Сами способы организации учебной деятельности способны повлиять на успешность усвоения знаний одаренным ребенком и развитие его познавательных способностей.
Если говорить про обучение интеллектуально одаренных детей, то ведущими в учебной деятельности должны являться методы творческого характера:
Одаренный ребенок может обучаться индивидуально, может участвовать в групповой работе. Такие методы обладают очень высоким познавательно-мотивирующим потенциалом и в полной мере соответствуют познавательной активности одаренного ребенка. Творческий характер таких методов обучения позволяет развивать творческое мышление ребенка, а также такие качества личности как учебную мотивацию, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональную устойчивость и способность к сотрудничеству. Важно помнить, что процесс обучения одаренных детей не возможен без применения различных источников информации, в том числе компьютерных сетей. Компьютеризированные средства обучения помогают удовлетворить потребность детей в быстром получении значительных объемов информации и обратной связи о собственной деятельности. Пользу могут принести и такие средства, которые способны обеспечить богатый зрительный ряд, например, видео средства. В целом можно сказать, что использование тех или иных средств обучения определяется самим содержанием и методами обучения, реализация которых осуществляется с их помощью. Учитель должен быть готов к тому, что ребенок сам будет выбирать траекторию своего обучения на основе выбора наиболее интересного вида деятельности. Позиция педагога теперь заключается не в том, чтобы быть носителем знаний для ребенка, а в том, чтобы стать помощником, способствовать становлению личности ученика.
Для работы с одаренными учениками можно использовать следующие приемы:
Более развернуто с технологиями, используемыми в работе с одаренными детьми вы сможете в ходе выполнения самостоятельной работы.
В сфере образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
Любой из педагогов согласится с тем, что одаренные дети на протяжении всего своего детства сильно отличаются от своих сверстников. Многие из их характерных черт могут легко привести к возникновению сложностей взаимодействия. Как правило, те самые качества, которые позволяют говорить об одаренности ребенка, сами по себе и являются источником внутренних и межличностных проблем. Например, Ф. Хейлиген отмечает, что:
Если подробнее останавливаться на типичных сложностях, которые могут встретиться на пути одаренного ребенка и его окружения, то можно выделить следующие:
Сложности развития способностей в процессе обучения
Одаренные дети нуждаются в таком образовательном процессе, который бы в полной мере нагружал их интеллектуально, соответственно способностям. Для этого можно применять модель ускоренного и интенсивного обучения. В первом случае ускоряются темпы обучения, во втором – увеличивается объем учебного материала, который доступен ребенку. Одаренных детей также можно обучать в специализированных классах либо вообще индивидуально. К сожалению, названные модели обучения также имеют свои минусы. Например, при ускоренном обучении может наблюдаться дисгармоничный тип развития личности одаренного ребенка. При этом наблюдается дисбаланс между интеллектуальными и коммуникативными способностями. Слишком интенсивное обучение приводит к преждевременной специализации одаренного ребенка, что сужает для него спектр будущих возможных видов деятельности. Для того чтобы организовать индивидуальное обучение, недостаточно просто подобрать для одаренного ребенка репетитора. Взрослый и ребенок должны проникнуться друг к другу искренней симпатией, чтобы продуктивно взаимодействовать.
Кроме того, проблема развития способностей одаренного ребенка осложняется тем, что, во-первых, педагог сталкивается с большим количеством учеников, обладающих скрытыми способностями, во-вторых тем, что до сих пор так и не существует точных данных о структуре многих видов одаренности.
На сегодняшний день специалистами определена подробная структура одаренности лишь для узкого круга способностей (математической одаренности, например). Поэтому в случае, когда ребенок обладает потенциальными способностями в той области деятельности, где еще специалистами не определена структура одаренности, оптимальной является индивидуальная работа с ребенком с акцентом на самостоятельной работе школьника с учебным материалом. Педагог в данной ситуации должен:
При этом специалисты рекомендуют соблюдать такой алгоритм действий:
Если же программа обучения окажется скучной для одаренного ребенка, то он может демонстрировать разнообразные нарушения поведения, поскольку ему не интересно учиться. Важно не забывать, что для каждого из детей есть определенный набор знаний, которые он способен усвоить. И если педагог превысит этот объем, то творческие начала будут только затормаживаться. Поэтому при обучении одаренных детей стоит сфокусировать внимание не на объеме новой информации, а на научении его способам получения информации и ее последующей обработки.
