Нормативные и методические основы организации школьного музея
Оценка 4.7

Нормативные и методические основы организации школьного музея

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Нормативные и методические основы организации школьного музея

Целью музейной педагогики является создание условий, которые позволяют развивать личность за счет ее включения в разнообразную жизнь школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

  • формирование совместной деятельности взрослых и детей в ходе музейной практики;
  • воспитание любви к родному краю и людям, которые в нем работают и заботятся о его развитии и процветании;
  • освоение новых типов учебных занятий и повышение профессионализма музейных педагогов;
  • формирование самосознания, стимулирование формирования активной жизненной позиции и умений по успешной адаптации в окружающем мире;
  • воспитание любви к школе, уважения к ее учителям и сотрудникам;
  • развитие творческих и организаторских способностей. Важным моментом является предоставление возможностей по их реализации на основе личных склонностей и интересов для выявления неповторимой индивидуальности;
  • формирование системы критериев и оценочных механизмов образовательного результата музейной педагогики.

Формы и методы работы

Следует учитывать, что музейная педагогика носит характер дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Основой дополнительного образования является личностно-деятельностный подход к ребенку. Также в качестве его основы следует выделить педагогику сотрудничества, множество образовательных маршрутов и право на их свободный выбор обучающимися. Однако эти явления не выступают в качестве подмены урока, а лишь дополняют его, создавая оптимальные условия для социализации и самоактуализации ребенка.

Например, на уроке истории обучающимся предоставляется информация о родном городе и крае, в рамках внеурочной деятельности им открывается возможность по углублению и расширению этих знаний с последующей их реализацией в различных видах практической деятельности. Также они могут овладеть профессиональными навыками музейного работника, экскурсовода либо исследователя.

Важным моментом является возможность использования творческого потенциала детей школой и музеем. В классическом понимании школа, основанная на классно-урочной системе, транслирует знания от учителя к учащемуся. Аналогичным способом действует и классический музей, в котором осуществляется хранение культурных образцов. Если их объединить, то возникнут новые способы деятельности и откроются новые образовательные возможности.

При изучении деятельности школьных музеев прослеживается наличие множества форм и методов работы, в реализации которых используются музейные материалы. Происходит обогащение содержания деятельности за счет новых форм, которые подсказываются реалиями современной жизни. Это поспособствовало возникновению музейных проектов, интерактивных музейных площадок и появлению новых форм учебного взаимодействия в школе.

Немецким ученым Г.Фройденталем были сформулированы требования к проведению музейных занятий, которые актуальны и в настоящее время.

Требования к проведению занятий в музее:

  • под занятием должно пониматься каждое посещение музея, перед которым должна быть поставлена конкретная цель (может быть учебной, развивающей и воспитательной);
  • учителями и обучающимися должно осознаваться, что посещение музея требует подготовки к нему, так как оно носит не развлекательный, а серьезный характер;
  • оптимальным вариантом является посещение музея с предварительной подготовкой и в ходе школьных занятий, так как дети должны быть не уставшими и готовыми к восприятию информации;
  • обзорные экскурсии, по мнению Г.Фройденталя, являются безумно тяжелыми как для детского сознания, так и взрослого, что влечет за собой необходимость от их отказа;
  • отбор экспонатов для показа во время экскурсии следует производить с учетом возрастных интересов детей;
  • в качестве итога посещения музея следует простимулировать самостоятельное детское творчество, которое может проявляться в форме рисунков, сочинений на тему увиденного, создания тематических моделей и т.п.

К школьному музею предъявляются требования по органичному вписыванию в систему проводимых мероприятий. Его следует сделать местом, где происходит культурно-историческая идентификация, диалог между музейными предметами, временами и людьми.

Построение образовательного пространства следует производить в виде цепочки «музей – школа – музей». Музейные формы работы выступают в качестве места деятельности профессионального и экспертного сообщества, культурной формы, которая может подразумевать требование результата. Это направлено на вовлечение в музейный проект профессионалов, которые могут быть экспертами, и консультантов. Таким образом создается культурная форма, где результат деятельности обучающихся не является исключительно учебным итогом, а и их личным делом.

В число наиболее результативных форм работы в сфере музейной педагогики входят массовые, индивидуальные и групповые мероприятия.

Массовые формы – это походы, олимпиады, театрализованные экскурсии, краеведческие игры, викторины, поездки по другим музеям и городам, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, вечера, экспедиции, школьные конференции, дебаты, лекции.

В перечень групповых форм входят кружки, различные общества, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, издание путеводителей, журналов. Подготовка групповых форм осуществляется под контролем и руководством педагога, а съемка и монтаж видеофильмов производится силами самих обучающихся.

Под индивидуальной работой понимается деятельность с документальными архивными материалами, подготовка рефератов и докладов, запись воспоминаний, наблюдательный процесс за бытом и жизнью изучаемого народа, написание научных работ, переписка с ветеранами, выполнение познавательных заданий, разработка индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, персональные выставки обучающихся, поиск эпистолярного и литературного материала, с помощью которого экспонат «озвучивается» во время устного рассказа.

Особенностью каждой из форм является то, что они проводятся в сочетании друг с другом. Например, массовая работа приводит к образованию кружков, а сведения, полученные во время работы в кружке, могут озвучиваться на общешкольных вечерах, конференциях и пр.

Обязательным условием является создание в школе особого воспитательного пространства, позволяющего реализовывать педагогам специальные культуротворческие и музейно-образовательные программы, осуществлять экскурсионно-выставочные и клубные мероприятия, а также проводить апробацию музейных педагогических технологий.

Педагог, который работает в рамках музейной педагогики, является организатором и помощником, чья деятельность направлена на решение таких задач, как:

  • обучение детей видению историко-культурного контекста окружающих их вещей, т.е. осуществлять их оценку с точки зрения культурного развития;
  • формирование понимания взаимосвязей разных исторических эпох и ощущения собственной сопричастности к современной культуре, которая неразрывно связана с прошлым;
  • формирование устойчивой потребности и навыков общения, а также умений взаимодействовать с памятниками культуры и музеем;
  • развитие способностей эстетически созерцать музейные предметы, сопереживать людям и получать наслаждение от экспонатов;
  • формирование толерантного, уважительного отношения к другим культурам, навыков по их пониманию и принятию.

