Классификация учебных географических экскурсий. Место экскурсий в учебной программе
Оценка 5

Классификация учебных географических экскурсий. Место экскурсий в учебной программе

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Классификация учебных географических экскурсий.  Место экскурсий в учебной программе

Методика подготовки и проведения экскурсий будет различной в зависимости от вида организуемой экскурсии. Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я. Герд, Б.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, Б.Д. Комисаров. В основу классификации всего многообразия школьных экскурсий может быть положено несколько различных критериев:

  • по учебным целям;
  • по месту в учебном процессе;
  • по содержанию;
  • по характеру изучаемых объектов;
  • по месту проведения;
  • по продолжительности;
  • по времени года;
  • по количеству участников.

Географические экскурсий можно классифицировать по методу их проведения. В этом отношении экскурсии могут быть:

  • демонстративными, имеющими целью показ объекта экскурсии, сопровождаемый пояснениями (например, экскурсия на известковый карьер);
  • иллюстративными, на которых учитель объясняет какой-либо вопрос ученикам, иллюстрируя свой рассказ объектом экскурсии. Так, учитель объясняет ученикам программную тему «Реки» и для наглядности показывает им местную реку;
  • исследовательскими экскурсиями, на которых ученики в той или другой степени самостоятельно выполняют исследовательские задания.

Чаще всего в географии опираются на классификацию экскурсий по месту в учебном процессе. Выделяют вводные, текущие, обобщающие экскурсии.

Вводные экскурсии к изучению соответствующей темы создают образную опору для повышения интереса к новой теме и последующему изучению сложных вопросов на уроке. Цель данного вида экскурсий ― заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом.

Текущие экскурсии проводятся в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках.

Обобщающие и заключительные экскурсии проводятся после изучения одной или нескольких тем, закрепляют и обобщают изученный материал. Данные тип экскурсий строится таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику в классе, и решали на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы.

В ходе географических экскурсий важное место занимают наблюдения и практические работы.

Рассмотрим общие виды наблюдений и практических работ, которые можно использовать во время географических экскурсий.

Адресная и физико-географическая привязка. Местоположение объекта экскурсии наносится на карту и обозначается номером. В тетрадях учащиеся записывают время и текстовое описание географического положения, а так же схематическая зарисовка положения точки или объекта по отношению к ближайшим ориентирам.

Геологические наблюдения. Такие наблюдения производятся во время экскурсии в основном на специализированных точках — естественных обнажениях по крутым берегам долин рек и ручьев, в оврагах, либо в карьерах, свежевырытых канавах и ямах. Школьники производят описание выходов пород, их составы и условия залегания, делают зарисовки в полевом дневнике или тетрадях, а также фото- и видеосъемку. Примерный план геологического изучения местности со школьниками: рассмотреть геологическое строение местности, характер залегания и состав горных пород, условия образования, показать их влияние на формы рельефа. Во время экскурсии нужно учить, как следует описывать и зарисовывать обнажения горных пород; объяснить влияние состава горных пород на формирование рельефа. Учитель должен дать характеристику хозяйственного использования горных пород; показать, как собирать минералогическую коллекцию и оформлять ее. Учащиеся учатся формулировать выводы; производить отбор и оформление материалов отчета.

Геоморфологические наблюдения. Цель таких наблюдений - ознакомление с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и картам. В дневнике учащиеся записывают общий вид тех или иных форм рельефа, параметры размеров, характер и крутизну склонов, по возможности, и состав слагающих их пород (для отрицательных форм рельефа). Наряду с фотографированием и видеосъемкой, можно делать контурные и штриховые зарисовки, выразительно и полно изображающие рельеф: характер эрозионного расчленения, форма склонов.

Микроклиматические наблюдения.При изучении климата собирают и отмечают в полевом дневнике или в метеорологических бланках данные о температуре воздуха, количестве осадков, состоянии облачности, направлении и силе ветра, средних показателях температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год, изменениях высоты Солнца. Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах. По данным метеорологических наблюдений устанавливают, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года изучаемая территория.

Гидрологические наблюдения. Географические экскурсии проводятся на малых естественных гидрологических объектах. В ручьях и небольших речках замеряют скорость течения и расход, записывают сведения о ширине и глубине водотоков, отмечают следы подъема вод в половодье, характер донных наносов, наличие и видовой состав водных растений. Для озер записывают форму и глубину, донные отложения и растительность. Во всех случаях фиксируют цвет, запах, мутность, вкусовые качества воды.

Изучение и описание почв. Производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага или края карстовой воронки. Рекомендуется делать схематическую зарисовку почвенного профиля. Горизонты индексируют, записывают их мощность, а также их цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель.

