Методы, приемы и технологии работы с одаренными детьми
Оценка 5

Методы, приемы и технологии работы с одаренными детьми

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Методы, приемы и технологии работы с одаренными детьми

Сами способы организации учебной деятельности способны повлиять на успешность усвоения знаний одаренным ребенком и развитие его познавательных способностей.

Если говорить про обучение интеллектуально одаренных детей, то ведущими в учебной деятельности должны являться методы творческого характера:

  • проблемные задачи;
  • поисковые задачи;
  • эвристические задания;
  • исследования;
  • проекты.

Одаренный ребенок может обучаться индивидуально, может участвовать в групповой работе. Такие методы обладают очень высоким познавательно-мотивирующим потенциалом и в полной мере соответствуют познавательной активности одаренного ребенка. Творческий характер таких методов обучения позволяет развивать творческое мышление ребенка, а также такие качества личности как учебную мотивацию, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональную устойчивость и способность к сотрудничеству. Важно помнить, что процесс обучения одаренных детей не возможен без применения различных источников информации, в том числе компьютерных сетей. Компьютеризированные средства обучения помогают удовлетворить потребность детей в быстром получении значительных объемов информации и обратной связи о собственной деятельности. Пользу могут принести и такие средства, которые способны обеспечить богатый зрительный ряд, например, видео средства. В целом можно сказать, что использование тех или иных средств обучения определяется самим содержанием и методами обучения, реализация которых осуществляется с их помощью. Учитель должен быть готов к тому, что ребенок сам будет выбирать траекторию своего обучения на основе выбора наиболее интересного вида деятельности. Позиция педагога теперь заключается не в том, чтобы быть носителем знаний для ребенка, а в том, чтобы стать помощником, способствовать становлению личности ученика.

Практические приемы работы с одаренными детьми

Для работы с одаренными учениками можно использовать следующие приемы:

  • Прием «Особое задание». Данный прием заключается в следующем: одаренные дети получают от педагога особо сложное задание. Его необходимо выполнять в тетради. Как правило, это тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
  • Прием «Энциклопедист». Заключается в самостоятельном поиске обучающимися дополнительного материала, с помощью которого можно решить усложненные задачи. А также такой информации, при помощи которой можно провести дополнительные занятия.
  • Прием «Три уровня домашнего задания». Ребенок получает одновременно задание двух или трех уровней. Первый уровень – задание, так называемый обязательный минимум. Второй уровень – тренировочное задание, которое могут выполнить ученики, которые стремятся хорошо знать предмет и осваивают программу без трудностей. Третий уровень – творческое задание. Дети выполняют его по желанию. В качестве поощрения получают хорошую оценку и похвалу.

Технологии, используемые в работе с одаренными детьми

  1. Технология проблемного обучения. Деятельность одаренного ребенка может быть наиболее эффективно организована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Ребенок обнаруживает пробел в знаниях и пытается решить проблему, обращаясь к дополнительным источникам информации.
  2. Технология проектного обучения. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся помогает им творчески усваивать знания. В ходе проектирования ребенок реализует свой познавательный интерес и в конце получает некий реальный продукт – проект.
  3. В ходе обучения одаренные дети нуждаются в наличии разнообразных источников информации, которые можно использовать для получения новых знаний. В том числе это касается компьютерных сетей.
  4. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и приумножение физического, психического, нравственного и духовного здоровья. Создание безопасного пространства, обеспечение двигательной активности, рациональная организация учебного процесса в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями обеспечивают ребенку условия для развития способностей.
  5. Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному взаимодействию, выявлению лидеров и аутсайдеров.

Более развернуто с технологиями, используемыми в работе с одаренными детьми вы сможете в ходе выполнения самостоятельной работы.

Формы работы с одаренными детьми

В сфере образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  1. Индивидуальное обучение (работа по индивидуальному плану) или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
  2. Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества.
  3. Очно-заочные школы.
  4. Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.
  7. Сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами.

