Изобразительная деятельность и развитие творческой личности ребёнка
Оценка 4.8

Изобразительная деятельность и развитие творческой личности ребёнка

Оценка 4.8
Статья
13.11.2019
Изобразительная деятельность и развитие творческой личности ребёнка

Творчество – это вид деятельности, в результате которой создаются оригинальные предметы, обладающие самостоятельной ценностью.

Изобразительное творчество предполагает создание произведений искусства, которые отражают окружающую действительность. При создании художественного образа учитываются наиболее характерные и типичные черты действительности.

В рамках создания художественного образа можно выделить ключевые этапы:

  • появление замысла (возникновение идеи);
  • уточнение и оформление замысла в конкретное содержание (вынашивание замысла);
  • разработка содержания и воплощение замысла в конкретных формах (реализация замысла);
  • появление художественного произведения как результата творческого процесса.

Вопросами развития детского изобразительного творчества интересуются специалисты разных областей: искусствоведы (А.В. Бакушинский), педагоги (Г.В. Лабунская, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.), психологи (Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко и др.).

Доктор педагогических наук Л.А. Парамонова в своей книге «Детское творческое конструирование» выделяет три особенности детского художественного творчества

  1. Ребёнок создаёт самобытные произведения искусства (рисунки, стихи, мелодии); в процессе познания окружающей действительности он совершает много «открытий». Оригинальность и новизна этих «открытий» и произведений искусства субъективна: ребёнок делает это для себя, что и является принципиальной особенностью детской творческой деятельности.
  2. Эмоциональный отклик. Ребёнок стремится постоянно искать и находить, а затем много раз повторять найденный в процессе рисования или лепки образ, пробовать другие варианты его воплощения. Дети поглощены самим процессом поиска, нахождения и повторения способа изображения, создания композиции.
  3. Деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, вследствие чего возникает стремление экспериментировать с материалами и средствами выразительности. Тенденция к использованию разнообразных материалов и способов изображения придаёт поисковой деятельности ребёнка творческий интегрированный характер.

Педагогу необходимо знать и учитывать названные особенности детского художественного творчества, т.к. при переходе на следующую возрастную ступень изобразительная деятельность становится всё более самостоятельной, независимой, творческой.

Определим этапы изобразительного творчества дошкольников следующие:

Первый этап – накопление первоначальных представлений. В процессе социализации ребёнок накапливает опыт, выделяет и изображает наиболее значимые для себя моменты. Педагог должен обучить детей в ходе изобразительной деятельности выбирать тему, содержание, сюжет, объекты, которые будут определять смысловой центр будущей композиции. С этой целью могут быть использованы такие методы ознакомления, как наблюдение, обследование, беседа, рассказ. Педагог может организовать творческие игры, целесообразным будет организовать для детей экскурсию.

Второй этап – возникновение замысла. Уточняя будущий сюжет произведения, нужно опираться на творческий замысел ребёнка. Педагог может при необходимости оказать помощь в определении главного участника действия, выстраивании сюжетной линии, в подборе деталей. При этом следует помнить, что помощь должна осуществляться ненавязчиво, в доброжелательной форме.

Третий этап – реализация замысла. На данном этапе проводится отбор художественных средств и их применение. Педагог помогает подобрать те средства, которые в наибольшей степени соответствуют первоначальному замыслу и возможностям ребёнка.

Четвёртый этап – окончательная оценка полученного результата и его обработка (при необходимости).

Критерии оценки детских творческих работ (Н.А. Ветлугина) можно разделить на три группы:

Первая группа (отражает отношение ребёнка к творческой деятельности):

  • искренность передаваемых чувств;
  • лёгкость вхождения в воображаемую ситуацию;
  • творческое воображение;
  • потребность в творчестве;
  • способность к изобразительной деятельности.

Вторая группа (определяет качество способов творческих действий):

  • изменение, преобразование или дополнение уже известного;
  • комбинация других образов или создание нового образа;
  • применение знакомого в незнакомой ситуации.

Третья группа (устанавливает качество результатов творческой деятельности):

  • использование изобразительных средств, адекватных замыслу;
  • индивидуальный детский почерк;
  • соответствие продукта творчества простейшим художественным требованиям.

