Наглядное обучение географии: теоретические и методические аспекты
Оценка 4.7

Наглядное обучение географии: теоретические и методические аспекты

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Наглядное обучение географии: теоретические и методические аспекты

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания географии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.

Учебно-материальной базой преподавания географии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета географии, определена нормативным документом «Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ». Перечни учебного оборудования по географии включают около 350 наименований.

Курс географии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями об окружающей среде, явлениях природы, о взаимосвязях между географическими объектами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области географии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование. На уроках географии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения географии в средней школе. Однако учитель должен дифференцированно подходить к пониманию термина «наглядность» так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

Различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие.

Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения географии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной.

Понятие «средство наглядности» или «наглядное средство» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Так, например, опыт, демонстрирующий атмосферные осадки, видеоролик, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование - вспомогательные.

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ребенка и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем, наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретического материала.

Результаты обучения зависят во многом от того, насколько процесс обучения обогащен разнообразными средствами обучения, а также от мастерства учителя, который эти средства использует. Совершенствование содержания образования закономерно требует совершенствования форм, методов, приемов и средств обучения. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, передовым педагогическим опытом.

Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения географии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других формах обучения географии.

Наглядные средства обучения на уроках географии и их классификация

Наглядные средства обучения в преподавании географии имеют важное значение. Выдающийся советский географ-методист Н. Н. Баранский писал по этому поводу, что проблема наглядности нигде «не приобретает столь важного значения, как в методике географии...» и что «ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности, как география». Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении географии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные.

Основные средства:

  • реальные (натуральные)
  • знаковые (изобразительные) средства
  • вербальные средства

Вспомогательные средства:

  • технические средства обучения (ТСО)
  • лабораторное и практическое оборудование (ЛПО).

Рассмотрим средства наглядности в соответствии с их классификацией.

Реальные (натуральные) средства наглядности

Натуральными пособиями на уроках географии являются природные объекты и предметы хозяйственной деятельности, изучаемые в естественной среде или в условиях класса специально подобранные растения или животные, характеризующие природные зоны материков. На уроках географии используются такие коллекции как:

  • наборы образцов горных пород и минералов, полезных ископаемых;
  • гербарий для курса географии средней школы;
  • гербарий культурных растений;
  • наборы образцов промышленных изделий;
  • основные виды промышленного сырья;
  • коллекции почвенных монолитов и др.

Натуральные средства обучения позволяют приблизить процесс обучения к реальности, наполнить абстрактный материал конкретным содержанием, продемонстрировать то, как выглядят в действительности некоторые природные и хозяйственные объекты и материалы.

Наиболее целесообразно использование коллекций в качестве раздаточного материала. Работа с коллекциями в зависимости от дидактических целей может осуществляться в процессе применения объяснительно-иллюстративного метода, репродуктивного (например, ученик рассказывает о процессе образования торфа, демонстрируя соответствующую коллекцию), продуктивных методов (например, ученики определяют название горной породы по ее образцу, тип почвы по почвенному монолиту).

Как наглядное средство обучения используются коллекции почв, содержащие образцы из разных почвенных горизонтов. С целью формирования правильных представлений о почве собираются образцы почвенных монолитов на экскурсиях и затем используются на уроке.

Коллекции образцов горных пород и минералов используются в основном в курсе физической географии, и в курсе экономической географии при изучении минерально-сырьевой базы и горнодобывающей промышленности. Коллекции служат раздаточным материалом (выпускаются специальные наборы) и для общей демонстрации образцов. Составлены коллекции по генетическому принципу, также существуют коллекции полезных ископаемых и «Основные виды промышленного сырья», классифицированные по отраслям промышленности.

Гербарии используются на уроках географии двух типов: в одних растения собраны независимо от их размещения, в других — по природным зонам, что предпочтительнее для изучения географии.

Гербарии, собранные учащимися, желательно составлять на основе определенных критериев, например, гербарий древесных пород и кустарников, трав, природных сообществ, лекарственных растений, сезонных растений. Использовать гербарии можно как в ходе объяснения, так и в процессе самостоятельной работы. Обычно гербарии используют при изучении природных комплексов отдельных территорий.

Знаковые (изобразительные) средства наглядного обучения

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные, такие как муляжи и модели и рисованные - таблицы, учебные иллюстрации, карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Учебные иллюстрации как наглядное средство

Иллюстрации органически входят в содержание учебника, создавая конкретный зрительный образ географических явлений и фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Определяя приемы работы учащихся с учебником, учителю следует продумать и работу с иллюстрационным материалом.