Проблемы взаимодействия с одаренными детьми

Любой из педагогов согласится с тем, что одаренные дети на протяжении всего своего детства сильно отличаются от своих сверстников. Многие из их характерных черт могут легко привести к возникновению сложностей взаимодействия. Как правило, те самые качества, которые позволяют говорить об одаренности ребенка, сами по себе и являются источником внутренних и межличностных проблем. Например, Ф. Хейлиген отмечает, что:

  1. Одаренные дети обладают большим запасом знаний, поскольку у них хорошо развита долговременная память. И это может привести к тому, что таким детям скучно на уроках.
  2. Одаренные дети, обладая высоким темпом мыслительной деятельности, довольно быстро разочаровываются в тех, кто мыслит медленнее.
  3. Одаренный ребенок стремится настолько глубоко проникнуть в проблему, что не терпит никаких ограничений по срокам ее изучения. Поэтому такой ребенок на уроке либо старается за всех одноклассников, либо вообще не приступает к работе, поскольку ему недостаточно объема времени для удовлетворения своего интереса.
  4. Одаренный ребенок очень проницателен, поэтому сильно тяготится низким уровнем школьных работ, за что может получить прозвище «ботаник».
  5. Высокая концентрация внимания на интересной деятельности может вызвать слишком бурную реакцию одаренного ребенка, когда возникают преграды или его кто-то пытается отвлечь.
  6. Поскольку одаренный ребенок очень любопытен, он может браться за множество дел одновременно и в итоге не доводить их до конца.
  7. Настойчивость и целеустремленность одаренного ребенка со стороны выглядит как упрямство.
  8. Яркая креативность одаренного ребенка может привести к формированию девиантного поведения, нигилизма и нонконформизма.
  9. Поскольку одаренные дети часто принимают необычные решения, то могут ощущать себя оторванными от других людей, как бы «ни от мира сего».
  10. Завышенная самооценка одаренных детей часто приводит к развитию чувства превосходства над другими. Они могут быть достаточно высокомерными.
  11. Нестабильная самооценка, часто заниженная, делает одаренного ребенка робким и застенчивым.
  12. Слишком ранее развитие абстрактного мышления и моральная сензитивность приводят к тому, что одаренные дети задумываются над глубокими философскими и этическими проблемами. Они могут рассуждать о смысле жизни, о вопросах веры и смерти и т.д.
  13. Одаренные дети достаточно легко ощущают себя в ситуации неопределенности, поэтому им сложно принимать окончательные решения.

Если подробнее останавливаться на типичных сложностях, которые могут встретиться на пути одаренного ребенка и его окружения, то можно выделить следующие:

Сложности развития способностей в процессе обучения

Одаренные дети нуждаются в таком образовательном процессе, который бы в полной мере нагружал их интеллектуально, соответственно способностям. Для этого можно применять модель ускоренного и интенсивного обучения. В первом случае ускоряются темпы обучения, во втором – увеличивается объем учебного материала, который доступен ребенку. Одаренных детей также можно обучать в специализированных классах либо вообще индивидуально. К сожалению, названные модели обучения также имеют свои минусы. Например, при ускоренном обучении может наблюдаться дисгармоничный тип развития личности одаренного ребенка. При этом наблюдается дисбаланс между интеллектуальными и коммуникативными способностями. Слишком интенсивное обучение приводит к преждевременной специализации одаренного ребенка, что сужает для него спектр будущих возможных видов деятельности. Для того чтобы организовать индивидуальное обучение, недостаточно просто подобрать для одаренного ребенка репетитора. Взрослый и ребенок должны проникнуться друг к другу искренней симпатией, чтобы продуктивно взаимодействовать.

Кроме того, проблема развития способностей одаренного ребенка осложняется тем, что, во-первых, педагог сталкивается с большим количеством учеников, обладающих скрытыми способностями, во-вторых тем, что до сих пор так и не существует точных данных о структуре многих видов одаренности.

На сегодняшний день специалистами определена подробная структура одаренности лишь для узкого круга способностей (математической одаренности, например). Поэтому в случае, когда ребенок обладает потенциальными способностями в той области деятельности, где еще специалистами не определена структура одаренности, оптимальной является индивидуальная работа с ребенком с акцентом на самостоятельной работе школьника с учебным материалом. Педагог в данной ситуации должен:

  • организовать для ребенка индивидуальную работу с большими объемами учебных заданий;
  • предоставить ребенку свободу деятельности;
  • требовать от ребенка выполнения общих для всех детей заданий в нескольких альтернативных вариантах.