Условия развития творческой личности ребёнка

Важнейшим условием развития творческой личности является определение творчества как стиля жизни. Такой широкий подход к решению проблемы должен стать центральным в системе воспитания ребёнка и решаться посредством отношения к природе, обществу, искусству, т.е. во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Наиболее широкий простор для реализации подобного подхода даёт именно художественная деятельность. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения, поэтому задача взрослых – обеспечить необходимые условия для поисковой и исследовательской деятельности. Это возможно лишь тогда, когда ребёнок не получает от взрослого исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы.

Основой для возникновения творческих замыслов ребёнка, материалом для творческого воображения для дошкольника выступают яркие впечатления и эмоционально-интеллектуальный опыт.

В рамках реализации личностно ориентированного подхода педагогу необходимо учесть индивидуальные особенности ребёнка: характер, темперамент, особенности протекания некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), настроение, с которым ребёнок выполняет творческую работу.

Необходимо создать атмосферу творчества, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, свободно, раскрепощённо. На занятии или в условиях самостоятельной творческой деятельности ребёнок должен быть окружён поддержкой, на занятии должна царить атмосфера доверительного общения и сотрудничества, ребёнок должен ощущать поддержку педагога, который верит в его силы.

Одним из условий творческого развития личности ребенка является комплексное использование методов и приёмов, системная работа по их применению. Наличие системы обучения изобразительной деятельности способствует развитию навыков творческой активности. Система должна включать программу требований к изобразительным навыкам воспитанников, методику, основанную на воспитании у детей дошкольного возраста умения видеть в окружающей действительности многообразие красок, форм, движений, развитие наблюдательности. Средством обучения художественной деятельности должно стать освоение знаний, формирование соответствующих умений и навыков. Знания и умения должны связываться с созданием художественного образа, с необходимостью выразить себя, своё отношение к миру. Следовательно, знания и умения должны быть гибкими и вариативными, а навыки носить обобщённый характер.

Ещё одним немаловажным условием является бережное отношение к процессу и результату творческой деятельности ребёнка со стороны взрослых. Отбор художественно-творческого материала и его подача должны быть тесно связаны с текущими потребностями и интересами ребёнка. Оценка деятельности должна быть адекватной усилиям, которые затратил ребёнок, объективной, аргументированной и уважительной.

Следует использовать серии творческих заданий, которые не имеют однозначного решения. Это могут быть задания, которые предполагают целенаправленную деятельность по поиску решения; мотивируют самостоятельную творческую деятельность в процессе вынашивания замысла, составления плана действий, отбора выразительных средств и требуют единой ориентировки в творческой деятельности.

Материальное обеспечение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста предполагает разнообразие как основных, так и дополнительных материалов, а также свободный доступ к ним.

При работе с детьми следует сочетать разные виды работы. Роль педагога в процессе творческой деятельности постепенно изменяется: от совместного творчества – к созданию условий для самостоятельного творчества. Педагог должен поддерживать возможности каждого ребёнка и стимулировать проявление творческой инициативы. Такой подход ведёт к обогащению содержания творческой деятельности новыми, оригинальными художественными образами. Таким образом, осуществляется развитие творческих способностей на разных возрастных этапах: от создания цветового образа – к созданию графического; от ритмичного расположения форм – к сюжетной композиции в рисунке, лепке, аппликации как реалистического, так и сказочного характера.

Вышеперечисленные условия следует учитывать как на занятиях в учреждениях дошкольного образования, так и в семье. В ходе организации взаимодействия с семьей педагог должен вести просветительскую деятельность, объясняя значимость названных условий для ребёнка и необходимость их соблюдения родителями.

Развитие изобразительных способностей у детей дошкольного возраста

Рассмотрим понятия «способность» и «одарённость».

Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые отличают его от других и являются условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности всегда проявляются в деятельности. В основе способностей лежат задатки. Задатки, перед тем как стать способностями, должны пройти определённый путь развития.

Одарённостью называется сочетание ряда высокоразвитых способностей.

Рассмотрим виды способностей:

  • общие способности обеспечивают быстрое и лёгкое усвоение знаний, а также создают предпосылки для решения различных задач;
  • специальные способности обеспечивают достижение успеха в рамках определённого вида деятельности.