Основная работа с иллюстрациями должна осуществляться на уроке. В учебнике географии иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами. По рисунку в учебнике ученику легче разобраться во всех деталях. Можно, не выбиваясь из общего ритма работы класса, задержаться на несколько мгновений на деталях, привлекших

Учащихся надо приучать видеть в иллюстрациях не «развлекательную картинку», а важный, научно достоверный источник знаний. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться без внимания. Учитель может ставить следующие задачи в процессе работы с иллюстрациями:

  • обращаться в ходе изложения как к наглядным иллюстрациям своего рассказа;
  • проводить совместный с учащимися анализ, чтобы объяснить сущность, основные черты какого-либо процесса;
  • сформировать у учащихся точные и четкие представления о географическом объекте с помощью рисунков в учебнике с надписями и стрелками;
  • проследить процессы, происходящие в природе, в динамике через сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разное время, например, циклическую деятельность гейзера или вулкана;
  • активизация познавательных процессов через самостоятельную работу, например, сделать развернутые подписи-комментарии к иллюстрациям;
  • создание определенного эмоционального настроя, для этого педагогу необходимо четко продумать, какие из иллюстраций к данному параграфу будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, необходимо дать указания и к работе с иллюстрациями, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть получены главным образом из иллюстраций.

Картина как наглядное средство

Картина как наглядное средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется:

  • в виде настенных демонстрационных картин большого формата;
  • в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок;
  • в лентах иллюстраций презентаций;
  • в виде рисунков в учебниках.

Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач:

  • источник новых знаний;
  • материал для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика;
  • средство мотивации.

Достоинства учебных картин - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, которые могут отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно для формирования личностных результатов обучения учащихся.

На уроках географии используются географические картины. Географическими картинами называются нарисованные картины, фотографии, изображающие предметы и явления, изучаемые в географии (общий вид гор, реки, города, отдельные явления). Главное требование к картине – типичность для данной местности со специфическими особенностями, отражающими географическую область – они должны быть понятными для учащихся, правдивыми в научном отношении и соответствовать задачам воспитания.

В преподавании географии используются специальные учебные картины, например, картины частей света. Используются так же репродукции, например, фотокопии картин «Волга у Ширяева», «Днепр».

Картины используют для формирования понятий и представлений. Такие картины, как «Пустыни Средней Азии», «Горная река», позволяют строить целый урок. Другие картины менее содержательны – изучают отдельные вопросы в пределах урока. Есть слабо детализированные картины: видовые картины городов, предприятий.

Учебные таблицы

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой, например, таблицы с изображениями материков, гор, или комплекты таблиц, например, «Виды изображений земной поверхности», «Географические координаты», «Условные знаки плана местности», «Характеристика физико-географического положения материка».

Существуют печатные и рельефные таблицы. Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры географического объекта. Рельефные материалы отличаются красочным оформлением, поэтому они вызывают интерес у учеников и помогают им запоминать теорию.

Среди наглядных пособий изобразительного типа довольно широко могут применяться экспозиции плакатного типа. Они предназначаются для постоянного вывешивания. Это цитаты, цифры, наиболее важные правила, формулировки, то, что учащийся должен прочно запомнить.

Учебные карты

Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию.

В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то есть карта рассматривается как объект изучения, а также знания географического содержания, то есть когда выступает как источник знаний (и как средство наглядности). Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями и объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования.

Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и экологических проблем, в раскрытии различных аспектов взаимодействия и функционирования природы и общества. Учитель должен располагать набором настоящих (не учебных) обзорно-географических и топографических карт своего края, района, области. Работа с этими картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении природы, населения и хозяйства родного края.

В последние годы практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы. Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.

На уроках географии, как и на уроках биологии используют карты: например, зоогеографические карты, карты растительности, карты охраняемых территорий, экологические карты региона. Их применяют для ознакомления учащихся с распространением определенных объектов или при изучении вопросов охраны природы. Так, например, зоогеографические карты показывают размещение животных, их численность, миграции, в связи со средой обитания. На общих зоогеографических картах отображают различные классы, типы и группы животных и природные зоны.

