Вопрос повышения финансовой образованности подрастающего поколения актуален для многих стран мира и везде он решается разными путями. Для России исследование мирового опыта в вопросах повышения финансовой грамотности учащихся представляется весьма актуальным, поскольку формирование культуры финансовой грамотности в отечественных школах только с 2016 года поставлено как одна из приоритетных задач современного образования. До этого периода финансовое образование не вводилось как обязательный компонент школьной программы. В связи с этим, большой интерес для нас представляет опыт тех стран, в которых программы по финансовой грамотности доказали свою результативность.
Цель лекции: проанализировать успешный опыт внедрения программ по повышению уровня финансовой грамотности учащихся 10-15 летнего возраста.
В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Особенности внедрения программ по финансовой грамотности в образовательный процесс за рубежом.
2. Опыт формирования финансового образования учащихся школ США.
3. Введение финансовой компоненты в образовательный процесс в Польше.
4. Аспекты становления финансового школьного образования во Франции.
5. Успешные образовательные программы по финансовой грамотности для школьников Великобритании и Австралии.
В международной практике финансовая грамотность определяется как способность физического лица осуществлять управление собственными финансовыми ресурсами и принимать эффективные финансовые решения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
В соответствии с этим, непосредственно финансовое образование по общепринятым международным понятиям, определяют как «процесс, в результате которого индивиды улучшают свои знания о финансовых продуктах и концепциях и за счет информации, инструктажа и (или) объективных рекомендаций вырабатывают навыки и укрепляют доверие, чтобы понимать (финансовые) риски и иметь возможность делать информированный выбор, узнать о том, куда обращаться за помощью, а также уметь предпринимать другие эффективные действия, чтобы улучшать свое финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов» [5]. Конечной целью формирования финансовой грамотности у обучаемого в мировой практике считают «развитие способности потребителя и собственника малого бизнеса постигать сущность финансового продукта и принимать квалифицированные, продуманные решения» [6].
Проблема включения финансового образования в имеющиеся учебные программы представляется значимой для всех стран мира. По мнению международных экспертов, есть три основные причины, которые объясняют важность такой интеграции [10]:
− охват обучением всех слоев населения в школьном возрасте, вне зависимости от социальных и материальных условий жизни ребенка, позволяет заложить основы финансовых знаний и навыков у целого поколения граждан страны, тем самым формируя будущее здравое отношение к финансам;
− стремительный рост доли учащихся, которые могут и имеют компетенции принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, возможность самостоятельно заработать, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.), позволит оградить от неверных шагов в данной сфере и предупредить ребенка о возможных рисках и последствиях своих действий;
− основы финансовой культуры, стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни в данной, как и в любой иной, сфере, проще всего заложить в раннем возрасте, поскольку ребенок открыт ко всему новому и имеет гибкость мышления и высокий уровень способности к обучению.
В данный момент в мировой практике только началось формирование механизмов, позволяющих гармонично ввести необходимые финансовые знания в программы обучения и образовательные стандарты. Здесь как важнейшие факторы процесса выступают актуальность, простота и доходчивость преподаваемой информации, взаимосвязь ее с реальными жизненными ситуациями и возрастными интересами учащихся [5].
Для формирования необходимых знаний у учащихся требуется эффективная система подготовки квалифицированных кадров и мотивационные механизмы вовлечения в процесс обучения финансовой грамотности как учащихся, так и преподавателей.
Большой интерес имеет практика комплексного подхода к финансовому образованию по схеме «дети — родители — педагоги», предусматривающая одновременную работу на всех трех направлениях при формировании программ, мероприятий и информационно-образовательных продуктов [8].
Конечным результатом финансового образования считается, с одной стороны, овладение обучаемым информацией о финансовых организациях, предлагаемых ими финансовых продуктах, всевозможных источниках получения информационных и консультационных услуг. С другой – формирование способностей обучаемого, как потребителя финансовой услуги, использовать полученную им информацию в ходе принятия решений: по осуществлению специальных расчетов, оценке рисков, сопоставлению преимуществ и недостатков определенных финансовых услуг [7].