Перед музейным педагогом либо педагогом, который занимается музейной педагогикой, стоит сверхзадача. Она представляет собой создание условий, позволяющих выработать у обучающихся созидательную позицию, заинтересованного исследователя, а не стороннего наблюдателя. В сверхзадачу также входит формирование позиции личной ответственности за свое отношение к прошлому, настоящему и будущему наследию, позиции, позволяющей понимать и эмоционально-нравственно оценивать исторический и иной материал, а не просто его механически запоминать.

Особая эффективность в музейной педагогике принадлежит игровым технологиям, технологиям проблемного и индивидуального обучения, технологии коллективных творческих дел.

Метод проектов является одним из вариантов технологии индивидуального обучения. Благодаря такому комплексному обучающему методу предоставляется возможность по индивидуализации учебного процесса, проявлению ребенком самостоятельности в планировании, организации и контролю своей работы.

При сохранении преемственного отношения музейных уроков с традиционными урочными формами деятельности следует организовать работу в иных формах. К таковым относятся совместные проекты детей и взрослых, где взрослому может принадлежать частичная роль организатора или консультанта.

Каждый раз в ходе проведения музейного урока следует нестандартно встречать обучающихся, использовать необычные формы рассказа, подготавливать интересные игры и соответствующие теме атрибуты, а также создавать собственный образ. В зависимости от соблюдения этих требований музейный урок может восприниматься либо как скучное и неинтересное, либо как увлекательное и незаурядно мероприятие, что позволяет его сравнить со спектаклем. Важное значение приобретает режиссура с правильной расстановкой акцентов, где демонстрируются наиболее важные и интересные аспекты.

Нетрадиционные формы (технологии) проведения урока, используемые в музейной педагогике:

  • интегрированные уроки, разработанные с учетом межпредметных связей;
  • уроки, проводимые в форме соревнований, игр, турниров, эстафет, конкурсов и викторин;
  • уроки, чьей основой являются формы, жанры и методы деятельности, которые приняты общественной практикой. Речь идет об исследованиях, анализе первоисточников, изобретательстве, комментариях, репортажах и мозговых атаках;
  • уроки с нетрадиционной организацией, в ходе которых используются нестандартные методы представления учебного материала. Например, уроки любви, мужества, мудрости, а также уроки-презентации;
  • уроки, основанные на проявлении фантазии, к которым относятся уроки-сказки и уроки-сюрпризы;
  • уроки, которые имитируют деятельность учреждений и организаций. Это уроки-суды, дебаты в парламенте, проведения следствия.

Основные направления деятельности музейных педагогов на современном этапе

  1. Работа с аудиторией музея, которая позволяет формировать ценностное отношение к наследию культуры и прививать вкус к общению с музейными ценностями.
  2. Развитие способностей по восприятию музейной информации, а также понимания языка экспозиции музея.
  3. Воспитание эмоциональной составляющей, стимулирование развития и проявления воображения и фантазии, творческой активности.
  4. Создание в музее условий для наиболее эффективной работы с аудиторией.
  5. Использование и увеличение популярности новых технологий музейного образования, которые могут быть представлены отдельными проектами на различных площадках и с привлечением разных партнеров.

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Музейная педагогика в качестве научной дисциплины имеет особое значение, ведь с ее помощью становится доступным методологический инструментарий, предоставляющий возможности по осмыслению всех видов музейной деятельности в плане педагогики. Это направлено на повышение уровня общения музея с аудиторией, а также придания ему более высокого социального статуса.

Предмет исследования музейной педагогики – это музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс, который рассматривается в виде значительной составной части музейной работы. Элементы музейной педагогики присутствуют при организации экспозиции и иных коммуникативных форм, а также во всех сферах музейной работы.

Учет аспектов музейной педагогики важен и при отборе, комплектовании, изучении и хранении музейных предметов для того, чтобы их при возможности включить в экспозицию или использовать при проведении иных видов образовательно-воспитательной деятельности музея.

Задача музейно-педагогического исследования состоит в разработке теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее. В число обязательных для выполнения задач входит и изучение возможностей использования результатов исследований при составлении экспозиции, а также при взаимодействии с посетителями в учебных кабинетах и в экспозициях.

Музейной педагогикой осуществляется анализ потребностей разных групп посетителей с учетом их социального положения и возраста. Изучаются особенности восприятия ими экспозиции, что позволяет разработать оптимальные методики по работе с аудиторией, основанные на дифференцированном подходе. Порой вносятся важные и нужные коррективы в содержание экспозиции.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики

  1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Для ее решения требуется получить ответ на вопрос: зачем людям нужен музей, каков смысл музейного просвещения. Для определения роли музея в общественном сознании необходимо выяснять, какова специфика и отношение к музею, а также его возможности.
  2. Эффективность музейной коммуникации. Очень важно определить, что и как воспринимается посетителями, что позволит добиться идеального баланса между теми или иными эффектами и действительными результатами их воздействия на посетителей.
  3. Изучение музейной аудитории. Предыдущий вопрос является единым целым с вопросом «Кем осуществляется восприятие». Для грамотной деятельности следует четко представлять, кто является аудиторией, каковы ее особенности, ожидания и интересы людей. Также нужно заниматься изучением того, кто и почему не приходит в музей;
  4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей. Данное направление отличается высоким практическим значением, а его развитие происходит с учетом знаний о реальной либо потенциальной аудитории музея.
  5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности. В музее осуществляются контакты как с посетителями, так и разнообразными образовательными и культурными институтами. Важное значение придается вопросу о том, как взаимодействовать с образовательными учреждениями, в том числе детскими садами. Следует уделять внимание и взаимодействию с учреждениями дополнительного образования и психолого-педагогическими центрами.