Модели, макеты, муляжи

Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения учебных объектов в уменьшенном или увеличенном виде. Модели представляют собой трехмерное изображение объектов или их частей, как правило, в уменьшенном масштабе с соблюдением внешнего сходства и пропорций частей при некоторой схематизации и условности изображения. Используемые в обучении географии модели и макеты служат средством создания правильных представлений о разнообразных объектах. Особое значение имеют динамические модели, которые способствуют формированию понятий, умения составлять схемы, выявлять причинно-следственные связи и зависимости, устанавливать закономерности.

Модели позволяют активизировать познавательную деятельность школьников путем самостоятельной работы с ними. В качестве примера могут выступать задания по составлению схемы движения воздушных масс на магнитной доске, построения цепочки звеньев технологического процесса.

Выделяют два типа моделей:

  1. объемные (воспроизводят морфологические особенности объектов);
  2. динамические (отображают объекты, процессы и явления путем трансформации изображения).

Исходя из особенностей конструкции модели делят на неразборные и разборные, вскрытые или разрезные, статичные, с подвижными деталями и действующие.

Наиболее известной моделью в системе средств обучения географии является глобус, который одновременно относится к картографическим средствам обучения. Модель земного шара дает представление о форме Земли, положении земной оси, незаменима при изучении годового движения планеты, используется при объяснении формирования приливов и отливов, изучении географического положения объектов и многих других вопросов.

В обучении географии необходимо использовать модели приборов (термометра, компаса, флюгера, барометра и др.), причем даже при наличии самих приборов, так как с их помощью ученикам легче понять устройство, принцип работы прибора, научиться снимать показания.

Макеты представляют собой упрощенную модель какого-либо географического объекта (природного ландшафта, рельефа, речной долины и др.). При изучении физической географии используют макеты форм рельефа, которые дают более наглядное представление, чем плоскостные пособия. Однако макеты рельефа и рельефных карт имеют серьезный недостаток — несоответствие их вертикального и горизонтального масштабов, что искажает представление учащихся о рельефе. Приемом изучения форм рельефа может быть и самостоятельное изготовление макетов форм рельефа. Школьники могут изготавливать разнообразные макеты и модели самостоятельно: модели приборов, макеты-панорамы (ландшафт тундры, типы береговых линий и т.д.), типы традиционных жилищ и многое другое.

Рассмотренные выше средства обучения, принято было бы относить к демонстрационным средствам, потому, что они чаще всего выступали в роли иллюстраций к объяснению темы. Однако, в связи с требованиями ФГОС, в учебном процессе существенно увеличилась доля самостоятельной деятельности учащихся, и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные средства. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции, и модели, и муляжи нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Вербальные средства

К вербальным средствам на уроках географии относится учебник. Учебник географии - это средство обучения комплексного характера, книга содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой. При работе с учебнмком сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями.

Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения. В учебниках, в соответствии с ФГОС выделяются два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты, которые органически связанны.

Большинство терминов, обозначающих понятия, выделено шрифтом, даны определения многих понятий, т. е, названы их существенные признаки.

Объяснительный материал призван раскрыть географические связи. Нередко объяснение в тексте носит проблемный характер, что способствует развитию творческого мышления школьников.

Изложение учебного материала в тексте учебников сопровождается большим количеством логических связок типа: поэтому, таким образом, значит, если, следовательно, и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объясните почему; скажите, как влияет; подумайте, почему и т. д.

Понимание текста – сложный процесс. Оно зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыка чтения.

Внетекстовые компоненты учебника выполняют и обучающую и контролирующую функцию. В каждом учебнике помещено несколько сотен вопросов и заданий, направленных на усвоение понятий. Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предшествующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а тe, что стоят и конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала.

Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по содержанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии.

К вербальным средствам на уроках географии относится также дидактический материал, который является, как и учебник, письменной формой речи, общения и обучения. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. К ним относятся структурно-логические схемы, таблицы, графики, диаграммы, схематические рисунки, графические приемы на классной доске.

Структурно-логические схемы как средство наглядного обучения

На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС делается упор на деятельностный и компетентностный подходы.

Компетентность - общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направлены на успешную интеграцию личности в социум.

Для реализации такого многоаспектного подхода в школьном образовании необходима активизация учебной и познавательной деятельности учащихся. Особыми дидактическими возможностями в достижении поставленной выше цели обладают структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного познания. Актуальность применения структурно-логических схем на уроках неоспорима, потому что в школу приходит поколение детей с клиповым мышлением, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывающих трудности в восприятии длительной линейной последовательности — однородной и моностильной информации, в том числе и книжного текста.

