ЛЕКЦИЯ 3 Метапредметное содержание образования и его функции
Оценка 4.6

ЛЕКЦИЯ 3 Метапредметное содержание образования и его функции

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
ЛЕКЦИЯ 3 Метапредметное содержание образования и его функции

Как было указано ранее, человек в процессе познания мира неизбежно приходит к выводу о существовании единых основ, так называемых первосмыслов, через которые происходит «стягивание» всего происходящего к каким-то единым основаниям. Если, например, рассматривать «золотое сечение», то обнаружится сходство музыкальных и астрономических явлений, а если взять магическое число «семь», то к нему будут привязаны дни недели, ноты, цвета, чудеса света и даже события из сказок. Поэтому следует признать, что наш мир наполнен разнообразными смысловыми символами и при их помощи человек активно познает мир.

Если же одновременно рассматривать несколько первосмыслов, то легко можно составить полноценную картину познаваемого, а значит, образование человека будет тесно связано с изучением и познанием этих первосмыслов, которые являются ключевыми проблемами и понятиями.

На протяжении всей свой жизни человек обращается к первосмыслам, которые выступают для него в качестве источника образования. При этом невозможно их изучить в каком-то конкретном классе или выделить в отдельный предмет. По этой причине человек, который постоянно находится в процессе познания и саморазвития, будет постоянно обращаться к «вечным проблемам».

С «вечными проблемами» будут сталкиваться и ученики, которым предстоит отвечать на вопросы о происхождении мира, интересоваться тем, откуда произошли буквы, знаки, человек и т.д.

Первосмыслы же являются узловыми точками метапредметного содержания образования и в каждую такую точку может включаться разный объем изучаемых проблем и вопросов. В ходе своего обучения ученик будет накапливать опыт и знания, поэтому количество таких точек будет увеличиваться с одновременным ростом его компетентностей.

Хуторской А.В. в образовании выделяет присутствие метапредметности в нескольких основных функциях:

  • принцип построения Доктрины образования человека;
  • способ создания фундаментального основания для определения содержания общего образования;
  • допредметная предпосылка учебных предметов, то есть метапредметность рассматривается в качестве основания предметной дифференциации содержания образования;
  • условие для выработки формулировки базового содержания образовательных стандартов;
  • межпредметная функция, которая выражается в интеграции содержания образования на горизонтальном уровне;
  • основа для дальнейшего проектирования метапредметных образовательных достижений ученика, а также выработки системы для их оценки и проведения диагностики;
  • основа для организации метапредметной деятельности всех учащихся в процессе обучения.

В результате метапредметность можно рассматривать как синтез допредметных и предметных составляющих в образовании, а также выявление с дальнейшим осмыслением внутренней связи между знаниями, относящимся к различным наукам и учебным предметам.

Фундаментальные образовательные объекты

Если изучать фундаментальные образовательные объекты с точки зрения образования, то их можно считать первосмыслами бытия, так как они выступают в качестве основных источников содержания образования. При этом ученик не обязан изучать всю обширную образовательную среду, однако обязательным является усвоение ее ключевых фундаментальных объектов. К таковым следует отнести понятия движения и времени, числа и знака, буквы и цифры, животного и растения, человека и Вселенной и т.д.

К фундаментальным образовательным объектам следует отнести и метазнания, и общие фундаментальные понятия, так как по причине своего глубинного смысла они принадлежат к двум мирам – идеальному и реальному. Например, такие фундаментальные константы, как скорость света в вакууме, число «пи» или гравитационная постоянная демонстрируют связи в реальном мире, а также используются для трактовки смыслов научных теорий и знаний.

Кроме того, фундаментальные образовательные объекты являются ключевыми сущностями, которые демонстрируют единство мира и реальность познаваемого бытия. Они выступают в роли узловых точек для всех образовательных областей, поэтому при их помощи и существует не только реальная область познания, но и выстраивается система знаний о ней.

Для каждой области познаваемого бытия определяется свой набор фундаментальных образовательных объектов, в котором категории, понятия, символы выстроены в строгую и взаимосвязанную систему. В то же время фундаментальный образовательный объект является общим для всех учащихся, но при этом он обеспечивает каждому ученику личный результат познания, что в итоге приводит к формированию индивидуальной траектории образования.

При рассмотрении с методической точки зрения крайне важно учитывать, что при помощи понятия «фундаментальный образовательный объект» одновременно осуществляется как обобщение содержания учебного предмета, так и обеспечивается создание индивидуальной образовательной траектории учеников.

Также следует учитывать, что фундаментальные объекты являются абсолютно одинаковыми для всех учеников, однако каждый обучаемый осваивает их, исходя из индивидуальных особенностей и в соответствии со своими целями и доступными средствами. При этом неизбежно, что познание одного и того же объекта различными учениками приводит их к разным результатам, т.е. разным образовательным продуктам, которые и формируют индивидуальные образовательные траектории.

Как определить фундаментальные образовательные объекты в учебном предмете?

Хуторской А.В. в своих работах предлагает использовать несколько способов поиска фундаментальных образовательных объектов в образовательных областях и учебных предметах.

