Понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе
Оценка 4.6

Понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Понятие «педагогическая технология» в отечественной и зарубежной литературе

Термин «педагогическая технология» активно используется во всех развитых странах. В западной литературе первоначально понятие соотносилось с идеями технизации образовательного процесса, то есть сторонники идеи считали необходимым более широко использовать технические средства обучения. Такое видение понятия сохранялось до 1970-х гг.

В 1970-е гг. активно уже обсуждается идея полной управляемости учебным процессом, что в итоге привело к появлению следующей установки в педагогической практике: выполнение дидактических задач можно организовать только посредством управления учебным процессом. При этом требуется точно определить его цели, а методы и способы достижения цели должны поддаваться четкому описанию и определению.

Это привело к тому, что педагогическая технология стала рассматриваться не только в качестве исследования в области использования различных технических средств обучения. Перед ней возникла новая цель – выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса за счет анализа различных факторов, которые могут повысить образовательную эффективность, а также конструирования и применения на практике приемов и методов с дальнейшей оценкой их эффективности.

В настоящее время в западной педагогической литературе сохранилось две трактовки педагогической технологии, которые применяются наравне друг с другом.

При раскрытии сущности педагогической технологии необходимо учитывать ее системный подход в обучении, который отражен в определении ЮНЕСКО. В соответствии с ним педагогическая технология – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».

В отечественной педагогической литературе нет четкого мнения о правильности понимания и употребления термина. Так, В. Беспалько определяет ее как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели».

По мнению Б.Т.Лихачева, педагогическая технология представляет собой «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

М.В.Кларин считает педагогическую технологию «системной совокупностью и порядком функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогически целей».

А вот Г.К.Селевко в педагогической технологии выделяет уже три основных аспекта:

  • процессуально-описательный, который представляет собой описание процесса, совокупность целей, методов, средств и содержания, используемых для достижения намеченных результатов обучения;
  • научный. Этот аспект отмечает, что педагогическая технология является частью педагогической науки, которая разрабатывает и изучает цели, содержание и методы обучения, а также проектирует педагогические процессы;
  • процессуально-действенный. Здесь уже осуществляется технологический (педагогический) процесс и обеспечивается функционирование всех инструментальных, личностных и методологических педагогических средств.

Особенность отечественного восприятия педагогической технологии состоит в том, что в отличие от западного, где оно ограничено сферой обучения, оно соотносится с процессами воспитания и обучения.

Если рассматривать образовательную практику, то для педагогической технологии можно выделить три соподчиненных уровня:

  1. Общепедагогический уровень. Технология (общепедагогическая, общевоспитательная, общедидактическая) характеризует полноценный образовательный процесс в конкретном регионе, учебном заведении на определенном этапе обучения. По этой причине педагогическая технология на этом уровне практически полностью соответствует педагогической системе, так как в нее включается совокупность целей, средств и методов обучения, содержание обучения, алгоритм деятельности как субъектов, так и объектов образовательного процесса.
  2. Частнометодический или предметный уровень. В большинстве случаев «частнопредметная педагогическая технология» соответствует термину «частная методика». Это означает, что используется совокупность методов и средств для реализации целей определенного содержания обучения в рамках какого-либо предмета, класса или мастерской учителя, по-другому «частную методику» можно назвать методикой работы учителя, воспитателя.
  3. Локальный или модульный уровень. Под локальной педагогической технологией понимается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных воспитательных и дидактических задач (воспитание отдельных качеств личности, формирование понятий, усвоение новых знаний, технологии самостоятельной работы, повторения и контроля изученного материала и т.д.).

На основе представленных выше определений можно выделить ключевые структурные элементы педагогической технологии:

  • наличие концептуальной основы;
  • содержательная часть обучения, которая включает в себя цели обучения (общие и конкретные) и содержание учебного материала;
  • процессуальная часть (технологический процесс). В ее состав входит не только сама организация образовательного процесса, но и методы, формы, учебной деятельности школьников и работы учителя, а также деятельность педагога по управлению процессом усвоения учениками нового материала. Еще один элемент – диагностика образовательного процесса.