Разные страны занимают разные ступени в становлении финансового образования и различные масштабы осуществления проектов в этой области. Методики, способы и каналы коммуникации в системе финансового образования определяются национальной спецификой страны, в которой реализуется та или иная программа формирования культуры финансовой грамотности.
Проекты финансового образования подрастающего поколения функционируют в США, Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Канаде, Австралии, Эстонии, Чехии, Польше, Румынии, Италии, Испании, Индонезии, Финляндии, Венгрии, Новой Зеландии, Южной Африке и других.
По степени формирования финансового образования учащихся школьного возраста, следует выделить три группы стран [6]:
− Государства с высокой степенью осмысления проблем становления и развития школьного финансового образования, в которых значительны масштабы и глубока проработанность обозначенной проблемы. К таким странам относятся США, фактически являющиеся новаторами в сфере исследования, формирования и решения проблем школьного образования в сфере финансовой грамотности с 2002 года. Также к данной группе можно отнести Великобританию, Германию, Францию, Канаду, Новую Зеландию, Сингапур.
− Страны, в которых намечены основные направления формирования финансового образования на уровне школ и решаются возникающие в этом ключе проблемы, но вопросы необходимости формирования культуры финансовой грамотности учащихся не в полной мере поддерживаются со стороны общественности и, к тому же, сама система такого образования недостаточно глубоко проработана. К странам второй группы можно отнести Голландию, Италию, Австрию, Польшу, Чехию, Индию.
− Страны, которые начинают решать и прорабатывать вопросы повышения финансовой грамотности учащихся школьного возраста, либо недавно приступили к реализации инициатив и предпринимают шаги к реализации различного рода проектов и мероприятий в данной сфере. К таким государствам относятся, например, Россия и Китай.
Имеющиеся программы, направленные на формирование культуры финансовой грамотности, могут быть профинансированы как государством, так общественными и частными организациями, что зависит от характера мероприятий и идеологии. Чаще всего в финансировании таких программ преобладает доля вливаний государственных и общественных организаций. Также в обеспечении таких программ принимают участие центральные банки стран (такое финансирование принято в таких странах, как Венгрия, Чехия, Польша, Корея, Индонезия); министерство образования и образовательные организации (к примеру, в Словакии); институты, реализовывающие программы занятости населения (Финляндия, Австрия, Чехия); финансовые организации (в таких странах, как США, Великобритания, Ирландия, Корея, Япония); фонды разной направленности (в Польше, Южной Африке). Частное финансирование программ финансовой грамотности практикуется в Бельгии, Польше, Финляндии, Индонезии, Словакии и США [8].
Разработка национальных образовательных программ в сфере финансовой грамотности во многих странах ведется с опорой на накопленный опыт США и Великобритании, поскольку именно эти страны были первопроходцами в разработке таких программ. Большая часть методик и наработок просто проходит адаптацию к национальным особенностям конкретного государства.
Рассмотрим особенности реализации финансового образования на примере США, которые разработали достаточный объем интересных подходов и методических материалов.
В США еще в 1919 году был создан комплекс экономических программ образования школьников Junior Achievement, который в современных условиях представляет собой программу финансовой грамотности под названием «Достижение молодых». Ее адаптировали к национальным особенностям многие страны, в том числе, в России она была принята в 1991 году, как экспериментальная образовательная модель. Главная методическая база программы — экспериментальные компьютерные программы, разработанные с учетом возрастных особенностей групп обучающихся ‒ от школьников начальных классов до студентов. В рамках программы практикуются такие методы обучения, как командная, групповая, индивидуальная работа. Эффективность программы подтверждают более высокий уровень критического мышления и появление навыков решения финансовых задач у детей, обучавшихся по данной программе, чем у их сверстников, в ней не участвовавших [6].
