), договоры купли – продажи, приема – передачи экспонатов, и т.д.). Эти договоры должны быть заверены подписью руководителя учреждения и печатью.
2.1. Положение об аттестации. Аттестация школьных музеев проходит несколько этапов в соответствии с Положением об аттестации школьных музеев. На первом этапе руководителем школьного музея обычно заполняется анкета для аттестации, комиссией образовательного учреждения составляется акт о соответствии музея статусу «Школьный музей». Документы рассматриваются районной комиссией и направляются в Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва), где музею присваивается статус «Школьный музей» и выдается номерное свидетельство (нумерация единая по всей России). Переаттестация музеев проводится через 5 лет.
2.2. Паспорт школьного музея (учетная карточка). В паспорте музея обязательно должны присутствовать следующие разделы:
2.3. Информационная карта. Паспорт музея и Информационная карта – основные документы, на основании которых можно судить об эффективности работы школьного музея по различным направлениям, т.к. именно в этих документах наиболее полно отражены все виды и формы деятельности музея.
2.4. Приказ о переаттестации
2.5. Критерии результативности деятельности музея. Для организации большей эффективности работы музея необходимо иметь четкое представление и перечень критериев результативности деятельности музея. Эти критерии, как правило, отражены в положении об аттестации и переаттестации музея.
3.1. Программа деятельности школьного музея с приложением схемы деятельности. У каждого музея должна быть разработана Программа деятельности музея, в которой должна быть изложена целостная концепция роли музея в жизни образовательного учреждения, поселка, района, города. Указаны цели, задачи музея, пути и методы достижения поставленных целей, пути реализации программы, сроки, участники программы, ожидаемые результаты, и т.д.
3.2. План работы школьного музея по разделам деятельности
при необходимости составляются:
План работы составляется на перспективу и делится на этапы по его реализации. В этом плане отражаются те мероприятия, которые проводит музей, или в которых участвует, с указанием даты и ответственного. Можно в плане мероприятия разделить по тематике (направлениям работы музея) с указанием масштабов мероприятия (школьное, сельское, районное, городское, областное, всероссийское и т.д). Обязательно указываются сроки выполнения задачи и ответственные активисты за выполнение той или иной работы.
Целесообразно составить схему организации работы музея, включив в нее все связи с общественными организациями и органами, на которые опирается музей в своей деятельности.
Можно так же схематично отразить направления деятельности музея, с указанием тех программ, которые разработаны и реализуются в данном направлении. Как правило, это экскурсионная (просветительская), экспозиционная, работа с фондами музея, научно-поисковая (исследовательская), работа по увековечению памяти участников ВОВ и локальных конфликтов, тружеников тыла, знаменитых людей и т.д. Есть и такое направление работы Музея, как методическая работа (организация методической помощи педагогам, школьникам, и другим людям, обращающимся за помощью в данный музей). Можно указать и такое направление работы, как тимуровская работа (организация помощи пожилым людям). Кроме этого в программу деятельности некоторых музеев включается и деятельность по организации летнего отдыха учащихся (организация экспедиций, летних профильных лагерей), которая напрямую связана с поисковой, исследовательской работой учащихся, обучением экскурсоводов, и т.д.
3.3. Анализ работы за предыдущий период, который является основой для написания Программы деятельности музея.
4.1. Книга поступлений основного фонда.
Учет музейных фондов предусматривает две стадии:
4.2. Инвентарная книга - основной документ, юридически закрепляющий принадлежность сформированных коллекций музею образовательною учреждения.
Заполняется в виде таблицы, в которую вносятся следующие данные.
В инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинного предмета (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.). Наименование предмета записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. При описании легенды предмета указывается время и место происхождения; названия населенных пунктов должны соответствовать хронологическому принципу так же, как административно-территориальное деление.
В случае списания предметов в графе «примечания» указывается номер акта списания, заверяется подписью ответственного лица и печатью образовательного учреждения.
Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в ее конце вносится итоговая запись: «В настоящую инвентарную книгу внесено ______ (цифрами и прописью) предметов с № ____по № ____».
В следующей инвентарной книге запись начнется не с первого номера, а со следующего после последней записи в предыдущей инвентарной книге.