Перечислим достоинства структурно-логических схем:

  • зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения;
  • демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации;
  • помогают ученику восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов;
  • учитывают образ мышления современных учащихся, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию;
  • обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения;
  • структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала;
  • структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений;
  • способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.

Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:

  • «следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь;
Сема следование
  • «циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи;
Циклическая схема
  • «образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Образно-наглядная схема

Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы.

  1. При разработке структурно-логической схемы надо опираться на исходный материал содержания учебного предмета, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в текстовом источнике с целью понимания авторского замысла.
  2. Выбирается проблема, аспект, явление для разработки и приемлемый вид структурно-логической схемы для решения поставленной задачи.
  3. Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей.
  4. Выбираются ключевые понятия, факты, которые становятся основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи.
  5. Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, - в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям.

Образно-наглядная структурно-логическая схема представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное - разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.

С помощью логико-смысловых моделей решаются следующие задачи:

  • логическое выстраивание материала, правильный отбор информации;
  • выделение причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития;
  • соединение вербального и визуального каналов информации, что способствует повышению усвояемости материала;
  • предоставление инструментария для анализа исторического процесса.

Конструирование модели включает следующие процедуры:

  • в центр будущей системы помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п.;
  • определяется набор координат – «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат;
  • определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;
  • осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами или словосочетаниями.
  • выполняется ранжирование гранул и расстановка на координатах путем выбора оснований и формирование однорядовых шкал.

В процессе применения структурно-логических схем на уроках географии сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний; повышается качество знаний при одном и том же времени обучения; увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний, и тех же временных затратах.

Структурно-логические схемы – распространенный вид графического отображения взаимосвязей между разными частями целого. В географии схемы, как правило, показывает структуру чего–либо, используются схемы для изображения природных процессов, круговорота веществ в природе.

Таблица

Таблицы являются наиболее известными формами дидактического материала. С некоторой долей условности можно сказать, что таблица – это схема, на которой отсутствуют стрелки взаимосвязей. Несмотря на их отсутствие, линейная связь между клетками таблицы подразумевается, а характер этой связи указывается в заголовочной строке верхней или заголовочном столбце (левом) таблицы.

В процессе обучения школьников географии достаточно часто возникает проблема обобщения изученного на уроках материала. Многие учащиеся воспринимают географические знания как сумму названий и цифр, часто без должной территориальной привязки.

С этой целью в географии используются как наглядное пособие справочные таблицы. В них приведены сведения о природных компонентах, полезные ископаемые, рельеф, климат, гидрография, четвертичное и современное оледенение, географических поясах и зонах, а также об антропогенном воздействии по каждому материку и части света и многое другое.

Умение работать со справочной таблицей - обязательное требования к предметным результатам обучения географии.

Графики

График - это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени. В физической географии наиболее распространены гипсографические кривые, где по вертикали откладывают высоты суши и глубины океанов, а по горизонтали - расстояния. Они дают наглядную характеристику рельефа земной поверхности.

Обычно график - результат обобщения, он фиксирует лишь кардинальные точки явления. В промежутках между этими точками могли происходить заметные колебания, и если это принципиально важно, то точки соединяются пунктиром. Все графики внешне похожи, но они могут иллюстрировать разные явления. График может применяться и для показа нескольких явлений одновременно. Для его оживления график может быть совмещён с рисунком.

Достоинства графика не только в наглядности, но и в простоте определения функций по значениям аргумента.

Графики

Графики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. Графики, как наглядный материал для более углубленного изучения темы, используются, чтобы проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений, представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений, выявить общие закономерности и тенденции, иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов.

Диаграммы

Диаграммы - самый распространенный вид вербальных наглядных пособий; основное их назначение -- наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно подразделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объемные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнен.

Столбиковые диаграммы применяют для графического выражения абсолютных величин. Чаще всего столбики на них располагают по принципу от больших к меньшим. На них изменение явления можно показать не только в пространстве, но и во времени. В последнем случае новая величина строится в противоположном направлении.

Как наглядные пособия иногда применяют сочлененные и совмещенные диаграммы, с помощью которых можно показать динамику нескольких явлений.

Иногда в качестве наглядных пособий применяют подвижные столбиковые диаграммы.