Для достижения положительного результата в современной российской музейной педагогике следует учитывать и использовать идеи и наработки предшественников. Решать все вышеперечисленные задачи следует исходя из того, что было изучено общей педагогикой, психологией и социологией. Это свидетельствует о междисциплинарном характере музейно-педагогических исследований, а также о том, что они направлены на развитие и музееведения, и педагогики.

Во многих образовательных учреждениях на общественных началах создаются музеи, которые решают задачи по созданию условий для формирования патриотического сознания обучающихся. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Создание системы по формированию интереса к истории своего населенного пункта, своей страны сделает процесс патриотического воспитания интересным, познавательным, будет способствовать повышению эффективности работы во всех областях образовательной деятельности. Школьный музей является центром реализации такой системы. Кроме того, наличие музея придаёт школе особую индивидуальность, создаёт уникальный микроклимат.

Классификация школьных музеев

Исторические музеи. К их числу относятся военно-исторические, музеи боевой славы, музеи трудовой славы, музеи дружбы народов (интернациональные), истории школы, археологии и этнографии.

Естественнонаучные музеи. Это ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.

Литературные музеи. Рассказывают об известных писателях и их связях с местным краем, а также писателей-земляков, ярко отобразивших в своих произведениях родной край. Экспозицию составляют произведения литературных деятелей и документы, свидетельствующие об их связях с местным краем.

Различают также сельскохозяйственные, краеведческие, технические, музеи космонавтики и др.

Отдельные профильные группы составляют художественные, музыкальные и театральные музеи.

Связь с несколькими науками определяет существование музеев комплексного профиля. Обычно это комплексные краеведческие музеи, включающие отделы природы, экономики, истории и культуры местного края.

Музеи, создаваемые в память о выдающихся событиях или расположенные на месте событий, или в памятном здании, независимо от профиля, называются мемориальными.

Иногда музеем называют собрание копий документов, репродукций картин, наглядных пособий, оформленных выставок и уголков. Конечно, подобного рода выставки имеют известную познавательную и воспитательную ценность, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание темы и соответствовать профилю.

При определении профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинными памятниками, на которых будет основываться работа музея.

Экспозиции принято подразделять на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи. Разница между этими категориями достаточно ощутимая.

Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов.

Комната – это классная комната, в которой также возможно проведение школьных уроков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 15-20 подлинных памятников.

Зал – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов.

Статус школьного музея присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.

Школьный музей может возникнуть только при условии хорошо поставленной поисковой работы, в результате которой собирается материал музейного значения. Пока ребята ведут поиск, музей будет живым, интересным делом.

Рекомендации по созданию концепции формируемого школьного музея

  • Определить место музея. Название музея, принадлежность к учебному заведению. Выполнение этой задачи определяется исходя из общественной потребности, направлений интересов коллектива образовательного учреждения, исторических и реальных особенностей местности, в которой функционирует учреждение.
  • Постараться четко сформулировать цель деятельности музея. Определить категорию посетителей.
  • Создание фондов музея. Составить план поисково-собирательской работы с привлечением школьного актива, учителей и родителей. Организовать учет и хранение музейных коллекций.
  • Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции (история школы, города, поселка; местные культурные традиции, знаменитые земляки и др.).
  • Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представлении, исходя из наличия фондов музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последовательность их показа. Указать экспозиционную площадь.
  • Принцип построения экспозиции: проблемный (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемориальный, коллекционный, ансамблевый, образно-сюжетный.
  • Тематическая структура экспозиции. Необходимо определить темы будущей экспозиции и кратко их раскрыть.
  • Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию. Составить план помещения с размещением в нем витрин, стендов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект.
  • Основные затраты, которые определяются исходя из стоимости экспозиционного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера.
  • Оформление нормативно - методических документов музея образовательного учреждения.

Успешность деятельности руководителя школьного музея, показатель уровня его профессионализма во многом определяется знанием нормативных документов различного уровня и умением применять их в повседневных практических ситуациях.

Нормативные документы, регламентирующие работу школьного музея

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179 «Об утверждении положений о музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»
  4. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»
  5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  6. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  8. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613 н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  11. Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»
  13. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

Иные распорядительные и нормативные документы системы российского образования по вопросам воспитания и дополнительного образования

Необходимая нормативно-правовая база школьного музея

Документация музея состоит из 4 разделов:

  • Учредительные документы.
  • Аттестационные документы.
  • Локальные акты.
  • Учетная документация.
  1. Учредительные документы:

1.1. Положение (Устав) школьного музея с приложениями:

  • Положение о совете музея
  • Положение о попечительском совете (при наличии)
  • Положение о совете ветеранов (при наличии); и т.д.

Устав или Положение о школьном музее, заверенное директором учреждения, составляется на основе типового положения РФ о школьном музее. К Положению или Уставу музея прилагаются локальные акты - о совете музея, о попечительском совете, о совместной деятельности с различными организациями (советом ветеранов, военкоматом, отделом по делам молодежи и т.д.). В Уставе (Положении) обязательно должны быть отражены:

  • наличие музейного актива (Совета музея) из числа обучающихся и педагогов (возможно, других заинтересованных лиц);
  • собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
  • оформленная музейная экспозиция, прочие условия, которые прописываются в Уставе или Положении о музее.

1.2.Приказ о создании музея. Как и любое другое мероприятие (действие) в образовательном учреждении, создание музея начинается с принятия решения (приказа) о его создании. В приказе указываются цели и задачи музея, основная направленность, помещение, в котором размещается музей и др. Приказ утверждается руководителем учреждения.

1.3. Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея. В приказе указывается, на каких условиях принят руководитель, непосредственно руководителем школьного музея либо с совмещением (например, 1 ставка - педагог, 0.5 ставки – руководитель школьного музея). Также в приказе обозначается форма оплаты труда. Здесь возможны следующие варианты: оплата по ставке, по совмещению, в виде надбавок и доплат к основной ставке. Этот приказ обязательно должен быть подписан руководителем учреждения, при котором создан и работает данный музей. Копии этих приказов должны быть в музее.