Способность к изобразительной деятельности относится к группе специальных способностей. Изобразительной способности характерно: высокая эмоциональность, творческое воображение, яркость зрительного восприятия, образная память, чувство формы и цвета.

Структура способностей: ведущим качеством является творческое воображение; опорными качествами являются образное восприятие и образная память, анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора, более гибкое строение мелкой моторики; дополнительным качеством является эмоциональная настроенность на творческую деятельность.

Процесс создания художественного можно представить в виде двух этапов:

  1. формирование зрительного представления – ориентировочная деятельность;
  2. воспроизведение – исполнительская деятельность.

Принципиально разный характер двух этих видов деятельности предполагает актуализацию различных способностей.

Группы способностей к изобразительной деятельности

1 группа: способность к изображению.

Данная способность складывается из трёх компонентов:

  • Восприятие и последующее представление. Для того чтобы научиться изображать, нужно обладать особым способом восприятия – уметь видеть предмет в его целостности (единство формы и содержания) и одновременно с тем воспринимать форму как совокупность её составляющих (строение, цвет, положение в пространстве, относительная величина).
  • Овладение средствами графического воплощения образа. Имеется в виду комплекс графических умений и навыков, без которых невозможно сформировать способность к изображению (умения и навыки изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
  • Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки являются частью вышеназванных графических умений и навыков, но находятся как бы в подчинённом им положении.

Именно овладение графическими умениями является центральным компонентом в рамках развития способности к изображению. Для успешного развития этой способности также необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений, а также двигательной сферы (владение мелкой моторикой, контроль над дифференцированными движениями кистей рук и пальцев). Показателем уровня развития способности к изображению, по мнению Н.П. Сакулиной, является степень реальности изображения. Основываясь на этом показателе, можно делать вывод о возможностях создания реалистического изображения ребёнком дошкольного возраста. Нужно учитывать, что способность к изображению у дошкольников может быть развита не в полной мере, следовательно детский рисунок можно лишь приблизительно соотносить с большей или меньшей реалистичностью и полнотой отражения реальной действительности, т.е. говорить о тенденции к реализму.

2 группа: способность художественному выражению.

Данная способность складывается из двух компонентов:

  • Эстетическое восприятие элементов окружающей действительности: способность видеть и чувствовать выразительность предметов, что является фундаментальным качеством для выражения в графической форме тех объектов окружающего мира, которые в наибольшей степени поразили и впечатлили ребёнка.
  • Интеллектуальная активность: реализуется в процессе переработки впечатлений, в склонности ребёнка к созданию оригинального выразительного образа.

Структура сенсорных способностей (по Т.С. Комаровой)

Сенсорные способности проявляются и формируются в процессе изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения и включают:

  • способность воспринимать изображаемый предмет аналитически и синтетически;
  • способность формировать обобщённое представление, сочетающее в себе те признаки и свойства множества предметов, которые могут быть переданы в изображении;
  • способность создавать изображение предмета на основе сложившегося представления и с учётом материала, техники и изобразительных возможностей;
  • способность совершать комплекс движений, контролируемых зрением;
  • способность привлекать накопленный сенсорный опыт, преобразовывать его с помощью воображения и создавать изображение, оперируя ранее сложившимися представлениями.

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности

Первый этапдоизобразительный.

Отправной точкой данного этапа является момент, когда ребёнок берёт в руки материал для изображения, но ещё не создаёт изображения, так как пока не имеет соответствующего замысла. На этом этапе ведущая роль отводится ассоциативному мышлению: дети находят сходство между предметами окружающей среды и простыми линиями и формами. Ассоциации у детей дошкольного возраста ещё неустойчивы, поэтому педагогу следует постоянно напоминать детям об уже установленном ими сходстве. Ассоциации помогают постепенно перейти к работе по замыслу, когда дети начинают целенаправленно повторять случайно получившуюся форму.

Второй этапизобразительный. Началом данного этапа является появление у ребёнка сознательного изображение предметов. Процессу изображения предшествует этап целеполагания. Изобразительная деятельность, таким образом, приобретает творческий характер. В первое время рисунки достаточно просты и, скорее, схематичны, не детализированы. Дети при этом передают форму предметов, их пропорции, цвет и даже движение.