Инвентарная книга хранится в образовательном учреждении и входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.
Школьные музеи, которые организуют выездную экспедиционную исследовательскую работу должны оформлять полевую документацию. Это, прежде всего, полевые документы и прочие документы, получаемые во время работы со старожилами, ветеранами, и т. д. К полевым документам относятся:
4.3. Книга учета научно-методического фонда включает в себя указатель методической и научной литературы, которая имеется в музее, перечень методических материалов и разработок мероприятий, проводимых на базе музея, включая CD – диски, аудио и видеоматериал.
4.4. Книга отзывов является обязательным документом, указывающим на качество работы. В неё вносятся записи и пожелания посетителей. Книга отзывов всегда хранится на видном месте в Музее и должна быть доступна любому посетителю.
4.5. Портфолио достижений служит для того, чтобы можно было наглядно продемонстрировать успехи, достигнутые музеем, его работниками, активистами. Это может быть папка-портфолио, стенд достижений и другое. Здесь представлены грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, и т.д. (или их копии), полученные за достигнутые успехи.
4.6. Журнал учета проведенных экскурсий помогает вести статистику экскурсионной работы. Структура записей в журнале может быть различная. Например, включать в себя следующие позиции:
4.7. Отражение работы, достижений, значимых событий музея, информации об экспозиции в СМИ и других изданиях. Наличие вырезок из газет, журналов, прочих СМИ, в которых отражается деятельность музея, его активистов, публикаций обучающихся и руководителей по направлениям музейной работы покажут высокий уровень организации музейной работы.
4.8. Акты приема экспонатов и бланки описи экспонатов могут быть отпечатаны на специальных бланках по образцу, согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей…», или написаны свободно, от руки руководителем музея. В любом из случаев обязательно должны иметь место следующие записи:
Как дополнение к акту о приеме – передаче предмета, должно быть наличие договора (расписки) о полученном (принятом) предмете и обязательствам по сохранению и возвращению в указанные сроки предмета Договор подписывается обеими сторонами и заверяется руководителем учреждения, передающего предмет.
В тех случаях, когда музей закупает какие-то предметы у населения (человека, пр.) заводится папка, в которой хранятся акты, протоколы фондово-закупочной комиссии, составленные по определенному образцу.
4.10. Картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната. Картотека позволит быстро обнаружить существование экспоната в фондах и его местонахождение.
Основные виды вспомогательных картотек:
Содержание справочной и именной карточек
Справочная карточка:
Именная карточка:
В качестве главных методов, способствующих формированию фондов школьного музея, выступают получение даров и сбор материалов в ходе экспедиций (речь идет об экспедициях, похода и экскурсиях).
Экспедиционный сбор материала
При исследовании конкретной темы может быть организована краеведческая экспедиция. При определении тем и выявлении их очередности, которые предполагается изучать, следует руководствоваться плановостью их характера, краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создавать систематические коллекции.
Целесообразно проводить согласование экспедиций с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Положительных результатов можно добиться при организации совместных экспедиций, которые проводятся на основании разработанной музееведческой методике. Это направлено на обеспечение научности проводимого сбора материалов, их отбора и документирования.
В качестве источников комплектования экспозиции могут выступать:
Подготовка и проведение экспедиции осуществляется с подготовкой полевых документов.
Фонды школьного музея
Фонд школьного музея состоит из материалов, которые хранятся и экспонируются в школьном музее. В его состав входят основной музейный и научно-вспомогательный фонды.
Основной фонд
Состоит из всех видов подлинных материалов, которые пригодны для длительного хранения и которые выступают в качестве первоисточников при изучении культуры, истории, природы. Также данные материалы помогают создать экспозицию с учетом музейного профиля и могут использоваться при организации образовательного процесса.
Основной фонд состоит из:
Научно-вспомогательный фонд
Представлен материалами, которые создаются для нужд экспозиции:
Основные группы учетной музейной документации
Грамотная организация исследовательской краеведческой работы основывается на 3 группах документации:
Вспомогательные карточки представлены:
В справочной карточке преимущественно находит отражение информация о наименовании предмета с кратким описанием, учетном номере и месте хранения.
