Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении русскому языку и литературе
Оценка 4.8

Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении русскому языку и литературе

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении русскому языку и литературе

Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.

Средства наглядности помогают решить следующие задачи:

  • мобилизация психической активности учащихся;
  • введение новизны в учебный процесс;
  • повышение интереса к уроку;
  • увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;
  • расширение объема усваиваемого материала;
  • выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения:

  • на этапе объяснения нового материала (представление информации)
  • на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям);
  • на этапе контроля (оценка результатов работы учащихся);
  • на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Средства наглядности на уроках языка

Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий. Определим основные группы наглядности, применяемые в школе:

  • натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.);
  • условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.);
  • знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели;
  • динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)

Рассмотрим некоторые средства наглядности более подробно.

  1. Предметы окружающей среды.

С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.

  1. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматике, пунктуации, фонетике и пр., или для иллюстрирования упражнений. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи и макеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных предметов или ситуаций.
  2. Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
  • познавательные таблицы: содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательным таблицам относится также таблицы «Положение предметов», «Времена года», «Цвета», которые дают наглядное представление об определенных понятиях и явлениях;
  • инструктивные таблицы: в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполнении упражнений и др. Такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания;
  • тренировочные таблицы: предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время;
  • справочные таблицы: содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.
  1. Иллюстрации. Картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности. В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на уроке: высокое художественное мастерство, доступность для учащихся данного класса, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи учащихся, учет материала уроков литературы.

Методика работы с картиной как источником высказывания учащихся варьируется в зависимости от уровня развития и возможностей разных классов, конкретных задач урока, характера высказывания. При этом картину (репродукцию) следует анализировать как произведение искусства, не забывая о тех специфических способах отражения действительности, которые свойственны живописи или графике.

Картина (репродукция) может использоваться в процессе обучения школьников составлению предложений (на заданную тему, по опорным словам и т.п.); при написании творческих диктантов, но и в этих случаях ее методические возможности направлены на то, чтобы помочь учащимся в подборе необходимых речевых компонентов при оформлении высказывания.

Правильно подобранная и методически верно примененная картина (репродукция, иллюстрация) помогает педагогу решить целый комплекс учебных задач: ввести и актуализировать определенную лексику; активизировать грамматические формы и конструкции, изучаемые в данное время; научить оформлять специфическое речевое высказывание, в основе которого лежит анализ описание произведения живописи.

В помощь учителю и учащимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин, изображение произведений скульптуры и архитектуры. Они могут быть использованы для решения перечисленных задач, и прежде всех задач, связанных с развитием речи школьников, с подготовкой ил к устным и письменным высказываниям (описание картины, осмысление впечатлений о картине, рассказ о картине в ходе экскурсии, в рамках сообщения или доклада и т.п.).

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительных средств. Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает разные виды заданий:

  • задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
  • задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
  • задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).
  • Определим основные методические правила применения данного вида наглядности:
  • использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы;
  • при использовании раздаточного материала необходимо активизировать творческую деятельность учащихся;
  • в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися;
  • работа с карточками должна занимать 6-8 мин учебного времени.

Раздаточный изобразительный материал целесообразно использовать на уроках развития речи. Его рекомендуется распределить по нескольким наиболее важным разделам программы по развитию речи. Например: тема и основная мысль высказывания; диалог и речевой этикет; письмо; описание; рассказ; рассуждение; официально-деловой стиль речи; описание помещения и т.п. Используя на уроках по развитию речи рисунки, на которых изображены герои популярных мультфильмов, необходимо помнить о том, что раздаточный материал не копирует кадры мультфильмов, а видоизменяет их, показывает героев в новых ситуациях, в незнакомых обстоятельствах. Задания, которые предлагаются учащимся в процессе работы с карточками, должны стимулировать их речевую активность: школьники общаются с героями мультфильмов, вступают с ними в диалог, пишут от их имени письма и т.п. Перечислим некоторые виды заданий, которые предусматривают развитие речи учащихся:

  • описать и прокомментировать рисунок;
  • «озвучить» рисунок;
  • домыслить изображенное художником;
  • предложить свой вариант рисунка.

Каждый рисунок допустимо использовать при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним необходимо дифференцировать по степени трудности, предусмотреть их вариативность.

  1. Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:
  • предметный дидактический материал;
  • дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал целесообразно использовать при объяснении и закреплении новых знаний.

Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)

  1. Диапозитивы (или слайды), диафильмы, мультимедиа. Данные средства зрительной наглядности приводятся в действие с помощью технических средств и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности.