1.4. Свидетельство школьного музея. Каждый школьный музей, занесенный в реестр школьных музеев должен иметь Свидетельство о статусе школьного музея. Это свидетельство музей получает в результате аттестации или переаттестации.

1.5. Договора. В музейную документацию входят копии договоров, (об аренде или предоставлении помещения (если музей находится не на территории образовательного учреждения), договоры о временном предоставлении экспонатов (например, из другого музея), договоры купли – продажи, приема – передачи экспонатов, и т.д.). Эти договоры должны быть заверены подписью руководителя учреждения и печатью.

  1. Аттестационные документы

2.1. Положение об аттестации. Аттестация школьных музеев проходит несколько этапов в соответствии с Положением об аттестации школьных музеев. На первом этапе руководителем школьного музея обычно заполняется анкета для аттестации, комиссией образовательного учреждения составляется акт о соответствии музея статусу «Школьный музей». Документы рассматриваются районной комиссией и направляются в Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва), где музею присваивается статус «Школьный музей» и выдается номерное свидетельство (нумерация единая по всей России). Переаттестация музеев проводится через 5 лет.

2.2. Паспорт школьного музея (учетная карточка). В паспорте музея обязательно должны присутствовать следующие разделы:

  • название музея;
  • его профиль;
  • юридический адрес и телефон;
  • дата основания и открытия;
  • структура музея, включающая описание общей площади и площади экспозиций, площадь фондового хранения;
  • описание структуры экспозиции по разделам, подразделам, темам;
  • количество основного и вспомогательного фондов, единиц хранения, выведенных в экспозицию;
  • средства технического обеспечения, имеющиеся в музее;
  • оборудование музея, (сколько и какие есть витрины, стенды, подиумы, и т.д.);
  • какова посещаемость музея в год, категория посетителей;
  • тематика и разнообразие видов экскурсионной работы.

2.3. Информационная карта. Паспорт музея и Информационная карта – основные документы, на основании которых можно судить об эффективности работы школьного музея по различным направлениям, т.к. именно в этих документах наиболее полно отражены все виды и формы деятельности музея.

2.4. Приказ о переаттестации

2.5. Критерии результативности деятельности музея. Для организации большей эффективности работы музея необходимо иметь четкое представление и перечень критериев результативности деятельности музея. Эти критерии, как правило, отражены в положении об аттестации и переаттестации музея.

  1. Документы по организации деятельности школьного музея:

3.1. Программа деятельности школьного музея с приложением схемы деятельности. У каждого музея должна быть разработана Программа деятельности музея, в которой должна быть изложена целостная концепция роли музея в жизни образовательного учреждения, поселка, района, города. Указаны цели, задачи музея, пути и методы достижения поставленных целей, пути реализации программы, сроки, участники программы, ожидаемые результаты, и т.д.

3.2. План работы школьного музея по разделам деятельности

при необходимости составляются:

  • план работы совета музея;
  • план работы попечительского совета (при наличии);
  • план работы методического объединения (при наличии);
  • план совместных мероприятий с советом ветеранов.

План работы составляется на перспективу и делится на этапы по его реализации. В этом плане отражаются те мероприятия, которые проводит музей, или в которых участвует, с указанием даты и ответственного. Можно в плане мероприятия разделить по тематике (направлениям работы музея) с указанием масштабов мероприятия (школьное, сельское, районное, городское, областное, всероссийское и т.д). Обязательно указываются сроки выполнения задачи и ответственные активисты за выполнение той или иной работы.

Целесообразно составить схему организации работы музея, включив в нее все связи с общественными организациями и органами, на которые опирается музей в своей деятельности.

Можно так же схематично отразить направления деятельности музея, с указанием тех программ, которые разработаны и реализуются в данном направлении. Как правило, это экскурсионная (просветительская), экспозиционная, работа с фондами музея, научно-поисковая (исследовательская), работа по увековечению памяти участников ВОВ и локальных конфликтов, тружеников тыла, знаменитых людей и т.д. Есть и такое направление работы Музея, как методическая работа (организация методической помощи педагогам, школьникам, и другим людям, обращающимся за помощью в данный музей). Можно указать и такое направление работы, как тимуровская работа (организация помощи пожилым людям). Кроме этого в программу деятельности некоторых музеев включается и деятельность по организации летнего отдыха учащихся (организация экспедиций, летних профильных лагерей), которая напрямую связана с поисковой, исследовательской работой учащихся, обучением экскурсоводов, и т.д.

3.3. Анализ работы за предыдущий период, который является основой для написания Программы деятельности музея.

  1. Учетная документация:

4.1. Книга поступлений основного фонда.

Учет музейных фондов предусматривает две стадии:

  • первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов. Ее цель – документальная охрана (актирование и краткая запись в книге поступлений)
  • инвентаризацию, т.е. научную регистрацию музейных предметов: классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям и пр., составление более точного и полного описания, уточнение атрибуции, запись в инвентарную книгу.

4.2. Инвентарная книга - основной документ, юридически закрепляющий принадлежность сформированных коллекций музею образовательною учреждения.

Заполняется в виде таблицы, в которую вносятся следующие данные.

  • Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете.
  • Дата записи, т. е. внесения предмета в книгу поступлений в музей. Дата должна быть полной, без сокращений.
  • Время, источник и способ поступления. Указываются полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого, номер акта поступления, а также другие сопроводительные документы (дарственная, копии чека, квитанция об оплате и т. п.).
  • Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передававших предмет в музей, а также лиц, кем предметы приобретены.
  • Наименование и краткое описание предмета. Указываются авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события: назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, воспоминаниях, альбомах и др. указывается количество содержащихся в них страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий.
  • Фиксируются все надписи, штампы, подписи.
  • Количество предметов. Обычно пишется «1 ЭКЗ.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число.
  • Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картой, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литье, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись, вязание, плетение, аппликация и пр.
  • Размер. Указывается только в сантиметрах, вначале высота, затем ширина и толщина (для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр.
  • Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пожелтение, разрывы, проколы, пятна, загрязнения, ржавчина, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей.
  • Цена при закупке и номер акта закупочной комиссии. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях.
  • Легенда предмета.
  • Автор, владелец, даритель (с указанием адреса).
  • Примечания. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т. д.

В инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинного предмета (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.). Наименование предмета записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. При описании легенды предмета указывается время и место происхождения; названия населенных пунктов должны соответствовать хронологическому принципу так же, как административно-территориальное деление.

В случае списания предметов в графе «примечания» указывается номер акта списания, заверяется подписью ответственного лица и печатью образовательного учреждения.

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в ее конце вносится итоговая запись: «В настоящую инвентарную книгу внесено ______ (цифрами и прописью) предметов с № ____по № ____».

В следующей инвентарной книге запись начнется не с первого номера, а со следующего после последней записи в предыдущей инвентарной книге.

Инвентарная книга хранится в образовательном учреждении и входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

Школьные музеи, которые организуют выездную экспедиционную исследовательскую работу должны оформлять полевую документацию. Это, прежде всего, полевые документы и прочие документы, получаемые во время работы со старожилами, ветеранами, и т. д. К полевым документам относятся:

  • полевые дневники, в которые делают записи участники экспедиций, полевых выходов, интервью и т.д. Полевой дневник предназначен для фиксации поисковой работы, ее основных этапов, анализов первых полученных результатов и определения дальнейших перспектив исследований Структура дневника:
    • Титульный лист с названием музея, темы экспедиции, времени и места проведения и указанием фамилии, имени, отчества научного руководителя экспедиции.
    • Список участников экспедиции с указанием должности в музее или ином научном учреждении (если они есть) и обязанности участников экспедиции
    • Указывается полностью ФИО каждого участника, его точный домашний адрес, рабочий и домашний телефон.
    • Повседневные описания. Сюда вносятся полевые описания:
  • дата и место проведения работы,
  • название населенного пункта
  • задача дня (конкретная с учетом общей цели экспедиции, ее плана работы и ежедневно вносящихся коррективов)
  • выполнение задачи дня с обязательным указанием в скобках, в каких иных полевых документах фиксируется информация (в полевой описи, тетради записи воспоминаний и рассказов, тетради фотофиксаций и т.д)
  • итоги дня и выводы для постановки задачи на следующий день полевой работы
  • в конце дневника подводятся итоги всей работы. Итоговая запись проводится со слов начальника экспедиции.
  • дневник заверяется подписью начальника экспедиции и ведущего записи в дневнике.
  • Полевая опись, которая представляет собой первичный документ, содержащий основные данные о находках. В дальнейшем данные сведения будут находиться в Книге учета основного фонда. Полевая опись включает в себя дату и место обнаружения находки, наименование предмета, количество, материал и способ изготовления, назначение предмета, способ использования и сохранность, владелец или источник поступления, историческая справка, примечания. Все это можно составить в виде таблицы:
  • Номер по порядку
  • Дата и место обнаружения
  • Наименование предмета
  • Материал и способ изготовления
  • Название предмета
  • Способ использования, сохранность
  • Описание предмета, размеры
  • Владелец, источник поступления
  • Историческая справка
  • Количество
  • Примечания
  • Тетрадь записи воспоминаний и рассказов. В ней обязательно указывается:
  • Название населенного пункта и его точный почтовый адрес,
  • ФИО (полностью) респондента,
  • Анкетные данные собеседника, свидетеля, старожила, очевидца.
  • Далее идет запись воспоминаний, как можно ближе к тексту рассказчика.
  • Заверительная запись собеседника, дата и его собственноручная подпись.
  • Тетрадь фотофиксаций. Она включает в себя номер фотопленки, номер кадра, дату и место съемки, описание содержания кадра, условия съемки, автор снимка, примечания.
  • По аналогии ведется тетрадь видеофиксации и аудиофиксации. Кроме этого, в тех случаях, когда материал сохраняется на электронных носителях, ведется тетрадь учета материала на электронных носителях (дискеты, CD-диски).

4.3. Книга учета научно-методического фонда включает в себя указатель методической и научной литературы, которая имеется в музее, перечень методических материалов и разработок мероприятий, проводимых на базе музея, включая CD – диски, аудио и видеоматериал.

4.4. Книга отзывов является обязательным документом, указывающим на качество работы. В неё вносятся записи и пожелания посетителей. Книга отзывов всегда хранится на видном месте в Музее и должна быть доступна любому посетителю.

4.5. Портфолио достижений служит для того, чтобы можно было наглядно продемонстрировать успехи, достигнутые музеем, его работниками, активистами. Это может быть папка-портфолио, стенд достижений и другое. Здесь представлены грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, и т.д. (или их копии), полученные за достигнутые успехи.

4.6. Журнал учета проведенных экскурсий помогает вести статистику экскурсионной работы. Структура записей в журнале может быть различная. Например, включать в себя следующие позиции:

  • Номер по порядку, дата, количество человек, принявших участие в экскурсии.
  • Категория посетителей (обучающиеся, педагоги, ветераны, члены делегации и т.п.).
  • Тема и вид экскурсии (например, группа обучающихся совершает экскурсию в рамках учебного занятия – тема урока, внеклассного мероприятия – название мероприятия, и т.п.).
  • Ф.И.О. руководителя группы.
  • Ф.И.О. экскурсовода.

4.7. Отражение работы, достижений, значимых событий музея, информации об экспозиции в СМИ и других изданиях. Наличие вырезок из газет, журналов, прочих СМИ, в которых отражается деятельность музея, его активистов, публикаций обучающихся и руководителей по направлениям музейной работы покажут высокий уровень организации музейной работы.