Процесс развития изобразительных способностей у ребёнка движется от обучения предметному изображению к сюжетному, т.е. передаче предмета во взаимодействии с другими объектами.

Детский рисунок: особенности, стадии развития

Детский рисунок — изображение созданное ребёнком с помощью каких-либо рисовальных принадлежностей (кистей и красок различных видов, карандашей, фломастеров и мелков). Термин «детский рисунок» был введён художником Францем Чижеком в 1890-х годах, однако общепризнанного определения данного термина не существует.

К особенностям детского рисунка относят:

  • эмоциональность, непосредственность чувств, искренность в выражении своих мыслей;
  • содержательность;
  • смелость при создании изображений;
  • гуманизм и оптимизм содержания;
  • яркость, красочность;
  • выразительность.

Стадии развития детского рисунка

Развитие детского рисунка проходит несколько стадий.

  1. Доизобразительная стадия (период с 9–10 месяцев до 2 лет и 3 месяцев). У ребенка в данном возрасте преобладает ориентировочно-двигательная деятельность, которая находит своё выражение в моторной игре с графическими материалами, в нанесении случайных штрихов, изображении спиралей, клубков, замыкающихся фигур и в поиске смысла этих случайных изображений.
  2. Изобразительная стадия (2 года и 3 месяца, т.е. с момента осознания своих графических действий до 6 лет). Данная стадия охватывает продолжительный временной промежуток и включает несколько этапов:
  • ассоциативный – в полуосознанно начертанных линиях и фигурах ребёнок обнаруживает сходство со знакомыми предметами;
  • изображение одночастных форм (чаще всего округлых) путём замыкания неотрывной линии (свойственно детям в возрасте от 2,5 до 3,5 лет);
  • изображение фигуративного рисунка ― «головоноги» (характерно для конца третьего – начала четвёртого года жизни);
  • становление устойчивого фигуративного рисунка – конкретного узнаваемого изображения, состоящего из многих частей: домик, человек, зайчик и др.; возникновение элементов сюжетности: человек идёт, зайка прыгает по траве и др. (этап приходится на период от 3 – 3,5 лет до 4 – 4,5 лет);
  • увеличение детальности прорисовки, проявление живописности, формирование сюжетного содержания; на этом этапе пространство становится замкнутым – появляются линии земли и неба (4 – 5 лет);
  • рисунок носит наивно реалистический и вместе с тем декоративный характер; на этом этапе повторно начинает преобладать схематичность, т.к. ребёнок ориентируется на вполне конкретные признаки предмета; возникает профильное изображение; осуществляются попытки передачи в рисунке активного движения; композиция рисунка усложняется; ребёнок предпринимает попытки использовать изобразительно-выразительные средства; проявляются черты индивидуального стиля или же наблюдается его утрата.

В детском возрасте могут наблюдаться разные проявления деткой графики. Например, ребёнок 1 – 2 лет демонстрирует в своих рисунках хаос и случайность, рисунки другого ребёнка в том же возрасте носят характер упорядоченности. В возрасте трёх лет в изображениях могут одновременно проявляться линейность и первичная фигуративность, а возрасте четырёх лет – одночастные рисунки и конкретные полные изображения. Это объясняется неравномерностью психического развития.

В заключение отметим, что темп развития графики в крайней степени индивидуален; обозначенные выше возрастные стадии могут восприниматься как нормы генетического развития детского рисунка, при этом у некоторых детей вполне возможен пропуск тех или иных стадий.

Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является наиболее привлекательной для дошкольников. Рисование, лепка, аппликация, конструирование предназначены для того, чтобы образно отражать действительность. Виды изобразительной деятельности различаются возможностями отображения впечатлений ребёнка от окружающей действительности. Задачи изобразительной деятельности, таким образом, дифференцируются в зависимости от особенностей видов деятельности, зависят от своеобразия материала и соответствующих ему приёмов работы.

Виды изобразительной деятельности

Рисование — искусство изображать на плоскости реальных или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Рисование является одним из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Рисование предоставляет наибольший простор для проявления творческой активности: дети создают рисунки на разные темы, изображают отдельные предметы, литературных героев или сцены из окружающей жизни, изобретают узоры и т.д.

