Организация занятий по изобразительной деятельности
Оценка 4.7

Организация занятий по изобразительной деятельности

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Организация занятий по изобразительной деятельности

Одной из определяющих успешности решения образовательных задач по изобразительной деятельности является правильная организация работы с детьми, целесообразное использование различных форм организации занятий и системы сочетания занятий разного типа.

Формы организации занятий по изобразительной деятельности

  1. Организованные занятия.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Различают два типа занятий по изобразительной деятельности:

  • занятия на тему, предложенную педагогом (осуществляется освоение нового материала, повторение пройденного);
  • занятия на тему, выбранную каждым ребёнком по его замыслу.

Выбор типа занятия зависит от характера учебного задания, возрастных особенностей и уровня изобразительных умений и навыков детей.

В группах младшего дошкольного возраста освоение нового материала занимает меньше места, чем закрепление приобретённых умений и навыков. Вторая половина занятия, как правило, отводится на работу детей по собственному замыслу.

Во второй младшей группе около трети занятия может отводиться рисованию или лепке на свободную тему. Цель такого рода занятий – закрепление приобретённых умений и навыков, воспитание способности самостоятельно использовать освоенные технические приёмы.

В средней группе центральное место занимает повторение пройденного и закрепление навыков изображения. Вместе с тем увеличивается количество времени, отведённого на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основным видом деятельности становится работа по замыслу детей. Цель такого занятия – развитие у ребёнка умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приёмы изображения.

Дифференциация видов занятий по изобразительной деятельности может основываться на различных критериях. Например, с опорой на содержание изображения можно выделить:

  • рисование по представлению;
  • рисование по памяти;
  • рисование с натуры;
  • предметное рисование;
  • сюжетное рисование;
  • декоративное рисование.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому занятия по изобразительной деятельности следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны.

Разновидностью организованных занятий является интегрированное занятие. В рамках данного занятия объединяются разнообразные виды художественно-эстетической деятельности (изобразительная, музыкальная, речевая, театрально-игровая). Главной целью таких занятий является целостное развитие ребёнка во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Во всех видах художественной деятельности можно выделить общие психические процессы. Сенсорный опыт формируется на основе накопленных образов восприятия и становится основой для развития художественно-эстетических и интеллектуальных способностей. Эстетически окрашенные образы восприятия способствуют формированию эстетически окрашенных представлений. Процесс восприятия предметов может сопровождаться цветовыми, поэтическими, музыкальными представлениями, что способствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников. Тем не менее, сущность эстетического восприятия сама по себе не обеспечивает полноценного развития детей. Оно может быть достигнуто при соблюдении следующих педагогических условий:

  • соблюдение общности целей, интегрируемых в рамках занятий видов художественной деятельности;
  • отбор учебного материала с учётом его доступности, жизненности, наглядности;
  • применение эффективных и технологичных методов и приёмов, обеспечивающих комплексное воздействие на мысли и чувства ребёнка;
  • сохранение специфических особенностей каждого из видов искусств и художественных деятельностей при знакомстве с ними;
  • выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач педагогического процесса на комплексных занятиях.

Комплексные занятия, как правило, являются своеобразным итогом работы всего педагогического коллектива. При этом для детей они всегда должны нести в себе элемент новизны, быть неожиданными.

  1. Экскурсии.

Экскурсия ― форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые обогащают знания об окружающем мире.

В качестве мест проведения могут выступать музеи, памятники, празднично украшенные улицы, природа. В ходе проведения экскурсии образовательные и воспитательные задачи решаются в единстве. Необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Приведем пример традиционной структуры экскурсии:

  1. Подготовительный этап: педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация).
  2. Ход экскурсии: наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы (от вопросов, организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение). В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх). В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.
  3. Послеэкскурсионная работа: Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в практических видах деятельности

Ключевой задачей педагога является продумывание содержания экскурсии с учётом особенностей детского восприятия и соблюдения воспитательных задач. Для этого следует заранее определить место проведения экскурсии и изучить его. Необходимо разработать способ размещения детей относительно объекта наблюдения так, чтобы не только сформировать у них представление об объекте, но и вызвать эстетические чувства.

