В современном обществе одним из главных ценностей является сам человек. Человеческий ресурс – это главное богатство любой страны. Именно поэтому одной из линий государственной образовательной политики является развитие и педагогическое сопровождение одаренных детей. Однако осознавая важность и необходимость работы с одаренными детьми, специалисты педагоги и психологи до сих пор так и не пришли к единому мнению по поводу того, что же такое одаренность.
Ученые на протяжении всего существования человечества пытались понять причину появления необычных, незаурядных людей. Античные философы полагали, что необычные способности человека – это дар высших сил. Причем гениями считались только те, кто проявляет особые способности в искусстве. Несмотря на то, что выдающие способности считались божественным промыслом, мыслители продолжали размышлять над феноменом одаренности. Так, Платон и Аристотель отмечали, что развитие способностей человека происходит в процессе воспитания и образования.
Уже с XIX начинаются практические исследования людей с выдающимися способностями. При этом внимание ученых переключается на врожденные особенности индивида.
Одним из первых создателей теории одаренности является австрийский ученый Ф. Галль. Он утверждал, что по форме черепа человека можно судить о его способностях, ведь все свойства психики и ее высшие функции локализуются в мозге. Так шишки и бугры, говорят о высоком уровне развития определенных способностей, а впадины – об их отсутствии.
До самого начала XX века ученые пытались найти взаимосвязь одаренности с массой головного мозга. В ходе исследований выяснилось, что маса мозга связана с полом, возрастом и национальной принадлежностью индивида, но нисколько не связана с интеллектуальными и другими способностями. Поэтому было решено, что особые способности обусловлены не массой мозга, а его особой анатомией, количеством нейронов.Итальянский психиатр Ч. Ламборзо создал теорию «патологичности гения», он сравнивал лихорадочное состояние гениев в процессе творчества с маниакальным возбуждением психически больных людей.
Английский ученый Ф. Гальтон предложил измерять интеллект в баллах. Так, интеллект обычного человека равен в среднем ста баллам, идиота – нулю, а гения – двумстам. Позже была создана формула для расчета интеллекта, которой психологи пользуются до сих пор. Кроме того, Ф. Гальтон считал, что выдающиеся способности могут передаваться от родителей их детям, так же как цвет радужки, особенности телосложения и другие особенности. И если можно из поколения в поколение передавать одаренность, то можно создать целую популяцию гениальных людей, выбирая родителей для будущих детей. Так родилась теория евгеники, впоследствии положенная в основу идеологии фашизма.
Также на протяжении XX столетия предметом многих научных исследований становится детская одаренность. Исследователи в основном направляли свое внимание на определние понятия «одаренность», обнаружение ее природы и изучение ее структуры. Многие из них полагали, что одаренность тождественна с умственной способностью адаптации к новым условиям. Таким образом, в одаренность должны быть включены все познавательные способности. В этот период в зарубежных школах стали создаваться специализированные классы для одаренных учеников. Для отбора детей применялись различные шкалы умственного развития. Большой популярностью, например, пользовалась система диагностики А. Бине и Т. Симона. Авторы использовали понятие «коэффициент интеллекта» или IQ, которое преполагало измерение интеллекта детей, отражая его высокое или недостаточное развитие. Именног создание методик измерения интеллекта стало прорывом в изучении детской одаренности, поскольку давало возможность выявить индивидуальные различия между детьми. Теперь при помощи тестов изменрялись не только интеллектуальные способности, но и многие другие личностные качества. Однако источником одаренности по-прежнему считался божий дар, поэтому в совестской педагогике и психологии того периода исследования в области одаренности были приостановлены на долгие 50 лет.
Зарубежные концепции детской одаренности
В 40-50-е годы прошлого века такие ученые как Дж. Гилфорд, Р. Кэттел, Б. Саймон, Л. Терстоун, Ж. Торндайк отметили, что возможности тестов на определение уровня интеллекта ограниченны. Они позволяют лишь определить уровень полученных знаний, умений и навыков, но измеряют природный интеллект ребенка. Выяснилось, что детей можно натренировать на успешное выполнение теста. Понятие одаренности стало ассоциироваться со способностью к высоким успехам в любой сфере деятельности: музыке и искусстве, скульптуре, спорте, сфере межличностных отношений, в области академических дисциплин. Постепенно понятие одаренности наполнилось более глубоким смыслом. Дж. Гилфорд, разработавший концепцию структуры интеллекта, считал, что в его структуре можно выделить около 120 мыслительных способностей. Изучая маслительные способности человека, он указал на различие двух мыслительных операций: конвергенции и дивергенции. Конвергентное мышление – это логическое мышление, основанное на точном соблюдении правил, поиске единственно верного решения. Дивергентное мышление предполагает поиск множества вариантов решения, наличие нетривиальных подходов во взаимодействии с проблемной ситуацией. На основе взглядов Дж. Гилфорда Э.П. Торенс высказал идею о том, что креативные люди не могут обладать низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Д.Перкинс высказал идею о том, что для каждой профессии есть нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди, с IQ ниже этого уровня не могут успешно овладеть этой профессией. При диагностике креативности исследователи теперь не ограничивали испытуемых строгими правилами. После ряда проведенных исследований ученым стало ясно, что природа одаренности еще сложнее. Креативность и интеллект являются компонентами одаренности, но далеко не единственными.