В 1995 году также создан и реализован крупный международный проект Practical Money Skills for Life, активно применяемый в данный момент более чем 20-ю странами. Данный проект посвящен вопросам управления личными финансами. Программа создана компанией Visa при участии сорока пяти общественных организаций, финансовых институтов, местных органов власти и преподавательского состава и рассчитана на педагогов, учащихся родителей. Основное методическое обеспечение программы представляют собой Интернет-ресурсы, а в качестве базового создан специализированный сайт на трех языках, три модуля которого разработаны для обучения финансовой грамотности в рамках школы, дома и для работы педагогов [3].
С 1995 года в Соединенных Штатах функционирует некоммерческая организация ‒ Коалиция JumpStart (в ее состав входят порядка 150 различных правительственных и финансовых организаций) - которая обеспечивает индивидуальную помощь молодежи с дошкольного до студенческого возраста в сфере финансовых вопросов. Сайт организации содержит платные и бесплатные модульные и разнопрофильные образовательные материалы, ориентированные на самую разную целевую аудиторию, включающие образовательные курсы, вебинары, книги, видео/аудио уроки и т.п. [10].
Введению финансовой грамотности в учебный процесс школ положило начало основание государственного Бюро по финансовым подразделениям Казначейством США в 2002 году. В согласованности с Конгрессом Соединенных Штатов в этот период организуется Комиссия по финансовой грамотности и образованию, результатом работы которой стала Национальная стратегия по финансовой грамотности, опубликованная в 2006 году [9].
Также представляют интерес образовательные проекты компании Visa Inc., по инициативе которой ежегодно проводится саммит «Финансовая грамотность и образование», на котором обсуждаются актуальные вопросы в сфере финансового образования с участием политических лиц, представителей крупных фирм и успешных бизнесменов, преподавателей. Visa имеет специальный сайт по финансовой грамотности [7], который содержит образовательный раздел «Мои умные деньги», в котором вы можете посмотреть материалы по ведению бюджета, сбережениям, банковским услугам и безопасному использованию банковских карт, а также управлению долговыми обязательствами, планированию покупок и пр. На сайте также имеются финансовые игры, в частности, «Финансовый футбол».
В общем, финансовое образование в США основано на взаимном сотрудничестве организаций всех форм собственности и всех уровней власти [4].
Но, при всем при том, что курсы по финансовой грамотности в Соединенных Штатах преподаются в школах достаточно длительное время, единая государственная программа по финансовой грамотности не разработана Отдельные штаты разрабатывают различные программы при участии различных финансовых организаций и крупнейших банков, при этом Администрация штата сама определяет конкретные требования к программе или курсу.
Особенности образовательных финансовых программ для школ США заключаются в следующем [3]:
− все образовательные программы во главу угла ставят умение находить качественную финансовую информацию и дифференцировать ее, с ориентацией на реальные потребности домохозяйства;
− программы строятся в соответствии с национальными стандартами по образовательной области «финансовая грамотность» с учетом каждой требуемой области компетенций;
− все существующие образовательные программы ориентированы на практическое применение получаемых знаний непосредственно во период или сразу по окончании обучения, между получением теоретических сведений и практических навыков учебного характера и применением полученных умений в реальной жизни период времени должен быть достаточно коротким;
− в обучении задействуются все возможные средства коммуникации (телефон, интернет, мультимедиа и др.);
− финансовая грамотность в школах вводится как отдельный курс или встраивается как часть определенного курса в экономику или математику.
Польша из всех государств-представителей Восточной Европы наиболее активно внедряет школьное финансовое образование. Образовательные программы, сконцентрированные на формировании культуры финансовой грамотности учащихся разрабатывает Центральный банк Польши по требованию правительства [7]. Финансирование и координирование мероприятий по программам осуществляется и государством, и частными компаниями. Во избежание включения в образовательные программы и мероприятия рекламных и маркетинговых позиций, все образовательные программы коммерческих структур подлежат обязательной сертификации.