В качестве изобразительных материалов в учреждениях дошкольного образования используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски. Эти материалы различаются своими изобразительными возможностями.

Рисование карандашом предполагает две стадии:

  1. создание линейной формы;
  2. последующее закрашивание.

Линейная форма постепенно прорисовывается и детализируется; ребёнок создаёт рисунок по частям, что облегчает аналитическую деятельность: нарисовав один элемент, он вспоминает или видит в натуре следующую часть, над которой будет работать. При раскрашивании линейные контуры обозначают границы частей, что упрощает процесс создания рисунка.

Рисование красками предполагает создание рисунка, идущее от красочного пятна. Этот изобразительный материал имеет принципиальное значение для развития чувства формы и цвета. Краски в большей степени позволяют передать многообразие оттенков окружающего мира: закат и восход солнца, ясное небо, лазурное море и т.д.

Лепка — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и др. Лепка отличается от других разновидностей изобразительной деятельности тем, что предполагает объёмный способ изображения. Лепка – разновидность скульптуры, включающая в себя работу как с мягким (пластилин, глина), так и с твёрдым (мрамор, гранит) материалом. Дошкольникам доступна первая разновидность лепки – работа с мягким пластическим материалом.

Как и другие виды изобразительной деятельности, лепка в первую очередь удовлетворяет потребности ребёнка в познании и творчестве, т.е. решает воспитательные задачи. Дети лепят фрукты и овощи, людей и животных, игрушки и посуду. Это определяет разнообразие тематики.

Техническими приёмами лепки дети овладевают быстрее, чем техникой рисования. Это обусловлено пластичностью материала и объёмностью изображаемой формы. Например, в лепке значительно проще, чем в рисунке, решается проблема передачи движения объекта: если в рисовании требуется длительное обучение, то в лепке достаточно вылепить статичную фигурку, а затем придать её частям форму в соответствии с замыслом. Также упрощается передача пространственных отношений между объектами: вопросы перспективы снимаются, а объекты расставляются в рамках композиции ближе или дальше от центра, как в реальной жизни.

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Аппликация знакомит детей с простыми и сложными формами предметов, части и силуэты которых нужно вырезать и наклеить. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Работа с силуэтом требует особого напряжения мысли и воображения, так как у силуэта отсутствуют детали, которые в обычном изображении порой являются основными признаками предмета.

Занятия аппликацией предполагают развитие у дошкольников математических представлений. Дети знакомятся с простейшими геометрическими формами, их названиями и признаками, с понятиями величин (больше, меньше), узнают основы пространственного расположения предметов и их частей (в центре, в углу, слева, справа и др.). При создании декоративного узора и в процессе создания изображения по частям эти понятия усваиваются значительно легче.

Выполнение аппликативных изображений формирует у детей чувство симметрии, ритма, цвета, детям предоставляется возможность выбирать и сочетать цвета и оттенки что служит основой для развития художественного вкуса.

На занятиях аппликацией ребёнок учится владеть ножницами, аккуратно вырезать формы, правильно поворачивая лист, раскладывать элементы композиции на листе бумаги на равном расстоянии. Таким образом, развивается мускулатура руки и совершенствуется координация движений.

Конструирование происходит от латинского слова constructio - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование из различных материалов, по сравнению с другими видами изобразительной деятельности, в наибольшей степени связано с игрой. С одной стороны, процесс конструирования может проводиться в игровой форме, с другой стороны, поделки могут в дальнейшем использоваться в играх.

В учреждениях дошкольного образования обычно применяют следующие виды конструирования: из наборов конструкторов, бумаги, строительных, природных и других дополнительных материалов.

Конструирование из бумаги способствует уточнению знаний о геометрических плоскостных фигурах, приобретаются знания о стороне, углах, центре. Дети также знакомятся с приёмами видоизменения плоских форм в объёмные при помощи сгибания, разрезания или склеивания бумаги.

В процессе конструирования из строительного материала дети получают специальные знания, у них формируются умения и навыки, связанные с геометрическими объёмными формами, с понятиями симметрии, равновесия, пропорций.

Работа с природными и другими дополнительными материалами способствует проявлению у детей творческих способностей, позволяет им приобрести новые изобразительные навыки.