Описание растительности. Зависит от характера сообщества. Для луговой или болотной растительности принятый размер описания ботанической площади 100 м2или 10x10 м; для леса описание производится на площади от 400 м2(20x20 м). При описании травянистой растительности составляется список растений, в котором обычно сначала перечисляются злаки, потом осоки, бобовые, разнотравье. Далее записывается высота, обилие, проективное покрытие, характер распределения. Описание видового состава в лесу дают по ярусам. При описании определяют формулу древостоя с учетом обилия (по 10-балльной системе); среднюю высоту; средний диаметр ствола на высоте 1,3 м; высоту прикрепления крон; общую сомкнутость крон. Вносится оценка класса бонитета. После описания всех ярусов древостоя, в полевой дневник или бланк заносятся сведения о подросте, о кустарниковом и травяно-кустарничковом ярусах. Отмечают также общий характер, облик. Проективное покрытие для каждого из ярусов. При описании культурных посевов в дневнике и бланке дают название культуры, жизненность и особо перечень сорняков с указанием степени засоренности культур. Изучая растительность, школьники также знакомятся с биоиндикационными методами изучения состояния ландшафта.

Зоогеографические наблюдения. В ходе экскурсии рекомендуется отмечать не только животных, птиц и других представителей фауны, встреченных на точках наблюдения или по маршруту, но и следы их пребывания. Например, пятна разрытой кабанами земли, выбросы крота, гнезда птиц и т.д.

Маршрутные наблюдения. Между точками описаний дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку. В начале экскурсионного маршрута или во время исследовательской работы перед учащимся должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера, на которые они могут найти ответы во время наблюдений в природе.

По форме можно выделить следующие виды экскурсий:

Экскурсия - урок. Следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса, их проведения особенно актуально для старшеклассников. Проведение данного вида экскурсий служит средством закрепления знаний, содействует более глубокому изучению программного материала.

Экскурсия - лекция. Может рассматриваться как форма учебной работы для школьников и представляет собой форму получения знаний в аудитории, на выставке, но в четком соответствии с учебной программой. Для проведения этого мероприятия в качестве аудитории могут использоваться и естественные объекты.

Экскурсия-консультация. Проводится в форме беседы и дает наглядные ответы на вопросы школьников.

Экскурсия – прогулка. Форма экскурсии, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, в сквере, у водоема.

Комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить учащихся с темами, которые пересекаются в географии, биологии, химии, физике.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. Программа по географии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных экскурсий. Рассмотрим тематические экскурсии на уроках географии, которые предусмотрены учебной программой.

Тематические учебные экскурсии по географии в VI классе

При изучении начального курса физической географии проводят две экскурсии – осеннюю и весеннюю. Тема осенней экскурсии - «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности. Цель ее – накопить фактические знания об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах, о внутренних водах и взаимосвязях между рельефом и горными породами, рельефом и водами, научить делать схематические зарисовки географических объектов и описания, выявлять особенности рельефа и водоемов. На экскурсии учащиеся выполняют следующие практические работы: определение относительной высоты местности или глубины оврага с помощью самодельного нивелира и на глаз; определение крутизны склона эклиметром и на глаз; описание и зарисовка обнажения горных пород; составление описания источника и одного из водоемов (реки, болота); определение ширины, глубины, скорости течения реки (ручья); ознакомление с процессами, изменяющими рельеф, определение глубины и длины оврага, размера пляжа, степени подмыва берега реки, ориентирование по солнцу и с помощью компаса.

В ходе экскурсии учащимся предлагается выяснить парные взаимосвязи:

  • между подстилающими породами и формами рельефа; 
  • между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод.

Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склонов (очень крутые склоны образуют известняки, достаточно крутые – песчаники, пологие – глины), а также на поперечных профилях балок, врезающихся в различные породы. Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

Другой вариант осенней экскурсии - «Изучение и описание природных комплексов», различие которых обусловлено разнообразием рельефа и горными породами. Цель экскурсии – закрепить знания об основных горных породах и условиях их залегания, рельефа и водах, полученные на осенней экскурсии, дать представление о растительности, подвести к пониманию природного комплекса и взаимосвязей его компонентов, показать на конкретных примерах влияние деятельности человека на природный комплекс, познакомить с хозяйственным использованием территории и необходимостью мер по её охране. В ходе экскурсии расширяются и закрепляются умения вести наблюдения в природе.

Тематические учебные экскурсии по географии в VII классе

В VII классе при изучении географии материков и океанов проводится весенняя экскурсия на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения». Цель её – закрепить знания о взаимосвязях компонентов природы, полученные в VI классе и продолжить формирование понятия о природно-территориальном комплексе. Учащиеся выполняют следующие работы: описание почвенного обнажения или разреза в местах с размытой растительностью на водоразделе, в пойме, в лесу.