Сложности воспитания трудолюбия
Проблема воспитания трудолюбия достаточно тесно связана с проблемами обучения. Одаренные дети, обладающие выдающимися способностями, легко справляющиеся с большинством заданий, часто оказываются не способными преодолевать трудности. И далеко не каждый из них готов принять тот факт, что мало просто слушать учителя, надо еще постараться, ведь они привыкли добиваться целей легко. Поэтому педагоги и родители должны хвалить ребенка не за результаты, а за те усилия, которые он приложил, чтобы их добиться. Только через поощрение самого процесса работы можно приучить одаренных детей к упорному труду. Если ребенок не готов прилагать усилия, то в определенный момент его способности могут исчезнуть.
Сложности преодоления проблем в обучении
На первый взгляд может показаться, что проблем в обучении у одаренных детей просто не существует, но это только на первый взгляд. На самом деле видов одаренности очень много, многие из них вовсе не проявляются как успешность во всех предметных областях. Одаренный ребенок может обладать высоким интеллектом и развитым абстрактным мышлением, и при этом иметь трудности с чтением и письмом. В современной школе большое внимание отводится успешному освоению детьми навыков письменной речи. И большинство педагогов почему-то уверены, что ребенок, имеющий проблемы с чтением и письмом, не может иметь выдающиеся способности в других областях знаний. Он может даже попасть в разряд «глупых» учеников, в результате чего проявит агрессивное поведение и будет нарушать дисциплину. Выявить одаренность у такого ребенка невероятно сложно. Для этого не существует разработанных и стандартизированных методик. Учитель может опираться только лишь на один критерий: чем труднее задание, которое предложено ребенку, тем легче он может с ним справиться. Так происходит потому, что все одаренные дети пользуются обобщенными и нестандартными стратегиями. С легким же заданием, особенно если оно предложено в письменном виде, одаренный ребенок может справиться хуже, чем его одноклассники.
Сложности формирования адекватной оценки
Психологи давно знают, что самооценка ребенка формируется на основе оценочных суждений других людей. Поэтому взрослые, имеющие дело с одаренным ребенком, должны стараться избегать чрезмерных восторгов по поводу его деятельности, что бы у него не развился кризис самосознания («звездная болезнь»). Однако специалисты отмечают, что очень часто одаренным детям присуща неоправданно низкая самооценка. Они могут быть не уверены в себе. Причиной этого является внутренняя потребность достигнуть совершенства, так называемый перфекционизм. Одаренные дети имеют завышенные требования к собственной деятельности. Когда реальные успехи им не соответствуют, то такие дети могут испытывать мучительные эмоции.
Для того чтобы решить проблемы с самооценкой одаренного ребенка стоит прибегнуть к психологической помощи. Специалист может определить уровень самооценки ребенка и определить истинные причины ее возникновения. Педагог со своей стороны должен стараться у всех детей, в том числе и у одаренных, сформировать оптимистический взгляд на жизнь. Человек, обладающий оптимистичным взглядом на жизнь, может продемонстрировать более высокие результаты, чем от них ожидалось. К сожалению, современная образовательная система по-прежнему направлена в первую очередь на фиксацию негативных проявлений в деятельности ребенка. Педагоги и родители очень часто объясняют ребенку причины его проступков, стараясь избежать повторения подобного поведения в будущем. А вот причины успехов остаются без должного внимания со стороны взрослых. Одаренные дети нуждаются в том, чтобы взрослые объясняли им в чем же на самом деле причина их успешности. Это важно, чтобы такие дети научились самостоятельно обращать на это внимание и приписывать успехи самим себе, а не внешним обстоятельствам. Только тогда может быть сформирована высокая самооценка. В целом, взрослым необходимо придерживаться двух важных правил, которые позволяют сформировать у ребенка жизненный оптимизм:
Кроме того, педагог может использовать игры для формирования представления о самих себе у детей.
Сложности коммуникации
Одаренные дети могут находиться в некоторой изоляции от одноклассников. Этому могут быть две причины. Во-первых, самому одаренному ребенку может быть скучно среди своих сверстников с обычными способностями. Во-вторых, дети не очень любят интеллектуально одаренных ребят. Так, специалистами было выявлено, что подростки игнорируют слишком независимых и самостоятельных сверстников. И буквально ученики всех возрастов не любят «слишком умных» детей. А одаренные дети выглядят именно такими. Кроме того, одаренные дети обладают рядом черт, которые усугубляют их изоляцию в среде сверстников:
Решить данные проблемы может создание специальной тренинговой группы, в которой дети могут проигрывать типичные школьные ситуации. В ходе занятий группы одаренный ребенок учится взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми. Их важно научить:
Сложности принятия педагогом одаренности ребенка
Учителя часто имеют не совсем верные представления об одаренных детях. Они считают, что одаренный ребенок обязательно должен быть ярким, активным, инициативным. Однако по своим личностным проявлениям одаренные дети могут быть очень разными. Среди них есть и застенчивые, и замкнутые, и агрессивные. Это могут быть дети из неблагополучных семей. Удивительно, но по американской статистике около 30% детей, отчисленных за неуспеваемость из школ – это дети, обладающие самой редкой общей одаренностью. Учитель может не признавать одаренность ребенка не только потому, что не разбирается в вопросах способностей, но и потому, что не хочет менять стиль своей деятельности и сложившиеся взгляды. Если ребенок не вписывается в рамки требований образовательной системы, то его просто исключают из системы класса, навешивая ярлык «проблемного».
