Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности в 5-11 классах на уроках русской литературы
Оценка 4.6

Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности в 5-11 классах на уроках русской литературы

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности  в 5-11 классах на уроках русской литературы

Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ем

возможность читать, и вы неизбежно сделаете его счастливы

Джон Хершелл

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

  • осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
  • пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов;
  • характеристика литературного героя;
  • написание отзыва о произведении;
  • написание сочинения.

Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются:

  • деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения;
  • организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков;
  • новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи.

В период обучения ученик должен освоить различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.
Использование нестандартных форм и методов на уроках литературы – одна из важных форм обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к чтению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим учащимся, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на обучающихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
При проведении нестандартных форм уроков необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • отказ от шаблонов в организации урока;
  • максимальное вовлечение учеников в активную деятельность;
  • применение различных форм групповой работы;
  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока;
  • создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
  • уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
  • оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
  • использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента.

Для того чтобы на уроке возникла свободная творческая атмосфера и возможность проявить способности, задания должны:

  • развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность;
  • отличаться уровнем сложности;
  • иметь практическую значимость и межпредметное содержание;
  • быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или способу решения;
  • иметь неожиданный результат.

Виды заданий:

  • викторина;
  • узнай героя по описанию;
  • какой герой говорил такие слова;
  • расставь события по порядку;
  • заполни пропуски в таблице;
  • предметы и их хозяева (соедини стрелкой);
  • загадки про героев;
  • восстанови описание;
  • кроссворды;
  • крылатые слова и выражения;
  • исправь ошибки в записках героев;
  • тесты;
  • цифровой диктант;
  • определи название произведения по его главной мысли;
  • анаграммы;
  • определи название произведения по его отрывку;
  • вычеркни лишних;
  • вспомни стихотворение, допиши пропущенные слова.

Уроки требуют тщательной подготовки: определить предварительные задания, объяснить построение урока, роль и задачи каждого учащегося; подготовить наглядные пособия, карты, модули, таблицы, путевые листы, дидактический материал. Проектируется ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей обучающихся, получивших конкретное задание, последовательность операций. Нестандартные уроки, как правило, следует использовать в качестве итоговых при обобщении, систематизации, закреплений знаний, умений, навыков или, наоборот, при введении в новую тему. При выборе формы нетрадиционного урока учителю необходимо учитывать особенности своего характера, уровень подготовленности класса и его специфические особенности в целом и отдельных учащихся.
Современные исследования в области педагогики и физиологии ребёнка показывают, что только скорость чтения около 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Поэтому многие учителя стараются использовать хорошо апробированные и новые технологии, приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний, а это невозможно без хорошей техники чтения.

Остановимся на некоторых технологиях и приёмах, которые уже зарекомендовали себя в педагогической практике.

Приём «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста, иллюстрации определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Уголки»

Данный прием  уместно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Задание: Чтение текста по абзацам. Задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Приём «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём хорошо применять при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Индуктор»

Данный приём интерактивного обучения используется в технологии педагогических мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Пример.     На уроках изучения творчества Марины Цветаевой ученики должны записать имя и фамилию поэтессы и подобрать слова, схожие с ними по звучанию (Марина – море – марево – ария – малина…). Затем они записывают слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении этого имени. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.

Приём «Синквейн»

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Например, А.П. Чехов «Мальчики»

Как звали мальчиков?

Что придумал Чечевицын?

Куда хотели бежать мальчики?

Дайте несколько объяснений, почему не состоялся побег?

В чем различие Чечевицына и Володеньки?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов. Для этого используются небольшие по объёму научно-познавательные тексты. Тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся. Например, можно организовать дополнительную работу с текстом с учениками 5 класс: учащимся необходимо проанализировать текст природоведческого  характера «Моржи», «Дельфины», «Ленивцы», «Кто такие коалы?», «Кто такие панголины?». Все эти тексты  тренировочные. У каждого ученика на парте лист с текстом.

Задание: прочитай внимательно и вдумчиво текст. К текстам прилагается 10 заданий, которые дают возможность проверить такие умения учащихся, как:

  • извлекать из текста информацию данную в явном и неявном виде;
  • самостоятельно делать выводы и обосновывать их;
  • правильно интерпретировать иносказание, понимать основную мысль текста;
  • целесообразность выбора того или иного языкового средства;
  • преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную и наоборот.

Дается инструкция к каждому заданию. Учащийся должен выбрать правильный вариант ответа или вписать свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий необходимо  пользоваться прочитанным текстом.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности. Такой приём можно использовать во всех классах основной школы, подобрав тексты и задания к ним согласно возрасту.

Для учащихся старшей школы хорошо использовать лингвостилистический  анализ текста.Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Проблемное обучение –  это  тип  обучения,  при  котором  учитель,  систематически  создавая  проблемные ситуации  и  организуя  деятельность  учащихся  по  решению  учебных  проблем, обеспечивает  оптимальное  сочетание  их самостоятельной поисковой деятельности  с усвоением готовых выводов науки.

Методы  проблемного  обучения  можно  применять  на  уроках по формированию читательской компетенции,  создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Информационно-коммуникационные технологии

В рамках работы по формированию читательской грамотности  информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Наиболее популярным здесь является использование возможностей ресурсов Интернета.

