Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Дидактические основы проведения учебных экскурсий состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена структура и методика экскурсий.
Рассмотрим структуру экскурсии, которая состоит из нескольких этапов:
Необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап ― использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения географии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.
Определяя место экскурсии в обучении учащихся Б.Е. Райков писал: «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы».
Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.
Каждая учебная экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно:
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика ― существенный признак каждой экскурсии.
Тема экскурсии ― это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии.
Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен учащимся при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.
Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.
Цели экскурсии – воспитание, обучение и развитие учащихся, но основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы. Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.
Целями экскурсии могут выступать:
Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, учащимся предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Теоретический и фактический материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая материал, прежде всего, необходимо учитывать его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии материал должен быть максимально раскрыт при осмотре объектов. По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, с которыми должен ознакомиться ученик.
Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ. Из всех объектов учитель отбирает самые интересные по внешнему виду и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой.
Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с данной территории, то необходимо просмотреть имеющуюся справочную литературу, найти и прочитать информацию о тех объектах, которые могут встретиться на маршруте. Такая предварительная работа поможет педагогу составить план проведения экскурсии.
Маршрут экскурсии ― это путь следования учащихся с учителем, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во-вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа.
Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо заранее сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, компас, измерительные приборы, коробки для сбора материала, лупы, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть ребят не будет принимать участие в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в ходе экскурсии. К вопросам техники ведения экскурсии относятся: начало экскурсии, поддержание дисциплины, обеспечение техники безопасности, передвижение учащихся от объекта к объекту. В ходе экскурсии учитель соблюдает три основных части: показ, рассказ и движение. Показ – главная часть экскурсии. Рассказ должен идти после показа объекта.
Экскурсия не должна быть очень продолжительной и быть идентичной уроку или лекции под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.
Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников. Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с объектом, самостоятельное наблюдение каждым учеником, нахождение нужных факторов и признаков среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления.
Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления коллекции (личной или для школы).
Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется.
Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.
В ходе проведения экскурсии могут быть использованы различные методы обучения:
Словесные:
Наглядные:
В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.
Практические:
В ходе проведения экскурсии основным источником знаний является практическая деятельность учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы. В ходе данной работы целесообразно использовать следующие приемы:
Особое место среди практических методов обучения занимает эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. Проводится в основном при изучении различных физиологических процессов.
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия учителя по демонстрации объектов, организации их наблюдения учащимися, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой - она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект/технологическую карту. В них определяется:
Конспект/технологическая карта определяет логическую последовательность осмотра объектов на маршруте, и включают пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, основные творческие задачи учителя на каждом этапе.
Рассмотрим составление технологической карты экскурсии. Технологическая карта излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она должна отвечать следующим требованиям:
Технологическая карта должна содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать дидактические требования, соединять показ и рассказ в единое целое. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии.
Технологическая карта состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения граф. Объем карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
Типовая технологическая карта экскурсии
1-й лист - титульный. На нем указываются следующие данные:
Технологическая карта экскурсии на тему «…….», класс____
Вид экскурсии
Продолжительность
Протяженность
Цель экскурсии
Задачи экскурсии
Маршрут экскурсии
Дата составления
Учитель
2-й и последующие листы оформляются в виде таблицы.
маршрут |
остановка |
объекты показа |
время (мин) |
перечень вопросов, раскрывающих тему и подтемы |
организацион-ные указания |
методические указания |
|
|
|
|
|
|
|
В графе «маршрут экскурсии» поэтапно указываются все природные и географические объекты, по которым должны следовать учащиеся, при этом маршрут разбивается на отдельные отрезки пути (около 10 минут) и остановки. Первой называется тот объект, где рассказывается вводная часть темы.
В графе «остановки» называются те точки маршрута, где учащиеся должны остановиться. При этом указывается конкретное место остановки, например, у скалы, у обрыва ….
В графе «объекты показа» должны быть перечислены основные и дополнительные объекты, которые показываются учащимся во время остановок. Это могут быть объекты, расположенные рядом и, которые просматриваются вдали.
В графе «время» указывается время, которое может быть затрачено на показ объекта (или группы объектов) во время остановки, на рассказ учителя и на передвижение по маршруту к следующей остановке (объекту).
Графа – «наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему» - содержит название одной или нескольких подтем, которые раскрываются на данном маршруте. Количество вопросов подтемы может колебаться от одного до трех. Не следует вводить в подтему слишком разные по содержанию вопросы. Все вопросы должны соответствовать учебной программе.
В графе «организационные указания» даются рекомендации по передвижению учащихся по маршруту, возможны дополнительные рекомендации по ТБ.
В графе «методические указания» называются методические приемы, которые следует использовать на каждом конкретном участке маршрута или на остановке. В этой графе также можно отметить следующее: диспут, беседа, практическая работа, объяснить учащимся термины.
Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать типовую карту, а можно использовать разные варианты, которые на взгляд учителя предпочтительнее.
Рассмотрим варианты и образцы технологических карт.
Вариант 1.
Типовая технологическая карта урока – экскурсии. 9 класс.
Тема: Промышленность строительных материалов. Отраслевая структура.
Вид: учебная экскурсия
Продолжительность: 40 мин.
Экскурсию проводит специалист предприятия.