При этом специалисты рекомендуют соблюдать такой алгоритм действий:

  1. Составить календарный план работы с учетом тем для самообразования и интересов ребенка.
  2. Определить темы консультаций в случае возникновения у ребенка сложностей.
  3. Определить в какой форме будет проходить отчет по каждой теме и время, которое будет отведено на выполнение таких отчетов.
  4. Ознакомить самого ребенка с планом индивидуальной работы.
  5. Проводить анализ самостоятельной работы ученика по каждой из тем.

Если же программа обучения окажется скучной для одаренного ребенка, то он может демонстрировать разнообразные нарушения поведения, поскольку ему не интересно учиться. Важно не забывать, что для каждого из детей есть определенный набор знаний, которые он способен усвоить. И если педагог превысит этот объем, то творческие начала будут только затормаживаться. Поэтому при обучении одаренных детей стоит сфокусировать внимание не на объеме новой информации, а на научении его способам получения информации и ее последующей обработки.

Сложности воспитания трудолюбия

Проблема воспитания трудолюбия достаточно тесно связана с проблемами обучения. Одаренные дети, обладающие выдающимися способностями, легко справляющиеся с большинством заданий, часто оказываются не способными преодолевать трудности. И далеко не каждый из них готов принять тот факт, что мало просто слушать учителя, надо еще постараться, ведь они привыкли добиваться целей легко. Поэтому педагоги и родители должны хвалить ребенка не за результаты, а за те усилия, которые он приложил, чтобы их добиться. Только через поощрение самого процесса работы можно приучить одаренных детей к упорному труду. Если ребенок не готов прилагать усилия, то в определенный момент его способности могут исчезнуть.

Сложности преодоления проблем в обучении

На первый взгляд может показаться, что проблем в обучении у одаренных детей просто не существует, но это только на первый взгляд. На самом деле видов одаренности очень много, многие из них вовсе не проявляются как успешность во всех предметных областях. Одаренный ребенок может обладать высоким интеллектом и развитым абстрактным мышлением, и при этом иметь трудности с чтением и письмом. В современной школе большое внимание отводится успешному освоению детьми навыков письменной речи. И большинство педагогов почему-то уверены, что ребенок, имеющий проблемы с чтением и письмом, не может иметь выдающиеся способности в других областях знаний. Он может даже попасть в разряд «глупых» учеников, в результате чего проявит агрессивное поведение и будет нарушать дисциплину. Выявить одаренность у такого ребенка невероятно сложно. Для этого не существует разработанных и стандартизированных методик. Учитель может опираться только лишь на один критерий: чем труднее задание, которое предложено ребенку, тем легче он может с ним справиться. Так происходит потому, что все одаренные дети пользуются обобщенными и нестандартными стратегиями. С легким же заданием, особенно если оно предложено в письменном виде, одаренный ребенок может справиться хуже, чем его одноклассники.

Сложности формирования адекватной оценки

Психологи давно знают, что самооценка ребенка формируется на основе оценочных суждений других людей. Поэтому взрослые, имеющие дело с одаренным ребенком, должны стараться избегать чрезмерных восторгов по поводу его деятельности, что бы у него не развился кризис самосознания («звездная болезнь»). Однако специалисты отмечают, что очень часто одаренным детям присуща неоправданно низкая самооценка. Они могут быть не уверены в себе. Причиной этого является внутренняя потребность достигнуть совершенства, так называемый перфекционизм. Одаренные дети имеют завышенные требования к собственной деятельности. Когда реальные успехи им не соответствуют, то такие дети могут испытывать мучительные эмоции.

Для того чтобы решить проблемы с самооценкой одаренного ребенка стоит прибегнуть к психологической помощи. Специалист может определить уровень самооценки ребенка и определить истинные причины ее возникновения. Педагог со своей стороны должен стараться у всех детей, в том числе и у одаренных, сформировать оптимистический взгляд на жизнь. Человек, обладающий оптимистичным взглядом на жизнь, может продемонстрировать более высокие результаты, чем от них ожидалось. К сожалению, современная образовательная система по-прежнему направлена в первую очередь на фиксацию негативных проявлений в деятельности ребенка. Педагоги и родители очень часто объясняют ребенку причины его проступков, стараясь избежать повторения подобного поведения в будущем. А вот причины успехов остаются без должного внимания со стороны взрослых. Одаренные дети нуждаются в том, чтобы взрослые объясняли им в чем же на самом деле причина их успешности. Это важно, чтобы такие дети научились самостоятельно обращать на это внимание и приписывать успехи самим себе, а не внешним обстоятельствам. Только тогда может быть сформирована высокая самооценка. В целом, взрослым необходимо придерживаться двух важных правил, которые позволяют сформировать у ребенка жизненный оптимизм:

  • причины неудач стоит искать во внешних факторах («устал», «не доработал», «отвлекли»);
  • причины успехов стоит искать в личностных особенностях ребенка («хорошо постарался», «был внимателен», «много занимался»).