Конструирование в любом виде способствует развитию конструктивного мышления и творческих способностей. Ребёнку необходимо, во-первых, заранее представить создаваемый предмет и форму его частей (самостоятельно или по образцу), во-вторых, примерить уже имеющиеся у него формы и установить их пригодность, в-третьих, использовать формы: соединить части, добавить детали, при необходимости – раскрасить.

Занятия по изобразительной деятельности служат не только выполнению учебных задач, но и всестороннему развитию детей: умственному, эстетическому, физическому, нравственному.

Задачи, предусмотренные учебной программой дошкольного образования по приобщению детей к художественному творчеству, можно решить, лишь используя комплексный подход к обучению дошкольников. Это связано со спецификой обучения изобразительной деятельности, которое происходит путём приобщения ребёнка к искусству. Целостность восприятия методики обучения детей разным видам изобразительной деятельности связана с проблемой взаимосвязи видов изобразительной деятельности в решении вопросов художественного развития детей дошкольного возраста. Существуют две тенденции в разработке теоретических основ решения данной проблемы.

Суть первой тенденции заключается в том, система занятий строится в определённой последовательности, продиктованной чередованием видов и подвидов: изображение предмета предшествует передаче сюжета; а также навыками и умениями, которые формируются у детей в процессе обучения.

Вторая тенденция состоит в том, что виды изобразительной деятельности взаимосвязаны на основе художественно-образного начала, которое формируется в рисовании, лепке, аппликации. Принципиальное значение при таком подходе имеет отбор художественных средств, их чёткая дифференциация и интеграция. В рамках этого подхода к решению проблемы взаимосвязи видов изобразительной деятельности осуществляется объединение процесса освоения технических навыков и умений в рамках исполнительной деятельности с процессом формирования художественно-образного начала в рисовании, лапке, аппликации. Этот путь формирования навыков изобразительной деятельности более эффективен для художественного развития детей, так как одновременно с тем происходит обогащение различными способами изображения. К тому же этот подход предполагает создание поисковых ситуаций, в которых детям необходимо выбрать тот или иной способ изображения (графический, пластический, декоративно-силуэтный), чтобы сделать образ максимально выразительным.

Наибольшая эффективность взаимосвязи видов изобразительной деятельности достигается в результате сочетания занятий разного типа: одновидовых (рисование, лепка, аппликация); тематических (разные способы изображения применяются для воплощения одной темы); комплексные.

Изобразительная деятельность дошкольников младшего и старшего возраста различается, поэтому проблема взаимосвязи видов изобразительной деятельности для разных возрастов решается не одинаково. Для детей младшего дошкольного возраста каждый вид изобразительной деятельности не расчленён на отдельные подвиды, поэтому на этом этапе нельзя выделять рисование (сюжетное, декоративное) и лепку предметов с натуры. Между восприятием, исполнительством и творчеством нет чётких границ, поэтому можно говорить лишь о предпосылках творчества и освоении некоторых технических умений. Происходит становление этих процессов.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности в таком случае может строиться также на взаимном дополнении изобразительных средств: рисование и аппликация усиливают образную основу друг друга, лепка дополняет рисование и полнее передаёт содержание. Этот тип взаимосвязи предпочтительнее потому, что у детей младшего дошкольного возраста ограничен круг изобразительных средств, а сама изобразительная деятельность ещё не развёрнута.

Рассматривать рисунок, лепку и аппликацию изолированно не всегда целесообразно, так как результаты этих видов деятельности по отдельности незначительны. Условия для формирования художественно-образного начала складываются в ситуации сотворчества со взрослыми.

В процессе освоения сенсорных основ деятельности особое значение обретает взаимосвязь аппликации и рисования, которая может различаться по временным периодам:

  • аппликация предшествует рисованию, сначала идёт процесс ознакомления с формами, силуэтами; перед тем как разложить и наклеить, ребёнок обводит их очертания рукой;
  • рисование дополняет аппликацию в рамках одного занятия, чтобы усилить образную выразительность (например, нарисовать личико кукле-аппликации).