Мультимедийные презентации – современное средство наглядного обучения, обеспечивающее порционную подачу материала, дающее возможность показать изображение в динамике. Содержание проецируемого на экран материала позволяет создавать на уроке в процессе работы с учащимися динамичные таблицы и таким образом демонстрировать сам ход рассуждений при освоении нового правила. Сначала предъявляется языковой материал, затем - графические обозначения, поясняющие условия выбора написания или знаков препинания, следовательно, раскрывается та закономерность, которая лежит в основе правила.

Мультимедийные презентации могут быть использованы и на этапе формирования навыков, закрепления изученного. С их помощью выполняются задания на группировку и классификацию языкового материала, подбор примеров на изученное правило, подбор проверочных слов, определение правильных написаний. Проецирование подобных упражнений на доску-экран ускорит выполнение заданий и их проверку.

Такие средства наглядности, как кинофильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изображения, синхронную подачу звука и изобразительного материала, что и определяет их методические возможности. Целостные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера. Как и все остальные наглядные пособия, кинофильмы и кинофрагменты используются и на уроках русского языка, и на уроках развития речи. Кинофильмы на уроках русского языка дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ применения правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п. Дикторский текст обеспечивает звуковой комментарий к изобразительному материалу, рассказ, деловые инструкции, вопросы, использование отрывков из художественных произведений.

Для уроков русского языка созданы специальные учебные кинофильмы. Их демонстрация сочетается с изучением лексических и грамматических тем по учебнику. При проектировании урока учитель должен определить то место, которое займет фильм в системе изучения темы в целом; составить вопросы и задания, позволяющие соотнести материал учебника с содержанием фильма; подготовить учащихся к выводам и обобщениям, которые необходимо сделать после просмотра фильма; помочь включить сведения, которые даны в фильме, в рассказ о том или ином явлении и т.п.

На уроках развития речи кино применяется более широко, так как с его помощью интенсивно вводятся самые различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся. В учебных фильмах с этой целью используются сюжетный и видовой материалы. Возможности кино позволяют предъявить видовые сюжеты в динамике, в разных ракурсах. Кинокамера организует и направляет внимание зрителя, заставляет его увидеть то, что необходимо для решения учебной задачи, помогает увидеть предмет близко и на расстоянии, с разных точек зрения. Все это облегчает сбор материала к будущему высказыванию. Поэтому кинофильмы целесообразно использовать в процессе работы над описаниями.

Используются кинофильмы и для обучения рассказу. С помощью кинофильма можно наглядно показать учащимся композиционные особенности повествовательного жанра. Для этой цели применяются следующие специфические приемы:

  • показ серии основных эпизодов экранизированного рассказа в конце фильма (они восстанавливаются с помощью стоп-кадра);
  • анализ эпизодов, связанных с развитием действия рассказа; развитие сюжета по началу или концовке рассказа;
  • анализ дикторского текста, его дополнение и трансформация;
  • анализ музыки фильма и т.п.

Некоторые фильмы помогают подготовить учащихся к устным высказываниям. В основе таких фильмов - образец устного рассказа. Работа по фильму потребует от учащихся выполнения ряда специальных заданий: проследить за тоном речи рассказчика; определить, как он передает свои чувства и свое настроение, как держится; подумать над тем, почему рассказ получился интересным, почему его легко слушать.

Некоторые фильмы используются для работы над рассуждением. Дикторский текст помогает определить правила построения текстов подобного характера, научить вводить аргументы при доказательстве основного тезиса, использовать необходимую лексику и т.п.

Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:

  1. Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на уроке, учитель должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
  2. Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к восприятию фильма:
  • сформулировать задачи работы;
  • сориентировать учащихся на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма;
  • провести вводную беседу о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п.
  1. Подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа урока.
  2. После просмотра кинофильма необходимо выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.
  3. В ходе выполнения специальных заданий, направленных на познание языковых явлений или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьниками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.
  4. Работа по кинофильму должна заканчивается выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров.

В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи, компьютерная и лингафонная техника. Работа над правилом (или блоком правил) на первом этапе предполагает изучение или повторение соответствующего материала школьного учебника. После этого школьники с помощью серии компьютерных программ еще раз изучают нормы правописания, затем тренируются в выборе написания на основе алгоритма, заложенного в программе, контролируя свои действия на всех этапах применения правила, включая последний, заключительный этап, на котором осуществляется выбор написания. С помощью компьютера школьники овладевают орфографическим разбором, схема которого предъявляется компьютером, что позволяет судить об уровне овладения учащимися орфографической теорией, а также об умении применять эту теорию в практической деятельности.

Применение компьютера на уроках русского языка не является самоцелью. Его использование позволяет эффективно решить ряд дидактических задач: интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать познавательную деятельность школьников, пробудить интерес к учебной работе, повысить уровень их знаний, добиться ощутимых результатов в работе по совершенствованию умений и навыков.