Цели учета в школьном музее:
В роли основного документа учета и охраны музейных предметов выступает Книга учета основного фонда, которая также называется Инвентарной книгой.
Экспозиционно-выставочная деятельность школьного музея
При рассмотрении музея как центра музейно-педагогической работы с функцией оказания помощи образованию следует обращать внимание на наличие у него ответственности за создание в школах эстетически воспитывающей и эстетически значимой среды. Размещение выставок школьным музеем может осуществляться на школьных коридорах, в классах и мастерских, т.е. на любом пространстве.
Кроме того, школьный музей может брать на себя задачу по комплектованию и предоставлению в распоряжение учителей-предметников либо педагогов дополнительного образования наглядных пособий, к которым относятся муляжи, предметы музейного типа, копии, иллюстрированные материалы и т.п. Это возможно в том случае, если школьный музей организован как «музей в чемодане».
Выделяется несколько жанров школьных музейных экспозиций.
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция оформлена в виде более или менее сложившегося комплекса предметов, интерактивное применение которых затруднено ввиду их размещения в закрытых шкафах, витринах и т.п. Для экспозиционного пространства свойственна строгая локализация. Его использование возможно по довольно ограниченной тематике при организации экскурсий.
Музей-мастерская. Характерной чертой выстраивания экспозиционного пространства является организация рабочих зон, предназначенных для творческой деятельности обучающихся. Он может размещаться в классах для проведения занятий, в художественных мастерских или быть рассредоточен по разным кабинетам. Такой способ организации направлен на включение музея в учебный процесс и сферу дополнительного образования.
Музей-лаборатория. Имеет много схожих черт с музеем-мастерской. Отличается преимущественно характером коллекции, которая является основой деятельности музея-лаборатории. Речь идет о коллекциях, которые относятся к техническому и естественно-научному профилю. Музейные предметы могут располагаться в предметных кабинетах, а исследовательские лаборатории и оборудование становятся частью экспозиционного пространства.
Музей-игротека. В музее могут храниться игры и игрушки. Основной частью экспозиции являются вручную изготовленные детьми, педагогами или родителями игрушки. С их помощью музейным активом и педагогами могут организовываться театрализованные занятия, которые востребованы у школьников младших классов, в группах продленного дня. Также можно проводить выездные представления в близлежащих школах и детских садах. Важным моментом является всестороннее изучение истории изготовления игрушки. Следует обратить пристальное внимание на сценарно-постановочный аспект, что означает необходимость разработки специальных сценариев для проведения занятий по определенной тематике.
Музейный педагог (педагог дополнительного образования, педагог - организатор) должен знать:
Должностные обязанности:
Руководитель школьного музея должен знать:
Должностные обязанности:
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами образовательного учреждения. Он создается как неотъемлемая и органическая его часть.
Особенностями школьного музея являются:
Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею.
Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают учет целого ряда позиций (признаков, принципов, задач и др.), обеспечивающих его эффективность в образовательном процессе.
Педагогические подходы как система научного знания должны оптимизировать и обеспечить образовательный процесс. Педагогический подход - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого взаимодействия педагога и обучающегося, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Другими словами, это некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированная в одной точке, краткая по времени, едва уловимая по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и обучающегося.
Сущность педагогических подходов выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику. Педагогические подходы в образовании и воспитании необходимы, так как ориентированы не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды.
Педагогические подходы, применяемые в музейной педагогике, можно классифицировать на две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе формирования патриотизма (аксиологический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный) и связанные со структурно-содержательным построением педагогических процессов и явлений (синергетический, интегративный) подходы. На философском уровне, наряду с диалектикой познания, выявления причинно-следственных связей, зависимостей, противоречий природы социальных явлений, процессов, в современной методологии научного познания активно развивается синергетическая теория.
Личностно ориентированный подход в центр педагогического процесса ставит личность человека как субъекта культуры, который, наряду с природными особенностями, является носителем социальных свойств, а также духовности, творческих начал, нравственных достоинств. При этом «развитие и природных, и социальных, и культурных начал должно быть представлено в контексте свойств, имеющих общечеловеческую, национальную и региональную ценность».
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности обучающегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.