Согласно теории поколений, которая была описана в 1991 году Нилом Хау и Уильямом  Штрауссом,  в  данный  момент  мы  работаем  с  детьми  поколения «центениалы» или  «Z». Это поколение, которое родилось в эпоху  интернета. Они проводят много времени со смартфонами и планшетами. Поколение Z не делит мир на  цифровой  и  реальный,  их  жизнь  перетекает  на  экран  и  обратно.  Это  первое поколение,  которое  растет  в  мультикультурной  среде.  Поэтому  ИКТ  технологии должны  широко    использоваться  при  их  обучении,  в  том  числе  на  уроках русского языка и литературы.Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении:

  1. Презентации, включающие в себя тезисную информацию в виде кластеров, схем и таблиц;
  2. Задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения, красочно представленные на слайдах;
  3. Тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся.

Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным учреждениям. В них учащиеся приобретают базовые навыки чтения, письма и владения родным языком. Обучение работе с книгой и текстами включены в образовательные программы. Но достаточно ли только этого? Ведь вся классно-урочная система обучения предполагает не только работу – «добывание знаний» под руководством учителя на уроке, но и самостоятельную активность дома.

Основная проблема состоит в том, что у большинства учащихся не принято дома читать книги, газеты, журналы… Всё это давно заменили телевидение, видеоигры, социальные сети, интернет-общение. И всё это гораздо сильнее притягивает школьников, чем книги и учебники.

Поэтому на плечи школы ложится и работа с родителями по формированию читательской грамотности учащихся.

Формы и приёмы работы с родителями:

  • Родительские собрания на тему  «Роль чтения в жизни детей», «Чтение-праздник души», «Книга и игра», «Мы читаем перед сном».
  • Проект «Читаем всей семьей»: анкеты, опросники для родителей, прием «Мамина отметка», памятки для родителей, открытый урок для родителей.
  • Расширение «зоны читательского общения»: акция « Неделя детской книги», читательские конференции, конкурсы чтецов, театральные постановки, литературные гостиные.
  • Повышение мотивации к чтению: акции «Бросай все и начни читать!», «Час рассказа», «Неделя книги», «Любимые книги моей семьи», «Наша школьная электронная библиотека».
  • Проект «Фабрика читателей»: читательские и речевые пятиминутки; родительские часы; библиотечные уроки; литературные конкурсы.

На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик - учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), внеурочных форм организации деятельности. Одно из важных условий применения данного опыта - переход от традиционного обучения к личностно ориентированному.

Рассматривая  пути  развития личности, готовой к взаимодействию с  окружающим  миром,  к  самообразованию  и  саморазвитию, необходимо продумать  учебную и внеучебную деятельность по приобщению к чтению.
Важно помнить, что приобщение  к  чтению  должно  проходить  в  рамках  обязательных  учебных  предметов, факультативных  и  элективных  курсов,внеклассной  работы,  самообразовательной деятельности учащихся.

Назовём принципы организации образовательной деятельности.      Ведущий  принцип  отбора  содержания  –  принцип социокультуросообразности  и практикориентированности.

Принцип  интерактивности  (или  взаимодействия)  предполагает  организацию  обучения, при  которой  освоение  опыта  учащимися  (стихийное  или  специально  организованное) основано  на  взаимодействии  между  учащимся  и  предметом  изучения,  учащимся  и преподавателем,  между  учащимися.  Принцип  интерактивности  позволяет  учащимся самим  выстраивать  свои  образовательные  траектории  и  преобразовывать  информацию общего характера в личное знание.

Принцип рефлексивности развивает  у  учащихся способности осознания своих действий, самоанализа своей деятельности и результатов.

Принцип визуализации предполагает  освоение  учебного  материала  при  помощи визуальных средств (видеоматериалов, мультимедиа).

Реализация  перечисленных  принципов  может  быть  обеспечена  использованием следующих образовательных технологий:

  • Ситуационная методика обучения (кейс-метод). Метод конкретных ситуаций – техника обучения посредством анализа конкретных ситуаций.
  • Технология  «Развитие  критического  мышления  через  чтение  и  письмо» общедидактическая  интегрирующая  технология,  обеспечивающая  развитие  мышления, формирование  коммуникативных  способностей,  выработку  умений  самостоятельной работы.
  • Технология ЛУЧ Чтение (Бородина В. А, СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы  чтения  художественной  и  интеллектуальной  литературы  и  повысить продуктивность чтения.
  • Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения  в  процессе  планирования  и  выполнения  постепенно  усложняющихся практических заданий-проектов.
  • КСО  (коллективные  способы  обучения,  или  «Обучение  в  сотрудничестве)  –  способ обучения, предполагающий объединение учащихся для совместного решения конкретной учебной задачи.

Список источников:

  1. Бондаренко, С.М. Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева.- М.: Просвещение, 1995.
  2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981.
  3. Граник, Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. - М.: Педагогика, 2001.
  4. Кабардин, О.Ф. Личностно-ориентированный подход как средство реализации целей развивающего образования / О. Ф. Кабардин // Журнал научно-педагогической информации. – 2010. – № 8.
  5. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2.
  6. Сидоренков, В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования / В.А. Сидоренко // Русский язык в школе.- 1997.- № 6.
13.11.2019