ЛЕКЦИЯ 1 Воспитательные основы ФГОС
Оценка 4.6

ЛЕКЦИЯ 1 Воспитательные основы ФГОС

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
ЛЕКЦИЯ 1 Воспитательные основы ФГОС

«Качество человеческого духа проверяется двояко – в периоды страшных кризисов и в периоды обычной будничной жизни. Последнее, мне кажется, мы не выдерживаем. От нашей российской духовности, нашей доброты мало что осталось, а с их потерей мы потеряли и силу, и здоровье. Мы почти вымирающая нация, поэтому возвращение к своей, именно своей духовности – для нас жизненно важная задача. Для нас сегодня важна именно возвращенная духовность, а не экономика и западные кредиты. Неизмеримо важнее – дух российского человека». (Лободин В.Т.)

В настоящее время для Российской Федерации актуальна проблема возрождения национального духа в сознании российских детей. Еще великий русский философ И.А. Ильин обозначил следующее школьно-педагогическое задание: воспитание в русском народе национального духовного характера.

Воспитательные основы федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлены несколькими методическими документами.

В их числе:

  • «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся».
  • «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования.»

Необходимо отметить, что обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенный в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а именно на национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа ФГОС в образовательном учреждении.

Важно подчеркнуть, что «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Ценности личности ребенка формируются во многих социальных институтах и сообществах:

  • семья;
  • неформальные сообщества;
  • трудовые, армейские и другие коллективы;
  • сфера массовой информации, искусства и отдыха.

Однако наиболее системно, последовательно и глубоко, духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Здесь развитие и воспитание обеспечивается самим укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Ориентация только на получение знаний в корне не верна. Часто образованный человек может быть нравственно развитым.

Таким образом можно определить цель современного отечественного образования заключается в воспитании, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России.

Согласно Концепции духовно-нравственное воспитание гражданина России – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями базовых национальных ценностей выступают:

  • Многонациональный народ Российской Федерации.
  • Государство.
  • Семья.
  • Культурно-территориальные сообщества.
  • Традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские).
  • Мировое сообщество.

Концепция формирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших задач.

Социальный заказ образованию.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • Нация.
  • Национальное государство.
  • Национальное самосознание.
  • Патриотизм.
  • Гражданское общество.
  • Многообразие культур и народов.
  • Межэтнические мир и согласие.
  • Социализация.
  • Развитие.
  • Национальный воспитательный идеал.
  • Базовые национальные ценности.
  • Духовно-нравственное развитие личности.

Понятие базовых национальных ценностей.

При этом стоит отметить, что основным содержанием духовно-нравственного развития и социализации являются базовые национальные ценности. Они основаны на жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Основными базовыми национальными ценностями выступают:

  • патриотизм;
  • социальная солидарность;
  • гражданственность;
  • семья;
  • здоровье;
  • труд и творчество;
  • наука;
  • традиционная российская религия;
  • искусство и литература;
  • природа;
  • человечество.

Базовые национальные ценности определяют:

  • Идеологическую составляющую содержания образования.
  • Основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России.
  • Содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Главной задачей духовно-нравственного развития и воспитания учеников является формирование у ребят личностной, семейной, социальной культуры. При этом под личностной культурой понимается культура здорового образа жизни, культура поведения, национальная культура: все то, что делает человека полноценным и здоровым членом общества. Под семейной культурой понимается культура отношений, культура общения и проведения досуга, формирование семейных традиций. Под социальной культурой понимается культура общения в школьных, трудовых и иных коллективах.

Национальный воспитательный идеал

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Возможные формы знакомства субъектов воспитания с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Субъектами воспитания выступают педагоги и воспитанники. Эти категории могут определенным образом знакомиться с положениями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Педагоги:

  • Индивидуальная работа с документом.
  • Обсуждение основных положений Концепции с коллегами.
  • Создание творческих групп для разработки Программы реализации основных положений Концепции в образовательном учреждении.
  • Разработка Программы реализации основных положений концепции.
  • Разработка программно-методического обеспечения реализации Программы.
  • Выбор форм знакомства воспитанников и их родителей с содержанием Концепции, а также форм их участия в ее реализации.

Воспитанники:

  • Обсуждение основных положений Концепции в рамках творческих групп.
  • Работа с основными понятиями – системой нравственных ценностей.
  • Включение в разработку Программы по реализации основных положений концепции.