Также можно отметить, что крупнейший в мире информационно-образовательный портал также имеет польское происхождение. На нем размещен целый ряд ресурсов, способных помочь преподавателям в их работе по финансовому просвещению: образовательные программы Национального банка, планы уроков, ориентированные на разные ступени образования (начальную, среднюю и высшую школу), электронные руководства, головоломки, загадки, стратегии, периодические издания из виртуальной библиотеки, курсы дистанционного образования, мультимедийные презентации, он-лайн игры, статьи, словарь экономических терминов [10].
Одной из лучших образовательных программ, утвержденных Национальным банком Польши, разработанной при участии общественных организаций и содержащей нестандартные формы и способы передачи информации, стала программа «Мои финансы», которая получила широкое распространение в школах с 2004 года и рассчитана на возрастную категорию учащихся 15-17 лет. Основной целью данной программы является обучение подростков рациональному использованию личных располагаемых средств. Программа состоит из циклов, которые рассчитаны на пятнадцать классических уроков или экспресс-обучение в форме трех однодневных семинаров. К участию приглашаются разные классы. Перед этим сами педагоги проходят подготовку на четырехдневных курсах по финансовой грамотности. Такая организация обучения дала значительные результаты - по результатам проверки, уровень знаний учащихся увеличился на 8,7 %, а преподаватели продемонстрировали более эффективную организацию хода уроков [2].
Для учащихся среднего звена общеобразовательных школ часто применяется мультимедийный глоссарий экономических понятий в форме короткометражных мультипликационных фильмов длительностью по 8 минут, которые иллюстрируют и делают доступными для детского понимания смысл определенных экономических терминов. Большая часть этих мультипликационных фильмов посвящена таким понятиям, как процентная ставка, кредит, сбережения, инвестиции, пенсионные накопления, безналичный платежа.
Кроме того, в Польше проводятся публичные информационные мероприятия финансовой тематики. Например, «Неделя сбережений», проводимая в Польше с 2007 года, длящаяся два месяца и направленная на стимулирование граждан к осуществлению сбережений. Несмотря на то, что целевая группа мероприятия – это молодые люди 18-25 летнего возраста, в нем принимают участие и педагоги с воспитанниками-школьниками. В рамках данного мероприятия распространяются образовательные материалы для педагогов и учащихся, помогающие сделать уроки не только информативными, но и интересными, причем, каждый год количество и диапазон таких материалов значительно пополняется благодаря участникам данного мероприятия. По результатам итогового тестирования учащихся, уровень финансовой грамотности увеличился на 31 процент [10].
Все образовательные программы государство старается избавить от рекламного информационного материала. Планирование образовательных программ по повышению финансовой грамотности польское государство осуществляет в рамках первого, углубленного, уровня образовательной системы, а отдельные образовательные мероприятия считаются образованием второго уровня, включают элемент развлечения и служат для того, чтобы стимулировать информированность граждан при использовании возможностей всех средств массовых коммуникаций.
Франция создала для реализации проекта финансового образования некоммерческую ассоциацию «Association Finances et Pédagogie» (Финансы и педагогика) [2]. Данная организация занимается вопросами финансового образования определенных целевых аудиторий по тематикам ведения семейного бюджета, управления личными финансами.
У ассоциации налажены партнерские отношения с большим количеством образовательных учреждений страны. Обучение по финансовым программам бесплатное, контролируют процесс обучения преподаватели и инструкторы ассоциации. В программах не допускается реклама любого рода и исключена информация о конкретных финансовых учреждениях. Реализация программ осуществляется на двух уровнях: обучение и методическое сопровождение преподавателей и обучение непосредственно школьников.
В школьные учебные программы включены разделы, посвященные темам финансовых взаимоотношений в семье, организации совместного управления бюджетом домохозяйства, управления личными финансами. В старших классах исследуются вопросы, посвященные страхованию, потребительскому кредитованию, составлению финансового плана по приобретению недвижимости, пенсионному планированию, наследованию и передаче собственности, также в программах есть разделы, посвященные фондовому рынку и инвестированию.
Длительность каждого модуля занятий составляет от двух до шести часов. Для закрепления теоретических знаний используются разнообразные дидактические материалы.