4.8. Акты приема экспонатов и бланки описи экспонатов могут быть отпечатаны на специальных бланках по образцу, согласно «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей…», или написаны свободно, от руки руководителем музея. В любом из случаев обязательно должны иметь место следующие записи:

  • инвентарный номер предмета;
  • его наименование и краткое описание;
  • размер, материал, техника изготовления;
  • все учетные обозначения предмета, его сохранность;
  • время и место откуда поступил предмет или куда отправляется и с какой целью;
  • подпись принимающей и отдающей стороны, дата, сроки передачи (если на временное хранение), прочие условия. Все заверяется печатью передающего или принимающего предмет учреждения.

Как дополнение к акту о приеме – передаче предмета, должно быть наличие договора (расписки) о полученном (принятом) предмете и обязательствам по сохранению и возвращению в указанные сроки предмета Договор подписывается обеими сторонами и заверяется руководителем учреждения, передающего предмет.

В тех случаях, когда музей закупает какие-то предметы у населения (человека, пр.) заводится папка, в которой хранятся акты, протоколы фондово-закупочной комиссии, составленные по определенному образцу.

4.10. Картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната. Картотека позволит быстро обнаружить существование экспоната в фондах и его местонахождение.

Основные виды вспомогательных картотек:

  • Инвентарные
  • Систематические
  • Тематические
  • Именные
  • Топографические
  • Предметные
  • Хронологические
  • Географические

Содержание справочной и именной карточек

Справочная карточка:

  • Название предмета. Шифр предмета по инвентарной книге. Краткое описание.
  • Происхождение предмета. Легенда предмета, историческая справка. Изложение содержания (для письменного источника). Материал и способ изготовления. Дата и место производства. Размер. Сохранность. Справочные сведения (публикации, ссылка на архивы) Составитель карточки. Дата составления карточки.

Именная карточка:

  • Лицевая сторона - фамилия, имя, отчество (другие фамилии, прозвища, псевдонимы). Место рождения и даты жизни. Краткие анкетные данные.
  • Оборотная сторона - наименование предметов, коллекций данного лица. Способ их поступления в музей. Их шифры. Библиографические сведения. Справочные сведения о наличии предметов данного лица в других хранилищах.

Основные методы формирования фонда музея

В качестве главных методов, способствующих формированию фондов школьного музея, выступают получение даров и сбор материалов в ходе экспедиций (речь идет об экспедициях, похода и экскурсиях).

Экспедиционный сбор материала

При исследовании конкретной темы может быть организована краеведческая экспедиция. При определении тем и выявлении их очередности, которые предполагается изучать, следует руководствоваться плановостью их характера, краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создавать систематические коллекции.

Целесообразно проводить согласование экспедиций с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Положительных результатов можно добиться при организации совместных экспедиций, которые проводятся на основании разработанной музееведческой методике. Это направлено на обеспечение научности проводимого сбора материалов, их отбора и документирования.

В качестве источников комплектования экспозиции могут выступать:

  • семейные коллекции и архивы, о которых приводилась информация выше;
  • магазины антикварной и букинистической направленности;
  • чердаки и сараи (обязательным условием является получение согласия хозяев);
  • пункты вторсырья;
  • промышленные предприятия;
  • творческие союзы;
  • государственные учреждения.

Подготовка и проведение экспедиции осуществляется с подготовкой полевых документов.

Учетно-хранительская деятельность школьного музея

Фонды школьного музея

Фонд школьного музея состоит из материалов, которые хранятся и экспонируются в школьном музее. В его состав входят основной музейный и научно-вспомогательный фонды.

Основной фонд

Состоит из всех видов подлинных материалов, которые пригодны для длительного хранения и которые выступают в качестве первоисточников при изучении культуры, истории, природы. Также данные материалы помогают создать экспозицию с учетом музейного профиля и могут использоваться при организации образовательного процесса.

Основной фонд состоит из:

  • вещественных памятников, представленных орудиями труда, нумизматическими материалами, предметами быта, одеждой, сельскохозяйственными орудиями, археологическими находками, оружием, образцами горных пород, ремесленными изделиями, образцами фабрично-заводских изделий;
  • письменных источников. Речь идет о воспоминаниях, книгах, листовках, журналах, официальных документах, письмах, дневниках, правительственных документах, записных книжках;
  • изобразительных источников, включающих в себя плакаты, карикатуры, картографические материалы, фотографии.

Научно-вспомогательный фонд

Представлен материалами, которые создаются для нужд экспозиции:

  • репродукции художественных произведений;
  • схемы;
  • модели;
  • муляжи;
  • фотографии массового производства;
  • тексты;
  • образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур;
  • иные экспонаты, которые могут испортиться и, соответственно, требующие оперативной замены.

Основные группы учетной музейной документации

Грамотная организация исследовательской краеведческой работы основывается на 3 группах документации:

  1. Научно-учетные документы, состоящие из актов приема-сдачи документации, книг учета научно-вспомогательного фонда, книг учета основного фонда.
  2. Справочный аппарат, включающий в себя систему карточек, в том числе в компьютерном варианте. Его создание направлено на быстрое обнаружение наличия и точного местонахождения памятника в музейном фонде.

Вспомогательные карточки представлены:

  • инвентарными, содержащими основные сведения в соответствии с инвентарной книгой. Должны быть указаны шифры и место хранения;
  • тематическими, т.е. отражающими тематику коллекций;
  • именными с предоставлением характеристик конкретных лиц;
  • хронологическими, которые отражают хронологию событий;
  • географическими с указанием географических названий.

В справочной карточке преимущественно находит отражение информация о наименовании предмета с кратким описанием, учетном номере и месте хранения.

  1. Полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение, доклады по материалам музея, дневники экспедиций, доклады и творческие работы.

Цели учета в школьном музее:

  • обеспечение сохранности самих музейных предметов;
  • обеспечение сохранности сведений, которые имеются о предмете.

В роли основного документа учета и охраны музейных предметов выступает Книга учета основного фонда, которая также называется Инвентарной книгой.

Экспозиционно-выставочная деятельность школьного музея

При рассмотрении музея как центра музейно-педагогической работы с функцией оказания помощи образованию следует обращать внимание на наличие у него ответственности за создание в школах эстетически воспитывающей и эстетически значимой среды. Размещение выставок школьным музеем может осуществляться на школьных коридорах, в классах и мастерских, т.е. на любом пространстве.