Использование компьютерных программ обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, так как в них предусмотрена возможность обеспечения тренировочной работы различной длительности в зависимости от усвоения способа действия конкретными учащимися. Программа предусматривает использование в процессе тренировочной работы разных по степени трудности вариантов, которые могут быть предложены учащимся с учетом их возможностей.

Средства наглядности на уроках литературы

Основная функция наглядности на уроке литературы - помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся - одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем литературы.

В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, ауодиозаписи и мультимедиа. Каждое из этих средств принадлежит к определенному виду наглядности: зрительной, слуховой и зрительно-слуховой.

Зрительная наглядностьимеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и т.д.

Хорошо, конечно, если весь арсенал имеющихся изобразительных средств становится привычным на уроке литературы, но снимки, помещенные в хрестоматии, как справедливо заметил еще давно В.В. Голубков, - это минимум того, с чем следует ознакомиться учащимся.

Наборы открыток называют обычно раздаточным материалом. В этом названии достаточно точно передано их назначение: учитель может раздать ученикам разные открытки и учесть интересы и возможности каждого. Вместе с тем результаты труда отдельных учеников могут влиться в общую работу, так как каждая отдельная открытка является частью общей серии.

В альбомах же приводится не только изобразительный, но и документальный материал - отзывы и высказывания как самого писателя, таки его современников и последователей, фрагменты писем и т.д. такое сочетание изобразительного и документального материала позволяет использовать альбомы как на уроке, в коллективной работе, так и для самостоятельных индивидуальных заданий.

По своему педагогическому назначению к зрительной наглядности близки статичные экранные пособия - диафильмы и диапозитивы, мультимедийные презентации. Такой материал носит обзорно-биографический характер либо посвящен отдельным произведениям, включает портреты писателя и близких ему людей, документальные материалы, картины историко-бытового плана, а так же иллюстрации к его главнейшим произведениям.

Слуховая наглядность. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического. Музыка и художественное чтение открывают широкие возможностидля активизации процесса преподавания литературы. Бывают даже случаи, когда аудиозаписи просто необходимы на уроке литературы. Нужно, например, не просто прочитать, но и услышать в исполнении сказителей сказку или басню. Нельзя забывать, что звуковая запись все же «вторичная» наглядность и, наряду с целым рядом преимуществ (прежде всего - профессионализм исполнения), технические средства уступают живому учительскому чтению в плане установления контакта с аудиторией. Актерское чтение помогает многое открыть ученику, если оно не начинает вытеснять чтение учителя и ученика. Слуховая наглядность, как впрочем, и любая, требует от учителя меры и такта.

Зрительно-слуховые средства наглядности.Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Богатые возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в учебных целях. Однако их сложность, особенно телевставок, содержание и длительность которых не может регулировать учитель, подчас увеличивает те трудности, которые возникают перед учителем на уроках с применением технических средств.

Современный учитель располагает рядом учебных фильмов. Это фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал - портреты писателей и их современников, фрагменты писем, хроникальные кадры, запечатлевшие писателей. Такие фильмы не без основания критикуют за иллюстративность, разноплановость и растянутость (некоторые из них имеют 4 и даже 6 частей). Поэтому их целесообразно использовать не целиком, а лишь фрагментарно, например, хроникальные кадры или редкие портреты писателей и т.д.

Другой вид учебных фильмов - киноэкскурсии по памятным местам. Экран как бы переносит учеников в Михайловское, Ясную поляну, Спасское-Лутовиново и т.д. Конечно, кинофильм не заменяет экскурсии, но в какой-то мере создает эффект присутствия. Также в распоряжении учителя находится целая серия постоянно обновляемых телевизионных учебных передач.

Планируя урок с применением наглядности, учитель должен определить ее дидактическую функцию в системе уроков в целом и на каждом уроке в частности.

На заключительном этапе изучения произведения наиболее распространены задания сопоставительного характера, которые помогают ученикам вновь воспринять литературное произведение целостно, оценивая его одновременно с нового для них угла зрения. Слушая, например, «Смерть поэта» в исполнении В. Яхонтова, ученики ощущают ораторский пафос поэзии Лермонтова, а исполнение того же стихотворения А. Остужевым заставляет их собственно почувствовать глубину трагического звучания поэзии Лермонтова.

Если дидактическая функция наглядности не продумана, то эффективность урока бывает значительно ослаблена, а в отдельных случаях такой урок может оказать даже отрицательное воздействие на преподавание литературы.

В соответствии с поставленной на уроке задачей учитель отбирает необходимый наглядный материал. При этом он должен учесть его качество и точно выверить его дозировку, а так же прояснить для себя концепцию авторов произведений смежных искусств, которые предполагает демонстрировать на уроке.

Во всей системе уроков по теме и даже иногда на одном уроке целесообразно использовать разные виды наглядности комплексно. Например, на вступительном уроке по теме «Творчество В.В. Маяковского» вполне уместно показать кинокадры, запечатлевшие поэта, и послушать запись воспоминаний современников о нем, а на уроке о жизни А.А. Фадеева - рассмотреть его портрет и послушать голос писателя.