Программы «Финансы и педагогика» могут послужить примером эффективного включения информации из области личных финансов в курс математики. При планировании курса математики, с учетом возрастных особенностей, в программу вводятся базовые понятия и навыки, связанные с управлением личными финансами (см. таб. 1) [5].
Таблица 1. Финансовые понятия и навыки, рассматриваемые в курсе математики в 5-6 классах (пример)
Финансовые категории |
Математика |
|
5 класс |
6 класс |
|
Понятия |
Доход (заработная плата, премии, пособия) Покупки (виды, цены, спрос и предложение, опт и розница, что выгоднее – купить или арендовать, покупка в кредит). Услуги (виды, цены) Кредитная карта |
Польза торговли, роль денег, доходы, карманные деньги, составление бюджета, расчет экономии на покупках. Банкноты, монеты, чеки, кредитные карты, сбережения |
Навыки и умения |
Расчет скидки с цены, расчет экономии по покупкам умение вести счет деньгам. Пользование банкоматом. |
Понимать разницу между текущим счетом и сберегательным. Расчет налогов по заработной плате. |
В Великобритании разработана одна из самых эффективных систем в области продвижения финансовой грамотности в школах. Всего к реализации предлагаются порядка 500 программ национального или местного значения.
До недавнего времени занятия по финансовому менеджменту домохозяйств в школах проводились в форме факультативов. В данный момент в государственных школах вводится обязательный предмет, название которого в переводе звучит, как «Личные деньги». С семи до одиннадцати лет учащиеся школ осваивают операции с личными счетами. С одиннадцати до четырнадцати лет детям дается представление о кредитных и дебетовых картах, займах, кредитах, а также исследуются основы семейной экономики. Наряду с программами, разработанными и профинансированными с преимущественным участием государственной поддержки, большая часть банков предлагают свои программы, тем самым инвестируя в развитие образовательных проектов по финансовой грамотности [2].
Также интересен опыт Австралии, где финансовое образование в школе недавнего времени не поддерживалось государством. В данный момент идет процесс формирования национальных стандартов по финансовому образованию для детей, начиная с учреждений дошкольного образования. Основной упор в программах финансовой грамотности делается на умение защищать свои потребительские права и знание обязанностей потребителя. Ученики приобретают со школьной скамьи умения отстаивать свои права во всех учреждениях, где они платят деньги. В Австралии существует расхожее выражение: «Понимать деньги выгодно» [4].
Школьные программы носят название Undеrstаnding Моnеу [5] («Как разбираться в деньгах») и разработаны для разных возрастов. В восемь-десять лет детям предлагается к обучению программа «Рlау Rеаl», в рамках которой учащиеся проигрывают жизненные ситуации, касающиеся финансовой стороны жизни человека. Учащиеся 10-16 лет получают знания по финансовой грамотности из курса «Маке It Rеаl», который основан на моделировании ситуаций. Обучаемые в возрасте 16–18 лет проходят курс «Gеt Rеаl» – учатся применять полученные навыки в реальной жизни. Помимо уроков в школах, проводятся игры с подростками, публикуются руководства для родителей, осуществляются тематические экскурсии по финансовой тематике.
Программы финансовой грамотности в школах Великобритании сопряжены в старших классах с программами по развитию карьеры.
Таким образом, анализ мирового опыта введения финансового обучения в образовательные программы школ показало, что для запуска данного процесса необходима государственная инициатива и совместная деятельность общественных и частных организаций. Финансирование программ находится в ведомости национальных (центральных) банков, министерств образования, различных фондов, образовательных организаций или организаций по вопросам занятости населения и частных бизнес-структур. Но всегда этот процесс контролируется государством. С точки зрения организационных моментов и использования различных методик, образовательных ресурсов мировой опыт может быть весьма полезен для России, вставшей на путь к финансовому просвещению и обратившейся к стратегии повышения финансовой грамотности населения. Тем не менее? в реализации отечественных программ и проектов следует учитывать национальный менталитет, национальное законодательство, особенности социальных установок в отношении финансового поведения и уровень развития финансового рынка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.