Кроме того, школьный музей может брать на себя задачу по комплектованию и предоставлению в распоряжение учителей-предметников либо педагогов дополнительного образования наглядных пособий, к которым относятся муляжи, предметы музейного типа, копии, иллюстрированные материалы и т.п. Это возможно в том случае, если школьный музей организован как «музей в чемодане».

Основные жанры школьных музейных экспозиций

Выделяется несколько жанров школьных музейных экспозиций.

Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция оформлена в виде более или менее сложившегося комплекса предметов, интерактивное применение которых затруднено ввиду их размещения в закрытых шкафах, витринах и т.п. Для экспозиционного пространства свойственна строгая локализация. Его использование возможно по довольно ограниченной тематике при организации экскурсий.

Музей-мастерская. Характерной чертой выстраивания экспозиционного пространства является организация рабочих зон, предназначенных для творческой деятельности обучающихся. Он может размещаться в классах для проведения занятий, в художественных мастерских или быть рассредоточен по разным кабинетам. Такой способ организации направлен на включение музея в учебный процесс и сферу дополнительного образования.

Музей-лаборатория. Имеет много схожих черт с музеем-мастерской. Отличается преимущественно характером коллекции, которая является основой деятельности музея-лаборатории. Речь идет о коллекциях, которые относятся к техническому и естественно-научному профилю. Музейные предметы могут располагаться в предметных кабинетах, а исследовательские лаборатории и оборудование становятся частью экспозиционного пространства.

Музей-игротека. В музее могут храниться игры и игрушки. Основной частью экспозиции являются вручную изготовленные детьми, педагогами или родителями игрушки. С их помощью музейным активом и педагогами могут организовываться театрализованные занятия, которые востребованы у школьников младших классов, в группах продленного дня. Также можно проводить выездные представления в близлежащих школах и детских садах. Важным моментом является всестороннее изучение истории изготовления игрушки. Следует обратить пристальное внимание на сценарно-постановочный аспект, что означает необходимость разработки специальных сценариев для проведения занятий по определенной тематике.

Квалификационная характеристика музейных специалистов

Музейный педагог (педагог дополнительного образования, педагог - организатор) должен знать:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ»
  • Конвенцию о правах ребенка
  • Закон о музейном фонде РФ
  • Положение о статусе школьного музея
  • Основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены
  • Основы музееведения и музейной педагогики, образовательные и музейные технологии
  • Специфику развития интересов и потребностей детей
  • Содержание, методику и организацию научно-исследовательской, поисково-собирательской, культурно-досуговой, туристско-краеведческой деятельности и экскурсионной работы
  • Содержание и принципы комплектования музейных фондов
  • Основные принципы построения экспозиции
  • Программы занятий объединений по профилю
  • Основы деятельности детских коллективов
  • Нормативные документы в рамках компетенции
  • Правила охраны труда.

Должностные обязанности:

  • осуществляет организацию музейного актива
  • содействует формированию общей культуры личности
  • содействует организации занятий объединений дополнительного образования (по профилю)
  • обеспечивает научно-исследовательскую, поисково-собирательскую, экскурсионную и творческую деятельность
  • координирует взаимодействие с государственными музеями, педагогической, родительской и ветеранской общественностью
  • оказывает консультативную помощь педагогическому коллективу в вопросах музееведения и музейной педагогики, использования методов и форм музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе
  • участвует в деятельности методических объединений, самоуправления образовательного учреждения
  • сотрудничает с органами культуры.

Руководитель школьного музея должен знать:

  • Законодательные и другие нормативные акты по вопросам образования и воспитания учащихся, сбору и хранению исторических и культурных ценностей
  • Основы педагогики и педагогической психологии
  • Основы социологии
  • Вопросы финансово-хозяйственной деятельности
  • Основы управления
  • Трудовое законодательство
  • Правила и нормы охраны труда.

Должностные обязанности:

  • непосредственно управляет деятельностью школьного музея
  • совместно с Советом ОУ разрабатывает концепцию развития, план работы школьного музея, образовательные и рабочие программы подготовки музейного актива, педагогического коллектива в сфере своей компетенции, режим работы и правила внутреннего распорядка школьного музея и иные локальные акты;
  • организует фондовую, поисково-собирательскую и научно-исследовательскую работу
  • определяет структуру управления школьного музея, решает научные, методические и иные вопросы его деятельности
  • обеспечивает необходимые условия по сбору, учету и хранению музейных фондов, материально-технических средств, а также соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда;
  • формирует контингент воспитанников, участвующих в работе школьного музея
  • организует обучение детского актива музейным профессиям и консультации педагогического коллектива по проблемам музейной педагогики
  • в установленном законодательном порядке несет ответственность за сохранность фондов и материальных ценностей, за реализацию образовательных программ, за жизнь и здоровье обучающихся и педагогов во время образовательно-воспитательных мероприятий, за нарушение прав и свобод
  • осуществляет связь с общественностью, с учреждениями культуры, другими музеями, местными органами управления.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами образовательного учреждения. Он создается как неотъемлемая и органическая его часть.

Особенностями школьного музея являются:

  • наличие постоянной аудитории
  • возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных занятий (как урочных, так и факультативных)
  • большая, чем в другом музее, доступность музейных коллекций для посетителей
  • участие детей в ответственном деле сохранения истории для будущих поколений
  • возможность у обучающихся проверить себя в будущей профессии
  • наличие места для организации творческого созидательного досуга детей
  • комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с обучающимся, посетителя с музейным предметом при посредничестве музейного педагога, современника с прошлым и т.п.).

Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею.

Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают учет целого ряда позиций (признаков, принципов, задач и др.), обеспечивающих его эффективность в образовательном процессе.

