В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен, он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса, однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а, следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.
Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности: - уроки проводятся по нормативным учебным программам; - урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы; - организован систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся; - учитель систематически и последовательно излагать материал; - осуществляется управление развитием познавательных способностей; - формируется научное мировоззрение учащихся; - стимулируется домашняя деятельность школьников; - на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности. Урок имеет ограниченные возможности: - для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника; - создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся; - для учета личностных особенностей педагогов и школьников; - для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи; - для их эффективной социальной адаптации; - для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. |
Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение. Отличительные особенности внеурочной деятельности: - содержание строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей; - основана на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей; - психологическая атмосфера на занятиях носит неформальный характер и способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми; - допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу); - позволяет объединять все группы обучающихся: одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т.д.; - быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности; - практическая значимость полученных ЗУН; - широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.); - нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям; - отсутствие домашнего задания. |
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
- экскурсии, поездки;
- походы (в том числе культпоходы);
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:
- определение темы и содержания занятия;
- определение места проведения занятия;
- сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
- оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:
- рассказ педагога о месте проведения занятия;
- установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;
- обсуждение формы выполнения заданий;
- обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
- в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира;
- на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (похода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;
- обобщенные материалы выезда необходимо вместе с учащимися оформить в какой-либо «продукт детского творчества»: стенгазету, альбом, рисунок, страницы в портфолио учащегося и т.д.
Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:
- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);
- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;
- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;
- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;
- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;
- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.
Часть внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, поэтому педагогу, прежде всего, необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку.
Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления учебного кабинета.
В основном учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для проведения текущего внеурочного занятия, а все лишнее убрать либо в подсобное помещение, либо в шкафы. Это позволит избежать захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать учащихся от занятия.
Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. По возможности лучше подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. При отсутствии такой возможности, расположение мебели в учебном кабинете меньше всего должно напоминать учащимся школьный класс.
Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.
Различные формы расположения мебели в учебном кабинете (буква “U”, «круг», «кафе») помогают в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности внеурочного занятия необходимо учитывать это, отдавая предпочтение той или иной форме организации учебного кабинета.
Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы, как «круг» и «кафе», которые предполагают интерактивные формы ведения занятий.
Форма распо-ложения |
Схема |
Плюсы данной формы |
Минусы данной формы |
Буква “U” |
- комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт); - активность и инициатива учеников на занятии; - стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз); - удобно демонстрировать пособия; - удобно рассаживать левшей; - эффективное осуществление индивидуального подхода. |
- не способствует тесному контакту; - дистанция по отношению к доске.
|
|
Круг |
- тесный психологический контакт; демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом; - чувство значимости каждого – повышение самооценки; - чувство коллективизма; - высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу); - умение слушать и принимать чужую точку зрения; - умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; - легче (для педагога) определить лидера; - развитие речи, коммуникативных навыков; - умение выступать перед аудиторией. |
- дискомфорт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться) |
|
«Кафе» |
- тесный психологический контакт для всех (контакт глаз); - демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом; - чувство коллективизма; - высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу); - экономия времени на достижение результата; - умение слушать и принимать чужую точку зрения; - умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; - легче определить лидера. |
- возникновение группировок; вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами); - подавление 1 – 2 личностями других членов группы |
При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.
Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий: должны быть определены шкафы, стеллажи, где у педагога по определенной системе располагаются раздаточные и расходные материалы.
При анализе основных образовательных программ образовательных учреждений можно наблюдать самые разные примеры форм детских объединений в рамках реализации внеурочной деятельности школьников. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения.
Кружок
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Клуб
Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;
– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительные признаки:
Возможные характеристики:
Возможные подходы к классификации клубов
а) профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) клубы с неопределенным профилем деятельности: клуб почемучек.
в) многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Студия
Отличительные признаки:
Возможные подходы к классификации студий:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца).
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
Мастерская
Отличительные признаки:
Школа
Отличительные признаки:
Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
Возможные подходы к классификации:
а) профильные (школа юного модельера);
б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа этикета, школа мужества);
в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).
Ансамбль
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.
Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.
Театр
Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Секция
Секция - детское объединение, имеющее спортивную специализацию.
Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.
Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.
Оркестр
Оркестр - группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:
- у учреждений дополнительного образования детей них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
- учреждения дополнительного образования детей подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;
- дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др., а не по направлениям внеурочной деятельности.
Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является кейс. Это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает процесс познания на занятии. Вместе с тем, кейс – это комплексный дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и осмысление. Поэтому от качества, выбранного или созданного педагогом кейса во многом зависит успех всей работы на занятии.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса, поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор систематизирует кейсы по своим основаниям. Тем не менее, знание основных видов кейсов поможет педагогу сделать оптимальный выбор вида кейса с учетом специфики содержания конкретной изучаемой темы.
- полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми;
- кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный реальный пример.
- структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний;
- неструктурированные кейсы (unstructured cases) — представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения;
- ервооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
- полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения;
- сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию;
- мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована проблема, и обучающимся необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию метода кейсов в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Применение данной педагогической технологии дает возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
«Кейс» — метод опирается на совокупность дидактических принципов:
- индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения;
- максимальное предоставление свободы в обучении;
- обеспечение достаточным количеством наглядных материалов;
- концентрация на основных положениях, а не «загрузка» учащихся большим объемом теоретического материала;
- обеспечение доступности педагога для учащегося;
- формирование у учащихся навыков самоуправления, умения работать с информацией;
- акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств учащихся.