Сложности выбора карьеры
Психологи отмечают, что одаренные дети гораздо раньше своих сверстников начинают задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Однако сделать выбор им сложнее, потому что их интересы достаточно многогранны, особенно это касается детей с общей интеллектуальной одаренностью. Они успешны во многих видах деятельности, поэтому им так сложно сделать окончательный выбор. А выбрав будущую профессию, такие дети еще долго могут сомневаться.
Сложности подготовки педагогов к работе с одаренными детьми
Выше уже было отмечено, что учитель выступает ключевой фигурой, от которой зависит реализация одаренности ребенка в образовательном пространстве. Одаренные дети очень нуждаются в таком педагоге, который разглядит их способности и поможет их раскрыть. Специалисты отмечают, что одаренному ребенку крайне необходимо взаимодействие с тремя типами педагогов:
Очень сложно встретить педагога, в котором бы сочетались все три характеристики. Поэтому для работы с одаренными детьми должны быть подобраны педагоги с разными стилями деятельности. Очень важно, чтобы учитель был не только теоретически подготовлен, но вел себя определенным образом. Учитель должен учитывать следующие особенности одаренных детей:
Такие особенности детей требуют в свою очередь от учителя специфического поведения:
Такой педагог должен быть уверенным в себе, зрелым человеком. Только обладая такими качествами, он сможет обеспечить продуктивную работу одаренного ребенка.
Взаимодействие с одаренными детьми должно строиться на общих принципах обучения:
К сожалению, в настоящее время специалисты еще не имеют полного понимания о природе одаренности. Пока нет надежного инструментария для точной диагностики одаренности у ребенка. С учетом названных трудностей, оптимальной является такая позиция развития одаренности, которая опирается на принцип отношения к каждому ребенку как к одаренному. Педагог должен осуществлять свою деятельность, опираясь на четыре основных условия, которые способствуют развитию одаренности детей. Их реализация возможна в любой школе.
Выбор видов деятельности
В школе желательно создать такую среду, которая давала бы возможность ребенку попробовать себя в любых видах деятельности: кружки, секции, театральные постановки, конкурсы, интеллектуальные игры. Интерес ребенка к определенному виду деятельности – это признак имеющихся у него способностей. При этом о наличии определенного рода способностей могут свидетельствовать не только успехи, но и инициативность ребенка, его увлеченность и активное участие в определенных видах деятельности. К сожалению, современные дети имеют достаточно узкие возможности выбора внеучебных форм деятельности в силу социально-экономической ситуации. По статистическим данным только каждый третий современный школьник занят какими-либо внеурочными формами деятельности. В результате, если у ребенка нет академической одаренности, то обнаружить свои способности вне рамок учебной деятельности он просто не может в силу обстоятельств. Педагог, организуя внеклассные занятия, может восполнить этот пробел.
Развитие интеллекта учащихся
Прежде чем остановиться на определенных приемах развития интеллекта, стоит заметить, что в психологии до сих пор нет однозначного определения этого понятия. Специалисты выделяют различные виды интеллекта:
Учебная деятельность направлена в основном на развитие лингвистического и логико-математического интеллекта.Однако применяя некоторые педагогические приемы, учитель может активизировать и другие виды детского интеллекта. Это следующие приемы:
Желательно, чтобы не только форма изучения материала, но и само его содержание носило развивающий характер. Для этого стоит соблюдать требования:
Развитие креативности
Специалисты, опираясь на результаты многочисленных исследований, утверждают, что творческий потенциал есть у всех детей, даже у тех, которые отстают в психическом развитии от сверстников. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития креативности у детей. В подростковом возрасте особенно легко можно развивать творческое (дивергентное) мышление.