Кроме того, педагог может использовать игры для формирования представления о самих себе у детей.

Сложности коммуникации

Одаренные дети могут находиться в некоторой изоляции от одноклассников. Этому могут быть две причины. Во-первых, самому одаренному ребенку может быть скучно среди своих сверстников с обычными способностями. Во-вторых, дети не очень любят интеллектуально одаренных ребят. Так, специалистами было выявлено, что подростки игнорируют слишком независимых и самостоятельных сверстников. И буквально ученики всех возрастов не любят «слишком умных» детей. А одаренные дети выглядят именно такими. Кроме того, одаренные дети обладают рядом черт, которые усугубляют их изоляцию в среде сверстников:

  • стремятся перебить собеседника и закончить за него мысль, ведь суть проблемы уже ясна;
  • делают презрительные замечания собеседнику, если обнаруживают логические ошибки в их речи;
  • не хотят идти на компромисс, поскольку не хотят подчиняться мнению большинства;
  • перетягивают внимание взрослых на себя;
  • стремятся командовать сверстниками.

Решить данные проблемы может создание специальной тренинговой группы, в которой дети могут проигрывать типичные школьные ситуации. В ходе занятий группы одаренный ребенок учится взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми. Их важно научить:

  • не отвечать на все вопросы, даже если ответ известен;
  • не показывать, что знаешь больше остальных;
  • промолчать, если заметил ошибку учителя или одноклассника.

Сложности принятия педагогом одаренности ребенка

Учителя часто имеют не совсем верные представления об одаренных детях. Они считают, что одаренный ребенок обязательно должен быть ярким, активным, инициативным. Однако по своим личностным проявлениям одаренные дети могут быть очень разными. Среди них есть и застенчивые, и замкнутые, и агрессивные. Это могут быть дети из неблагополучных семей. Удивительно, но по американской статистике около 30% детей, отчисленных за неуспеваемость из школ – это дети, обладающие самой редкой общей одаренностью. Учитель может не признавать одаренность ребенка не только потому, что не разбирается в вопросах способностей, но и потому, что не хочет менять стиль своей деятельности и сложившиеся взгляды. Если ребенок не вписывается в рамки требований образовательной системы, то его просто исключают из системы класса, навешивая ярлык «проблемного».

Сложности выбора карьеры

Психологи отмечают, что одаренные дети гораздо раньше своих сверстников начинают задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Однако сделать выбор им сложнее, потому что их интересы достаточно многогранны, особенно это касается детей с общей интеллектуальной одаренностью. Они успешны во многих видах деятельности, поэтому им так сложно сделать окончательный выбор. А выбрав будущую профессию, такие дети еще долго могут сомневаться.

Сложности подготовки педагогов к работе с одаренными детьми

Выше уже было отмечено, что учитель выступает ключевой фигурой, от которой зависит реализация одаренности ребенка в образовательном пространстве. Одаренные дети очень нуждаются в таком педагоге, который разглядит их способности и поможет их раскрыть. Специалисты отмечают, что одаренному ребенку крайне необходимо взаимодействие с тремя типами педагогов:

  • педагог, который настолько увлечен своим предметом, что способствует возникновению интереса к нему у ребенка;
  • педагог, который отрабатывает с ребенком технику исполнения заданий, решения проблем, навыки работы с информацией;
  • педагог, способный вывести ребенка на высокопрофессиональный уровень.