Организация работы учащихся на основе кейс - технологии
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности учащихся с данной информацией.
Возможны следующие альтернативные варианты:
Этапы организации учебного процесса
Основными этапами кейс-технологии на занятиях кружка являются:
Технологическая схема создания кейса
Эффективной формой организации проектно-исследовательской деятельности является проектно-исследовательская игра. Это мероприятие, которое сочетает в себе элементы игры и соревнования, одновременно развивает исследовательский интерес у школьников и раскрывает их творческий потенциал.
В ходе игры команды разрабатывают проектные задания на выполнение исследовательской работы в рамках различных форм учебной работы: урока, группы дополнительного образования, экспедиции и др.
Проектирование исследования происходит в смешанной детско-взрослой команде. Она реализует основные элементы исследовательского цикла в самостоятельно избранных командами предметной области и учебной форме, отрабатывает командное взаимодействие.
В настоящее время одной из форм проектно-исследовательской игры является образовательный геокешинг с использованием GPS – навигаторов, цифровых фотоаппаратов, компьютеров. Геокешинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения школьников по таким предметам как география, история, литература и краеведение.
Геокэшинг («geocaching», от греч. «geo» – Земля, англ. «cache» – тайник) – увлекательная игра, в которой принимают участие жители более 177 стран мира. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS-навигаторов определяют их координаты и сообщают о них в Интернет. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приемники для поиска тайников. Особенностью российского геокешинга является то, что по правилам игры тайник рекомендуется создавать только в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс. Игроки получают множество любопытных сведений о достопримечательностях российской земли.
Образовательный геокешинг – это мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим.
Задачами данной технологии являются:
Типы заданий для игроков в образовательном геокешинге:
Вид вопроса |
Содержание |
1. Вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки |
Ответы требуют внимания и наблюдательности. Люди часто не обращают внимания на объекты, которые их окружают. Это вопросы, требующие найти то, на что мы не обращаем особого внимания. Если к вопросу приложить старую фотографию, то поиск ответа на вопрос «Что на этой фотографии не соответствует действительности» потребует от игроков найти объекты, которые либо появились, либо исчезли на данном месте. |
2. Вопросы на знание исторических фактов коммуникативную активность |
Поиск ответа на вопрос «Что здесь было раньше?» предполагает, что участники либо сами знают историю этих мест, либо сумеют обратиться к местным жителям и узнать ответ. |
3. Вопросы на локальные измерения |
Ответы можно получить, используя возможности GPS-приемника. Например, измерить площадь стадиона можно измерив его рулеткой, либо пометив точки по его периметру и получив от GPS-станции данные о расстоянии между этими точками. |
4 .Вопросы «метки» самой игры |
Это весёлые задания, которые передаются от одной игры другой. В игре в образовательный геокешинг таким заданием может быть задание: «Принесите фотографию человека с книгой в руках» и т.п. |
Команды стартуют по маршрутным листам, выполняют задания.
Каждая команда обеспечивается спутниковым навигационным GPS-приемником и цифровым фотоаппаратом. Команды получают маршрутный лист. Задание заключается в том, чтобы по описанию и заданным координатам, используя современные средства связи GPS-приемники, найти заданный объект и с помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать команду на фоне объекта. Далее, команда по той же схеме двигается к следующему объекту. После окончания поисков, команды приходят в место сбора.
На завершающем этапе игры в геокешинг команды готовят презентации Power Point, в которых рассказывают о своих путешествиях, далее размещают результаты своей экскурсии в Интернет. Результатами работы каждой группы должна быть виртуальная экскурсия по населённому пункту. Учащиеся сочиняют неформальный рассказ о населенном пункте, в котором проживают. Рассказ поддерживается цифровыми фотографиями. Школьники учатся не только использовать GPS – приемники, но и работать с сетевыми технологиями – размещать фотографии, использовать ключевые слова, «дружить» с другими командами.
На уроках полученные материалы можно использовать при изучении соответствующих тем в качестве домашнего задания, индивидуального выступления учащихся или группы учащихся, занимательных материалов к урокам и т.д. Аналогичные задания разных типов можно придумать на любую тему, но, главное, задания должны быть познавательными.
Образовательный геокешинг - это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности школьников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.
«Quest» в переводе с английского языка-продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». Впервые термин «Веб-квест» (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.
Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:
Веб-квест в педагогике ─ проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете, оформленный в образовательный сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе учащихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички.
Таким образом, веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит образовательный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций:
- использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений.
Используя методику квеста педагоги с высоким творческим потенциалом, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, так как эта методика является новой, разнообразной формой работы, позволяющей проявить себя не только учащемуся, но и учителю, как творческой личности, а, следовательно, необходимой и открывающей путь к новым образовательным стандартам.
Таким образом, педагог получает возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя современную технологию веб-квест. Он может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры, виртуальные экскурсии.
Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.
Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно освоить навыки работы в Интернете уже в среднем звене. Следовательно, педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ-компетентности посредством современных образовательных технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.