  1. Организованное развлечение. Данная форма работы может проводиться один раз в две недели. Содержание развлечений должно быть разнообразно, в них должны сочетаться разные виды искусств сообразно направленности на эстетическое развитие. При организации развлечений подбирается разнообразный материал (изобразительный, литературный, музыкальный и др.) на выбранную тему; дети читают стихи, поют песни, водят хороводы. Развлечения не только доставляют школьникам радость, но и приобщают их к национальной культуре, воспитывают у детей эстетические чувства.

Организованные развлечения играют важную роль в развитии у детей самостоятельности, творческой инициативы, сообразительности, находчивости. Дети охотно включаются в художественную деятельность в непринуждённой обстановке развлекательного мероприятия.

При организации развлечения педагогу стоит обратить внимание на воспитательные и образовательные задачи, функции, которые реализуются в ходе развлечения. Необходимо разработать и использовать приёмы активизации детского восприятия, следить за психологическим настроем детей, формировать у них эмоционально-эстетическое отношение к предстоящему развлечению. Материал (музыка, литературные произведения, виды изобразительного искусства, оформительское искусство) должен подбираться с опорой на принципы доступности и художественности. Следует уделять внимание культуре поведения детей, учитывать их впечатления: что понравилось или не понравилось.

  1. Самостоятельная изобразительная деятельность. Данная форма представляет собой процесс выражения индивидуальных особенностей ребёнка, его отношения к окружающему миру и к самому себе. Эта деятельность, как следует из названия, возникает по инициативе детей и стремится удовлетворить их индивидуальные потребности. Отвечая потребностям детей, самостоятельная изобразительная деятельность способствует выявлению их художественных наклонностей. Не совсем правильное пение и некоторая неточность движений компенсируются увлечённостью детей, которая подкрепляется их заинтересованностью. Чтобы воплотить имеющийся замысел, дошкольникам необходимы определённые умения и навыки, способы самостоятельных действий. Поэтому важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятельной изобразительной деятельностью детей.
  2. Праздники и развлечения. Даная форма организации деятельности вносит в жизнь дошкольника яркие впечатления, которые отражаются в самостоятельной деятельности. В своих играх дети нередко повторяют те фрагменты праздничных ситуаций, которые им особенно понравились. В связи с этим важно соблюдать принцип художественности при отборе материала для праздников и развлечений. Таким образом, дети будут переносить в свою жизнь образцы подлинного искусства. Деятельность педагога в таком случае приобретает статус педагогического воздействия и включает в себя:
  • наблюдение за художественными проявлениями детей;
  • стимулирование различных способов самостоятельных действий;
  • содействие проявлениям самостоятельности в разных видах художественной деятельности;
  • поощрение любых форм самостоятельной художественной деятельности.
  1. Коллективные занятия. При проведении коллективных занятий следует обратить особое внимание на предварительную работу, которая включает в себя подготовку оборудования и материала, организацию детей. Необходимо учесть характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, определить уровень их сотрудничества.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

  • творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
  • учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
  • управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
  • комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами.

На коллективных занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

Коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных и необщительно-враждебных не стоит объединять друг с другом и между собой. Если же формируется такая группа детей (общительно-враждебные, необщительно-враждебные), то в неё необходимо включить 2-3 ребенка и категории общительно-дружелюбных

Педагогу легче организовать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструированию, сложнее - в рисовании. В практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей. Рассмотрим их:

  • совместно-индивидуальная: ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, которая на завершающем этапе она становится частью общей композиции;
  • коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-последовательной формы организации: результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого;
  • совместно-взаимодействующая: формирование умений у ребёнка планировать координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творческого труда.