Одной из современных зарубежных концепций одаренности является теория Дж. Рензулли. Он полагает, что одаренность нельзя определить по тесту на уровень IQ. Она заключается в сочетании сразу трех характеристик:
Данная трехкомпонентная модель одаренности в том или ином виде лежит в основе большинства современных зарубежных концепций одаренности. Общим для всех исследователей является включение в структуру одаренности еще и личностного фактора.
Отечественные теории одаренности
Проблема одаренности в Советском Союзе разрабатывалась как психология способностей, творчества и творческого мышления. Наиболее ярко она отражена в работах Б.М. Теплова. Он считал, что нельзя говорить об одаренности человека вообще, а лишь об одаренности в какой-либо деятельности. Поэтому, изучая одаренность, в превую очередь важно обращать внимание на способности. Б.М. Теплов определял их как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо одной деятельности или ее разных видов. Способность нельзя свести лишь к умениям и навыкам. Таким образом одаренность выступает как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешной деятельности. Отечественные психологи выделяют три вида способностей:
Н.С. Лейтес отмечает, что благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей взаимосвязаны с возрастом ребенка. Способности не созревают сами по себе вне зависимости от внешних воздействий.
А.М. Матюшкин в своей концепции творческой одаренности выделяет следующие структурные компоненты одаренности:
Современные российские исследователи в структуре одаренности на место мотивации достижений ставят духовность, которая связана со способностью человека служить обществу. То есть, в структуре одаренности можно выделить три личностных фактора:
Таким образом, проблема одаренности привлекает интерес ученых всего мира на протяжении столетий. На сегодняшний день она сводится к вопросам психологии интеллекта и креативности. За это период было создано огромное количество концепций, акцентирующих внимание на различных аспектах одаренности.
В психологии одаренность определяется как особый уровень развития личных способностей. Б.М. Теплов в частности давал такое определение понятию одаренности – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Рабочая концепция одаренности предлагает следующее определение одаренности: одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В разное время к одаренным детям исследователи относили детей из следующих категорий:
Современные исследователи рассматривают одаренность, как интегральное, изменяющееся в течение жизни, качество личности. Именно такой подход позволяет в конечном итоге создать полноценные условия для реализации имеющегося у ребенка потенциала в талант.
До сих пор ученые так и пришли к единому мнению, насколько часто проявляется детская одаренность. На сегодняшний день существуют две противоположные точки зрения:
Сторонники первой точки зрения, считают, что при условии создания благоприятныхусловий, каждый ребенок может проявить свою одаренность. Другие же специалисты уверены, что одаренность – это редкое явление, поэтому внимание стоит сосредоточить не на нразвитии способностей у всех детей, а на поиске действительно талантливых. Поэтому ученые все чаще занимают такую позицию: предпосылки для успешной деятельности в определенной сфере есть у многих детей, но незаурядные результаты демонстрируют не многие из них.
Ребенок может проявить успешность во многих видах деятельности, ведь возможности их психики пластичны. Именно поэтому у ребенка могут быть сформированы разные виды одаренности, более того, в одном и том же виде деятельности, разные дети могут проявить своеобразные таланты. Важное значение для понимания одаренности имеет положение о существовании разных ее видов.
Так, на рубеже XIX-XXВ. Штерн выделял два вида одаренности:
Дети, проявляющие первый вид одаренности, нуждаются в стимуляции извне, они больше ориентированы на практическую деятельность. Дети, проявляющие спонтанную одаренность, больше склонны к интеллектуальной и теоретической деятельности. Таким образом реактивная одаренность является более простой, по сравнению со спонтанной, присущей только человеку, находящемуся на высших ступенях развития.