Педагогические подходы как система научного знания должны оптимизировать и обеспечить образовательный процесс. Педагогический подход - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого взаимодействия педагога и обучающегося, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Другими словами, это некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированная в одной точке, краткая по времени, едва уловимая по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и обучающегося.

Сущность педагогических подходов выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику. Педагогические подходы в образовании и воспитании необходимы, так как ориентированы не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие условий самореализации личности в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей социальной среды.

Педагогические подходы, применяемые в музейной педагогике, можно классифицировать на две группы: связанные с целевой направленностью на развитие личности в процессе формирования патриотизма (аксиологический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный) и связанные со структурно-содержательным построением педагогических процессов и явлений (синергетический, интегративный) подходы. На философском уровне, наряду с диалектикой познания, выявления причинно-следственных связей, зависимостей, противоречий природы социальных явлений, процессов, в современной методологии научного познания активно развивается синергетическая теория.

Личностно ориентированный подход в центр педагогического процесса ставит личность человека как субъекта культуры, который, наряду с природными особенностями, является носителем социальных свойств, а также духовности, творческих начал, нравственных достоинств. При этом «развитие и природных, и социальных, и культурных начал должно быть представлено в контексте свойств, имеющих общечеловеческую, национальную и региональную ценность».

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности обучающегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Список литературы:

  1. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания. Дисс. канд. политол. наук. -М, 2001. - 181 с.
  2. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
  3. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. -256 с.
  4. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989.
  5. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. -Ярославль, 1992.
  6. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.
  7. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. М., 1989.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  9. Болотов В.А., Путилин В.Н. О военно-патриотическом воспитании молодежи // Внешкольник. 2000. - № 2. - С. 12-13.
  10. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. - № 5. - С. 4145.
  11. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
  12. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внешкольной и внеклассной работы: содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983. -208 с.
  13. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М., 1994.
  14. Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. -2003,-№2.
  15. Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми ifc средствами туристско-краеведческой деятельности. Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1999.
  16. Гусев В.В., Маслова Н.Ф. Рабочая книга педагогического самообразования. Орел: ВИПС, 1996. -144 с.
  17. Дик Н.Ф. Школьный краеведческий музей в героико-патриотическом воспитании // К празднованию Дня Победы в учреждениях образования (1945-1995). Ростов н/Д, 1994. - С. 47-50.
  18. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе / Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. - С. 1647.
  19. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений. Информационный центр и кафедра психологии КГПИ. 1996.
  20. Каменский A.M., Смирнова З.Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования. М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.
  21. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ. -1998. -№7. -С.4-10.
  22. Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.
  23. Кукушин B.C. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -508 с.
  24. Кульневич С.В. Педагогика личности. От концепций до технологий. Учебное пособие для учителей, классных руководителей, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. ТЦ «Учитель», 2001.
  25. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимопониманию. Практическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. ТЦ «Учитель», 2001.
  26. Лисецкая Е.В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2002.
  27. Лорд Барри, Лорд Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле. М.: Логос, 2002.
  28. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.
  29. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Образование. -2001. № 6. - С. 23-31.
  30. Малявко И.В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 6. СПб., 2000.
  31. Мельникова Н.А. Воспитание патриотизма у младших подростков в процессе выполнения социальных проектов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003.
  32. Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н.С.Борисова. М., 1982.
  33. Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1989.
  34. Музееведение: На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. НИИ культуры. -М., 1989.
  35. Музееведение: Ребенок в музее (социологический и психолого-педагогический аспекты): Сб. науч. тр. НИИ культуры. М.: 1993.
  36. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004.
  37. Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. - Вып. 4.
  38. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности. Монография. СПб., 1998.
  39. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. 2005.-№ 4. - С. 27-34.
  40. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. 2005. - № 5. - С. 3-12.
  41. Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.
  42. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пос. для студ. пед. инст. / Под ред. Г.В. Средина. М.: Просвещение, 1998.
  43. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  44. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
  45. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2000.
  46. Потемкин А.В. Патриотизм в системе профессионального воспитания будущего специалиста.
  47. Русаков Л.Ф. Сельский музей как средство патриотического воспитания детей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2004.
  48. Сиденко Е.В. Гражданско-правовое образование в сельской школе // Современность и духовно-нравственное развитие личности: Матер, научно-практ. конф. Ставрополь: СКИПКРО, 2002 - С. 20.
  49. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., 1987.
  50. Соколова Е.А., Ташбаева Т.С. Использование материалов школьных музеев на уроках истории // Образование в современной школе. 2005. - № 4.
  51. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков, 1998.
  52. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. 2001. - № 4.
  53. Столяров Б.А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003.
  54. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: От истоков до современности. СПб.: СпецЛит, 1998.
  55. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. СПб.: Борей Арт, 2001.
  56. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1998. - 414 с.
  57. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание // Воспитание школьников. 2002. - № 3. - С. 31-33.
  58. Филимонюк JI.A. Роль конструктивно-проектной деятельности в профессиональном становлении будущего педагога. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 172 с.
  59. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2002. - № 10.
  60. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Под общ. ред. В.Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 240 с.
  61. Фурсенко А.В. О патриотическом воспитании школьников // Вестник образования. 2006. - № 8. - С. 5-8.
  62. Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. -Ташкент, 1988. -65 с.
  63. Халанская С.М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию // Классный руководитель. 2004. - № 3. - С. 15-28.
  64. Харланова Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли (до начала XX века) // Образование в современной школе. 2004. - № 4. - С. 52-62.
  65. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990. - 220 с.
  66. Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: СпецЛит, 1998.
  67. Шабалдас А.Е. Формирование личности школьника в поликультурной среде. Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 180 с.
  68. Школьные музеи. Сборник документов. М., 1987.
  69. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Образовательная миссия музея // Произведение искусства в образовательном процессе. Матер. Междунар. научно-практ. конф. СПб., 2000.
  70. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. -М., 1998.
  71. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  72. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. XX века. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. - 151 с.
  73. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 2001.
  74. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирование в биоэнергетическом срезе. М.: ЦСП РАО, 1996.
  75. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006.
13.11.2019