  1. Проведение анализа науки или первоначальной области деятельности. В соответствии с изучаемым учебным предметом в конкретной науке или области деятельности проводится работа по выделению реальных явлений или предметов. Для русского языка, например, это может быть устная речь с ее звуками и словами, для химии — различные вещества и процессы их перехода из одной стадии в другую, в истории — предметы и события, которые имели кардинальное влияние на дальнейшее развитие событий и т.д.
  2. Анализ учебного предмета. Первоначально происходит выделение ключевых методологических элементов в тех образовательных областях и учебных предметах, которые изучаются в школе. После этого осуществляется поиск объектов реальной действительности, соответствующих данным элементам. И только затем эти объекты переводятся на первичные стадии, что позволяет ученикам приступить к их познанию. Если взять курс физики для 9 класса, то основной его темой является закон всемирного тяготения, в действительности же в качестве реального образовательного объекта здесь рассматривается явление тяготения, то есть гравитация. И если использовать личностно-ориентированный подход обучения, то первоначально следует объяснить ученикам, что такое гравитация, а только потом рассматривать закон всемирного тяготения.
  3. Рефлексивный анализ учебной деятельности. В ходе образовательной деятельности не единичны случаи, когда фундаментальные образовательные объекты обнаруживаются по ходу обучения. Их поиск и фиксация могут происходить следующим образом: учитель формулирует какой-либо вопрос или задание, в которых предлагается ученикам самостоятельно отыскать главные объекты в изучаемой ими предметной области. Затем все результаты тщательно анализируются и после этого весь коллектив учащихся отбирает реально изучаемые объекты.

В качестве научно-педагогической проблемы следует рассматривать не только аргументированный отбор конкретных фундаментальных образовательных объектов, но и осуществлять отбор фундаментальных достижений всего человечества, которые относятся к познанию данных объектов.

Хуторской А.В. в качестве примеров перечней фундаментальных образовательных предметов в зависимости от изучаемого предмета приводит следующие:

Филология: слово, словосочетание, звук, морфема, предложение, текст, знак, символ, думание, говорение, чтение, язык, слушание.

Естествознание: живое-неживое, жизнь, смерть, молекула, клетка, организм, экосистема, биосфера, состав, модель, время, мир, энергия.

История и обществознание: событие, место, герой, лидер, эпоха, народ, время, общество;

Информатика: команда, исполнитель, алгоритм, информация, модель, компьютер, программа.

Реальный и знаниевый аспекты фундаментального образовательного объекта

Принято считать, что содержание образования имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона представляет собой социальный опыт, адаптированный педагогом и осваиваемый учениками в ходе собственной деятельности.

Под внутренней характеристикой понимается содержание образования, которое формируется уже в самом ученике.

В соответствии с этим для любого ученика фундаментальный образовательный объект имеет две грани — реальную и идеальную или знаниевую.

Для примера можно привести такой фундаментальный образовательный объект, как «дерево». С одной стороны, это просто дерево, а с другой его можно рассматривать в качестве понятия «дерево», формировать вокруг него художественные образы и т.д.

Как же отличить реальные фундаментальные объекты от знаниевых?

К реальным фундаментальным образовательным объектам прежде всего стоит отнести те, которые можно «пощупать». К таковым относятся объекты из мира природы (огонь, вода, растения, различные явления и др.), разнообразные социальные объекты (семья, гражданские процессы), культурные объекты, включая материальные и духовные ценности.

К знаниевым же фундаментальным образовательным объектам уже относятся объекты, которые были получены в результате осознания деятельности человека, поэтому их можно постичь только при помощи чувств, интуиции либо мышления. Примерами знаниевых объектов могут служить категории, принципы, понятия, которые к тому же подлежат дальнейшему изучению.

Также следует упомянуть об обобщенном представлении об объекте. Данная категория уже относится к миру понятий и считается более универсальным по сравнению с реальными объектами. Например, конкретное представление о двух березах в мыслях можно свести к представлению о березе в целом, а вот березу и сосну уже объединяет понятие «дерево». Если идти дальше, то деревья уже относятся к растениям, а разнообразные культурные и природные процессы объединяются представлением о движении.

В соответствии с методикой обучения Хуторского А.В. ученикам предлагается сначала самим создать продукт и только потом приступить к его сравнению с такими же продуктами, созданными его одноклассниками. Далее можно перейти к сравнению с общекультурными достижениями, касающимися изучаемой темы. В результате ученику удается самореализоваться, а также создается мотивация для дальнейшего обучения и изучения общепризнанных достижений человечества.

Применение такого подхода позволяет ученику рассматривать самого себя в качестве единого целого с культурно-историческим наследием человека, тем самым он начинает считать себя полноправным его участником.

В результате, можно смело вводить понятие «культурно-исторический аналог», под которым понимается достижение человечества, соответствующее образовательному продукту, самостоятельно созданному учеником. Такие аналоги можно выразить в форме законов, понятий, решений, различных художественных и других произведений. В частности, учебники как раз и относятся к культурно-историческим аналогам.

Список литературы:

  1. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — №8.
  2. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации // Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — №4. — 25 апреля.
  3. Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016.
  4. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016.
  5. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации // Народное образование. — 2015. — №3. — c. 35-46.
13.11.2019