По своему месту в учебном процессе экскурсия являются заключительным уроком. Она проводится после изучения раздела программы и позволяет закрепить, углубить, обобщить изученный материал, знакомит учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
Этап урока |
Форма приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
Подготовительный |
|
|
На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии |
|
Организационный |
Коллективная/фронтальная беседа |
|
Готовятся участвовать в мероприятии |
Плакаты по ТБ |
Основной |
Вступительная беседа |
Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов |
Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии |
Объект ы предприятия |
Лекция с элементами беседы |
Контролирует ход экскурсии |
|
|
|
Фронтальная беседа |
Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло |
Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии |
|
|
Итоговый |
Фронтальное обсуждение |
|
|
Экскурсионный материал |
Вариант 2.
Урок-экскурсия «Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности»
Класс: 6
Цель урока: формирование умений характеризовать конкретные формы рельефа местности, обнажения, водоёмы, умений вести наблюдения за погодой, за изменениями, происходящими в природе
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умений характеризовать конкретные формы поверхности, обнажения, водоёмы; овладение навыками использования различных приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков коммуникативной компетентности; воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.
Оборудование: компас, нивелир, рулетка, коробочки для образцов горных пород, лопатка для зачистки обнажений, термометры (для измерения температуры воды и воздуха), поплавок, бутылка с крышкой, банка (емкость 1л), диск белый для определения прозрачности воды, верёвка с грузом на конце (для измерения глубины), часы с секундной стрелкой, барометр-анероид, анемометр, блокнот, карточки с заданиями.
Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут
Примечание: целесообразнее данную экскурсию проводить в мае; об экскурсии учитель предупреждает детей заранее, инструктируя учащихся о том, как одеться на экскурсию, какой должна быть обувь, что необходимо с собой взять; заранее следует и разделить учащихся на группы, учитывая их предпочтения, уровень подготовки.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (УУД) |
Ресурсы |
I. Мотивация |
Беседа учителя |
Слушают. Высказывают своё мнение. |
Познавательные, Коммуникативные |
|
II.Осмысление учебных задач |
Совместно с учащимися формулирует цели урока. Проводит инструктаж по технике безопасности. Сообщает о необходимости подготовке отчёта об экскурсии (лучшие отчёты будут переданы в музей природы). |
Совместно с учителем формулируют цель урока. |
Регулятивные, познавательные |
Образцы отчетов |
III.Изучение нового материала |
Организует работу учащихся в группах, инструктирует. Станция № 1. «Метеорологическая». Задание. Составьте описание погоды во время экскурсии по плану: Температура воздуха (держите термометр на вытянутой руке за пластмассовые детали); Ветер (направление и скорость) Облачность, виды облаков Атмосферное давление Виды осадков Станция №2. «Геоморфологическая». Задание. Опишите рельеф территории по плану: Какие формы рельефа есть на этой местности? Определите, частью какой формы рельефа является склон. Какая растительность преобладает? Измерьте относительную высоту объекта на глаз и с помощью нивелира. Определите крутизну склона на глаз и с помощью эклиметра. (Для этого необходимо нацелить на вершину край линейки эклиметра. По шкале прибора отсчитайте число градусов, показывающее величину угла между горизонтальной поверхностью и поверхностью склона) Станция №3. «Геологическая». Какие горные породы видны на поверхности? Зачистите обнажение горных пород лопаткой и определите виды горных пород, примеси, особенность залегания, толщину слоёв. Возьмите образцы горных пород для коллекции. Положите вместе с ними этикетки, на которых написаны: номер образца, дата и место взятия образца. Станция №4. «Гидрологическая». Задание. Опишите воды местности по плану (описывается тот вид вод, который есть на данной местности). Изучение родника Название источника Далеко ли родник от жилых домов Каков подход к роднику Сколько воды даёт источник за час (для этого: подсчитайте, сколько литровых банок нальётся за 1 минуту и умножьте на 60). Определите цвет, запах, прозрачность воды (мутность воды определите так: налейте воду в бутылку, закройте крышкой и посмотрите на свет – мутная или нет вода). Определите, как вода влияет на рельеф, где размывает и где откладывает вымытые породы. Можно ли улучшить родник, что для этого нужно сделать? Изучение озера Название. Размеры (указать приблизительно) и форма озера. Как оно образовалось (происхождение). Сточное или бессточное. Определите температуру воды. Цвет, запах, прозрачность воды. Характер берегов, залегание пород на береговых обнажениях. Как используется озеро местными жителями? Изучение реки (ручья) Название реки. Место начала и впадения реки. Направление течения реки (определить с помощью компаса). Определение правого и левого берегов. Скорость поверхностного течения реки (с помощью поплавка). Цвет, запах, прозрачность воды. Характер берегов, залегание пород на береговых обнажениях. Как используется река местными жителями? Станция «Экологическая». Задание. Расскажите о воздействии на природу этой местности человека. Какие мероприятия по охране природы этой местности вы предложили осуществить? Учитель обобщает, уточняет |
Работают в группах (по 5-6 человек). Каждая группа выполняет все задания, последовательно проходит все станции: первая станция – «Метеорологическая», вторая - «Геоморфологическая», третья станция – «Геологическая», четвёртая – «Гидрологическая», четвёртая – «Экологическая». На каждой станции есть помощник учителя – старшеклассник (его учитель инструктирует заранее).
|
Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
Карточки с заданиями для каждой станции (см. приложение №2), приборы |
IV. Рефлексия Подведение итогов. |
Организует рефлексию: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Как вы считаете, достигли мы своей цели? Что бы вам хотелось изменить в ходе урока? |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
регулятивные |
Типовая инструкция по ТБ.
Правила техники безопасности при проведении экскурсий по географии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.