Подвижные столбиковые диаграммы

Они удобны тем, что при изменении количественных показателей чертить новую диаграмму не нужно, необходимо заменить лишь основные показатели и соответственно высоту столбиков, выражающих новые количественные показатели.

В географии часто применяют круговые диаграммы.

Круговые диаграммы

Они уместны тогда, когда нужно показать удельный вес определенного явления в общей сумме их. Правила построения таких диаграмм несложны. Подобно столбиковым круговые диаграммы также могут быть подвижными. Круговые диаграммы могут составлять целую серию и выражать отдельные, иногда мало связанные друг с другом закономерности. Большую и разнообразную группу диаграмм составляют фигурные диаграммы, на которых величины выражены масштабными рисунками-силуэтами.

Умения читать и строить графики и диаграммы, согласно ФГОС, являются одними из важных познавательных УУД и необходимыми предметными навыками. Способность ученика интерпретировать графики и диаграммы, в том числе критически относиться к представленной информации, а также представлять данные в виде графиков и диаграмм — полезные навыки в современном обществе. Например, географические методы анализа и структурирования информации применяются не только на уроке географии. В 6 классе в учебнике по информатике можно встретить таблицу с данными, направленными также на формирование географического мышления. На основе этих данных школьник учится стоить круговую диаграмму. Такую сопряженность предметов следует учитывать. Можно организовать совместные уроки, на которых, например, ученики будут составлять на компьютере диаграммы, пользуясь в качестве источника данных учебником географии.

Схематические рисунки

Фигурные диаграммы, таблицы и схемы имеют некоторые общие черты со схематическими рисунками самого различного содержания. Их достоинства состоят в том, что в отличие от картин и фотографий они освобождены от второстепенных деталей, основное содержание выступает в них четко и выразительно. Поэтому рисунки содействуют быстрому достижению целей обучения.

Схематические рисунки

Очень часто применяются рисунки-разрезы, на которых изображают происходящие в природе процессы. Возможности схематического рисунка в географии поистине безграничны.

Графические приемы на классной доске

Мы вели речь о выполнении рисунков на бумаге и другом материале тушью, красками или карандашом. Но в практике преподавания географии нельзя забывать и о классной доске, роль которой иногда незаслуженно принижается. Известный методист-географ И. И. Заславский писал: «...когда я замечал, что ни мое объяснение, ни демонстрируемое пособие должного представления у учащихся не создает, моя рука невольно тянулась за мелом, и на доске появлялся экспромтом рисунок, может быть, не всегда удачный, но зато почти всегда всех удовлетворявший».

Рассмотрим некоторые основные положения, относящиеся к рисунку на доске. Достоинства таких рисунков значимы, прежде всего, потому, что рисунки предельно обобщены, а, следовательно, основная идея выступает в них особенно рельефно и четко. Рисунок появляется на доске постепенно, и это способствует более яркому выделению его отличительных структурных черт, повышает обучающую ценность. Штрих за штрихом, линия за линией вместе с объяснением возникает он на доске и служит обобщенным выражением зрительного образа объекта, запечатлеваемого в сознании. Обобщенность и последовательность выражения - важнейшие достоинства рисунка как вида наглядности.

Рисунок на доске может служить также хорошим средством проверки знаний. Если представления ученика достаточно четки, он сможет изобразить с помощью рисунка то или иное явление. Если, наоборот, представления расплывчаты, рисунок не получится. По некоторым темам полезно использовать цветной мел. Он нужен для выражения разноплановости явлений.

Вспомогательные средства

Технические средства обучения

Совершенствование современных образовательных технологий является одним из основных ресурсов повышения качества образования. С введением ФГОС в школе появилась новизна современного урока. Перед учителями ставится задача не только дать обучающимся знания, но и научить их самостоятельному поиску, т.е. научить учиться. Именно это и становится залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Для того чтобы иметь хорошие результаты в обучении, необходимо повышать познавательную активность учеников и интерес к своему предмету. В этих целях используются на уроках различные современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Современные информационные технологии подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

Рассмотрим направления в развитии ИКТ:

  1. универсальные информационные технологии: текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы;
  2. компьютерные средства телекоммуникации;
  3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, электронные учебники;
  4. мультимедийные средства.