Очень сложно встретить педагога, в котором бы сочетались все три характеристики. Поэтому для работы с одаренными детьми должны быть подобраны педагоги с разными стилями деятельности. Очень важно, чтобы учитель был не только теоретически подготовлен, но вел себя определенным образом. Учитель должен учитывать следующие особенности одаренных детей:

  • такие дети хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, при этом учебную деятельность не воспринимают как насилие над собой;
  • способны действовать самостоятельно в ряде учебных ситуаций;
  • критически оценивают окружающую действительность, стремятся проникнуть в суть вещей;
  • достаточно рано интересуются философскими проблемами, касающимися вопросов смысла жизни, религии и смерти;
  • не удовлетворяются поверхностными объяснениями;
  • способны полностью погрузиться в проблему;
  • применяют имеющийся у них опыт в нестандартных и экстремальных ситуациях;
  • особенно интересуются поисковыми и исследовательскими ситуациями;
  • лучше остальных детей способны раскрывать суть явлений;
  • особо остро переживают нарушения справедливости в сфере отношений между людьми.

Такие особенности детей требуют в свою очередь от учителя специфического поведения:

  • педагог должен быть чутким и доброжелательным;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • иметь широкий круг интересов;
  • иметь активную жизненную позицию;
  • обладать хорошим чувством юмора;
  • быть гибким, готовым пересмотреть собственные взгляды в случае необходимости.

Такой педагог должен быть уверенным в себе, зрелым человеком. Только обладая такими качествами, он сможет обеспечить продуктивную работу одаренного ребенка.

Принципы и условия взаимодействия с одаренными детьми

Взаимодействие с одаренными детьми должно строиться на общих принципах обучения:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что цели, методы и само содержание обучения должны обеспечивать не только усвоение ребенком определенного объема знаний, но и познавательное развитие личности в целом.
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения основывается на том, что процесс обучения должен быть построен на учете индивидуальных особенностей обучающихся. Особенно важна реализация этого принципа в работе с одаренными детьми.
  3. Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания методов обучения характерным особенностям одаренных детей в разные периоды их жизни.

К сожалению, в настоящее время специалисты еще не имеют полного понимания о природе одаренности. Пока нет надежного инструментария для точной диагностики одаренности у ребенка. С учетом названных трудностей, оптимальной является такая позиция развития одаренности, которая опирается на принцип отношения к каждому ребенку как к одаренному. Педагог должен осуществлять свою деятельность, опираясь на четыре основных условия, которые способствуют развитию одаренности детей. Их реализация возможна в любой школе.

Выбор видов деятельности

В школе желательно создать такую среду, которая давала бы возможность ребенку попробовать себя в любых видах деятельности: кружки, секции, театральные постановки, конкурсы, интеллектуальные игры. Интерес ребенка к определенному виду деятельности – это признак имеющихся у него способностей. При этом о наличии определенного рода способностей могут свидетельствовать не только успехи, но и инициативность ребенка, его увлеченность и активное участие в определенных видах деятельности. К сожалению, современные дети имеют достаточно узкие возможности выбора внеучебных форм деятельности в силу социально-экономической ситуации. По статистическим данным только каждый третий современный школьник занят какими-либо внеурочными формами деятельности. В результате, если у ребенка нет академической одаренности, то обнаружить свои способности вне рамок учебной деятельности он просто не может в силу обстоятельств. Педагог, организуя внеклассные занятия, может восполнить этот пробел.

Развитие интеллекта учащихся

Прежде чем остановиться на определенных приемах развития интеллекта, стоит заметить, что в психологии до сих пор нет однозначного определения этого понятия. Специалисты выделяют различные виды интеллекта:

  • музыкальный интеллект – это способность сочинять и исполнять музыку;
  • лингвистический интеллект – способность использовать язык для создания и передачи информации;
  • логико-математический интеллект – способность познавать реальность, манипулируя символами и знаками;
  • пространственный интеллект – способность представлять объект в уме и манипулировать, создавать зрительные и пространственные композиции;
  • телесно-кинестезический интеллект – способность формировать двигательные навыки;
  • личностный интеллект – способность управлять своими чувствами и понимать потребности других людей, управлять их эмоциями.

Учебная деятельность направлена в основном на развитие лингвистического и логико-математического интеллекта.Однако применяя некоторые педагогические приемы, учитель может активизировать и другие виды детского интеллекта. Это следующие приемы:

  • межпредметное сравнение;
  • диалоговое общение;
  • моделирование;
  • рецензирование;
  • ученик в роли учителя.

Желательно, чтобы не только форма изучения материала, но и само его содержание носило развивающий характер. Для этого стоит соблюдать требования:

  • научности;
  • расширенного объема;
  • междисциплинарного контекста;
  • практической направленности;
  • соответствия содержания разнообразию интересов учащихся;
  • дискуссионности.