В младшей группе на первых занятиях педагог объединяет индивидуальные работы детей в общую работу, при этом мотивируя свои действия определённым образом: «Нужен новый домик для зайки». В дальнейшем целесообразно использовать игровые ситуации: «Вылепим палочки и построим заборчик, чтобы цыплята не разбежались». С целью объединения индивидуальных работ эффективно использовать рисование на общем фоне («Осенний урожай»), аппликацию на общих листах («Осенний ковер») . В конце занятия педагог благодарит детей от имени героев, при чем целесообразно на данном этапе использовать элементы театрализации. Следует обращать внимание детей на то, что качество и красота общей работы зависит от вклада каждого, а, значит, свою часть работы надо выполнять ответственно и аккуратно. На коллективных занятиях совершенствуются технические умения детей.

В средней группе педагог предлагает детям самостоятельно распределить обязанности (определить, кто что будет лепить, рисовать, вырезать). Задача педагога – научить детей работать согласованно, помогать друг другу. Для этого можно использовать различные приёмы: советы, напоминания, поощрения. В конце занятий педагог предлагает детям представить результаты работы в игровой форме, что позволяет добавить динамичности, увидеть сильные стороны работы и исправить слабые. Следует напоминать детям, что лист желательно полностью заполнять однородными элементами, ритмично их чередуя.

У детей в старшей группе уже есть опыт совместной деятельности, они умеют распределять между собой части задания, обсуждают технические или изобразительные приёмы, помогают друг другу, умеют обратиться за помощью и поблагодарить за оказанную услугу. Коллективная деятельность старших дошкольников под руководством педагога приобретает творческий характер. Дети учатся обсуждать не только содержание задания, но и средства его реализации (композицию, цвет, материал, способы создания и тем приёмы, которые повысят выразительность образов). Руководящая роль педагога заключается в том, что в начале занятия он беседует с детьми, уточняет предмет изображения, предлагает детям обсудить композицию. Далее следует совместно решить, с помощью какого материала будет создаваться работа. Педагог подбирает тематику коллективных занятий, основываясь на возросших изобразительных умениях детей, и постепенно расширяет возможности их действий. Дети работают вдвоём, втроём, вчетвером, группами или все вместе. Большинство коллективных работ предполагает выполнение большими подгруппами, в которых дети работают над одной композицией. По выполнении работы педагог предлагает детям отойти и посмотреть на работу со стороны. Это даёт возможность увидеть композицию целиком и оценить её композиционные и технические достоинства и недостатки. Если недостатки можно исправить, педагог предоставляет детям возможность справиться самостоятельно, а в случае затруднения, помогает советом.

  1. Индивидуальная работа позволяет преодолеть и сгладить специфические трудности, возникающие у ребёнка в рамках фронтальных занятий. Такая работа основывается на тщательном и всестороннем изучении особенностей развития ребёнка. Данную форму работыцелесообразно использовать с: 1) отстающими детьми, которые не усвоили знания о новых произведениях; с замкнутыми, застенчивыми детьми; с детьми с рассеянным вниманием; 2) одарёнными детьми, которые проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности.

Чтобы заинтересовать ребёнка изобразительной деятельностью, мотивировать его совершенствоваться в области творчества, взрослый должен при необходимости оказывать своевременную помощь. К приёмам оказания помощи относятся: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение; использование иллюстрационного материала, художественного слова, предварительно рассматривания, наблюдения и т.д.

Список источников:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ Г.Г. Григорьева. - М., 1999.С. 96-136.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / М., 1983.
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / М., 2006.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджа- спирова. - 4-е изд., перереб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 719 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова. - М., 1991. с. 129-137.
  6. Комарова Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество дошкольников/ Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М., 2005.
  7. Косминская В.Б. и др «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду».М., «Просвещение», 1977 г.
  8. Никитина, В.В. Экскурсия как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: консультации для воспитателей / В.В. Никитина // МБ ДОУ «Детский сад N 97 «Семицветик» г. Чебоксары Чувашской Республики. - Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2773.htm
  9. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина. - 2-е изд., испр. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2017. - 390 с.
  10. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» / М, 2006.
  11. Силивон В.А. Индивидуализация обучения в изобразительной деятельности/ В.А. Силивон. Мн., 2000.
  12. Эскендирова С.С. Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс] / С.С. Эскендирова / ГБОУ №2450 г. Москвы // Образовательный портал. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/3889-2013-11-10-12-15-39.html
13.11.2019