Кроме того, все педагогические технологии должны соответствовать основным методологическим требованиям:

  • концептуальность, то есть в основе любой педагогической технологии должна лежать какая-либо научная концепция. При этом концепция должна содержать психологическое, философское, социально-педагогическое и дидактическое обоснование для достижения образовательных целей;
  • системность. Это означает, что педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех элементов, целостность;
  • управляемость. Она предполагает возможность проведения диагностики планирования, целеполагания, проектирования образовательного процесса, а также использование различных средств и методов для коррекции результатов;
  • эффективность, то есть педагогические технологии должны быть эффективными не только по своим результатам, но и затратам, и дополнительно гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
  • воспроизводимость, что предполагает возможность применения (повторения) педагогической технологии в других похожих ситуациях или однотипных образовательных учреждениях.

Классификация педагогических технологий

Наиболее полно обобщение всех педагогических технологий осуществил Г.К.Селевко, который разделил их на несколько групп.

Разделение осуществлялось по следующим параметрам:

  • по уровню применения. Здесь были выделены общепедагогические, частнометодические и локальные технологии;
  • по философской основе. Выделяют гуманистические и антигуманные, материалистические и идеалистические, научные и религиозные, антропософские и теософские, диалектические и метафизические, свободного воспитания и принуждения и др.;
  • по ведущему фактору психического развития. В частности, были выделены социогенные, биогенные, идеалистические и психогенные технологии. Несмотря на то, что личность является результатом совокупного влияния этих факторов, конкретная технология может учитывать только какой-то один из них. В то же время отсутствует какая-либо «монотехнология», где применялся бы только один фактор, принцип или метод, так как любая педагогическая технология всегда является комплексом этих факторов, методов и принципов. Однако свое название конкретная технология получает от того метода, который в ней является ведущим (основным);
  • по научной концепции усвоения опыта. Здесь выделяются ассоциативно-рефлекторные, гештальттехнологии, бихевиористские, развивающие и интериоризаторские технологии;
  • по ориентации на личностные структуры. В данном аспекте можно выделить операционные технологии (формирование способов умственных действий), информационные (формирование различных умений, навыков и знаний по школьным предметам), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (направлены на формирование нравственных и эстетических отношений), эвристические (позволяют развивать творческие способности), прикладные (ориентированы на развитие действенно-практической сферы) и технологи саморазвития, то есть механизмов по самоуправлению личности;
  • по характеру содержания и структуры. В данном аспекте выделяется множество различных технологий, среди них: обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, светские и религиозные, гуманитарные и технократические, отраслевые, монотехнологии и комплексные технологии и др.;
  • по типу организации и управления познавательной деятельности. В данном случае классификация зависит от типа взаимодействия учителя с обучающимся. Взаимодействие может быть разомкнутым (деятельность обучающихся не контролируется и не корректируется), цикличным (предполагает, как контроль со стороны учителя, так и самоконтроль, и взаимоконтроль), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), а также ручным, когда контакт осуществляется вербальным способом, и автоматизированным (предполагается использование различных учебных средств).

В зависимости от используемого типа взаимодействия определяются следующие виды технологий:

  • классическое лекционное обучение (управление может быть разомкнутым, рассеянным или ручным);
  • обучение с применением аудиовизуальных технических средств (управление – автоматизированное, рассеянное, разомкнутое);
  • обучение при помощи учебной литературы (автоматизированное, направленное, разомкнутое);
  • система «консультант» (ручное, направленное, разомкнутое);
  • система «малых групп», где предполагается использовать дифференцированные способы обучения, а управление может быть цикличным, ручным либо рассеянным;
  • компьютерное обучение предполагает, как автоматизированное, так и направленное, и цикличное управление;
  • «программное обучение», которое предполагает использование заранее подготовленной программы, применяемые виды управления – направленное, автоматизированное, цикличное;
  • система «Репетитор» или индивидуальное обучение, поэтому управление может быть ручным, цикличным или направленным.