И.П. Павлов полагал, что среди одаренных людей можно выделить два вида:
У первых преобладает наглядно-образное мышление. У вторых – словесно-логическое. В настоящее время исследователи доказали, что различия этих двух видов одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга. У «художников» ведущим является правое полушарие, у «мыслителей» - левое.
На сегодняшний день, зарубежные и отечественные исследователи различают следующие виды одаренности:
Общая интеллектуальная одаренность
Дети, обладающие интеллектуальной одаренностью, проявляют высокую степень любознательности и интереса к новой информации. У них хорошо развиты сенсорные способности уже в раннем детстве. Такие дети постоянно стремятся классифицировать предметы и явления окружающего мира, хотят все объяснить, обнаружить причинно-следственные связи. Они способны демонстрировать высокую концентрацию внимания во время занятий интеллектуальной деятельности. Такие дети быстро овладевают новыми понятиями и запоминают новую информацию. Они обладают высокими способностями к переработке информации, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний. Ученые полагают, что это наиболее редко встречающийся вид одаренности, который напрямую связан с высоким уровнем развития интеллекта у ребенка. Однако он не настолько исключительный, в среднем в популяции есть примерно около 2-3% людей с высоким уровнем интеллекта.
Специфическая академическая одаренность
Такая одаренность проявляется как успешное обучение по отдельным учебным предметам. Иначе такую одаренность называют «школьной». Дети, обладающие школьной одаренностью, могут демонстрировать высокие результаты в овладении математикой, иностранным языком, биологией, физикой и другими учебными дисциплинами. Но при этом по другим предметам у них могут быть посредственные успехи. Такая выраженная избирательность по отношению к образовательным областям может привести к возникновению у ребенка проблем в школе и дома. Взрослые часто недовольны, что ребенок не успевает одинаково хорошо по всем предметам, не признают его одаренности и пытаются поддержать его. При этом Н.С. Лейтес различает несколько категорий детей с признаками академической одаренности:
Художественная, исполнительская и музыкальная одаренность
Детям, демонстрирующим данный вид одаренности свойственны повышенный интерес к художественной и музыкальной деятельности. Они обычно проявляют высокую эмоциональную отзывчивость к прекрасному, высокий уровень развития сенсорных способностей. У них хорошо развита образная память. Дети, имеющие художественную одаренность способны продуцировать оригинальные продукты художественной, музыкальной и сценической деятельности.
Психомоторная одаренность
Признаками психомоторной одаренности являются: легкость усвоения новых движений, повышенная склонность к двигательной активности, овладение сложноскоординированными движениями. Такие дети демонстрируют ловкость и точность движений, высокий уровень развития моторных способностей. Они способны целенаправленно управлять движениями, постоянно стремятся тренировать новые двигательные навыки. Выявление таких детей необходимо для отбора их в специальные образовательные учреждения спортивной и хореографической направленности. При этом отмечено, что незаурядные психомоторные способности иногда демонстрирую дети, имеющие посредственные интеллектуальные способности. А бывает так, что дети с интеллектуальной и академической одаренностью проявляют низкое развитие психомоторных функций.
Творческая одаренность
Специалисты спорят о том, необходимо ли выделять такой тип одаренности. Одни из них полагают, что творческие способности или креативность являются обязательным компонентом любого вида одаренности. Другие уверены, что творческая одаренность существует как отдельный вид. Часто, дети, обладающие творческой одаренностью, пренебрегают правилами, условностями и авторитетами. Они достаточно независимы в суждениях, имеют хорошее чувство юмора, яркий темперамент, при этом не обращают внимания на порядок организации деятельности.
Социальная одаренность
Социальная одаренность – это способность устанавливать зрелые, конструктивные отношения с окружающими людьми. Исследователи выделяют такие особенности социальной одаренности:
Специалисты психологи называют социально одаренными людей с высоко развитым социальным интеллектом. В целом, такие люди являются внешне привлекательными, выглядят аккуратно, их принимают большинство людей. Как правило, такие люди всегда заняты в различных общественных мероприятиях. Социально одаренные люди относятся к людям любого возраста как к равным, открыты в общении, выражают свои чувства, поддерживают длительные дружеские взаимоотношения. Социальная одаренность может стать предпосылкой для успешности во многих областях деятельности. Такие люди становятся хорошими педагогами, психологами и социальными работниками, поскольку сопереживают другим, понимают людей. Эти способности сопряжены с лидерскими качествами. Они характеризуются способностью принимать решения, планировать будущее, умеют ясно выражать мысли, уверены в себе.