На последних стоит остановиться подробнее, т. к. именно с мультимедийными средствами обучения сегодня связывают развитие ТСО в образовании. Применение презентаций в учебном процессе связано с мультимедиа. Термин «мультимедиа» произошёл от слияния двух латинских слов: multum — много и media, medium — средство, соединение, сочетание. Использование термина «мультимедиа» в системах современных информационных технологий означает соединение в компьютерной среде всего многообразия инструментальных средств, которые позволяют представлять разные информационные модели реального мира, создавая системный эффект наиболее полного его восприятия человеком.

Инструментальные средства, которые обеспечивают автоматическое создание базовых элементов (текста, графики, звука и видеоинформации) и позволяют их соединять в одном программном модуле (мультимедийном приложении) или создавать готовый программный продукт на компакт-диске (мультимедийный продукт), принято называть средствами мультимедиа, или мультимедийными средствами обучения.

Под мультимедийным приложением следует понимать воспроизводимый программный модуль, в котором базовые элементы мультимедиа соединены между собой интерактивным пользовательским интерфейсом в целую информационную систему мультимедиа.

Под термином «гипермедиа» понимается программированный метод управления сюжетными элементами в единой структуре «сценария» мультимедийного приложения.

Мультимедийные приложения (продукты, программы) могут быть использованы для организации обучающей среды, применимой в разнообразных обучающих контекстах, в которых учащиеся усваивают учебный материал и участвуют в диалоге с учениками и педагогами. Таким образом, учебные мультимедиа могут являться эффективным средством наглядного обучения.

Виды мультимедийных средств обучения (МСО):

  • светотехнические: учебные видеофильмы, диафильмы;
  • звукотехнические: учебные CD, магнитофонные записи;
  • средства программного обучения: обучающие программы, web-технологии, сайты, блоги, базы данных, форумы, чаты, тестовые модули.

Задачи применения мультимедийных средств обучения вобразовательном процессе:

  • стимулирование когнитивных процессов познания учащихся, в первую очередь влияющих на восприятие и осознание учебного материала;
  • повышение мотивации познавательной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм обучения, расширение количества и доступности различных источников информации, обеспечение удобства её получения;
  • уменьшение противоречий между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение;
  • развитие навыков совместной работы и коллективного познания;
  • повышение общекультурного уровня обучающихся, способствование их эстетическому воспитанию.

Основные требования при использовании мультимедийных средств обучения:

  1. Находить наиболее рациональное применение как отдельных видов МСО, так и их комплексного сочетания.
  2. Соблюдать логическое построение, последовательность и ясность в демонстрации рассматриваемых предметов, явлений и процессов.
  3. Выделять главное в содержании информации; по возможности исключать из визуального и звукового ряда посторонние предметы и звуки, не относящиеся к изучаемому процессу и отвлекающие внимание учащихся от сосредоточенного рассмотрения основного в данной теме.
  4. Соотносить длительность показа и разъяснения отдельных фрагментов учебного материала с их сложностью и значимостью в изучаемой теме.
  5. Учитывать психолого-педагогические особенности восприятия нового материала учащимися при первоначальной его демонстрации. Так, например, применение интерактивной доски на уроке даёт учителю ряд преимуществ:
  • можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами, например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране;
  • всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи;
  • работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу;
  • благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока;
  • при подготовке к уроку не обязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать нужные материалы к уроку на любом компьютере, например, домашнем;
  • можно применять свои ранее созданные презентации, без каких- либо изменений или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном обеспечении.

Эти преимущества позволяют сделать уроки разнообразными, динамичными и интересными. Интерактивную доску можно использовать для демонстрации и анализа художественных текстов, проведения различных композиционных игр, составления схем и таблиц, проверки знаний, изучения и закрепления нового материала, организованного в презентацию.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Также следует учитывать продолжительность непрерывного применения технических средств обучения в ходе организации образовательного процесса.

Классы

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Работа с изображение на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

В заключение необходимо остановиться на сложностях и недостатках применения мультимедийных средств обучения в учебном процессе, которые раскрывают также проблемы создания и применения учебных презентаций:

  1. Не все учащиеся и не в любой учебной ситуации могут воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные средства в процессе организации самостоятельной работы и в самообучении.
  2. Рассеивание внимания. При использовании сложных и запутанных способов представления информации, нарушении логики изложения материала в угоду красочности и насыщенности предоставляемой информации часто возникает рассеивание либо отвлечение внимания учащихся. Более того, возможности учащихся в одновременном использовании различных органов чувств ограничены, что может сказаться негативно на образовательном потенциале мультимедийных материалов.
  3. Отсутствие выборочной обратной связи зачастую приводит к невозможности учитывать индивидуальные особенности учащегося.
  4. Ограниченность компьютерного моделирования. Никакое мультимедийное средство обучения не сможет в полной мере заменить натуральные объекты и реальные опыты.
  5. Недостаточная подготовленность педагогов и обучающихся к использованию в своей работе средств мультимедиа, а также в процессе организации совместной познавательной деятельности. В связи с этим ряд традиционных форм и методов обучения не сочетается с применением МСО и требует своего совершенствования.
  6. Достаточно высокая сложность создания мультимедийных материалов и продуктов.
  7. Технические сложности и ограничения, связанные в конечном итоге с компетентностью педагога в области применения информационно-коммуникационных технологий, а также с учётом их в своей работе.

Учебная презентация

Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Рассмотрим основные требования к презентации.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

  • соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
  • отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
  • лаконичность текста на слайде;
  • завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
  • объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
  • расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
  • наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
  • информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

  • использование только оптимизированных изображений;
  • соответствие изображений содержанию;
  • соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
  • качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
  • качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
  • обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

  • читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
  • кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 20 пунктов;
  • отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
  • использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
  • длина строки не более 36 знаков;
  • расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
  • подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

  • использование единого стиля оформления;
  • соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
  • использование для фона слайда психологически комфортного тона;
  • фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
  • использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
  • соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
  • целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к качеству навигации:

  • работоспособность элементов навигации;
  • качество интерфейса;
  • целесообразность и рациональность использования навигации.

Требования к эффективности использования презентации:

  • обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
  • педагогическая целесообразность использования презентации;
  • учет требований СанПиНов к использованию технических средств;
  • адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;
  • творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.

На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.

На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации с фотографией и информацией об авторе.

Лабораторное оборудование

В каждой школе на уроках географии используются приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий. К ним относится ученический компас, школьная метеостанция, линейка визирная, рулетка, угломер школьный, барометр – анероид.

В современной школе используются цифровые лаборатории, которые позволяют включить ИКТ-технологии в преподавание географии. Благодаря им можно использовать цифровые измерители, проводить компьютерную регистрацию и графически представлять показатели погоды, моделировать географические процессы, вести компьютерный дневник погоды.

В зависимости от поставленных задач и технических возможностей учитель может выбрать лабораторию любого типа. Например, Цифровые лаборатории по географии Архимед 4, EinsteinTablet и EinsteinLabMate.

Используют их в рамках творческого лабораторного практикума, учебного исследования или практикума по моделированию географических объектов и явлений,сопровождающего курс географии 5-6 класса при изучении тем: магнитное поле Земли, моделирование гейзера, изменение температуры воздуха с высотой, зависимость температуры поверхности от угла падения солнечных лучей и другие темы. Лабораторное оборудование “Климат и окружающая среда” позволят провести межпредметные исследования на стыке географии, биологии и физики.

Список источников:

  1. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт https://minobrnauki.gov.ru/.
  2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.
  3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html.
  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/55170694/
  6. Низиенко Е.Л., Шмелькова Л.В. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] /Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010.- №3.
  7. Андерсен Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании специализированный учебный курс. — М. : Дрофа, 2007.
  8. Белякова М. М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках. М.: Буки-Веди, 2014
  9. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка — М., 1985.
  10. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб, 2002.
  11. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.
  12. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М. : Академия, 2001
  13. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. - М.: Академия, 2002.
  14. Калинова В.С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост.Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.
  15. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика преподавания биологии. - М.: Академия, 2008. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д.
  16. Методика обучения общей биологии. Просвещение - Москва, 2010.
  17. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии; Колос - Москва, 2007.
  18. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. - М.: Учитель, 2004.
  19. Общая методика обучения биологии в школе. - М.: Дрофа, 2010.
  20. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии; Академия - Москва, 2008.
  21. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003
  22. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  23. Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: Дрофа, 2000.
  24. Суворова Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в школе: книга для учителя под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 2000.
  25. Титов Е. В., Морозова Л. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии; Академия - Москва, 2010.
  26. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии; Мнемозина - Москва, 2002. – 3
  27. Тихомиров В.П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития // Открытое образование. 2011. - № 3. - С.22-28.
  28. Россия на пути к Smart-обществу: монография / Под ред. проф. Н.В. Тихомировой, проф. В.П. Тихомирова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2012. – 280 с
13.11.2019