На практике большинство педагогов одновременно использует несколько комбинаций предложенных систем, а самыми распространенными являются:

  • традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, которая предполагает сочетание лекционных методов изложения материалов и самостоятельную работу учащихся с книгами (дидахография);
  • современное традиционное обучение, которое предполагает сочетание дидахографии с техническими средствами;
  • программированное обучение, которое основывается на адаптивном программном управлении с одновременным использованием ряда других видов;
  • групповые и дифференцированные способы обучения, применение которых позволяет учителю обмениваться информацией со всей группой и одновременно уделять внимание отдельным обучаюшимся, то есть выступать для них в качестве репетитора.

Важным значением в педагогической технологии обладает позиция ребенка, которую он занимает в образовательном процессе, а также отношение взрослых к ребенку.

Существуют следующие типы педагогических технологий:

  1. Авторитарные. Педагогу принадлежит роль «единоличного» субъекта учебно-воспитательного процесса, а обучающемуся – роль «объекта», «винтика». Школьная жизнь жестко организована, инициатива и самостоятельность обучающихся подавляются, активно используются методы принуждения и требований.
  2. Дидактоцентрические. Для них свойственна высокая степень невнимания по отношению к ребенку. Также наблюдается верховенство субъект-объектных отношений педагогов и обучающихся. Основополагающая роль принадлежит обучению, а не воспитанию. Процесс формирования личности происходит посредством использования дидактических средств. Второе название дидактоцентрических технологий – технократические, однако в случае использования данного термина следует понимать, что он отражает в большей степени характер содержания, а не стиль педагогических отношений.
  3. Личностно-ориентированные (антропоцентрические). Центральной фигурой школьной образовательной системы является личность ребенка. Для того чтобы она развивалась и реализовывался ее природный потенциал, создаются наиболее комфортные, безопасные и неконфликтные условия. Данная технология под субъектом отношения понимает ребенка, причем именно ему дается приоритет. Цель образовательной системы – это и есть личность ребенка, а не просто способ достижения заданной цели, что и является основным отличием от дидактоцентрических и авторитарных технологий. Для личностно-ориентированных технологий свойственно сочетание гуманистической и психотерапевтической направленности, а также антропоцентризма, что направлено на обеспечение творческого и свободного развития ребенка.

Личностно-ориентированные технологии разбиваются на три самостоятельных направления:

  • технологии сотрудничества;
  • гуманно-личностные технологии;
  • технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии. Для них свойственна ярко выраженная гуманистическая сущность в единении с психотерапевтической направленностью для того, чтобы помочь личности и поддержать ее в различных ситуациях. Технология подразумевает наличие и проявление всестороннего уважения и любви к ребенку. Также имеется оптимистическая настроенность на веру в творческий потенциал и силы ребенка. Принуждение полностью исключается.

Технология сотрудничества. Выбор делается в пользу демократии, равных и партнерских отношений между обучающимся и педагогом. Их совместными усилиями происходит выработка целей, содержания обучения, оценивание работы в процессе сотворчества и сотрудничества.

Технология свободного воспитания. Подразумевает предоставление ребенку возможности совершать свободный выбор и проявлять самостоятельность в той или иной степени в процессе его жизни. При осуществлении выбора наблюдается не внешнее воздействие, а внутреннее побуждение личности ребенка.

  1. Эзотерические технологии. Их основой является эзотерическое (подсознательное и неосознаваемое знание), т.е. есть Истина и пути, которые ведут к ней. Под педагогическим процессом понимается не сообщение и общение между обучающимся и педагогом, а приобщение к Истине. Ребенку дается роль центра, отвечающего за информационное взаимодействие с Вселенной.

    Способ, средство и метод обучения стали основой для определения названий различных имеющихся технологий. Речь идет о догматических, развивающего обучения, репродуктивных, саморазвивающегося обучения, объяснительно-иллюстративных, игровых, творческих, диалогических, проблемного обучения, коммуникативных, творческих и т.п.

13.11.2019