Духовная одаренность
Данный вид одаренности выделяю отечественные психологи. Он проявляется в высоких моральных качествах, альтруизме. На данный момент это новая область мало изучена. Пока лишь отдельные исследователи стремились выявить компоненты духовной одаренности.
В целом хотелось бы отметить, что существует множество подходов к выделению видов одаренности. Так российские специалисты (Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленский) предлагают следующую классификацию одаренности, основанную на том, что для каждого из видов есть специфический вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики. По их мнению, существует:
Кроме того, можно выделить общую и специальную одаренность, которые проявляются в различных видах деятельности. Например, общая одаренность помогает человеку быстро и эффективно осваивать различные виды деятельности. Такое возможно в результате успешной интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей. Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности. Соответственно видов специальной одаренности столько, сколько существует различных видов деятельности.
По степени сформированности одаренность может быть потенциальной или актуальной. Об актуальной одаренности можно говорить, когда выдающиеся способности личности уже проявили себя в определенной сфере деятельности. Таки людей называют талантливыми. Если человек проявляет определенные способности, но не реализует их в полной мере, то можно говорить о потенциальной одаренности.
В зависимости от того, в каком возрасте проявляется одаренность личности, можно выделить раннюю и позднюю одаренность. Дети, проявляющие раннюю одаренность, добиваются выдающихся успехов в раннем возрасте. Сроки проявления поздней одаренности вообще не ограничены. Известны случаи, когда способности проявлялись уже в достаточно зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что наиболее рано одаренность проявляется в искусстве.
По формам проявления одаренность бывает явной или скрытой. Явная одаренность обнаруживается в деятельности ребенка очень отчетливо, независимо от окружающих условий. Скрытая одаренность может проявлять себя в искаженной форме и оставаться незамеченной окружающими достаточно длительное время. Часто, таких детей могут ошибочно отнести к категории неперспективных и лишить их всякой поддержки. Причинами появления скрытой одаренности являются особенности окружающей среды, в которой воспитывается малыш.
Все перечисленные выше виды одаренности у каждого человека проявляются по-разному и могут встречать на своем пути всевозможные барьеры в зависимости от индивидуальных особенностей или особенностей окружающей среды. Многие исследователи отмечают, что одаренность бывает благополучной и неблагополучной. Благополучный одаренный ребенок знает о своих способностях и принимает их. Неблагополучная одаренность заключается в том, что благодаря своему специфическому поведению одаренный ребенок становится «трудным». Он непослушен, вступает в конфликты со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у них может быть слабо развита моторика. Поскольку мелкая моторика является одним из главных компонентов развития письма, то уже в начальной школе такие дети могут стать отстающими учениками.
Причинами, по которым проявления одаренности отсутствуют, могут быть недостаток нужной информации, недоступность предметной области, соответствующей способностям ребенка. Поэтому взрослые, наблюдая за поведением детей, должны помнить, что они сами могут не до конца понимать истинные возможности конкретного ребенка. Важно помнить, что есть дети, одаренность которых пока не смогла проявиться.
В процессе определения понятия «одаренность» в науке отсутствует однозначное понимание этого явления. Традиционные подход связан с выделением двух ключевых составляющих одаренности: опережающего уровня интеллектуального развития (прежде всего зрелости мыслительных операций) и креативности (способности к творчеству и порождению оригинальных идей, нестандартных способов решения задач). Современные исследователи одаренности трактуют ее более расширено: как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность и легкость выполнения определенной деятельности. При этом способности являются производными от личности, поэтому именно направленность личности, ее интересы и ценности «ведут» за собой развитие способностей. Педагогам (для более полного понимания проблемы одаренности и ее развития) следует придерживаться следующих положений:
Таким образом, в современной науке одаренность понимается не как дар природы, а как системное личностное свойство, которое формируется во взаимодействии с миром и изменяется (развивается или затухает) в течение жизни.
В становлении детской одаренности огромная роль принадлежит педагогу, ведь именно он оказывается первым человеком, который профессионально оценивает потенциал конкретного ребенка и на основе этой оценки создает условия для развития. Это невозможно без эффективного сотрудничества с родителями учащихся и другими заинтересованными специалистами.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
В «Рабочей концепции одаренности» не рекомендуется использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Так как очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Детская одаренность является феноменом, и вера взрослых в возможности ребенка, поддержка и понимание родителей, мастерство и заинтересованность педагогов позволят развиться, а не затухнуть этому многогранному личностному свойству.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.