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности способствует овладению необходимыми навыками и умениями. Процесс обучения проходит в рамках занятий рисованием, лепкой, аппликацией как основных по данным видам деятельности. От занятий по каждому виду в отдельности можно переходить к занятиям, на которых сочетаются разные виды изобразительной деятельности. Наиболее простое воплощение эта взаимосвязь обретает на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Педагог должен умело сочетать все виды деятельности, основываясь на принципах систематичности и последовательности при овладении новым материалом и формировании всё более совершенных технических умений. Вместе с тем следует постепенно вводить новые формы организации занятий и устанавливать взаимосвязь между видами изобразительной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте структура изобразительной деятельности усложняется. Формирование замысла у детей в этом возрасте связано с любознательностью, заинтересованностью в содержании рисунка, лепки, аппликации. В этот период наблюдается развитие сюжета, который зачастую обусловлен играми. Это означает, что методы педагогического руководства процессом обучения носят преимущественно игровой характер, благодаря чему создаются благоприятные условия для установления взаимосвязи между видами изобразительной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте виды изобразительной деятельности дифференцированы более чётко, следовательно, уже намечаются задачи по обучению детей рисованию (декоративному, сюжетному), лепке, аппликации. Для успешного решения всех программных задач есть необходимость в их взаимосвязи. Рассмотрим её специфику в старшем дошкольном возрасте.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности может осуществляться по тематическому принципу, когда одна и та же тема раскрывается при помощи средств рисунка, лепки, аппликации. Благодаря такому подходу перед детьми раскрываются изобразительно-выразительные возможности художественных материалов каждого из видов деятельности.

Тематический принцип взаимосвязи может реализовываться на занятиях, различных по форме организации:

  • изображение одной темы на отдельных занятиях;
  • изображение в рамках одного занятия одной и той же темы при помощи средств выразительности, свойственных разным видам деятельности.

Такое сочетание способствует созданию поисковых ситуаций и формированию у детей обобщённых способов действий.

Взаимосвязь видов изобразительной деятельности может осуществляться с опорой на один вид, который будет преобладать над остальными, другой же будет выступать в качестве вспомогательного, усиливать выразительность образа. Этот тип взаимосвязи предполагает формирование умений сравнивать и сопоставлять различные средства изображения. Ребёнку предоставляется возможность поиска и выбора. Такая взаимосвязь может быть установлена между рисованием и лепкой, рисованием и аппликацией и т.д.

На занятиях дети должны приобрести опыт комплексной деятельности, объединяющей все виды. Это способствует обогащению их самостоятельной художественной деятельности, которая связана с игрой и возникает по инициативе детей. Во время игр у ребёнка нередко возникает потребность в изобразительных умениях для оформления атрибутов, украшения силуэтов и т.д. В таких ситуациях особенно чётко проявляется воспитательное значение сближения видов изобразительной деятельности.

В процессе планирования педагогу следует предусмотреть типы занятий не только по отдельным видам деятельности, но и таких, в рамках которых у детей будет возможность при решении одной задачи воспользоваться изобразительными средствами различных видов изобразительной деятельности.

Взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности способствует осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учётом их возрастных возможностей. В условиях целенаправленного воспитания ребёнок имеет возможность выбрать наиболее предпочтительный вид деятельности. Ситуации самостоятельного выбора в рамках решения учебных задач создают необходимые условия для художественного развития детей.

Список источников:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ Г.Г. Григорьева. - М., 1999.С. 96-136.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / М., 1983.
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / М., 2006.
  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. — 4-е изд., перереб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. -719 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
  5. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова. - М., 1991. с. 129-137.
  6. Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников/ Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М., 2005
  7. Никитина, В. В. Экскурсия как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: консультации для воспитателей / В.В. Никитина // МБ ДОУ «Детский сад N 97 «Семицветик» г. Чебоксары Чувашской Республики. - Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2773.htm
  8. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина. - 2-е изд., испр. - Минск: Новое знание ; М.: ИНФРА-М, 2017. - 390 с.
  9. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» / М, 2006.
  10. Силивон, В.А. Индивидуализация обучения в изобразительной деятельности/ В.А. Силивон. Мн., 2000.
  11. Эскендирова, С. С. Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс] / С.С. Эскендирова / ГБОУ №2450 г. Москвы // Образовательный портал. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/3889-2013-11-10-12-15-39.html
13.11.2019