Развитие креативности

Специалисты, опираясь на результаты многочисленных исследований, утверждают, что творческий потенциал есть у всех детей, даже у тех, которые отстают в психическом развитии от сверстников. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития креативности у детей. В подростковом возрасте особенно легко можно развивать творческое (дивергентное) мышление.

Педагоги должны четко понимать, что нет никакой связи между наличием у ребенка творческих способностей и уровнем его академической успеваемости. Овладение определенными знаниями, умениями и навыками вовсе не способствуют становлению креативности ребенка. Учитель должен создавать особые условия для развития творческого потенциала ребенка. Для этого можно использовать игры, развивающие креативность. Их достаточно просто организовать, главное соблюдать определенные условия:

  • четкая регламентация времени (играть можно не более 3 минут);
  • инструкция предписывает детям найти как можно больше вариантов ответов на задачу.

Такие игры не только развивают креативность ребенка, но и выполняют еще несколько функций. Например, дают мозгу необходимый отдых. В процессе учебной деятельности, как правило, задействовано в основном левое полушарие головного мозга, а дети по своим психовозрастным особенностям являются правополушарными. Возникающий дисбаланс между природой ребенка и предлагаемым ему материалом приводит к утомлению и снижению мозговой активности. Игры на развитие креативности дают возможность левому полушарию отдохнуть. Поэтому их рекомендуется проводить не после, а до какого-то важного учебного занятия. Кроме того, такие игры можно применять как отличное средство регуляции психоэмоционального состояния детей любого возраста.

Помимо использования игр, учитель может создать такой микроклимат в классном коллективе, который будет поощрять проявление детьми своих творческих способностей. Для создания такого микроклимата педагог должен вести себя определенным образом:

  1. Стараться избегать проявлений группового давления и не провоцировать зависть между детьми. Ведь в такой обстановке ребенок старается не выделяться. Творческие способности напротив стимулирует доброжелательная атмосфера и дружеское командное соревнование.
  2. Cтараться избегать негативных оценок по отношению к ребенку. Даже если с первого взгляда его идеи кажутся смешными и пустыми. Чтобы в полной мере оценить продуктивность той или иной идеи, ее вначале необходимо воплотить в реальность. То, что оригинальная идея вообще возникла, это уже большая удача.
  3. Поощрять не только выдвижение идей, но и полную их разработку и реализацию.
  4. Одобрять желание детей задавать вопросы и стараться самому искать на них ответы тоже. Если педагог говорит детям: «Это не ваше дело», «Это относится к другой теме», «Это мы изучим позже», то креативность воспитанников может и не проявиться.
  5. Не задавать детям такие вопросы, на которые они могут просто ответить «Да» или «Нет».
  6. Не слишком быстро давать детям помощь в поиске путей решения проблемной задачи. Помощь должна быть строго порционной.
  7. Давать право детям делать ошибки. Даже неверные решения – это ценный опыт для ребенка.
  8. Критикуя, принимать и одобрять личность ребенка. Замечания стоит начинать с признания достоинств и сильных сторон.
  9. Поддерживать оригинальные мысли и необычные идеи детей.
  10. Поощрять детское интеллектуальное творчество и смелые догадки.

Хотелось бы отметить, что проблема развития креативности должна быть решена и для сохранения человечества как вида. Ведь способность к творчеству – это та самая характеристика, которая делает человека человеком. Не существует творческих профессий. Творческим может быть только человек. В настоящее время творческое отношение к делу, нестандартность мышления – одни из самых востребованных качеств личности.

Личностные особенности педагога

На первый взгляд, кажется, что данное условие не относится к взаимодействию с одаренными детьми. Однако одаренность – это не просто комплекс способностей, но личность в целом. А личностью можно стать, только взаимодействуя с другой личностью. Поэтому развитие личности педагога является одним из важнейших условий развития личности ученика. Педагог в буквальном смысле является производителем личности ребенка, настолько сильна сила его воздействия на ребенка. Так, от стиля общения учителя с учеником зависит появление у последнего отдельных личностных качеств. К. Левин и Я.Л. Коломинский установили такую взаимосвязь:

  • Авторитарный стиль общения порождает в ребенке неадекватную самооценку, прививает культ силы, искажает систему ценностей.
  • Демократический стиль общения стимулирует у школьников развитие инициативы, ответственности, творческих способностей.
  • Попустительский стиль общения формирует недоверчивость, неумение следовать нормам и правилам.