Эпизодическое введение в урок наглядности педагогически не оправдано. Нецелесообразно, например, включать в урок всего один-два диапозитива (слайда) или несколько кинокадров. Однако перенасыщение урока наглядностью не только не приносит пользы, но даже может оказаться вредным.

Содружество искусств на уроке должно быть тактичным, а используемые произведения смежных искусств - обладать высоким художественным уровнем. Если на уроке проводятся спорные трактовки, то нужно, чтобы им сопутствовал серьезный анализ. При изучении, например, «Евгения Онегина» целесообразно привлечение музыки П.И Чайковского, причем не только арии Татьяны, где литературная и музыкальная трактовки образа едины, но и арии Онегина и Ленского, героев, которые существенно переосмыслены в опере Чайковского. Привлекая к уроку литературы другие виды искусства, словесник должен считаться с тем, что перед ним произведения, имеющие свои средства выражения и живущие по своим законам.

Эффективность урока находится так же в прямой зависимости от того, насколько умело осуществляется конкретная методическая работа с иллюстрациями, музыкой, кинофильмами и т.д. Чтобы осмыслить произведения смежного с литературой вида искусства, ученику нужно обладать хотя бы элементарными знаниями об этом произведении. Поэтому принято начинать разговор о музыкальном или живописном и другом произведении с краткой справки об авторе и его произведении. В V-VIII классах целесообразны вопросы, которые последовательно и постепенно учат школьников всматриваться в иллюстрацию, вслушиваться в музыку, определять не только тему и идею произведения, но и художественные средства, характерные для того или иного вида искусства. Например, «Как показал художник Алфеевский стремительность движения Снежной королевы и Кая?», «Что хотел сказать художник Ушаков изображая рядом выбивающуюся из сил лошадь и уверенно шагающего мальчика?».

Смежные виды искусств на уроках литературы не самоцель, а средство проникновения в литературное произведение. Поэтому, после того как ребята рассмотрели иллюстрацию, прослушали музыку и т.д., нужны также вопросы, которые помогли бы соотнести иллюстрацию, музыку, экранизацию с литературным произведением.

Рассматривая, например, с классом иллюстрации художника Алфеевского к сказке Андерсена «Снежная королева» можно предложить учащимся найти цитаты, которые можно было бы подписать под рисунками.

В V-VIII классах задания оценочного характера еще сложны, но вполне уместны вопросы, которые становятся отправной точкой для сопоставительного анализа. Завершая, например, знакомство учеников с иллюстрациями к «Муму», можно сказать ребятам: «Тургенев любил Герасима и сочувствовал ему. Как это отношение писателя передано художником Ушаковым в каждом из трех его иллюстраций к «Муму». Очень важно, чтобы ученики соотносили иллюстрации с произведением писателя вдумчиво и грамотно, помня, что перед ними произведение художника, в котором отразилось его понимание произведения, его «суждение» о нем, и главное - подросток должен понимать, что у каждого искусства свои возможности, свой язык.

Во всех классах чрезвычайно полезно привлекать самих ребят к созданию наглядных пособий, причем не только копий, но и требующих серьезных творческих усилий. Приведем пример заданий, выполнение которых не только способствует выполнению наглядными пособиями кабинета литературы, но стимулирует эстетическое развитие учащихся, способствует развитию их самостоятельности:

  • сделать фотографию, которая бы могла стать иллюстрацией произведения;
  • нарисовать собственную иллюстрацию к произведению;
  • записать на магнитофон выразительное чтение товарища;
  • подготовить радиопередачу о писателе или произведении.

Когда учитель продумал конкретное задание, он встает перед необходимостью «вписать» его в урок. И здесь вновь возникает ряд существенных моментов. Наиболее «свободен» учитель, когда он использует художественные или графические материалы и диапозитивы (слайды); однако диафильмы и кинофильмы в значительной степени программируют его деятельность на уроке.

Следует отметить, что успех урока с наглядностью во многом зависит не только от общего его методического решения, но даже от того, какие слова учитель скажет перед тем, как познакомит ребят с иллюстрацией, музыкой, кинофильмом, и как он вновь перейдет к разговору о литературном произведении.

Таким образом, наглядность оказывает значительное действие на совершенствование и умножение методов развивающего обучения и является весьма перспективной областью методики. В связи с интенсивным развитием технических средств и смежных искусств (особенно кино и телевидения) заметно активизировалось включение в урок иллюстраций, музыки, кино и т.д. это в целом отрадное явление, однако далеко не всегда оно само по себе обеспечивает эффективность урока литературы. Поэтому подготовка урока с применением наглядности и технических средств требует от учителя мастерства и такта.

13.11.2019