Педагоги должны четко понимать, что нет никакой связи между наличием у ребенка творческих способностей и уровнем его академической успеваемости. Овладение определенными знаниями, умениями и навыками вовсе не способствуют становлению креативности ребенка. Учитель должен создавать особые условия для развития творческого потенциала ребенка. Для этого можно использовать игры, развивающие креативность. Их достаточно просто организовать, главное соблюдать определенные условия:
Такие игры не только развивают креативность ребенка, но и выполняют еще несколько функций. Например, дают мозгу необходимый отдых. В процессе учебной деятельности, как правило, задействовано в основном левое полушарие головного мозга, а дети по своим психовозрастным особенностям являются правополушарными. Возникающий дисбаланс между природой ребенка и предлагаемым ему материалом приводит к утомлению и снижению мозговой активности. Игры на развитие креативности дают возможность левому полушарию отдохнуть. Поэтому их рекомендуется проводить не после, а до какого-то важного учебного занятия. Кроме того, такие игры можно применять как отличное средство регуляции психоэмоционального состояния детей любого возраста.
Помимо использования игр, учитель может создать такой микроклимат в классном коллективе, который будет поощрять проявление детьми своих творческих способностей. Для создания такого микроклимата педагог должен вести себя определенным образом:
Хотелось бы отметить, что проблема развития креативности должна быть решена и для сохранения человечества как вида. Ведь способность к творчеству – это та самая характеристика, которая делает человека человеком. Не существует творческих профессий. Творческим может быть только человек. В настоящее время творческое отношение к делу, нестандартность мышления – одни из самых востребованных качеств личности.
На первый взгляд, кажется, что данное условие не относится к взаимодействию с одаренными детьми. Однако одаренность – это не просто комплекс способностей, но личность в целом. А личностью можно стать, только взаимодействуя с другой личностью. Поэтому развитие личности педагога является одним из важнейших условий развития личности ученика. Педагог в буквальном смысле является производителем личности ребенка, настолько сильна сила его воздействия на ребенка. Так, от стиля общения учителя с учеником зависит появление у последнего отдельных личностных качеств. К. Левин и Я.Л. Коломинский установили такую взаимосвязь:
Исследователи убедительно доказали, что одним из источников формирования самооценки детей школьного возраста является оценка учителя. Выставляемые ученикам отметки выступают своеобразным знаком, ориентируясь на который, они выстраивают межличностные отношения. Именно поэтому по отношению к отстающим в классе проявляется недоброжелательность, а с отличником все хотят дружить. Так из внешних оценок других людей вырастает собственная самооценка ребенка.
При помощи поощрений и наказаний, учитель формирует учебную мотивацию ученика. Она может быть внешней, ориентированной на контроль со стороны и результат деятельности, а может быть внутренней – основанной на интересе к процессу деятельности.
Список того, на что влияет педагог, можно продолжать бесконечно. Главное, что важно помнить – личность учителя обладает внушительной силой воздействия на ребенка. Больше всего на одаренного ребенка могут повлиять:
Именно поэтому мнение учителя о ребенке должно быть максимально позитивным. Учитель должен оставлять для ребенка оптимистические перспективы будущих возможностей. Здесь проявляет себя механизм, называемый в психологии «самореализующееся пророчество». Американский психолог Р. Розенталь провел исследование, в котором измерял интеллект подростков в средней школе. Уровень, как и ожидалось, оказался средним. Однако Р. Розенталь намеренно сказал учителям, что у некоторых детей был обнаружен высокий интеллект. Через некоторое время показатели интеллектуального развития подростков, по поводу которых учителям были переданы сфальсифицированные данные, оказались значительно выше, чем это было ранее. У других детей, результаты которых были переданы учителям верно, интеллект остался на прежнем уровне. То есть оптимистичное отношение к ребенку крайне важен.
Развитие творческих способностей ученика стимулирует креативность педагога. Это положение подтверждают эксперименты, проведенные академиком А.В. Петровским в школах Ленинграда в конце 80-х годов XX века. Для того чтобы проверить уровень креативности учеников, им было предложено выполнить тестовые задания в присутствии педагогов. При этом педагоги были разделены на две группы. В первую группу вошли гибкие и вариативные учителя, способные признать свои ошибки. Во вторую – люди, которые всегда действовали по четким правилам. И оказалось, что одни и те же дети в присутствии разных педагогов демонстрируют разные уровни креативности. Само присутствие учителя консерватора приводило к тому, что уменьшалось количество ответов и менялось их качество в сторону большей стереотипности. Затем эксперимент изменили, ученики выполняли задания не в присутствии педагога, а с демонстрацией его фотографии. Оказалось, что даже фото способно стимулировать или тормозить проявление креативности.
Таким образом, охарактеризованные выше условия не требуют от педагога особых усилий. Однако их соблюдение помогает обеспечить продуктивное развитие всех учащихся, в том числе и явно одаренных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.