Исследователи убедительно доказали, что одним из источников формирования самооценки детей школьного возраста является оценка учителя. Выставляемые ученикам отметки выступают своеобразным знаком, ориентируясь на который, они выстраивают межличностные отношения. Именно поэтому по отношению к отстающим в классе проявляется недоброжелательность, а с отличником все хотят дружить. Так из внешних оценок других людей вырастает собственная самооценка ребенка.

При помощи поощрений и наказаний, учитель формирует учебную мотивацию ученика. Она может быть внешней, ориентированной на контроль со стороны и результат деятельности, а может быть внутренней – основанной на интересе к процессу деятельности.

Список того, на что влияет педагог, можно продолжать бесконечно. Главное, что важно помнить – личность учителя обладает внушительной силой воздействия на ребенка. Больше всего на одаренного ребенка могут повлиять:

  • мнение педагога об ученике;
  • творческие способности самого педагога.

Именно поэтому мнение учителя о ребенке должно быть максимально позитивным. Учитель должен оставлять для ребенка оптимистические перспективы будущих возможностей. Здесь проявляет себя механизм, называемый в психологии «самореализующееся пророчество». Американский психолог Р. Розенталь провел исследование, в котором измерял интеллект подростков в средней школе. Уровень, как и ожидалось, оказался средним. Однако Р. Розенталь намеренно сказал учителям, что у некоторых детей был обнаружен высокий интеллект. Через некоторое время показатели интеллектуального развития подростков, по поводу которых учителям были переданы сфальсифицированные данные, оказались значительно выше, чем это было ранее. У других детей, результаты которых были переданы учителям верно, интеллект остался на прежнем уровне. То есть оптимистичное отношение к ребенку крайне важен.

Развитие творческих способностей ученика стимулирует креативность педагога. Это положение подтверждают эксперименты, проведенные академиком А.В. Петровским в школах Ленинграда в конце 80-х годов XX века. Для того чтобы проверить уровень креативности учеников, им было предложено выполнить тестовые задания в присутствии педагогов. При этом педагоги были разделены на две группы. В первую группу вошли гибкие и вариативные учителя, способные признать свои ошибки. Во вторую – люди, которые всегда действовали по четким правилам. И оказалось, что одни и те же дети в присутствии разных педагогов демонстрируют разные уровни креативности. Само присутствие учителя консерватора приводило к тому, что уменьшалось количество ответов и менялось их качество в сторону большей стереотипности. Затем эксперимент изменили, ученики выполняли задания не в присутствии педагога, а с демонстрацией его фотографии. Оказалось, что даже фото способно стимулировать или тормозить проявление креативности.

Таким образом, охарактеризованные выше условия не требуют от педагога особых усилий. Однако их соблюдение помогает обеспечить продуктивное развитие всех учащихся, в том числе и явно одаренных.

Список литературы:

  1. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – 408 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. – №4. – С. 5-13.
  3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Психогимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб.: Речь, 2001. – 346 с.
  4. Давидович А.А. Раннее обучение ребенка чтению, письму, счету: польза или вред? / А.А. Давидович // Диалог. – 2013. - №4. – С. 3-8.
  5. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровский. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 309 с.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: ПитерКОМ, 1999. – 368 с.
  7. Ковалевич М.С. Народные традиции в развитии семейно-бытовой культуры детей / М.С Ковалевич, И.А. Швед. – Брест: БрГУ, 2013. – 100с.
  8. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 416 с.
  9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М.: Академия, 2002. – 143 с.
  10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. / Н.С. Лейтес. – М.: Изд-во Моск. психол. –соц. института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.
  11. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахова. – Минск: Белорусская наука, 2002. – 158 с.
  12. Маркелов Е.В. Организация школы для особо одаренных детей и подростков / Е.В. Маркелов, В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование. – 2004. - №2. – С. 92-96.
  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. - №6. – С. 29-33.
  14. Ничишина Т.В. Основы социально-педагогической работы с одаренными детьми / Т.В. Ничишина. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – 109 с.
  15. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Изд-во Моск. психол. –соц. института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  16. Одаренные дети / под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 381 с.
  17. Пекелис В. Твои возможности, человек! / В. Пекелис. – изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.
13.11.2019