Во время экскурсии ученики выявляют следующие взаимосвязи:

  • между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагревания поверхности и растительностью;
  • между слагающими породами, почвами и растительностью.

Взаимосвязь между растительностью и воднотепловыми условиями удобнее всего показать на склонах северной и южной экспозиций.

Выяснение взаимосвязи между слагающими породами, почвами и растительностью позволяют подвести учащихся к пониманию того, что растительность, развиваясь в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы, в свою очередь, оказывают весьма существенное влияние на растительность, а, следовательно, на весь природный комплекс в целом. В заключение экскурсии учащиеся составляют описание природного комплекса по типовому плану.

Тематические учебные экскурсии по географии в VIII классе

В VIII классе рекомендуется проводить весеннюю экскурсию по теме «Изучение природно-территориальных комплексов своей области». Цель данной экскурсии – это выявить на местности природно-территориальные комплексы и составить их физико-географическую характеристику.

На экскурсии выполняются следующие работы: описание характера поверхности, геологических обнажений, сбор образцов горных пород, описание почвенных разрезов, выявление на местности природных комплексов и описание их хозяйственного использования и охраны.

На этой экскурсии изучаются взаимосвязи:

  • между слагающими породами, формами рельефа и почвами;
  • между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания;
  • между подстилающими породами, почвами и растительностью.

Составляя комплексное описание, учащиеся выясняют взаимосвязи между компонентами природных комплексов и устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиции, крутизны и формы склона, состава слагающих пород различаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом.

Таким образом, в программу курсов физической географии включена система экскурсий. Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способствует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы.

Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе

Тематические экскурсии на местные предприятия в IX классе проводятся в ходе изучения отрасли, к которой относится предприятие и дает первоначальные конкретные формы организации производства. На примере местного предприятия выясняют факторы развития и размещения данного производства, знание которых облегчает формирование таких понятий, как АПК и другие.

Экскурсии на предприятия дают возможность учащимся проследить схемы производственных связей предприятия, влияние предприятия на природную среду и ознакомление с технологическим процессом.

Заключительные экскурсии

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной или групповой. Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

Внешкольные экскурсии

Внешкольные экскурсии, проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внеурочных экскурсий чаще всего становятся:

  • производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся;
  • выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще;
  • посещение исторических мест, архитектурных ансамблей, исторически знаменитых зданий.

Виды внешкольных экскурсий

Экскурсии в научные лаборатории и институты. Обычно организуют учителя с учащимися, занимающимися на факультативных занятиях, но очень полезно проводить их и с обычным классом. Эти экскурсии знакомят с методами научных исследований, оборудованием лабораторий. При подготовке таких экскурсий особенно важно обеспечить интересное, познавательное, ценное содержание, связанное с темами курса, и получить объяснение от научного сотрудника в доступной форме. Опыт школ показывает, что целесообразно осуществлять экскурсии в лаборатории после изучения соответствующего программного материала на уроке; тогда учащиеся подготовлены к восприятию сложных вопросов, с которыми они встретятся на экскурсии. Учитель в процессе изучения темы сообщает, что будет показано на экскурсии при посещении той или иной научной лаборатории. Если экскурсия проводится до изучения соответствующего материала на уроке, то учащиеся, оказавшись в лаборатории, отвлекаются в необычной для них обстановке многими деталями и упускают главное.

Комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только сберегают время учителя и учащихся, но и позволяют знакомить учащихся с темами, которые пересекаются в географии, биологии, химии, физике. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география).

Производственные экскурсии способствуют установлению связи между географией и производством, знакомят с местным предприятием, его экономикой и организацией, размещением и экономическими вопросами.

Экскурсии в музеи и на выставки позволяют познакомить с культурой и бытом населения, историей развития края, воспитывают любовь к родному краю.

Школьная экскурсия - эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции - многодневные походы с целью сбора географических сведений, наблюдений за экологической обстановкой и других материалов, помогающих более глубоко изучить географию.

Список литературы:

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. Москва. Просвещение, 1990.
  2. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное обозрение 2014.
  3. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015.
  4. Душина И.В. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов. М.: Московский лицей 1996 г.
  5. Камерилова, Г.С., Елховская, Л.И., Родыгина, О.А. География России в Образовательной системе «Школа - 2100». География в школе», 2011, М.: «Школьная Пресса», 2011.
  6. Копылова О.Ю. «Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии. И.В. М.. 2002 г.
  7. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. Москва. Просвещение,1990.
  8. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе.- Москва. Просвещение,1997.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 1998.
  10. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. - М.: Просвещение, 1979.
13.11.2019