Основные формы работы воспитанников с документом.

Воспитанникам можно предложить следующие задания:

  1. Объяснить значение понятий, представляющих систему базовых национальных ценностей.
  2. Беседа о содержании ключевых понятий, обозначенных в национальном воспитательном идеале.
  3. Составление Энциклопедии «Базовые национальные ценности российского общества».
  4. Принять участие в разработке Программы по реализации основных положений Концепции.
  5. Участие в непосредственной реализации Программы.

Опыт построения целостных воспитательных систем на основе реализации положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В Российской Федерации есть школы и образовательные центры, которым удалось выстроить целостную воспитательную систему на основе реализации положений «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Главной особенностью построения целостной системы воспитания является ориентация на базовые национальные ценности, определенные в Концепции.

Рассмотрим основные ценности и комплекс мер, по их реализации в укладе школьной жизни.

Семья.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается именно в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Для того, чтобы семья хорошо справлялась со своей функцией, необходимо изменить содержание взаимодействия школы с родителями и старшим поколением. Важно просвещать родителей, обогащать содержание совместной деятельности в деле укрепления семьи, воспитании ответственного семьянина. Для реализации продуктивного взаимодействия с семьей можно реализовать следующий комплекс мероприятий:

  • Создание «Академии семьи».
  • «Школа семьянина» для детей.
  • Составление родословной семьи.
  • Создание музея семьи.
  • Работа «Школы дедушек и бабушек».

Родина, отечество, родная земля и язык.

Ребенок с малых лет должен ценить свою Родину. Педагогами в рамках профессиональной деятельности по формированию любви к Родине могут быть использованы:

  • Проект «Моя малая родина – души моей частица».
  • Проект «Мы граждане твои, Россия».

Патриотизм, гражданственность.

Невозможно представить развитие данных ценностей без знаний ребенка об истории собственной страны. Формирование патриотизма и гражданственности может проходить в:

  • Историческом клубе.
  • Объединениях по изучении культуры.
  • Школе правовой культуры.
  • Военно-патриотических клубах.

Нация, народ, национальное самосознание.

Для того, чтобы ребенок осознал свою национальную принадлежность, необходимо изучать положительные черты характера русского человека, историю родного края. Важно приобщать детей к религиозным ценностям, миру отечественной культуры. В рамках развития данной базовой национальной ценности можно организовать следующие мероприятия:

  • Занятие «Рисуем образ русского человека».
  • Создание музея «Родная сторонка».
  • Работа кабинета «Православной культуры».
  • Познавательная игра «Русский народ: история, дух, характер, ценности, культура».
  • Изучение биографий достойных сынов и дочерей России: защитников отечества, мыслителей и философов, поэтов и писателей, деятелей науки и культуры.

Традиционные российские религиозные объединения.

В рамках Концепции предусмотрено приобщение детей и подростков к духовным ценностям религиозной культуры. Для этого необходимы:

  • Беседы с представителями церковных конфессий.
  • Изучение духовной литературы и религиозных традиций.

Природа.

Духовно-нравственное развитие личности предполагает привитие детям любви к родной природе и животному миру. Дети должны быть приучены видеть и слышать природу, подмечать ее красоту. В результате духовного общения с природой формируются такие качества ребенка как:

  • Духовность: потребность в познании природы, ее гармонии и красоты. Участие в культурной деятельности по оказанию помощи природе.
  • Творчество: расширение знаний о природе, получение практических навыков, направленных на улучшение состояния природы.

Здоровье и спорт.

Наряду с формированием других базовых национальных ценностей перед педагогом стоит и задача формирования культуры здорового образа жизни. В рамках профессиональной деятельности учителя по приобщению к ценностям здоровья и спорта могут быть проведены следующие мероприятия:

  • «Аптека доктора смеха».
  • Занятия в «Спортзале доктора Физкульт-привета».
  • Школа «Доктора Неболита».
  • Работа Академии красоты и здоровья человека ХХI века.

Важно отметить, что при построении целостных воспитательных систем на основе реализации положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России педагогическим коллективам обязательно нужно разработать целый комплекс мер, обеспечивающих развитие всех базовых национальных ценностей в совокупности.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, от 29.12.2014 № 1644)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413, от 29.12.2014 № 1645)
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009
  5. Примерные программы воспитания и социализации обучающихся
13.11.2019